Файл: Вариант 1 Раскройте понятия анатомия, физиология и гигиена, их классификацию. Перечислите и охарактеризуйте цели и задачи дисциплин..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нейрон - это сложноустроенная возбудимая клетка с отростками, которая воспринимает нервное возбуждение, перерабатывает его и передаёт другим клеткам.
нейроны –клетки, имеющие тело и два вида отростков:
* дендриты – короткие ветвящиеся отростки воспринимающие раздражение и образующие импульс.
* аксон – длинный маловетвящийся отросток передающий импульсы к органу.
При помощи отростков, нейроны соединяются между собой, а также с кровеносными сосудами, мышечными волокнами, железами.
Цитоплазма: Ядро митохондрии и рибосом
нервные окончания
Т ипы нейронов:
По строению: Униполярные – один отросток Биполярные – два отростка Мультиполярные – много отростков | По функциям: - Чувствительные – передаёт импульс в ЦНС - двигательные – из ЦНС к органам - вставочные – соединяют чувствительные и двигательные нейроны |
Отростки нейронов объединяясь образуют нервные волокна, а волокна – нервы.
Функции нейронов:
Чувствительные – проводят информацию об ощущении (импульс) от поверхности тела и внутренних органов в мозг.
Вставочные – анализируют и вырабатывают решения
Двигательные – проводят импульс (команды) от головного и спинного мозга ко всем рабочим органам
Г) Приведите примеры разных видов рецепторов и назовите их функции.
Рецепторы - специализированные клетки, приспособленные к восприятию из внешней или внутренней среды организма того или иного раздражителя и преобразованию его из физической или химической формы в форму нервного возбуждения.
Виды рецепторов. Функции
В основу классификации рецепторов положено несколько критериев.
* Психофизиологический характер ощущения: тепловые, холодовые, болевые и др.
* Природа адекватного раздражителя: механо- (К ним относятся слуховые, гравитационные, вестибулярные, тактильные, опорно – двигательные рецепторы и барорецепторы сердечно - сосудистой системы), термо- (Кожные, внутренних органов и центральные термочувствительные рецепторы), хемо- (Рецепторы вкуса, обоняния, сосудистые и гистогенетические), фото- (Система зрения), Ноцицептивные (болевые),
баро– чувствительные нервные окончания в кровеносных сосудах, воспринимающие изменения АД и рефлекторно регулирующие его уровень, осмо- рецепторы участвующие в водно-солевом обмене.
* Среда, в которой рецептор воспринимает раздражитель: экстерорецепторы - расположены на внешней поверхности тела и воспринимают раздражения из внешнего мира - слуховые зрительные, осязательные, вкусовые, тактильные, интерорецепторы –находятся в различных тканях и внутренних органах (сердце, лимфатические и кровеносные сосуды, лёгкие и т.д.); воспринимают раздражители, сигнализирующие о состоянии внутренних органов, проприорецепторы - отвечают на стимулы, связанные с положением и движением частей тела и сокращением мышц. расположены во внекожных структурах, главные из которых - мышцы, сухожилия и суставные сумки.
* Отношение к одной или нескольким модальностям: моно- и полимодальные
- мономодальные преобразуют в нервный импульс только один вид раздражителя - световой, температурный и т. д., полимодальные могут несколько раздражителей преобразовать в нервный импульс - механический и температурный, механический и химический.
Задание 30
1. Раскройте понятие «рефлекс», «рефлекторная дуга», «время рефлекса».
2. Приведите примеры безусловных и условных рефлексов.
3. Выявите особенности безусловных и условных рефлексов.
4. На плакате покажите рефлекторную дугу и охарактеризуйте ее звенья.
Задание: раскройте механизм деятельности нервной системы – рефлекс.
А) Раскройте понятие «рефлекс», «рефлекторная дуга», «время рефлекса»
Рефлекс — это ответная реакция организма на изменение внешней или внутренней среды, осуществляемая при непосредственном участии центральной нервной системы и проявляющаяся в возникновении, изменении или прекращении функциональной активности органов, тканей или всего организма в ответ на раздражение его рецепторов.
Путь, по которому проходит нервный импульс от раздражаемого рецептора до органа, отвечающего на это раздражение, называют рефлекторной дугой.
Б) Приведите примеры безусловных и условных рефлексов.
В зависимости от происхождения различают безусловные рефлексы и условные рефлексы.
Пример безусловных рефлексов: одергивание руки от горячих предметов, рефлекс мигания глаз, сужение зрачков при воздействии сильного света, способность младенца сосать грудь матери.
Пример условных рефлексов: выделение слюны на запах пищи, при резком запахе или созерцании неприятной картины возникает тошнота, ребенок реагирует на вид бутылочки с молоком, понимая, что это еда. Но когда малыш подрастет, у него этот предмет не будет формировать образ пищи, он будет реагировать на ложку и тарелку.
В) Выявите особенности безусловных и условных рефлексов.
Безусловные рефлексы — это врожденные, генетически запрограммированные реакции организма, свойственные всем животным и человеку. Рефлекторные дуги этих рефлексов формируются к моменту рождения, а в некоторых случаях — и в процессе постнатального развития. Например, половые врожденные рефлексы окончательно формируются у человека только к моменту половой зрелости в подростковом возрасте. Они могут изменяться под влиянием болезни. Безусловные рефлексы имеют консервативные, мало изменяющиеся рефлекторные дуги, проходящие главным образом через подкорковые отделы центральной нервной системы. Участие коры в протекании многих безусловных рефлексов необязательно.
Условные рефлексы — индивидуальные, приобретенные реакции высших животных и человека, выработавшиеся в результате опыта. Рефлекторные дуги условных рефлексов формируются в процессе постнатального онтогенеза. Они характеризуются высокой подвижностью, способностью изменяться под действием факторов среды. Условные рефлексы формируются на основе безусловных и с участием высших отделов головного мозга.
Г) На плакате покажите рефлекторную дугу и охарактеризуйте её звенья
Рефлекторная дуга состоит из 5 звеньев:
1.Рецептор - воспринимающий внешнее (или внутреннее) воздействие и в ответ на него образующий нервный импульс;
-
чувствительное волокно (путь), проводящее нервный импульс к центральной части нервной системы (центростремительный путь); -
нервный центр, в котором происходит переключение возбуждения с чувствительных клеток на двигательные; -
двигательное волокно, передающее нервные импульсы на периферию (двигательный путь); -
нервное окончание (действующий орган) - эффектор, передающий нервный импульс клеткам (волокнам) рабочего органа (мышце, железе). -
Задание 31
1. Охарактеризуйте расположение спинного мозга.
2. Раскройте строение и значение серого и белого вещества спинного мозга.
3. Назовите функции спинного мозга
4. Перечислите возрастные особенности спинного мозга
Задание: раскройте строение и функции спинного мозга
Находится в позвоночном канале; вверху на уровне нижнего края большого затылочного отверстия переходит в головной мозг, внизу на уровне второго поясничного позвонка заканчивается мозговым конусом, от которого отходит терминальная (концевая) нить, которая состоит из соединительной ткани и спускается в крестцовый канал.
Б). Раскройте строение и значение серого и белого вещества спинного мозга
Это тяж цилиндрической формы длиной примерно 43 см, массой приблизительно 36 грамм, расположенный в позвоночном канале, который сверху переходит в головной мозг, а снизу, на уровне второго поясничного позвонка, заканчивается мозговым конусом, от которого отходит терминальная нить.
Спинной мозг имеет два утолщения: шейное и пояснично-крестцовое. От этих утолщений берут начало нервы, идущие к конечностям.
Если рассмотреть строение спинного мозга в поперечном разрезе, то в центре его можно увидеть серый участок в виде раскрывшей свои крылья бабочки. Это – серое вещество спинного мозга. Оно окружено снаружи белым веществом.
Крылья «бабочки» более широкие образуют передние рога серого вещества, более узкие – задние. В передних рогах находятся двигательные нейроны (передают двигательные рефлексы), в задних – вставочные (обеспечивают связь между самими нейронами). Между симметричными боковыми частями имеется поперечная перемычка из мозговой ткани, в центре которой проходит канал, сообщающийся верхней частью с желудочком мозга и заполненный спинномозговой жидкостью. В некоторых отделах или даже по всей протяженности у взрослых людей центральный канал может зарастать.
Белое вещество состоит из так называемых аксонов – нервных отростков, из которых создаются волокна нисходящих и восходящих проводящих путей.
Передний корешок спинномозгового нерва отвечает за двигательные рефлексы. Задний корешок за чувствительные рефлексы. Корешки объединяются в спинномозговой нерв.
Соединение симметричных столбов в передней и задней частях образует на поверхности мозга две борозды: переднюю, более глубокую, и заднюю.