Файл: Учебнометодический комплекс для студентов социальнопедагогического факультета (специальность 186 01 01 Социальная работа) Брест.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Историческая справка. Первые этические кодексы были профессионально-этическими (например, «клятва Гиппократа» — профессионально-этический кодекс медиков). Особенного расцвета кодификация достигла в Средневековье, в период образования ре­месленных цехов. Практически каждый из ремесленных цехов при­нимал свой собственный кодекс, требуя от членов цеха (профес­сиональной группы) его неукоснительного соблюдения. Кодексы той поры не были «чисто этическими»: в их содержании встреча­лись элементы правовой, этикетной, религиозной и другой регу­ляции. Они были призваны защищать как интересы потребителей производимой продукции, так и интересы цеха и его членов от конкурентов, правящих классов, общества и государства. Как це­ховая мораль, так и кодексы в этот период были не столько про­фессиональными, сколько корпоративными.

Профессионально-этические кодексы, принятые в настоящее время, отражают в первую очередь потреб­ности общества и государства, клиентов и только во вторую – интересы профессиональной группы. Они призваны защищать не членов профессио­нальной группы от общества и государства, а содействовать об­ществу и государству в решении их проблем. Поэтому элементы корпоративности из современных профессионально-этических кодексов, как правило, исключены.

Национального кодекса этики социального работника в Беларуси пока нет, так как институт социальной работы только складывается, нет соответствующей юридической базы, нет региональных объединений социальных работников, которые могли бы осуществлять контроль над соблюдением кодекса и объяснять его положения. Без создания этих условий кодекс не будет реально работать, то есть не будет учитываться на уровне нормативных государственных документов.

Для того чтобы профессионально-этический кодекс стал дей­ствующим документом, необходима предварительная работа по его обоснованию, составлению, легитимизации, тиражированию и популяризации.

В практике могут иметь место две основные мо­дели введения профессионально-этического кодекса в профессио­нальную деятельность:

1. Кодекс мо­жет являться результатом эволюции (в течение дли­тельного времени) профессионально-этической системы и быть ее отражением, меняющимся в соответствии с изменениями, происходящими в ней.

2. Появле­ние кодекса может быть опережающим относительно профессио­нально-этической системы и базироваться в основном на этиче­ских представлениях членов профессиональной группы, занятых разработкой кодекса, как это имело место в России. В свою оче­редь, эти представления основываются на тщательном изучении функционирующих в профессиональной деятельности этических и ценностных элементов.


В основе профессионально-этического кодекса социальной работы ле­жат шесть основных источников:

  • общечеловеческие ценности;

  • этические традиции благотворительности;

  • ценности современного общества;

  • этические нормативы зарубежных стран;

  • специфические ценности современной социаль­ной работы;

  • личностные ценности и идеалы специалистов.

Объектом воздействия профессионально-этического кодекса является индивидуальное и коллективное моральное сознание представителей профессиональной группы, его предметом – мо­ральные знания и навыки специалистов.

Цель профессионально-этического кодексав соци­альной работе – содействие воплощению идеалов гуманиз ма, нравственности и социальной справедливости в профессио­нальной деятельности и обществе в целом посредством опредме­чивания в поведении, отношениях и действиях специалистов сущности профессионально-этической системы (Г.П. Медведева).

Профессионально-этические кодексы в социальной работе выполняют определенные функции:

  • унификация профессио­нальной деятельности специалистов на основе предъявляемых к ним единых профессионально-этических требований и единой системы идеалов и ценностей;

  • систематизация базовых этико-аксиологических критериев для определения профессиональной пригодности специалистов и оцен­ки их деятельности, проведения профессионального отбора;

  • содействие разрешению этико-аксиологических конфликтов, возникающих в социальной работе;

  • обеспечение нормативного поведения, отношений и действий социальных работников, их коллективов;

  • обеспечение гарантий осуществления прав клиентов;

  • содействие совершенствованию и развитию личности специалистов, их клиентов и социального окружения клиентов, всего общества;

  • содействие повышению авторитета профессио­нальной социальной работы в обществе;

Благодаря выполняемым функциям, профессионально-этиче­ский кодекс может стать одним из надежных средств повышения эффективности и качества профессиональной социальной работы, служить гарантом прав клиентов. Будучи внутренним доку­ментом, он содействует выполнению профессией социальных функций и тем самым становится фактором влияния на социаль­ное бытие в целом.

1.2 Требования к профессионально-этическому кодексу в социальной работе и его структура
Чтобы устойчиво функционировать в профессиональной груп­пе и быть достаточно авторитетным, профессионально- этический кодекс должен соответствовать определенным требованиям:

  1. вырабатываться с учетом всего опыта практической и научной деятель­ности в сфере социальной работы;

  2. развивать и дополнять системы общечеловеческих и нацио­нальных ценностей, не противореча им;

  3. базироваться на основе принципов, наиболее полно отражающих смысл и сущность профессиональной деятель­ности;

  4. быть многофункциональным, применимым во всех видах вза­имодействия и отношений, возникающих в социальной работе;

  5. обеспечивать возможность конструктивного разрешения кон­фликтов, возникающих при выполнении профессиональных обязанностей;

  6. быть доступным для усвоения и выполнения.

Для удобства пользования и восприятия профессионально-эти­ческий кодекс необходимо структурировать, то есть представить в виде документа, состоящего из определенных разделов.

В целом профессионально-этический кодекс, как правило, имеет четкую структуру и состоит из следующих основных разделов.

1. Преамбула (введение). В этом разделе обычно дается обоснова­ние необходимости введения профессионально-этического кодекса, раскрываются его основные цели и задачи, область приме­нения, оговариваются основные субъекты и объекты деятельности, предполагаемые результаты введения кодекса. В этом же раз­деле можно привести базовое определение профессиональной дея­тельности.

2. Требования к сущности и содержанию деятельности профессио­нальной группы (ценности и идеалы). В этой части, как правило, раскрываются ценностные основания профессиональной деятельности и представляется дей­ствующая иерархия ее ценностей. Идеал чаще всего формулируется более конкретно применительно к профессиональной практике и предстает как конечная цель дея­тельности специалиста.

3. Требования к поведению и действиям специалистов (нормы и принципы). Как правило, не все нормы и принципы фиксируются в кодексе, а только основные, определяющие характер взаимодей­ствия специалистов. Помимо норм и прин­ципов в этом разделе кодекса могут быть представлены важней­шие моральные требования и правила.


4. Профессиональный долг и ответственность специалиста. В этом разделе, как правило, указаны основные типы должных отноше­ний социального работника — перед обществом и государством, профессией, профессиональной группой (коллегами), клиента­ми и их близкими, перед самим собой. Часто в этом разделе представляются различные при­оритеты долженствования специалиста, но, как правило, на пер­вое место помещается долг перед обществом и государством – основными заказчиками результата профессиональной деятель­ности.

5. Требования к качествам личности специалиста. В этом разделе кодекса сведены воедино требования к личностно-нравственному облику специалиста. Особое внимание фиксируется на качествах, кото­рые существенно влияют на успешность установления контакта и последующего взаимодействия специалиста и его клиента. В этом разделе могут быть также представлены основные подходы к про фессиональному отбору специалистов. Важно, что среди прочих представлено требование профессионального и личностного со­вершенствования специалиста.

6. Заключение (условия действия и легитимизации кодекса). Этот раздел должен содержать информацию о том, когда и кем был принят профессионально-этический кодекс, в каких случаях он может применяться и на каком основании, при каких условиях его действие может быть приостановлено или отменено. Здесь же можно поместить информацию о том, какие источники (в том числе научные и правовые) были использованы при подготовке кодекса.

Профессионально-этические кодексы могут содержать и другие разделы. Иногда целесообразным может стать введение раз­дела, рассматривающего основные проблемные зоны, зоны ти­пичных профессионально-этических конфликтов. Порой в профессионально-этические кодексы включаются важнейшие правила профессионального этикета, ока­зывающие существенное влияние на результативность и качество деятельности. Отдельный раздел может быть посвящен проблемам сотрудничества профессиональной ассоциации или группы с другими профессиональными ассоциациями (национальными, между­народными, государственными и общественными органами и орга­низациями, юридическими и физическими лицами и т.д.).

Весьма желательным в кодексе является раздел, представляю­щий систему санкций, вводимых за отступление от его требова­ний (отрицательные санкции) и за добросовестное их исполнение (положительные санкции). В этом разделе в общих чертах может содержаться информация о меха­низме введения санкций.


Отдельноможет быть представлена в профессионально-этиче­ских кодексах проблема оказания клиентам платных услуг. По мнению Г.П. Медведевой, отношения «продавец-покупатель» в профес­сиональной социальной работы могут стать серьезной проблемой'.

Во-первых, если человек платит, то он вправе покупать то, что по закону может быть продано, даже если этот товар для него является лишним, ненужным, а порой и вредным, – покупатель может никому не объяснять, зачем ему нужна покупка. Всю пол­ноту ответственности он берет на себя. Социальный работник, который, осознавая свою ответственность за результаты совмест­ной с клиентом деятельности, попытается высказать свою точку зрения по поводу способа решения проблемы клиента, рискует быть неуслышанным. Очевидно, что эффективность социальной работы неизбежно снизится, поскольку это деятельность, смысл которой заключается не в реализации услуг, а в содействии достижению клиентом соци­ального благополучия. Поэтому социальный работник в своих дей­ствиях должен исходить не из высказанных клиентом претензий , а из его блага, опираясь на принцип учета рациональных (разум­ных) интересов клиента, а не на лозунг «клиент всегда прав».

Во-вторых, возникает вопрос: за что, собственно, платит кли­ент? Социальная работа очень часто образно представляется как «услуга плюс сострадание». Что же оплачивается? Если только ус­луга, то «бесплатное сострадание», не входящее в прейскурант, постепенно может стать формальностью. Но формальным оно быть не должно, так как клиент часто приходит не столько за услугой, сколько за пониманием и сочувствием. Если же со­страдание тоже подлежит оплате, то как определить его стоимость? Очевидно, что любой ответ на этот вопрос будет столь же абсурден, сколь абсурден и сам вопрос. Значит, и с этой точки зрения платность социальной ра­боты может нанести ущерб и работе, и клиентам, и обществу в целом.

В-третьих, какой должна быть плата за услуги? В профессио­нально-этическом кодексе, принятом Ассоциацией работников социальных служб Российской Федерации (1994), есть раздел, где рассматривается вопрос о гонорарах. В нем говорится, что гонора­ры должны быть справедливы, разумны и соразмерны видам ока­занной социальной помощи и способности клиента платить. Эта формулировка при всей ее привлекательности, таит в себе не­сколько противоречий. Основное заключается в том, что далеко не всегда клиент, нуждающийся в дорогостоящей ус­луге, будет платежеспособен. Плата за услуги может устанавли­ваться либо на основе платежеспособности клиента, либо на ос­нове действительной стоимости услуги. Но оба эти подхода могут привести к тому, что встанет вопрос о социальной справедливо­сти. Какую именно сумму следует считать справедливой и разум­ной? Ту, которая отражает стоимость услуги, или ту, которую может заплатить клиент? Может ту, которую коллеги из других уч­реждений взимают за аналогичные услуги?