Файл: Руководство для педагогов старшей группы (56 лет) по Типовой учебной программе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.03.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Организационный момент.
Для мотивации педагог предлагает детям рассмотреть картинки, составленные из геометрических фигур: кругов и овалов.



– Из чего составлены бусы на рисунке?

– Знаете ли вы, как называются эти фигуры?

Дети обсуждают рисунок, называют знакомые им фигуры.
2.Основная часть.

Работа в группах – поисковый этап.
Детям педагог раздает наборы из фигур – круги, овалы, квадраты, прямоугольники и предлагает составить свои «бусы» или узоры. Далее педагог предлагает сопоставить близкие по размеру круг и квадрат, овал и прямоугольник.
Работа в тетради.
Предлагает выполнить задание №1, в котором нужно обвести фигуры пальчиком. Назвать сходства и отличия.
Дети работают в группах, составляют узоры из фигур.
Предлагает выполнить задание №2, в котором нужно подобрать коврик соответствующей формы.
Выполняют наложение фигур, сравнивают. Дети накладывают фигуры друг на друга, проводят аналогии.
Физминутка.
Дидактическая игра «Автомобили – в гараж».

Необходимо раздать детям геометрические фигуры. Сообщить детям правила игры.
– Представьте, что вы «машины», а геометрические фигуры «номера машин», «гаражи» – это стульчики со значками – геометрическими фигурами.
По сигналу «машины» едут по группе и становятся в гараж. На «машине» должна быть та же геометрическая фигура, что и на «гараже». Стульчики меняются местами. Игра повторяется.
Далее педагог предлагает выполнить задание №3, в котором нужно найти место для каждой фотографии. Наклеить ее.
40

Определяют фотографии, каких членов семьи помещены в рамки какой формы.

Повторяют хором названия фигур – овал, круг.
Затем переходят к определению формы рамок на фотографиях. Формулируют высказывания, например: «Это бабушка. Ее фотография в прямоугольной рамке». Далее проводит дидактическую игру «Что изменилось?».
Педагог предлагает детям рассмотреть фигуры и запомнить их расположение.

Просит детей закрыть глаза и убирает одну фигуру.

Дети участвуют в игре, закрывают глаза. Открывают глаза, называют, что изменилось.

Игра повторяется два раза.
Предлагает выполнить задание №4, в котором нужно раскрасить фигуры соответствующим цветом.

Для проверки задания, можно предложить показать их соседу по столу.
Работа с демонстрационным материалом – таблицей 11.
Игровая ситуация: педагог приглашает на «зимнюю прогулку» со снеговиками.
Предлагает сравнить рисунки: чем они похожи и чем отличаются.
Закрепление прямого и обратного счета. Порядковый счет слева направо. Затем наоборот.
Представьте, что снеговиков с ведрами построили ребята из старшей группы.
– Сколько снеговиков они построили? Выставляет карточку с цифрой 3.
– А малыши построили еще 2 снеговика без ведер.
– Сколько всего снеговиков они построили?
3. Рефлексия.

Педагог подводит итог, поощряет детей.
Просит нарисовать в воздухе фигуры, с которыми познакомились на занятии. Начертить на полу правой ножкой, левой ножкой. Дети изображают фигуры в воздухе и на полу, делятся впечатлениями. Наводят порядок на столах.
12

Образовательные области: Познание. Коммуникация.

Раздел: ФЭМП.
Тема: Шар, куб, цилиндр.
Цель: познакомить с объемными геометрическими фигурами: куб, шар, цилиндр; Задачи: научить распознавать куб, шар, цилиндр; продолжить работу по развитию пространственных представлений, навыков счета; развивать умение анализировать, сравнивать. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать усидчивость.
Ожидаемый результат.

Воспроизводят: названия фигур: куб, шар, цилиндр.

Понимают: отличительные свойства этих фигур.

Применяют: могут распознавать объемные фигуры: куб, шар, цилиндр.
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь, таблица №16 из демонстрационного материала.
Словарная работа: куб, шар, цилиндр.
ХОД ОУД

1.Организационный момент.


41

Для мотивации к работе педагог приглашает в страну «волшебных» фигур. В этой стране все построено из этих фигур. Предлагает рассмотреть все фигуры, найти одинаковые и познакомиться с их названием.



Дети вовлекаются в игровую ситуацию. Ищут одинаковые фигуры.

2.Основная часть.
Организационно-поисковый этап педагог начинает с предложения поиграть в постройку домиков. Педагог предлагает сначала разобрать домики-замки из фигур и найти одинаковые. Дает названия фигурам и просит повторить хором.
По возможности надо дать пощупать детям объемные фигуры и предложить группам построить свои замки из фигур и рассказать, из каких фигур они это сделали. Предлагает наглядный материал или подбирает картинки, на
которых изображены предметы, имеющие форму куба, шара, цилиндра.
– На что похож шар?

(цилиндр, куб)
Игра для развития пространственных представлений.
На три полочки расставляются игрушки, и педагог просит поднять карточку с той фигурой, которая находится в верхнем правом углу полочки. Посередине на второй полке. На нижней полке слева и т.д. После того, как дети поднимут карточку, надо сказать вслух название фигуры.
Повторяют названия. Сравнивают их с предметами из окружающей обстановки. Делают вывод, что на что похоже.
Дети проявляют интерес к игре, включаются в нее, внимательно слушают педагога, выполняют правила игры.
Работа в рабочей тетради.
Предлагает выполнить задание №1, в котором нужно назвать фигуры, соединить с предметами такой же формы.
Предлагает выполнить задание №2, в котором нужно найти на картинке и назвать предметы, похожие на шар, куб, цилиндр.
Физминутка.

Руки кверху поднимаем,


  • потом их опускаем,

  • потом их разведем,




  • потом быстрей, быстрей, Хлопай, хлопай веселей.


Выполняют движения по тексту физминутки.
Предлагает выполнить задание №3, в котором нужно посчитать фигуры и обвести соответствующую цифру.
Предлагает выполнить задание №4, в котором нужно нарисовать в клетках предметы такой же формы.
Дидактическая игра «Отгадай фигуру».

Необходимо взять не прозрачный мешочек. Положить фигуры вовнутрь.
– В мешочке находятся предметы разных геометрических форм. Не заглядывая в него, вы должны пощупать один предмет (геометрическое тело, фигуру).



42

Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не найдет нужную. Полезно сравнивать и фигуры между собой.
– Есть ли у шара стороны?

– Может ли катиться шар, куб? Играют в игру.
Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую хочет показать. Дети сравнивают фигуры между собой.
3. Рефлексия.
Педагог подводит итог, поощряет детей. Просит рассказать о фигурах, с которыми познакомились.
– Встречали вы их ли раньше?

– Как называются?

– Какое задание было особенно интересно?

Дети делятся впечатлениями, отвечают на вопросы.

13
Образовательные области: Познание. Коммуникация.

Раздел: ФЭМП.
Тема: На – над – под – внутри, снаружи, впереди – сзади, справа – слева.
Цель: познакомить с пространственными отношениями: выше – ниже, справа – слева, сверху – снизу, посередине, между.
Задачи: учить детей устанавливать пространственные отношения; формировать умение ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа); развивать внимание, память, речь. Воспитывать усидчивость.
Ожидаемый результат.
Воспроизводят: слова, обозначающие расположение предметов в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, посередине.
Понимают: как объяснить расположение предмета в пространстве.
Применяют: навыки ориентирования на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, по центру), находить определенный предмет по расположению.
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №1, таблица № 7 из демонстрационного материала.
Словарная работа: выше – ниже, справа – слева, сверху – снизу, посередине, между.
ХОД ОУД

1.Организационный момент.
Мотивационно-побудительный этап начинается с приглашения в игровой уголок.
Педагог предлагает детям навести порядок на полочках в шкафу. Расставить игрушки так, как показано в образце, при этом описать положение предмета.
Дети наводят порядок в шкафу на полочках. Определяют предметы, которые они будут расставлять и вспоминают слова, описывающие положение предмета в пространстве.
2.Основная часть.
Педагог выставляет три полочки перед детьми. На полочки предлагает поставить предметы как в образце. Задает вопросы, где надо поставить машинку, мячик, куклу, мишку и т.п., добиваясь ответа с использованием слов «вверху», «внизу», «посередине», «слева», «справа», «между».
Дети рассказывают, где расположены предметы, участвуют в расстановке предметов на полке по плану. Выходят к полочке и называют место словами, описывающими положение в пространстве, ставят игрушку. По-разному называют одно и то же местоположение предмета.
Работа в рабочей тетради.

Педагог предлагает выполнить задание №1, в котором нужно рассмотреть картинку.
Назвать расположение игрушек на полке.



43

– На какой полке сидит обезьянка?

– Какие игрушки находятся над книгами?

– Какие под книгами?

– Покажите пальчиком, где должен быть мячик.


– Как назвать это место на полочке?

Дети выполняют задание, описывают расположение игрушек.
Затем педагог предлагает игру «Прятки». Не называя предмет, надо описать его местоположение и какие-либо свойства. Остальные дети отгадывают, что это за премет. Дети играют в игру. Выходят по очереди к полочкам и описывают положение загаданного (спрятанного) предмета.
Пальчиковая гимнастика.

Выполнение упражнения сопровождается чтением стихотворения:
Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Дети сжимают пальцы в «замок».)

Мы с вами подружимся,
Маленькие пальчики.

(Дети разжимают пальцы.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Пальцы поочередно касаются друг друга, начиная с мизинца.)

Начинай играть опять.

Можно вспомнить и знакомую гимнастику.


  1. «Зайчик» – пальцы сжаты в кулачок. Ребенок выпрямляет и разводит в стороны указательный и средний пальцы. «Зайка» вытянул уши.




  1. «Кольцо» – пальцы сжаты в кулачок.

Ребенок выпрямляет большой и указательный пальцы, а затем их соединяет.


  1. «Пальчики поздоровались» – ладони рук с поднятыми пальцами напротив друг друга. Дети выполняют пальчиковую гимнастику.


Педагог предлагает выполнить задание №2, в котором нужно положить игрушки на полку. Коробку – на верхнюю полку справа, мяч на нижнюю полку справа, грушу – на верхнюю полку слева, юлу – под грушу. Наклеить их.
Можно предложить расположить одну из игрушек по желанию ребенка, а потом попросить рассказать, куда он ее положил.
Воспитаники выполняют задание, комментируют свои действия.
Педагог предлагает выполнить задание №3, в котором нужно нарисовать бусинку в шкатулке, под шкатулкой, над ней, слева, справа от шкатулки.
Работа с демонстрационным материалом таблицей 7.
Педагог предлагает отправиться в путешествие на поезде. Прикрепляет 5 вагонов к паровозу. Просит посчитать только вагоны, без паровоза. Отодвигает паровоз на «запасные пути». Дает задание: прикрепить номера вагонов.
Меняет нумерацию вагонов в обратном порядке и ведет счет вместе с детьми справа налево.
Употребляет слова: первый, последний, посередине, между вторым и третьим вагоном. Предлагает поиграть в игру «Прятки»: в каком вагоне спрятался мышонок (или любой другой герой). Правила: дети закрывают глаза, один водящий прячет мышонка за вагон. Другие отгадывают его по описанию. Водящий, не называя вагон, старается описать его. Например: он не второй и не четвертый. Он находится между пятым и третьим или он не красный и не третий и т.д.