Файл: Учебнометодический комплекс для студентов социальнопедагогического факультета (специальность 186 01 01 Социальная работа) Брест.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этическое значение внимательности и наблюдательности как качеств личности специалиста заключается в том, что их демонстрация подтвердит клиенту, что он ценен для социального работника, социальной работы и государства и общества, поскольку находится в центре внимания. Наконец, внимательность и наблюдательность помогут социальному работнику уловить неискренность клиента и побудить его проверить полученную информацию.
9. Толерантность – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Внешне выражается в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей.У специалистов толерантность проявляется главным образом вповышении порога чувствительности к негативным характеристикам клиента. Она основывается на принципе уважения личности в каждом человеке, признания за ним права на свободу выбора, формируется на основе понимания условий развития, становления личности клиента с учетом всех неблагоприятных факторов, влияющих на этот процесс. Это делает возможным принятие человека таким, каков он есть, признание его права быть самим собой, иметь собственные привычки, взгляды, убеждения, вести образ жизни, который он считает целесообразным, если это не имеет характера уголовно наказуемой или иной социально опасной деятельности, не входит в противоречие с общественной моралью.
Однако толерантность не означает одобрения тех негативных идей или действий клиента, которые могут оказать отрицательное влияние на его жизнедеятельность, его ближайшее окружение или общество в целом. Толерантность не может быть безграничной.
10. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта, основанная на гуманизме и любви к людям, имеет специфическое содержание: она деятельна и воплощается во внимательном отношении, заботе о человеке, создании благоприятных условий для его жизнедеятельности, обучении клиента необходимым для него навыкам и действиям, умении вовремя и в должной мере оказать необходимую помощь и поддержку. Доброта невозможна без понимания человека.
Социальный работник должен быть не «добреньким», жалеющим клиентов, сочувствующим их слабостям и потакающим им, а добрым. Он должен учить клиента противостоять негативным факторам, преодолевать трудности, быть ответственным за свою судьбу и судьбы близких. Доброта социального работника дает ему право и возможность тактично сообщать клиенту даже неприятную правду, если это является необходимым для его блага.
11. Коммуникабельность – способность и готовность социального работника к общению. От его коммуникативной компетентности во многом зависит успех деятельности в целом, потому что именно в общении он узнает о проблемах клиента, его приоритетах, ожиданиях, вырабатывает план совместных действий по решению проблемы и обсуждает ход его выполнения и результаты.
Социальный работник должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия в беседе и делового настроя в собеседовании, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение. В основе такой деятельности лежит коммуникативная техника общения, владение которой является важным признаком профессиональной пригодности социального работника.
-
Критерии профессиональной пригодности к социальной работе
Гуманистические и аксиологические основания профессии, высокая значимость ее результатов для человека и общества обусловливают актуальность профессионального отбора будущих специалистов при приеме на работу в учебное заведение и оценки профессиональной пригодности уже работающих специалистов.
Профессиональный отбор – это научно обоснованный допуск людей к какому-либо определенному виду профессионального обучения и деятельности. В основе принятия экспертного решения в профессиональном отборе лежит оценка профессиональной пригодности.
Профессиональный отборимеет своей целью не допустить в профессиональную социальную работу случайных людей и, наоборот, привлечь тех, чьи качества в максимальной степени соответствуют требованиям к профессионально значимым чертам личности специалиста.
При профессиональном отборе по личностным качествам может использоваться любая из широко известных психологических техник исследования личности – от беседы до тестирования. Главное при этом – выявление задатков (в случае, если речь идет о личности, находящейся в стадии формирования) и уже сложившихся качеств (если речь идет о зрелой личности), а также наличие желания и способности самосовершенствоваться.
Профессиональный отбор, осуществляемый при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения, должен иметь основной целью выявление направленности личности будущего специалиста, его личностного потенциала, возможности коррекции его личности. Профессиональный отбор, проводимый среди кандидатов при поступлении на работу в учреждение социальной зашиты, может носить более узкий характер. Его основной
целью может быть выявление профессиональной пригодности с точки зрения уже имеющихся, развитых основных качеств личности, с учетом того, что необходимые профессиональные навыки могут быть приобретены или усовершенствованы непосредственно в процессе практической деятельности с помощью и при поддержке коллег.
Профессиональна» пригодность – это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека в овладении какой-либо профессиональной деятельностью. Имеющиеся исследования позволили выделить абсолютные и относительные признаки профнепригодности (Е.И. Холостова).
К абсолютным признакам относятся:
– негативная установка в восприятии людей
– низкий уровень эмпатии
– высокая степень тревожности
– вспыльчивость, несдержанность, недобросовестность.
К относительным признакам относят низкий уровень профессиональных знаний и несформированность навыков общения.
Основными психологическими критериями профессиональной пригодности специалиста по социальной работе, согласно утверждениям Р.В. Овчаровой, следует считать:
– высокий уровень интеллектуального развития
– здравый смысл, беглость и остроту мышления
– высокую работоспособность и выносливость
– способность к саморегуляции
– способность вносить личностные вклады в других людей
– любовь к людям и эмпатию
– оптимизм
– чувствительность и чуткость к человеку и его проблемам
– способность помогать другим людям в трудных ситуациях.
Основными профессионально-этическими критериями профессиональной пригодности могут быть признаны следующие (по Г.П. Медведевой):
-
наличие этико-аксиологических знаний и навыков, необходимых для практики профессиональной социальной работы; -
наличие умений осуществлять этико-аксиологический анализ практических ситуаций и теоретических конструктов; -
наличие развитых профессионально значимых качеств личности; -
наличие актуализированной потребности в профессиональном и личностном совершенствовании.
Ролью личности социального работника в повышении эффективности деятельности, влиянием содержания его профессионального сознания на общественное сознание детерминируется высокая значимость профессионального отбора и профессиональной подготовки в социальной работе. При этом этические и ценностные ориентации специалиста или будущего специалиста, его установки на реализацию этих ценностей должны стать основой его личности, реализуемой в процессе профессиональной и обыденной жизнедеятельности.
-
Профессиональная деформация личности в процессе социальной работы
В настоящее время при изучении профессиональной деятельности врачей, педагогов, социальных работников и др. акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми. Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжёлых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессиональных деформаций.
Под деформацией понимают всякое изменение качеств личности, вызванное профессией и приобретающее стойкий характер. Это феномен, возникающий в процессе выполнения профессиональной деятельности, который негативно влияет на её продуктивность, порождает профессионально нежелательные качества и изменяет профессиональное поведение человека. Профессиональная деформация проявляется в особенностях установок и стереотипах поведения, затрудняющих межличностное общение. Она приводит к полной перестройке образа жизни человека: происходит изменение мотивации жизненных поступков, появляются новые привычки, особое отношение к ряду объектов.
Проявлениями профессиональной деформации личности в социальной работе выступает ряд синдромов: синдром эмоционального выгорания, синдром «отравления людьми», «стресс ответственности», синдром «сострадательной усталости», синдром «конечной остановки».
Частный, но наиболее распространенный случай деформаций личности, по мнению многих исследователей – синдром эмоционального выгорания. Он определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, которая связана с профессиональной деятельностью в области взаимодействия «человек-человек» (В.В. Бойко, К. Маслач и др.). Научный нтерес к проблеме в сфере социальной работы только начинает складываться (А.Н. Аминов, Г.П. Медведева, Я. Поколова, Т.И. Ронгинская), поэтому многие вопросы остаются открытыми. В частности, недостаточно исследовано влияние различных факторов на возникновение синдрома, профилактика и преодоление синдрома эмоционального выгорания у социальных работников.
Наиболее полно факторы развития синдрома эмоционального выгорания описаны в классификации В.В.Бойко. Выделены 3 группы факторов:
1. Личностные факторы. К данной группе относят особенности эмоциональной сферы личности, заключающиеся в слабой реактивности, восприимчивости и эмоциональной сдержанности, склонности к интенсивному переживанию негативных обстоятельств, повышенной ответственности.
2. Ролевые факторы усиливают свое влияние при нечёткой или неравномерно распределённой ответственности за свои профессиональные действия. Развитию эмоционального выгорания способствуют неосознанность своей социальной роли социального работника, а также те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, а наоборот, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.
3. Организационные факторы. В группу включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности. Данные факторы, по мнению автора, играют доминирующую роль в возникновении выгорания. К ним относятся: неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, наличие психологически трудного контингента, хроническая напряжённая психоэмоциональная деятельность в режиме внешнего и внутреннего контроля, высокая степень ответственности.
Некоторые авторы (О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова) выделяют риски возникновения эмоционального выгорания личности специалиста в социальной работе, которые могут увеличиваться в следующих случаях: монотонности работы; вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; работы с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям помочь им, и незначительными результатами такой работы; напряжённости и конфликтности в профессиональной среде и др.).
К профессиональному стрессу приводят факторы информационной нагрузки и информационной неопределенности (Н.Б. Шмелева). Большой объем информации, ее разнородность, противоречивость, изменчивость, разная степень достоверности вступают в противоречие с психическими возможностями специалиста по ее переработке и усвоению. В то же время нехватка наиболее востребованной, конкретной и оперативной информации вызывает необходимость ее поиска в условиях ограниченного времени, либо побуждает специалиста принимать решение, рискуя сделать ошибку. В итоге специалист переживает нервное напряжение, страх, недовольство, усталость и др.