Файл: Университета имени Г. В. Плехановаповеденческая экономика современная парадигМА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.03.2024

Просмотров: 323

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

179
требления развивалась несколько особняком не только от основных течений со- временной российской экономической мысли, ее многие вопросы изучались явно недостаточно, оставлялись на долю маркетологов. Однако в начале ХХI в. намеча- ется нарастание исследований как в общем в области поведенческой экономики, так и конкретно в поведенческой теории потребления, что позволяет надеяться на углубление междисциплинарного подхода и плодотворные результаты в будущем.
Теория информационных каскадов. Габитус
В последнюю четверть прошлого века появились теоретические работы, опи- сывающие модели поведения больших людских масс. Интерес к этой теме был вызван как трудами философов и социологов, так и задачами, поставленны- ми практической жизнью. Почему возникают «пузыри» на финансовом рынке?
Как принимают решения люди, когда они сталкиваются с необходимостью инте- грировать информацию, поступающую из разнообразных и несравнимых источни- ков? Может ли общество, используя возможности, предоставляемые находящейся в его распоряжении информацией и столь мощным средством, как социальные сети, влиять на поведение, выбор людей? Даже обладая полным знанием о дей- ствиях других агентов, мы все равно не можем с точностью предсказать, каково будет их поведение.
Данные проблемы находят свое решение в рамках теории информационных ка-
скадов, которая пытается объяснить, как поведение масс переходит от одной точки равновесия к другой. В силу глобализации людское поведение в одной стране мо- жет изменить стратегии агентов в другой, что еще больше актуализирует данную область знаний.
Каскад – общее понятие, обозначающее множество идущих друг за другом объ- ектов (сущностей) одного рода, схожих по общим признакам, а также сам объект этого множества. Примером каскадов, возникающих в социальной сфере, служат массовые движения.
Согласованное поведение чаще всего встречается у относительно небольших групп акторов. Иная ситуация складывается, когда агентов становится много, им чрезвычайно трудно установить между собой широкую сеть взаимных контактов.
Массовые движения возникают не только в революциях и религиозных движени- ях, но и в сфере экономики и финансов и в других областях. В массовое движение актор вовлекается, когда не знает, как реагировать на возникшие риски; чаще всего в этих условиях он теряет уверенность в своих оценках и стремится поступать,
«как все», игнорируя получаемую лично им информацию.
Как в моделях согласованного поведения при принятии решений, так и в моде- лях, изучающих подражательное поведение, предполагается, что альтернативы, из которых предстоит выбирать индивиду, заданы, индивид вполне осознает крите- рии выбора. Ему понятна цель, но не всегда ясны пути ее достижения.
Глава 8. Потребительская экономика и поведенческая теория потребления


180
Трудности при осуществлении выбора связаны прежде всего с ограниченно- стью индивидуального знания. Большая часть человеческих знаний имеет неяв- ный характер, воплощаясь в разнообразных практических навыках, умениях и привычках. Отдельный человек бесконечно зависим от знаний, имеющихся у дру- гих; по сравнению с общим массивом информации его индивидуальные познания ничтожно малы. Если речь идет об узком круге компетентных людей, перед при- нятием решения актор может их опросить и затем использовать результат опроса.
Очень часто такой информации недостаточно с точки зрения того, кому предстоит принять решение. Осознавая ограниченность собственных знаний, субъект пыта- ется использовать по мере возможностей знания и опыт других людей и при этом, как правило, больше доверяет действиям других агентов, чем аргументам и сви- детельствам. Ему важно понять, идут ли люди по улице под зонтами, вкладывают ли люди деньги в определенные акции, какова нынешняя мода на одежду, музыку, лекарства и методы лечения и т.д
1
Анализ подобного поведения индивида возможен при применении такого мето- дологического инструмента структуралистско-конструктивистского подхода, как изучение типа и структуры габитуса, соединяющего «социальные отношения» и
«агента».
Под габитусом понимается продукт предшествующего воспитания и образо-
вания индивида, усвоения им принципов поведения, как навязанных структурой,
так и рожденных внутренним миром в определенных жизненных ситуациях.
Схемы «восприятия, мышления и действия», по мнению П. Бурдье, являются со-
ставными частями габитуса. Формирование на этой основе жизненного опыта
позволяет индивиду действовать часто неосознанно, определенным – тем, а не
другим способом.
Габитус представляет собой структурированную систему практических схем, предрасположенную функционировать как структура, формирующая все практики агента таким образом, что они оказываются адаптированными к системе социаль- ных отношений, продуктом которых он является.
Габитус определяется своим происхождением, тем, что он есть интериоризи- рованный ансамбль социальных отношений, а также своим положением в систе- ме производства практик – тем, что он является одновременно результатом инте- риоризации объективных социальных отношений и необходимым субъективным условием производства практик.
Практический мир, который конституируется в отношении с габитусом как системой когнитивных и мотивирующих структур, есть мир уже достигнутых
целей, способов применения или рынков, которым нужно следовать, и объектов,
средств или институтов. Это объясняется тем, что прочно усвоенные диспозиции
1
Горвиц Г.Г. Принятие индивидуальных решений: массовые движения, координация действий и подражательное поведение. Доклады V Международной конференции «Парал- лельные вычисления и задачи управления». М.: PACO, 2010.
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки


181
в отношении возможного и невозможного, свобод и необходимостей, попущений и запретов, вписанных в объективные условия, порождают диспозиции, объектив- ным образом совместимые с данными условиями и в некотором роде заранее адап- тированные к их требованиям. Наименее вероятные практики исключаются еще до какого-либо рассмотрения как немыслимые посредством того прямого подчи- нения порядку, который заставляет делать из нужды добродетель, т.е. отказываться от невозможного и хотеть неизбежного.
Габитус как искусство изобретения позволяет производить бесконечно боль- шое число практик, относительно непредсказуемых и вместе с тем ограниченных в своем разнообразии.
С одной стороны, как совокупность практических схем, выступающих в каче- стве принципов практической классификации, габитус есть «социальное чувство», т.е. нечто спонтанное и нерациональное. Реакции габитуса характеризуются от-
сутствием расчета в отношении объективных возможностей, непосредственно вписанных в настоящее (что нужно делать или говорить, чего говорить и делать нельзя), возможного будущего, исключающего размышление. С другой стороны, он обеспечивает структурированность импровизаций агента, упорядоченность его непреднамеренной изобретательности, которая находит точку отсчета и опору в полностью готовых «формулах»
1
. Следуя данным формулам, габитус стремится устранить случайные обстоятельства из любой социальной ситуации, с которой он сталкивается, и переформулировать их в задачу, принципом решения которой он располагает. При этом, будучи продуктом определенного класса объективных закономерностей, габитус стремится порождать «разумные» способы поведения, идущие от «здравого смысла», допустимые в рамках этих и только этих закономер- ностей. В то же время габитус стремится исключить любые «безумства» («это не для нас»), т.е. поведение, обреченное на неодобрительную оценку в силу его несо- вместимости с объективными условиями. Сформированные таким образом струк- туры габитуса, в свою очередь, лежат в основе восприятия и оценивания всякого
последующего опыта.
Таким образом, габитус – это способность свободно производить практики, но в то же время это жесткий каркас, ограничивающий данную производительную способность. Он не допускает «ни создания чего-либо невиданно нового, ни про- стого механического воспроизводства изначально заданного»
2
Являясь продуктом истории, габитус обеспечивает активное присутствие про- шлого опыта, который, существуя в форме схем восприятия, мышления и действия, более верным способом, чем все формальные правила и нормы, дает гарантию тождества и постоянства практик во времени, их преемственности и упорядочен-
1
Горвиц Г.Г. Принятие индивидуальных решений: массовые движения, координация действий и подражательное поведение. Доклады V Международной конференции «Парал- лельные вычисления и задачи управления». М.: PACO, 2010. С. 182.
2
Bourdieu P. Le Sens pratique. P.: EEd. De Minuit, 1980. P. 92.
Глава 8. Потребительская экономика и поведенческая теория потребления


182
ности. Следовательно, габитус обеспечивает воспроизводство социальных инсти-
тутов: структура института вписывается во внутреннюю структуру индивида и впоследствии воспроизводится в его будущих практиках (по мнению Бурдье, «соб- ственность присваивает хозяина, принимая форму структуры порождающей прак- тики, совершенно соответствующие ее логике и требованиям»). Габитус позволяет
«обжить» институции, практически их присвоить и тем самым поддерживать в активном, жизненном, деятельном режиме.
Бессознательность габитуса определяется его телесностью: установки вписаны в телесность и проявляются в манере, стиле, привычке говорить, держаться, дви- гаться, подчиняясь определенным инкорпорированным требованиям.
Связь между существенными характеристиками определенных социальных и экономических условий и отличительными чертами, которые обычно ассоцииру- ются с какой-то позицией в пространстве стилей жизни, можно объяснить дей- ствием габитуса.
Важно отметить, что габитус целостен и не может быть разложен на отдельные составляющие его диспозиции, поскольку выражает один общий принцип, пере- носимый из одной сферы в другую, задавая их взаимную согласованность. Как целостная ситуация или переносимая в ситуацию система практических схем га- битус постоянно и повсеместно прикладывается ко всему окружению, превращая совокупность практик агента в характерный стиль жизни.
Поскольку различные условия существования производят разные габиту- сы, постольку порождаемые различными габитусами практики представляют собой упорядоченные конфигурации свойств, которые выражают социальные различия, содержащиеся объективно в условиях существования, как систему дифференцирующих расхождений. Воспринимаясь агентами, эти расхождения и соответствующие им черты функционируют как стили жизни. Общий принцип здесь следующий:
– условия существования определенного класса и положение индивида в общей структуре условий существования формируют определенный габитус;
– габитус лежит в основе, во-первых, схем, порождающих практики, во-вторых
– схем восприятия и оценивания;
– схемы, порождающие практики, и схемы восприятия и оценивания ответ- ственны за выбор занятий, предметов, точек зрения и прочего, которые в итоге формируют определенный стиль жизни.
Соответственно, другой класс условий существования индивида порождает другой габитус, прочие практические схемы и в итоге – иной стиль жизни.
Однородность габитусов, наблюдающаяся в границах одного класса условий существования и социальных детерминаций, есть то, что делает практики и про- изведения непосредственно понятными и предсказуемыми, а следовательно, вос- принимаемыми как очевидные и сами собой разумеющиеся.
Объективная гомогенизация габитусов группы или класса, вытекающая из го- могенизации условий существования, позволяет объективно согласовывать прак-
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки


183
тики без стратегического расчета и сознательного соотнесения с нормами и де-
лать их взаимно приспособленными при отсутствии какого-либо непосредствен-
ного намерения и какой-либо эксплицитной договоренности.
Если практики членов одной группы или – в дифференцированном обществе
– одного класса всегда согласованны больше и лучше, чем о том знают или чего хотят агенты, это потому, что (как об этом говорил еще Лейбниц), «следуя лишь своим законам, каждый тем не менее согласуется с другим». Таким образом, га- битус можно определить как имманентный закон, lex insita, вписанный в тела сходной историей. Можно утверждать, что действие данного закона проявляется в
воспроизводстве внешних социальных структур под видом внутренних структур
личности
1
Однако габитус обеспечивает не только воспроизводство, но и определенную
изменчивость социальной структуры в практиках индивида, подвергает институ- ции пересмотру и преобразованию, что является компенсацией и условием их ре- активации. Понять, как изменяются структуры габитуса, можно при соотнесении социальных условий, в которых он формировался (производя при этом условия своего формирования), с социальными условиями, в которых он был «приведен в действие».
Габитус ежемоментно структурирует новый опыт, преобразующий первона- чальные структуры в границах, определенных их избирательной силой, и осу- ществляет единую интеграцию опытов, статистически общих для всех членов одного класса, однако эта интеграция подчинена первому опыту. Особая значи- мость первоначального опыта является следствием того, что габитус стремится обеспечить собственное постоянство и защититься от изменений с помощью отбо- ра, совершаемого им в потоке новой информации. Так, при появлении случайной или принудительной информации он отбрасывает ту, которая способна вызвать сомнения в усвоенной ранее, в частности, создает неблагоприятные условия для появления такого рода информации. Можно, например, считать заключение гомо- гамных (равных) браков парадигмой всякого «выбора»: габитус здесь стремится потворствовать опыту, способному укрепить его (на это же указывает и тот эмпи- рически зафиксированный факт, что о политике стараются говорить с теми, кто придерживается того же мнения).
Через систематически совершаемый выбор мест, событий, людей, которых можно посещать, габитус стремится укрыться от критики и критического пере- смотра, обеспечивая себе среду, к которой он лучше всего приспособлен, т.е. отно- сительно стабильный универсум ситуаций, способных укрепить его диспозиции, предлагающий наиболее благоприятный рынок для его продуктов. И здесь снова в наиболее парадоксальном свойстве габитуса – невыбираемом принципе всякого
«выбора» – кроется разрешение парадокса об информации, необходимой, чтобы
уйти от информации: схемы восприятия и оценивания, характерные для габитуса,
1
Bourdieu P. Equisse d une theorie de la pratique: precede de trios etudes d ethnologie kabule.
Geneve: Droz., 1972. P. 175.
Глава 8. Потребительская экономика и поведенческая теория потребления