Файл: Вариант 1 Раскройте понятия анатомия, физиология и гигиена, их классификацию. Перечислите и охарактеризуйте цели и задачи дисциплин..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нейрон - это сложноустроенная возбудимая  клетка с отростками, которая воспринимает нервное возбуждение, перерабатывает его и передаёт другим клеткам.

нейроны –клетки, имеющие тело и два вида отростков:

* дендриты – короткие ветвящиеся отростки воспринимающие раздражение и образующие импульс.

* аксон – длинный маловетвящийся отросток передающий импульсы к органу.

При помощи отростков, нейроны соединяются между собой, а также с кровеносными сосудами, мышечными волокнами, железами.
Цитоплазма: Ядро митохондрии и рибосом

нервные окончания

Т ипы нейронов:


По строению:

Униполярные – один отросток

Биполярные – два отростка

Мультиполярные – много отростков

По функциям:

- Чувствительные – передаёт импульс в ЦНС

- двигательные – из ЦНС к органам

- вставочные – соединяют чувствительные и двигательные нейроны

Отростки нейронов объединяясь образуют нервные волокна, а волокна – нервы.

Функции нейронов:

Чувствительные – проводят информацию об ощущении (импульс) от поверхности тела и внутренних органов в мозг.

Вставочные – анализируют и вырабатывают решения

Двигательные – проводят импульс (команды) от головного и спинного мозга ко всем рабочим органам
Г) Приведите примеры разных видов рецепторов и назовите их функции.

Рецепторы - специализированные клетки, приспособленные к восприятию из внешней или внутренней среды организма того или иного раздражителя и преобразованию его из физической или химической формы в форму нервного возбуждения.

Виды рецепторов. Функции


В основу классификации рецепторов положено несколько критериев.
* Психофизиологический характер ощущения: тепловые, холодовые, болевые и др.
* Природа адекватного раздражителя: механо- (К ним относятся слуховые, гравитационные, вестибулярные, тактильные, опорно – двигательные рецепторы и барорецепторы сердечно - сосудистой системы), термо- (Кожные, внутренних органов и центральные термочувствительные рецепторы), хемо- (Рецепторы вкуса, обоняния, сосудистые и гистогенетические), фото- (Система зрения), Ноцицептивные (болевые),

баро– чувствительные нервные окончания в кровеносных сосудах, воспринимающие изменения АД и рефлекторно регулирующие его уровень, осмо- рецепторы участвующие в водно-солевом обмене.
* Среда, в которой рецептор воспринимает раздражитель: экстерорецепторы - расположены на внешней поверхности тела и воспринимают раздражения из внешнего мира - слуховые зрительные, осязательные, вкусовые, тактильные, интерорецепторы –находятся в различных тканях и внутренних органах (сердце, лимфатические и кровеносные сосуды, лёгкие и т.д.); воспринимают раздражители, сигнализирующие о состоянии внутренних органов, проприорецепторы - отвечают на стимулы, связанные с положением и движением частей тела и сокращением мышц.  расположены во внекожных структурах, главные из которых - мышцы, сухожилия и суставные сумки.
* Отношение к одной или нескольким модальностям: моно- и полимодальные
- мономодальные преобразуют в нервный импульс только один вид раздражителя - световой, температурный и т. д., полимодальные могут несколько раздражителей преобразовать в нервный импульс - механический и температурный, механический и химический.
Задание 30

1. Раскройте понятие «рефлекс», «рефлекторная дуга», «время рефлекса».

2. Приведите примеры безусловных и условных рефлексов.

3. Выявите особенности безусловных и условных рефлексов.

4. На плакате покажите рефлекторную дугу и охарактеризуйте ее звенья.

Задание: раскройте механизм деятельности нервной системы – рефлекс.



А) Раскройте понятие «рефлекс», «рефлекторная дуга», «время рефлекса»

Рефлексэто ответная реакция организма на изменение внешней или внутренней среды, осуществляемая при непосредственном участии центральной нервной системы и проявляющаяся в возникновении, изменении или прекращении функциональной активности органов, тканей или всего организма в ответ на раздражение его рецепторов. 

Путь, по которому проходит нервный им­пульс от раздражаемого рецептора до органа, отвечающего на это раз­дражение, называют рефлекторной дугой.
Б) Приведите примеры безусловных и условных рефлексов.

В зависимости от происхождения различают безусловные рефлексы и условные рефлексы.

Пример безусловных рефлексов: одергивание руки от горячих предметов, рефлекс мигания глаз, сужение зрачков при воздействии сильного света, способность младенца сосать грудь матери.

Пример условных рефлексов: выделение слюны на запах пищи, при резком запахе или созерцании неприятной картины возникает тошнота, ребенок реагирует на вид бутылочки с молоком, понимая, что это еда. Но когда малыш подрастет, у него этот предмет не будет формировать образ пищи, он будет реагировать на ложку и тарелку.
В) Выявите особенности безусловных и условных рефлексов.

Безусловные рефлексы — это врожденные, генетически запрограммированные реакции организма, свойственные всем животным и человеку. Рефлекторные дуги этих рефлексов формируются к моменту рождения, а в некоторых случаях — и в процессе постнатального развития. Например, половые врожденные рефлексы окончательно формируются у человека только к моменту половой зрелости в подростковом возрасте. Они могут изменяться под влиянием болезни. Безусловные рефлексы имеют консервативные, мало изменяющиеся рефлекторные дуги, проходящие главным образом через подкорковые отделы центральной нервной системы. Участие коры в протекании многих безусловных рефлексов необязательно.

Условные рефлексы индивидуальные, приобретенные реакции высших животных и человека, выработавшиеся в результате опыта. Рефлекторные дуги условных рефлексов формируются в процессе постнатального онтогенеза. Они характеризуются высокой подвижностью, способностью изменяться под действием факторов среды. Условные рефлексы формируются на основе безусловных и с участием высших отделов головного мозга.

Г) На плакате покажите рефлекторную дугу и охарактеризуйте её звенья

Рефлекторная дуга состоит из 5 звеньев:

1.Рецептор - воспринимающий внешнее (или внут­реннее) воздействие и в ответ на него образующий нервный импульс;

  1. чувствительное волокно (путь), проводящее нервный импульс к центральной части нервной системы (центростремительный путь);

  2. нервный центр, в котором происходит переключение возбуждения с чувствительных клеток на двигательные;

  3. двигательное волокно, передающее нервные импульсы на периферию (двигательный путь);

  4. нервное окончание  (действующий орган) - эффектор, передающий нервный импульс клеткам (волок­нам) рабочего органа (мышце, же­лезе).



Задание 31

1. Охарактеризуйте расположение спинного мозга.

2. Раскройте строение и значение серого и белого вещества спинного мозга.

3. Назовите функции спинного мозга

4. Перечислите возрастные особенности спинного мозга

Задание: раскройте строение и функции спинного мозга

Находится в позвоночном канале; вверху на уровне нижнего края большого затылочного отверстия переходит в головной мозг, внизу на уровне второго поясничного позвонка заканчивается мозговым конусом, от которого отходит терминальная (концевая) нить, которая состоит из соединительной ткани и спускается в крестцовый канал.
Б). Раскройте строение и значение серого и белого вещества спинного мозга

Это тяж цилиндрической формы длиной примерно 43 см, массой приблизительно 36 грамм, расположенный в позвоночном канале, который сверху переходит в головной мозг, а снизу, на уровне второго поясничного позвонка, заканчивается мозговым конусом, от которого отходит терминальная нить.

Спинной мозг имеет два утолщения: шейное и пояснично-крестцовое. От этих утолщений берут начало нервы, идущие к конечностям.

Если рассмотреть строение спинного мозга в поперечном разрезе, то в центре его можно увидеть серый участок в виде раскрывшей свои крылья бабочки. Это – серое вещество спинного мозга. Оно окружено снаружи белым веществом.




Крылья «бабочки» более широкие образуют передние рога серого вещества, более узкие – задние. В передних рогах находятся двигательные нейроны (передают двигательные рефлексы), в задних – вставочные (обеспечивают связь между самими нейронами). Между симметричными боковыми частями имеется поперечная перемычка из мозговой ткани, в центре которой проходит канал, сообщающийся верхней частью с желудочком мозга и заполненный спинномозговой жидкостью. В некоторых отделах или даже по всей протяженности у взрослых людей центральный канал может зарастать.

Белое вещество состоит из так называемых аксонов – нервных отростков, из которых создаются волокна нисходящих и восходящих проводящих путей.

Передний корешок спинномозгового нерва отвечает за двигательные рефлексы. Задний корешок за чувствительные рефлексы. Корешки объединяются в спинномозговой нерв.

Соединение симметричных столбов в передней и задней частях образует на поверхности мозга две борозды: переднюю, более глубокую, и заднюю.