Файл: Учебнометодический комплекс для студентов социальнопедагогического факультета (специальность 186 01 01 Социальная работа) Брест.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Но и в этот начальный период истории человечества должны были существовать определенные регуляторы поведения индивида в сообществе себе подобных. Безусловно, полуживотное состояние человека делало неизбежным преобладание биологического начала над социальным, и именно этим обстоятельством определялась необходимость координировать действия внутри племени и жестко регламентировать поведение его членов. Правила и нормы жизни подразумевали безоговорочное подчинение слабых сильному, абсолютную власть вожака, решение всех спорных вопросов с позиции силы. Вместе с тем необходимость выживания диктовала утверждение и других норм: взаимопомощи, миролюбии внутри общины, пресечение немотивированных убийств при обороне и нападении, т.е. в экстремальных условиях.

Таким образом, уже в примитивном обществе должна была существовать система общих и универсальных норм и запретов, которые гарантировали бы безопасность существования, невозможность самоуничтожения человеческого сообщества «изнутри», а также соответствующая система санкций для нарушителей норм. При отсутствии свободы выбора трудно говорить о моральности или аморальности поведения, хотя некоторые виды поддержки и взаимопомощи в орде на инстинктивном уровне имели место как прообраз будущих моральных отношений. Но понятия «добро», «зло», «благо», в то время ничем не отличались от биологических ощущений (тепло, сытно, опасно).

По мнению историков, относительная гуманизация и морализация отношений в обществе произошла после освоения человеком огня. Стал возможным оседлый образ жизни, появилась защита от животных, возможность делать запасы, снизилась заболеваемость и смертность, поэтому племя становилось более жизнеспособным. О том, что человеческая жизнь, сам человек в этот период уже становится наивысшей ценностью, пусть и не вполне осознаваемой объективно, косвенно говорит такой факт: самой великой и ценной жертвой духам считалась жертва человеческая, приносимая в особо ответственных, важных и значимых случаях, тогда как в повседневности можно было ограничиться принесением в жертву злаков, продуктов питания, животных, различных изделий. Причем на роль жертвы в самых различных человеческих сообществах, живших в различных уголках земного шара, выбирались наиболее молодые, сильные и красивые члены племени – самое ценное и лучшее, чем располагало племя.


Разделение труда привело к тому, что полезными для общества стали старики и дети (как хранители огня, как члены общины, обеспечивающие преемственность социального опыта в виде ЗУНов, традиций, обычаев, в том числе, морального характера). Это способствовало формированию представлений о важности взаимопомощи не только среди сильнейших членов племени, но и заботы о слабых, их содержании и поддержки. Фактически, это был урок «о пользе чужой жизни для удобства собственной». Относительная стабильность положения рода и моральные традиции привели к тому, что появились первые формы социальной помощи «чужаку» (прообраз благотворительности – кров и хлеб путнику, пришедшему с миром).

Однако в значительной степени нравственное регулирование отношений между людьми развивалось с появлением семьи и собственностикак способ преодоления противоречия между личностью и обществом, между интересами собственников и сообщества в целом.

Первые наиболее общие и объективные с точки зрения потребностей совместного проживания и деятельности моральные принципы и нормы получили дельнейшее закрепление в религиозных заповедях, а потом и в светских законах.


Ветхий Завет. Моральные принципы и нормы: требование делать добро, наказание за грехи и преступления (убийство Каином брата); стыдно быть жестоким, равнодушным, эгоистичным; запрещены самосуд, кровная месть, племенная вражда, которые могли стать массовыми и привести к уничтожению рода.

Исход. Пророк Моисей получает от Бога 10 заповедей, которые составляют основу совместного существования людей: почитай Бога, не убий, не укради, не прелюбодействуй, не завидуй, не лги, почитай отца своего и мать свою, возлюби ближнего своего как самого себя. Православие, как ветвь христианства, является наднациональной религией и не разделяет людей ни по каким признакам, кроме веры. Проповедует братские отношения, заботу друг о друге, миролюбие и др. Один из главных принципов: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон». В той или иной формулировке данный принцип встречается у всех народов, что говорит об универсальности и всеобщности нравственного закона. Православная доктрина помощи ближнему основана на идее спасения души, обретения Царства Божия, а не необходимости выживания, что изменяет ее сущность. Человек стал главной ценностью в христианском учении о добре и зле.

Целостная система этических воззрений на поведение в обществе и семье изложена в одном из первых светских кодексов – «Поучение В. Мономаха» (1099 г.). Основные нравственные идеи:

– проявлять заботу о нищих, слабых, сиротах, вдовах;

– защищать слабых от притеснения сильных;

– восстанавливать социальную справедливость;

– быть вежливым, приветливым ласковым;

– почтительно обращаться с иноземцами;

– быть верным данному слову и др.

В 16 веке продолжается отстаивание основных моральных принципов и норм, изложенных ранее в православии и светских поучениях. Наиболее известны наставления монаха Сильвестра сыну («Домострой»). Основные нравственные идеи:

– соблюдать все заповеди, быть искренним и терпеливым;

– заботиться о ближних и помогать странствующим;

– не осуждать других;

– хранить чистоту телесную и ненавидеть пьянство;

– учиться знаниям и приобретать всякие умения;

– не делать другому того, чего сам не любишь и др.

В 18 веке изданы правила этики и этикета «Юности честное зерцало», адресованные любой категории молодых людей. Важным считается «оказание почтения всякому человеку вообще», проявление нравственных качеств, выполнение долга, терпимость, прощение слабости, соблюдение правил поведения в общественных местах и др.


Этика помощи нуждающимся людям нашла свое отражение и в работах философов, особенно русских. Большинство из них были людьми верующими, поэтому связывали свои этические понятия с православием. Так, П.Я. Чаадаев утверждал идею обязательного совершения благодеяния, через которое нравственно совершенствуется сам благотворитель. Основа человеческого счастья – альтруистическое сознание и поведение: «Жить для других значит жить для себя. Вы хотите быть счастливыми? Так думайте как можно меньше о собственном благополучии, заботьтесь о чужом…». Человек, заботящийся только о себе, по мнению П.Я. Чаадаева, мертв. Примечательно, что П.Я. Чаадаев не носил перстней, так как они напоминали ему рабство, «заколдованный круг, в котором тонет Россия».

Идея о доброте как естественном состоянии человека принадлежит Н.Г. Чернышевскому. Делать людям добро – это обусловлено природой человека и закреплено историческим опытом поколений. Философ Н.К. Михайловский отстаивал идею о человеке как высшей ценности общества. Поэтому общество обязано заботиться и служить человеку. Однако и человек призван служить обществу, совершенствуясь как личность и помогая совершенствоваться ближнему. Чем совершеннее каждый человек, тем выше общественный прогресс.

Известный философ В.С. Соловьев был убежденным сторонником того, что бессмертие невозможно без нравственного совершенствования личности. Человек выделился из животного мира благодаря стремлению не просто «жить по природе», а жить как должно, сообразно совести, которая для человека играет роль закона. Трудность нравственного вопроса заключается в том, что устанавливаются лишь запреты на то, что делать не надо, и мало говорится о том, что должно. Исполнение нравственного закона требует от человека постоянной борьбы с самим собой, поскольку сознание долга еще не гарантирует его выполнения, а нравственности, воспринимаемой формально, явно недостаточно. В отличие от Н.Г. Чернышевского, В.С. Соловьев считает человека изначально греховным (в силу своей биологической, животной природы), однако обращение к Богу может помочь ему преодолеть себя. Человек может стать добрее и совершеннее, отрекаясь от собственной натуры и полагаясь на волю Божью. Это – подвиг, который личность должна совершить осознанно. Вера в бога – это вера в добро, справедливость, которой не дают природа и разум.

Таким образом, этические воззрения древних славян, труды православных богословов и светских философов практически не противоречили друг другу. Для духовной этики главное – неукоснительное соблюдение заповедей как долга перед Богом и для спасения собственной души. Светские авторы поддерживают эту идею (жить для других значит жить для себя), но в их взглядах более четко прослеживается мысль о ценности человека как личности, имеющей право на счастье, свободу поступков и выполняющей долг прежде всего перед собой.

ЛЕКЦИЯ 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ


    1. Необходимость этической регламентации поведения и деятельности социального работника

Каждая профессия формирует у ее носителей не только профессиональные навыки, но и определенные черты личности, и отношение к содержанию своей деятельности, которые соответствуют требованиям профессиональной морали. Профессиональная мораль лежит в основе всех других аспектов профессиональной деятельности, так как является частью морали общества.

Профессиональ­ная этика – наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обес­печивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности.

Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности, возникла в глубокой древности. Пер­вые этические требования к действиям специалиста можно встретить в древнеегипетском манускрипте «Наставления на­чальника города и визиря Птаххеттепа», датируемом III тысячелетием до нашей эры. В числе прочих требований к работникууказывается на необходимость добросовестного и качественного выполнения своих обязанностей, поскольку такое отношение к труду – залог будущей высокой должности и богатства. Возникновение первых целостных профессиональных этических комплексов специалисты относят к периоду возникновения ремесленных цехов в XI-XII веках. Именно в этот период в цеховых уставах появляются этические требования, регламентирующие отношение к профессии, труду, товарищам по работе и т.д.

Необходимость этической регламентации деятельности особенно отчетливо выступает в профессиях с высокой степенью индивидуализации труда, имеющих большое значение для всех членов общества, например, учительская, врачебная деятельность.

В своей практической деятельности специалисты нуждаются не только в нравственных ориентирах, определяющих основное направление их деятельности, но и в правилах повседневной деятельности, без соблюдения которых невозможно реализовать моральные нормы и принципы.