Файл: Учебнометодический комплекс для студентов социальнопедагогического факультета (специальность 186 01 01 Социальная работа) Брест.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Историческая справка. Первые этические кодексы были профессионально-этическими (например, «клятва Гиппократа» — профессионально-этический кодекс медиков). Особенного расцвета кодификация достигла в Средневековье, в период образования ремесленных цехов. Практически каждый из ремесленных цехов принимал свой собственный кодекс, требуя от членов цеха (профессиональной группы) его неукоснительного соблюдения. Кодексы той поры не были «чисто этическими»: в их содержании встречались элементы правовой, этикетной, религиозной и другой регуляции. Они были призваны защищать как интересы потребителей производимой продукции, так и интересы цеха и его членов от конкурентов, правящих классов, общества и государства. Как цеховая мораль, так и кодексы в этот период были не столько профессиональными, сколько корпоративными.
Профессионально-этические кодексы, принятые в настоящее время, отражают в первую очередь потребности общества и государства, клиентов и только во вторую – интересы профессиональной группы. Они призваны защищать не членов профессиональной группы от общества и государства, а содействовать обществу и государству в решении их проблем. Поэтому элементы корпоративности из современных профессионально-этических кодексов, как правило, исключены.
Национального кодекса этики социального работника в Беларуси пока нет, так как институт социальной работы только складывается, нет соответствующей юридической базы, нет региональных объединений социальных работников, которые могли бы осуществлять контроль над соблюдением кодекса и объяснять его положения. Без создания этих условий кодекс не будет реально работать, то есть не будет учитываться на уровне нормативных государственных документов.
Для того чтобы профессионально-этический кодекс стал действующим документом, необходима предварительная работа по его обоснованию, составлению, легитимизации, тиражированию и популяризации.
В практике могут иметь место две основные модели введения профессионально-этического кодекса в профессиональную деятельность:
1. Кодекс может являться результатом эволюции (в течение длительного времени) профессионально-этической системы и быть ее отражением, меняющимся в соответствии с изменениями, происходящими в ней.
2. Появление кодекса может быть опережающим относительно профессионально-этической системы и базироваться в основном на этических представлениях членов профессиональной группы, занятых разработкой кодекса, как это имело место в России. В свою очередь, эти представления основываются на тщательном изучении функционирующих в профессиональной деятельности этических и ценностных элементов.
В основе профессионально-этического кодекса социальной работы лежат шесть основных источников:
-
общечеловеческие ценности; -
этические традиции благотворительности; -
ценности современного общества; -
этические нормативы зарубежных стран; -
специфические ценности современной социальной работы; -
личностные ценности и идеалы специалистов.
Объектом воздействия профессионально-этического кодекса является индивидуальное и коллективное моральное сознание представителей профессиональной группы, его предметом – моральные знания и навыки специалистов.
Цель профессионально-этического кодексав социальной работе – содействие воплощению идеалов гуманиз ма, нравственности и социальной справедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом посредством опредмечивания в поведении, отношениях и действиях специалистов сущности профессионально-этической системы (Г.П. Медведева).
Профессионально-этические кодексы в социальной работе выполняют определенные функции:
-
унификация профессиональной деятельности специалистов на основе предъявляемых к ним единых профессионально-этических требований и единой системы идеалов и ценностей; -
систематизация базовых этико-аксиологических критериев для определения профессиональной пригодности специалистов и оценки их деятельности, проведения профессионального отбора; -
содействие разрешению этико-аксиологических конфликтов, возникающих в социальной работе; -
обеспечение нормативного поведения, отношений и действий социальных работников, их коллективов; -
обеспечение гарантий осуществления прав клиентов; -
содействие совершенствованию и развитию личности специалистов, их клиентов и социального окружения клиентов, всего общества; -
содействие повышению авторитета профессиональной социальной работы в обществе;
Благодаря выполняемым функциям, профессионально-этический кодекс может стать одним из надежных средств повышения эффективности и качества профессиональной социальной работы, служить гарантом прав клиентов. Будучи внутренним документом, он содействует выполнению профессией социальных функций и тем самым становится фактором влияния на социальное бытие в целом.
1.2 Требования к профессионально-этическому кодексу в социальной работе и его структура
Чтобы устойчиво функционировать в профессиональной группе и быть достаточно авторитетным, профессионально- этический кодекс должен соответствовать определенным требованиям:
-
вырабатываться с учетом всего опыта практической и научной деятельности в сфере социальной работы; -
развивать и дополнять системы общечеловеческих и национальных ценностей, не противореча им; -
базироваться на основе принципов, наиболее полно отражающих смысл и сущность профессиональной деятельности; -
быть многофункциональным, применимым во всех видах взаимодействия и отношений, возникающих в социальной работе; -
обеспечивать возможность конструктивного разрешения конфликтов, возникающих при выполнении профессиональных обязанностей; -
быть доступным для усвоения и выполнения.
Для удобства пользования и восприятия профессионально-этический кодекс необходимо структурировать, то есть представить в виде документа, состоящего из определенных разделов.
В целом профессионально-этический кодекс, как правило, имеет четкую структуру и состоит из следующих основных разделов.
1. Преамбула (введение). В этом разделе обычно дается обоснование необходимости введения профессионально-этического кодекса, раскрываются его основные цели и задачи, область применения, оговариваются основные субъекты и объекты деятельности, предполагаемые результаты введения кодекса. В этом же разделе можно привести базовое определение профессиональной деятельности.
2. Требования к сущности и содержанию деятельности профессиональной группы (ценности и идеалы). В этой части, как правило, раскрываются ценностные основания профессиональной деятельности и представляется действующая иерархия ее ценностей. Идеал чаще всего формулируется более конкретно применительно к профессиональной практике и предстает как конечная цель деятельности специалиста.
3. Требования к поведению и действиям специалистов (нормы и принципы). Как правило, не все нормы и принципы фиксируются в кодексе, а только основные, определяющие характер взаимодействия специалистов. Помимо норм и принципов в этом разделе кодекса могут быть представлены важнейшие моральные требования и правила.
4. Профессиональный долг и ответственность специалиста. В этом разделе, как правило, указаны основные типы должных отношений социального работника — перед обществом и государством, профессией, профессиональной группой (коллегами), клиентами и их близкими, перед самим собой. Часто в этом разделе представляются различные приоритеты долженствования специалиста, но, как правило, на первое место помещается долг перед обществом и государством – основными заказчиками результата профессиональной деятельности.
5. Требования к качествам личности специалиста. В этом разделе кодекса сведены воедино требования к личностно-нравственному облику специалиста. Особое внимание фиксируется на качествах, которые существенно влияют на успешность установления контакта и последующего взаимодействия специалиста и его клиента. В этом разделе могут быть также представлены основные подходы к про фессиональному отбору специалистов. Важно, что среди прочих представлено требование профессионального и личностного совершенствования специалиста.
6. Заключение (условия действия и легитимизации кодекса). Этот раздел должен содержать информацию о том, когда и кем был принят профессионально-этический кодекс, в каких случаях он может применяться и на каком основании, при каких условиях его действие может быть приостановлено или отменено. Здесь же можно поместить информацию о том, какие источники (в том числе научные и правовые) были использованы при подготовке кодекса.
Профессионально-этические кодексы могут содержать и другие разделы. Иногда целесообразным может стать введение раздела, рассматривающего основные проблемные зоны, зоны типичных профессионально-этических конфликтов. Порой в профессионально-этические кодексы включаются важнейшие правила профессионального этикета, оказывающие существенное влияние на результативность и качество деятельности. Отдельный раздел может быть посвящен проблемам сотрудничества профессиональной ассоциации или группы с другими профессиональными ассоциациями (национальными, международными, государственными и общественными органами и организациями, юридическими и физическими лицами и т.д.).
Весьма желательным в кодексе является раздел, представляющий систему санкций, вводимых за отступление от его требований (отрицательные санкции) и за добросовестное их исполнение (положительные санкции). В этом разделе в общих чертах может содержаться информация о механизме введения санкций.
Отдельноможет быть представлена в профессионально-этических кодексах проблема оказания клиентам платных услуг. По мнению Г.П. Медведевой, отношения «продавец-покупатель» в профессиональной социальной работы могут стать серьезной проблемой'.
Во-первых, если человек платит, то он вправе покупать то, что по закону может быть продано, даже если этот товар для него является лишним, ненужным, а порой и вредным, – покупатель может никому не объяснять, зачем ему нужна покупка. Всю полноту ответственности он берет на себя. Социальный работник, который, осознавая свою ответственность за результаты совместной с клиентом деятельности, попытается высказать свою точку зрения по поводу способа решения проблемы клиента, рискует быть неуслышанным. Очевидно, что эффективность социальной работы неизбежно снизится, поскольку это деятельность, смысл которой заключается не в реализации услуг, а в содействии достижению клиентом социального благополучия. Поэтому социальный работник в своих действиях должен исходить не из высказанных клиентом претензий , а из его блага, опираясь на принцип учета рациональных (разумных) интересов клиента, а не на лозунг «клиент всегда прав».
Во-вторых, возникает вопрос: за что, собственно, платит клиент? Социальная работа очень часто образно представляется как «услуга плюс сострадание». Что же оплачивается? Если только услуга, то «бесплатное сострадание», не входящее в прейскурант, постепенно может стать формальностью. Но формальным оно быть не должно, так как клиент часто приходит не столько за услугой, сколько за пониманием и сочувствием. Если же сострадание тоже подлежит оплате, то как определить его стоимость? Очевидно, что любой ответ на этот вопрос будет столь же абсурден, сколь абсурден и сам вопрос. Значит, и с этой точки зрения платность социальной работы может нанести ущерб и работе, и клиентам, и обществу в целом.
В-третьих, какой должна быть плата за услуги? В профессионально-этическом кодексе, принятом Ассоциацией работников социальных служб Российской Федерации (1994), есть раздел, где рассматривается вопрос о гонорарах. В нем говорится, что гонорары должны быть справедливы, разумны и соразмерны видам оказанной социальной помощи и способности клиента платить. Эта формулировка при всей ее привлекательности, таит в себе несколько противоречий. Основное заключается в том, что далеко не всегда клиент, нуждающийся в дорогостоящей услуге, будет платежеспособен. Плата за услуги может устанавливаться либо на основе платежеспособности клиента, либо на основе действительной стоимости услуги. Но оба эти подхода могут привести к тому, что встанет вопрос о социальной справедливости. Какую именно сумму следует считать справедливой и разумной? Ту, которая отражает стоимость услуги, или ту, которую может заплатить клиент? Может ту, которую коллеги из других учреждений взимают за аналогичные услуги?