Файл: Вариант 1 Раскройте понятия анатомия, физиология и гигиена, их классификацию. Перечислите и охарактеризуйте цели и задачи дисциплин..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


     3. Гомеостатические функции. Заключаются в участии крови и находящихся в ее составе веществ и клеток в поддержании относительного постоянства ряда констант организма. Сюда относятся:

     а) поддержание рН;

     б) поддержание осмотического давления;

     в) поддержание температуры внутренней среды.

     Правда, последняя функция может быть отнесена и к транспортным, так как тепло разносится циркулирующей кровью по телу от места его образования к периферии и наоборот.
В) Перечислите состав плазмы.

Объем плазмы у человека равен 55-60% общего объема крови. Плазма прозрачная, бесцветная или слегка желтоватая.

- вода 90%

- минеральные соли 1-2% обеспечивают кислотно-щелочное равновесие 7,4 % рН

- белки: глобулины (антитела), фибриноген (свёртываемость крови), альбумины (переносят

вещества)

- глюкоза 0,8 – 0,12% (меньше 0,8 гипогликемия, больше 0,12 гипергликемия)
Г) Дайте краткую характеристику клеткам крови.

Клетки крови 40% общего объёма крови.

- эритроциты переносят газы, продолжительность жизни 120 дней. 3,5-5*1012л

- лейкоциты имеют защитную функцию, различают зернистые и незернистые

Продолжительность жизни от нескольких часов до 5-7 часов. 6-8*109л

- тромбоциты 200-600*109л участвуют в свёртываемости. Продолжительность жизни 7-10 дней.
Задание 49.

1. Охарактеризуйте клетки крови по плану:

- место образования

- количество

- функции

- продолжительность функционирования

- особенности у детей

Задание: дайте характеристику клеткам крови. Назовите возрастные особенности состава крови.

Кровь - жидкость, циркулирующая в кровеносной системе и переносящая газы и другие растворенные вещества, необходимые для метаболизма либо образующиеся в результате обменных процессов. Кровь состоит из плазмы (прозрачной жидкости бледно-желтого цвета) и взвешенных в ней клеточных элементов. Имеется три основных типа клеточных элементов крови: красные кровяные клетки (эритроциты), белые кровяные клетки (лейкоциты) и кровяные пластинки (тромбоциты).

Место образования:

Эритроциты – красный костный мозг


Лейкоциты – Красный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы

Тромбоциты - Красный костный мозг

Объем крови в норме составляет в среднем у мужчин 5200 мл, у женщин - 3900 мл, или 7-8% массы тела. 

Кровь непрерывно циркулирует в замкнутой системе кровеносных сосудов и выполняет в организме различные функции такие как :

  • Транспортная — передвижение крови; в ней выделяют ряд подфункций:

    • Дыхательная — перенос кислорода от лёгких к тканям и углекислого газа от тканей к лёгким;

    • Питательная — доставляет питательные вещества к клеткам тканей;

    • Экскреторная (выделительная) — транспорт ненужных продуктов обмена веществ к легким и почкам для их экскреции (выведения) из организма;

    • Терморегулирующая — регулирует температуру тела.

    • Регуляторная — связывает между собой различные органы и системы, перенося сигнальные вещества (гормоны), которые в них образуются.

  • Защитная — обеспечение клеточной и гуморальной защиты от чужеродных агентов;

  • Гомеостатическая — поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма) — кислотно-основного равновесия, водно-электролитного баланса и т. д.

  • Механическая — придание тургорного напряжения органам за счет прилива к ним крови.

Продолжительность функционирования:

Эритроцитов – 3-4 мес Место отмирания - селезенка. Гемоглобин разрушается в печени

Лекоцитов – 3-5 дней Печень, селезенка, а также места, где идет воспалительный процесс.

Тромбоцитов – 5-7 дней Селезенка

Особенности у детей:

Морфологический состав крови у детей имеет определенные особенности в каждом возрастном периоде.
Для ребенка в первые часы и дни жизни характерно высокое содержание гемоглобина, 

эритроцитов и лейкоцитов, так называемый физиологический гиперлейкоцитоз. Содержание гемоглобина и эритроцитов к концу первой недели падает. В последующие дни падение гемоглобина происходит менее остро. Это обусловлено постепенным снижением эндогенного запаса железа в организме ребенка. Из всех форменных элементов крови у детей тромбоциты 

претерпевают наименьшее изменение.

Содержание гемоглобина зависит от количества эритроцитов в крови, питания, пребывания на свежем воздухе и других причин. Содержание гемоглобина в крови также меняется с возрастом. В крови новорожденных количество гемоглобина может варьировать от 110% до 140%. К 6 месяцам количество гемоглобина составляет 70-80%, к 13-15 годам составляет 70-90%, т. е. достигает показателя взрослого человека.



Количество форменных элементов крови также имеет свои возрастные особенности. Количество эритроцитов (красные кровяные клетки) к 6 месяцам снижается, в 13-15 лет достигает уровня взрослого человека. Надо подчеркнуть, что содержание форменных элементов крови имеет и половые особенности, например, количество эритроцитов у мужчин больше чему женщин.

Снижение числа эритроцитов ниже 3 млн. и количества гемоглобина ниже 60% свидетельствует о наличии анемического состояния (малокровия). Малокровие – резкое снижение гемоглобина крови и уменьшение количества эритроцитов.

Количество крови в организме человека меняется с возрастом. У детей крови относительно массы тела больше, чем у взрослых. У новорожденных кровь составляет 14,7% массы, у детей 14 лет – 7%. Это связано с более интенсивным протеканием обмена веществ в детском организме. Общее количество крови у новорожденных в среднем составляет 450-600 мл, у детей 1 года – 1,0-1,1 л, у детей 14 лет – 3,0-3,5 л, у взрослых людей массой 60-70 кг общее количество крови 5-5,5 л.
Задание 50

1. Дайте понятие «иммунитет»

2. Раскройте роль лейкоцитов в образовании иммунитета.

3. Перечислите и охарактеризуйте виды иммунитета. Приведите примеры.

Задание: раскройте понятие иммунитет и его виды.

Иммунитет – это способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и сохранять постоянство внутренней системы. 
Б) Раскройте роль лейкоцитов в образовании иммунитета.

Лейкоциты - это клетки белой крови, основная задача которых - защита организма, лейкоциты - это основа иммунитета. Лейкоциты делятся на зернистые или гранулоциты (их ядро имеет зернистую структуру) и незернистые агранулоциты, ядро которых имеет незернистую структуру, эти виды лейкоцитов выполняют разные задачи.

Зернистые лейкоциты

Зернистые лейкоциты (гранулоциты) делятся на нейтрофилы, эозинофилы и базофилы. Нейтрофилы выполняют в организме функцию фагоцитоза - при проникновении в организм бактерий и вирусов они «проглатывают» их и растворяют - это так называемый клеточный иммунитет. Процессу фагоцитоза помогает выработка нейтрофилами фермента лизоцима и противовирусного вещества интерферона.

Эозинофилы выполняют функцию защиты от аллергии, они поглощают медиаторы - активные вещества, которые выделяются во время аллергической реакции, например, гистамин.


Основная функция базофилов - участие в иммунологических реакциях (в том числе и неадекватных, аллергических) замедленного типа.





Незернистые лейкоциты

Незернистые лейкоциты делятся на лимфоциты и моноциты. Лимфоциты - это основа гуморального иммунитета. При попадании в организм вирусов, бактерий, чужеродного белка или других частиц (все это имеет одно общее название - антигены) они вырабатывают антитела, предназначенные именно для данного конкретного антигена. Антитела, склеиваясь с антигеном, образуют нерастворимые комплексы, которые затем выводятся из организма.

Моноциты - это клетки, которые со временем превращаются в макрофаги. Макрофаги участвуют как в клеточном иммунитете (поглощают вирусы и бактерии), так и в гуморальном («докладывают» лимфоцитам о том, что в организме появился «враг»).
В) Перечислите и охарактеризуйте виды иммунитета. Приведите примеры.

1. Естественный (врождённый) иммунитет

Естественный иммунитет – невосприимчивость, обусловленная врождёнными биологическими особенностями, присущими данному виду животных или человеку. Это видовой признак, передающийся по наследству, подобно любому другому морфологическому или биологическому признаку вида. Примерами подобной формы невосприимчивости может служить иммунитет человека к чуме.

2. Приобретенный иммунитет (активный и пассивный)

Приобретённый иммунитет вырабатывается организмом в течение его индивидуальной жизни либо путём перенесения соответствующего заболевания
(естественно приобретённый иммунитет), либо путём вакцинации (искусственно приобретенный иммунитет). Различают также активно и пассивно приобретённый иммунитет. Активно приобретённый иммунитет возникает либо естественно, при перенесении инфекции, либо искусственно, при вакцинации живыми или мёртвыми микробами или их продуктами. Активно приобретённый иммунитет, особенно естественно приобретённый, устанавливаясь через недели после заболевания или иммунизации, в большинстве случаев держится долго – годами и десятилетиями; иногда он остаётся на всю жизнь (например, иммунитет при кори).
Задание 51

1. Перечислите виды сосудов, определите их сходства и различия.

2. Покажите проекцию сердца на грудную клетку.

3. Назовите вес и объем сердца у новорожденного и взрослого

4. На плакате покажите строение сердца: желудочки и предсердия, сосуды входящие и выходящие из сердца.