Файл: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Экономика малого бизнеса Издво Алтгту барнаул 2014.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
27
4.1.4 Корпоративная культура малого предприятия
Культура организации представляет собой комплекс убеждений и ожи- даний, разделяемых ее членами. Эти убеждения и ожидания формируют нормы, которые в значительной степени определяют поведение в организации отдель- ных личностей и групп.
Невозможно написать должностные, производственные, технические и прочие инструкции персоналу на все случаи жизни.
На современных малых предприятиях рабочие постепенно заменяются профессиональными операторами, которые управляют сложной техникой и имеют право принимать самостоятельные решения в пределах должностных полномочий. А поскольку они сами принимают решения, значит, не все пропи- сано в инструкциях.
В тех случаях, когда инструкции отсутствуют, руководители и сотруд- ники при принятии решений ориентируются на свои знания и опыт. При этом существует вероятность, что сотрудник знает несколько способов решения по- ставленной задачи и выбор между известными ему способами определяется
системой ценностейэтого работника, т.е. культурой. В данном случае – орга- низационной.
Дальнейшее техническое и организационное развитие производства приведет к тому, что:
– будет сложно разрабатывать должностные инструкции сотрудникам компании;
– у сотрудников будет больше альтернативных вариантов решения про- блем и задач;
– у руководителей и специалистов будет больше возможностей и пол- номочий для принятия самостоятельных решений.
Следовательно, возрастет роль организационной культуры как инстру- мента руководства производственным поведением сотрудников.
Культура – это система ценностей общества. Организационная культура
– это система ценностей организации. Однако это не те ценности, которые объ- явлены в качестве таковых менеджментом компании. Это то, что реально ценят сотрудники.
Отсюда следует, что менеджеры должны управлять культурой организа- ции, то есть ценностными установками, которые определяют поведение со- трудников.
В публикациях по вопросам теории корпоративного управления часто встречается английский термин commitment, который означает: 1) обязанность, долг; 2) приверженность, выбор, ориентация, линия, политика; 3) обязательст- во.
В контексте корпоративного управления этот термин означает привер- женность членов совета директоров, руководителей, сотрудников малого пред- приятия принципам корпоративного управления, принципам соблюдения прав владельцев предприятия и их интересов.
Корпоративная культура любого малого предприятия включает элемен- ты высшего и низшего уровня.
28
К элементам высшего уровня относятся:
– миссия организации;
– основные ценности организации;
– фирменные символы;
– слоганы и девизы, гимн;
– цели и задачи компании;
К элементам низшего уровня относятся:
– мораль (этика), нормы;
– ритуалы, традиции и привычки;
– язык;
– мифы, история, герои;
– искусство;
– материальные формы и др.
4.2 Типовые задачи
1. Определить число рабочих по профессиям. Исходные данные предос- тавлены в таблице 8.
Таблица 8 - Исходные данные
Профессия
Общее кол-во обслуживаемых мест
Норма обслу- живания обо- рудования
Количество смен
Электромонтер
15 2 2
Сварщик 12 4
2
Оператор
20 5
2 2. В августе рабочие пекарного цеха работали 2500 чел.-дней. Празд- ничные и выходные дни составили 8 дней, неявки на работу - 400 чел.-дней.
Определить среднее число фактически занятых рабочих; число рабочих за фак- тическое время работы.
3. В отчетном году одним рабочим было отработано 230 дней, в резуль- тате запланированных организационных факторов в плановом году предполага- ется увеличить количество отработанных дней 1 работником на 3 дня. Удель- ный вес рабочих в общей численности промышленно-производственного пер- сонала составляет 70%. Расчетная численность на плановый период - 80 чел.
Определить экономию рабочей силы в результате лучшего использова- ния рабочего времени.
4. В цехе, оснащенном автоматическим оборудованием, имеется 320 ав- томатов. Цех работает в две смены. Норма обслуживания для наладчика - 2 ав- томата. Процент эффективного рабочего времени составляет 90%. Определить потребность в наладчиках.
5. Нормативная трудоемкость производственной программы составляет
120 тыс. нормо-часов, средний процент выполнения норм выработки - 115%.
Планом предусмотрено снижение трудоемкости на 20 тыс. нормо-часов. Реаль-
29 ный фонд рабочего времени одного рабочего в год равен 1840 ч. Определить среднесписочное число основных рабочих.
6. В цехе установлено 50 станков; режим работы 3-смен-ный; норма об- служивания — 10 станков на одного наладчика. Планируемые невыходы на ра- боту составляют 10%. Определите явочную и списочную численность наладчи- ков.
7. Среднегодовая численность рабочих за отчетный год составила 75 че- ловек. По собственному желанию было уволено 15 человек, за нарушение тру- довой дисциплины — 7 человек. Определите потери предприятия от текучести кадров, а также недовыполнение объема продукции по этой причине, если среднегодовая выработка на одного рабочего — 12 млн. руб.. и число плановых выходов — 230 дней.
8. Численность промышленно-производственного персонала предпри- ятия в базовом году
− 55 чел. На основе разработанного плана внедрения НОТ в результате повышения норм обслуживания для контролеров, слесарей- ремонтников и расширение многостаночного обслуживания среди основных рабочих потребность в рабочей силе уменьшится на 12 чел. Одновременно бу- дут повышены на 10 % нормы выработки для рабочих сдельщиков. Определить численность промышленно-производственного персонала в плановом году, ес- ли доля рабочих сдельщиков в базовом году составила 35 %.
9. Фонд рабочего времени одного рабочего за год - 1740 часов. Числен- ность основных рабочих 60 человек. С учетом мероприятий по улучшению ор- ганизации труда планируется сократить потери рабочего времени с 12 до 7%.
Определить величину потерь рабочего времени в базисном и планируемом пе- риодах в расчете на одного рабочего и общую, а также годовую экономию ра- бочего времени всех рабочих
10. Среднесписочная численность рабочих за отчетный год составила 67 человек. В течение года принято на работу 20 человек, уволено 18 человек, в том числе за нарушение трудовой дисциплины 6 человек, по собственному же- ланию 9 человек. Определите коэффициенты оборота, текучести кадров и ко- эффициент приема.
11. Норма времени на единицу работы для одного рабочего составляет
2 человеко-часа, норма выработки на 8-часовую смену — 4 единицы. После проведения организационных мероприятий норма времени снижена на 5%. Оп- ределите новую норму времени; норму выработки; процент повышения нормы выработки.
12. Определить рост производительности труда и экономию рабочей си- лы за счет увеличения объема производства, если известно, на предприятии в отчетном году работало 60 человек промышленно-производственного персона- ла, в том числе 42 рабочих, их них основных 28. В плановом году выпуск про- дукции увеличится по сравнению с отчетным на 10%. Численность основных рабочих растет пропорционально росту объема производства, вспомогательных
– в половинном размере.
13. В отчетном году объем выпуска товарной продукции составил 75 млн. руб., среднесписочная численность ППП — 85 человек. В планируемом
30 году объем товарной продукции составит 81 млн. руб.. Производительность труда на одного работника должна увеличиться на 7%. Определите производи- тельность труда одного работника в отчетном и планируемом периодах; сред- несписочную численность ППП в планируемом году.
14. Определить среднегодовой уровень производительности труда и его изменение в плановом периоде, если известно, что за отчетный год выпущено
210 тыс. комплектов деталей, при количестве работающих 55 человек. В плано- вом году предусматривается увеличить выпуск комплектов в 1,7 раза при росте числа работающих на 17 человек.
4.3 Деловые игры
Деловая игра 1: Деловое совещание: как выходить из тупиковой ситуа- ции
Цель игры — отработка коммуникативных навыков в экстремальной
(конфликтной) ситуации: навыков монологической спонтанной речи, диа- логической речи.
Коммуникативные роли: группа экспертов заранее готовит заключение об экономическом положении предприятия (4-5 человек). Нарушения финансо- вой отчетности, рост задолженности в налоговой сфере, неумелое использова- ние кредитов. Эксперты готовят материал для ведущего совещание заранее, чтобы на основе их заключения он мог написать свою речь. Главному бухгал- теру и менеджеру по сбыту также предлагается составить тексты небольших выступлений.
Группа предложений (4-5 человек) вносит предложения по выходу из кризисной ситуации, которые обсуждаются участниками совещания и оцени- ваются экспертами. Ведущий руководит этой работой. Рассматриваются и об- суждаются все предложения (сократить штат фирмы, заморозить счета и дея- тельность до получения новых кредитов и т.п.)
Если, по мнению ведущего, цель совещания достигнута, подводятся ито- ги работы. Если выработка решения не получается, можно попробовать упро- стить задачу, изменив предлагаемые обстоятельства. В заключение формулиру- ется итоговое решение и записывается в форме резолюции.
Деловая игра 2: Искусство переговоров: целенаправленный сбыт
Цель игры — отработка речевых тактик и стратегий успешного ведения переговоров, совершенствование навыков диалогической речи.
Ведущий и разработчик определяет, в какой последовательности участ- ники будут "проигрывать" ситуацию переговоров, делит аудиторию на неболь- шие группы по 2-3 человека.
Одновременно за передний стол с обеих сторон садятся по две команды, представляющие фирму-производителя или крупную торгующую фирму (пред- ставительство какой-либо компании) и фирму-посредника.
Прежде чем сесть за стол переговоров, стороны должны определить для себя позиции и интересы, преследуемые в ходе переговоров, особенности эко- номической ситуации, финансовые возможности фирмы. Внимание к деталям
31
— к ценовой политике, допустимым уступкам — должно быть особенно выра- женным на первом этапе переговоров.
Первый этап — уточнение позиций и интересов.
Второй этап — обмен мнениями по предмету обсуждения.
Третий этап — отработка тактик и стратегий ведения переговоров.
Четвертый этап — результирующий.
Результатом в данном случае является не только достижение / недо- стижение договоренности, но и оценка успешности применяемых тактических приемов.
После очередного раунда переговоров оценку участникам дают на- блюдатели, в роли которых выступают все остальные участники деловой игры.
В ходе свободного обсуждения они высказывают свое мнение об успешности предпринятой попытки достичь соглашения, о коммуникативных навыках уча- стников переговоров, результаты оцениваются по таблице 8.
Таблица 8 – Оценка результатов
Оценивается положительно использование этикетных форм; точность использования терминологии; успешное использование речевой тактики; четкость мотиваций при общении.
Оценивается отрицательно несоблюдение этикетных норм; нарушение грамматических норм; нарушение стилистических норм; нечеткость или отсутствие мотивации; некорректное высказывание.
После выступления в роли переговорщиков всех участников подводятся итоги. Их подводит преподаватель, ведущий занятие.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ
5.1 Теоретические сведения
5.1.1 Классификация затрат
Понятие затрат предприятия существенно различается в зависимости от их экономического назначения. Четкое разграничение затрат по их роли в про- цессе воспроизводства является определяющим моментом в теории и практиче- ской деятельности. В соответствии с ним на всех уровнях управления осущест- вляется группировка затрат, формируется себестоимость продукции, определя- ются источники финансирования. По воспроизводственному признаку затраты предприятия подразделяются на три вида:
32
• затраты на производство и реализацию работ и услуг – это те- кущие затраты покрываемые из себестоимости реализации продукции и услуг.
• затраты на расширение и обновление производства - это круп- ные единовременные вложения средств капитального характера под новую или модернизированную продукцию. Они расширяют применяемые факторы про- изводства, увеличивают уставный капитал и имущество организации. Затраты состоят из капитальных вложений в основные фонды, прироста норматива обо- ротных средств, затрат на формирование дополнительной рабочей силы для но- вого производства. Эти затраты имеют особые источники финансирования: амортизационный фонд, прибыль, эмиссия ценных бумаг, кредит.
• затраты на социально-культурные жилищно-бытовые нужды предприятия. Затраты прямо с производством продукции не связанные и по- крываемые из специальных фондов за счет прибыли предприятия.
Текущие затраты на производство и реализацию продукции (работ, ус- луг), являющиеся предметом нашего дальнейшего рассмотрения, представляют собой расходы предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с ис- пользованием в процессе производства сырья и материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии, труда, основных фондов, нематериальных активов и других затрат некапитального характера. Они включаются в себестоимость вы- пускаемой продукции, уровень которой определяет объем прибыли, рентабель- ность продукции и капитала, а также другие конечные показатели финансово- экономической деятельности предприятия.
Затраты на производство и реализацию продукции классифицируются по следующим признакам:
1) По экономическому признаку (по отношению к труду)
Собщ = Совт + Сжт, (56) где Совт – затраты, связанные с возмещением овеществленного труда;
Сжт – затраты связанные с возмещением живого труда (ФЗП, соц.налог).
Совт = Спт + Сст, (57) где Спт – стоимость потребленных в процессе производства пред- метов труда (сырье, материалы, п/ф)
Сст – затраты связанные с использованием средств труда.
2) Группировка затрат по экономическим элементам обычно состав- ляют смету затрат на производство и реализацию продукции.
Смета составляется по следующим элементам:
- Сырье и основные материалы (за вычетом реализуемых отходов), в том числе покупные полуфабрикаты