Файл: Учебнометодический комплекс для студентов социальнопедагогического факультета (специальность 186 01 01 Социальная работа) Брест.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Профессионально-этический кодекс не следует рассматривать как сборник готовых рецептов на все случаи профессио­нальной практики. Наличие кодекса не освобождает социального работника от обязанности самостоятельного принятия решения и от ответствен­ности за конечный результат на основе проведения этико-аксиологического анализа ситуации.
1.3 Основные условия кодификации профессионально-этических систем
В настоящее время заметна тенденция к усилению кодифика­ции социальной работы как специфического вида профессио­нальной социальной деятельности. Национальные ассоциации учитывают, что в социальных службах работают не только соци­альные работники, но и представители других профессий. Вслед­ствие этого необходим такой подход к разработке профессиональ­но-этического кодекса, который позволял бы всем специалистам, работающим в социальной службе, находиться в одном эти­ческом пространстве, т.е. нормы и принципы, правила и требо­вания, заложенные в кодекс, должны носить по возможности наи­более общий характер. Однако социальные службы часто специа­лизируются, оказывая клиентам довольно узкий перечень услуг, работая с узкой группой клиентов. В этом случае целесообразной может оказаться разработка специализированного кодекса.

При разработке профессионально-этического кодекса необхо­димо выполнение следующих условий.

1. Необходимость профессионально-этического кодекса. Кодекс может быть разработан для любой профессии или даже коллектива учреждения, но не каждая профессия требу­ет дополнительной этической регламентации. Будучи необоснованным, формально разработанным и введенным, кодекс может остаться документом, известным толь­ко своим разработчикам.

  1. Знание специфики профессиональной деятельности. Специфи­ка профессиональной деятельности определяет формы, методы и направленность профессионально-этической регуляции, ее осо­бенности. Чтобы профессионально-этический кодекс стал орга­ничным и необходимым в практике деятельности, он должен отражать данные особенности.

  2. Знание этики вообще и профессиональной этики в частности. В профессионально-этическом кодексе, несмотря на то, что он должен быть доступен для понимания и исполнения рядовыми работниками, используются идеи, понятия и категории фило­софской этики. От разра­ботчика кодекса требуется знание не только категориального аппарата этики, но и основных идей, законов и т.п., чтобы про­фессионально-этический кодекс соответствовал принципу науч­ности.

  3. Знание важнейших национальных обычаев и традиций. Обычаи и традиции, будучи неотъемлемой частью общественного бытия, концептуально отражаются в профессио­нально-этическом кодексе. Прямых указаний об их учете обычно не делается, но может быть дана ссылка во введении.

  4. Знание и учет глобальных тенденций в развитии профессиональ­ной деятельности и ее этики. В настоящее время специалисты почти всех профессий получили возможность свободно общаться со своими зарубежными коллегами. Профессиональные интересы затрагивают и этическую сферу. Поэтому важно использовать эти­ческий опыт зарубежных коллег в отечественной практике.

  5. Знание и возможность решения процедурных вопросов. Профес­сионально-этический кодекс должен быть легитимизирован; в противном случае он останется достоянием лишь разра­ботчика.


Как правило, разработка профессионально-этического кодек­са осуществляется группой разработчиков инициативно или по заданию профессиональной ассоциации. В состав рабочей группы целесообразно включить специалистов в области фило­софии и этики, теории и практики профессиональной деятельно­сти, права. После подготовки проекта кодекса целесообразно про­вести его экспертизу с целью исключения возможных недочетов, противоречий и т.п. и после внесения соответствующих поправок приступать к проведению процедуры обсуждения и принятия ко­декса. Целесообразно разослать проект кодекса в региональные организации. Это принесет двойную пользу: специалисты регио­нальных организаций могут выдвинуть свои предложения или уточ­нить содержание проекта кодекса, кроме того, они уже на ран­ней стадии будут осведомлены о том, что вскоре появится про­фессионально-этический кодекс.

Одновременно следует проработать и тактику популяризации и тиражирования кодекса, доведения его до каждого специали­ста, чтобы профессионально-этический кодекс стал действительно важным и в то же время привычным документом. Для лучшего понимания и усвоения содержания кодекса может быть организо­вана учеба.

Введение профессионально-этического кодекса толь­ко тогда сможет достигнуть цели, когда каждый специалист будет глубоко знать его содержание и уметь соотносить свои действия с его основными положениями.
ЛЕКЦИЯ 8. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

1.1 Этические проблемы проведения исследований с участием людей
Любой вид деятельности человека может и должен быть оценен с точки зрения его пользы или вреда для общества в целом и конкретных людей, чьи интересы каким-то образом затрагиваются. Этической оценке подлежат и все структурные компоненты деятельности: цель, мотивы, способы и средства, результат. Не является исключением и наука как особый вид деятельности человека. Любое исследование должно отвечать двум основным требованиям: научности и этической безупречности. По мнению американского профессора психологии С. А. Миллера, если по поводу хотя бы одного из этих критериев возникает серьезное сомнение, исследование проводить нельзя.

По своей сути наука проникнута благородными стремлениями и идеалами. Высшая цель науки – поиск истины, которая, как известно, понимается как абсолютная ценность. Очевидно, что истинное знание полезно, а заблуждение вредно. Знания помогают человеку преобразовывать действительность и создавать условия для улучшения жизни людей. Однако наука таит в себе и разрушительный потенциал. В наиболее драматичной форме он проявил себя в процессе создания атомной бомбы. Ученые, имевшие дело с формулами и уравнениями, стали сознательными или невольными участниками создания оружия массового поражения. Как никогда остро встал вопрос о моральной ответственности ученых за результаты своей деятельности.

Начало существования медицины в статусе экспериментальной науки также было весьма трагичным. Первыми массовыми медицинскими исследованиями стали опыты нацистских медиков над узниками концлагерей. Нюрнбергский процесс 1-ого Военного Трибунала США (1946-1947 г.г.) вскрыл факты чудовищных по своей жестокости и по своему размаху медицинских экспериментов на человеке. Огромное число узников использовалось для научно-исследовательских целей: выявление влияния на человеческий организм переохлаждения, действия ядов и др. Миллионы людей специально заражались интересующими “экспериментаторов”-медиков болезнями и “при минимальных затратах времени и усилий” исследовались методы лечения и достижения иммунитета к малярии, инфекционной желтухе, сыпному тифу. Нюрнбергский Кодекс – это первый в истории международный “Свод правил о проведении экспериментов на людях”, который возник в результате осознания принципиального несоответствия некоторых видов медицинских экспериментов на человеке этическим принципам медицинской профессии, базовым принципам этики и человеческой морали.


В настоящее время актуальность этической оценки и контроля исследований с участием людей обусловлена, во-первых, чрезвычайным ростом науки и ее проникновением во все сферы жизни человека. Во-вторых, Международные Этические Кодексы предписывают специалистам по социальной работе соблюдение этических принципов при проведении собственных исследований и осуществление контроля над их соблюдением в исследованиях специалистов из других сфер.

Специалистам, работающим в Беларуси, необходимо придерживаться международных этических стандартов. Результаты исследований в несоциальных сферах могут использоваться во вред человеку ради получения прибыли, либо удовлетворения политических амбиций. Специалисты обязаны отслеживать, анализировать, оценивать данные исследования и способствовать минимизации их рисков для человека и общества.

С позиций этики научные исследования с участием людей можно разделить на пять основных групп (Юрий Лопухин, академик РАМН).

1) Этически абсолютно неприемлемые исследования: опыты на людях, которые проводили нацистские врачи; исследования по обучению дельфинов убивать плывущего в воде человека (как способ борьбы с диверсантами); большинство секретных исследований (биологическое оружие и т.д.).

2) Исследования, требующие строгого этического контроля: все исследования по генетике как потенциально опасные с точки зрения сохранности человеческого генофонда (исследования по клонированию, использованию стволовых клеток для лечения некоторых болезней крови и мозга, генная фармакология и т.д.). В группу входят некоторые исследования по социальной психологии и психологии развития (изучение агрессии, мошенничества, авторитета и др.), поскольку они поощряют нежелательное поведение человека.

3) Исследования, проведенные некорректно, с использованием ограниченного количества процедур (только опросные методы), получением ложных данных или намеренно искаженных результатов. С одной стороны, они являются причиной пустой траты ресурсов, с другой – требуют иногда больших усилий для восстановления истины.

4) Ненужные, бессмысленные исследования по типу "может быть, в этом что-то есть". Такие работы появляются из-за плохой научной информированности и неграмотности исследователя, его корыстолюбия. При оценке такого рода работ непременно следует задать вопрос, потеряет ли что-нибудь наука, если этого исследования не будет. Например, бесполезно изучать действие отдельных химических веществ на человека, так как они в основном используются в соединениях. Действие соединений отличается от действия отдельных его компонентов.


5) Фундаментальные исследования, открывающие ранее не известные науке и обществу явления и требующие затрат огромных ресурсов. Для оценки пользы такого рода исследований необходимы высококвалифицированная экспертная оценка.

Этические проблемы, возникающие в ходе проведения исследования, часто имеют отношение к поведению самого исследователя. Большинство примеров неэтичного поведения обусловлено желанием сделать карьеру, быть известным, произвести впечатление на членов семьи и друзей, сохранить рабочее место и т.д.

Ненаучное поведениеможет выражаться в исследовательском мошенничестве и плагиате. Исследовательское мошенничество происходит тогда, когда исследователь фальсифицирует данные, которые на самом деле не были собраны, или представляет отчет по исследованию, которое не было проведено. Публикация недостоверных и непроверенных данных – один из серьезных пороков современной науки. Научная дезинформация приводит к напрасной трате материальных ресурсов, стимулированию проведения ложных и ненужных исследований, требует больших усилий по их проверке и опровержению. И хотя наука постоянно занимается критическим анализом того материала, которым она располагает (методами экспертизы, рецензирования, оппонирования, редактирования и др.), главным механизмом контроля должна быть совесть самого исследователя.

Плагиат – тип поведения, возникающий в тех случаях, когда исследователь использует идеи или результаты у других авторов без указания источника. Он рассматривается как наиболее тяжкое этическое преступление. Широкую огласку получают факты, когда руководитель поручает подчиненному провести исследование, не участвуя в нем, а потом ставит свою подпись под публикацией результатов. Основанием для отказа в присуждении искомой научной степени является обнаружение плагиата в диссертации.

Исследовательские институты и университеты США и Западной Европы  имеют программы и процедуры для выявления ненаучного поведения и наказания исследователей, например, посредством штрафов и увольнения с работы. К сожалению, в практике белорусской исследовательской деятельности такого рода «фильтры» еще не разработаны.

Ненаучное поведениеможет выражаться также в нарушении исследователем этических норм и принципов по отношению к испытуемым. Многие этические проблемы связаны с нарушением исследователем основных человеческих прав испытуемых: право на уважение чести и достоинства