Файл: Учебнометодический комплекс для студентов социальнопедагогического факультета (специальность 186 01 01 Социальная работа) Брест.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, объектом изучения этики социальной работы является профессиональная мораль специалистов, а предметом – возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников.

Основными категориями этики социальной работы являются: профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.

1. Этические отношения – это совокупность зависимостей и связей, которые заключаются в достижении общественного и личного блага путем трансформирования системы «человек-среда». Это отношения между: самими социальными работниками как членами коллектива, между социальными работниками и их клиентами; социальными работниками и социальным окружением клиентов, между социальными работниками и различного рода учреждениями, организациями, частными лицами, с которыми социальные работники связываются по поводу оказания помощи клиентам. Наконец, это отношения, возникающие между институтом социальной работы как одной из государственных структур и другими государственными организациями, государством в целом и обществом. Этические отношения в социальной работе существуют в форме требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга; нравственных принципов, лежащих в основе социальной работы и подчиняющих себе всю деятельность; моральных качеств, которыми должны обладать и актуализировать в работе субъекты социальной деятельности; постоянного самоконтроля специалистов в их деятельности.

2. Этическое сознание – субъективное отражение морали. Эта особая форма осознания специалистом социальной действительности получает специфическое нравственное обоснование: поведение и деятельность рассматриваются уже не с точки зрения их необходимости, а с точки зрения их моральной ценности. Высшим мерилом ценности поступка является благо общества и клиентов социальной работы, а значит, с точки зрения нравственности, и самого социального работника. В силу этого профессиональная деятельность конкретного социального работника, с точки зрения нравственности, является благом не только потому, что она необходима обществу или клиентам, а и потому, что она необходима самому социальному работнику, так как предоставляет ему возможность принести пользу и тем самым реализовать свои собственные нравственные установки.


3. Этические действия – это действия и даже намерения совершить действие, которые могут быть оценены с позиций морали и нравственности. Социальный работник действует в ценностно ориентированном мире, где каждое действие может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т.е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле. Ответственность за разработку плана или программы этически приемлемых действий по реализации цели всегда полностью возлагается на социального работника. Несмотря на то, что клиент – полноправный участник обсуждения вариантов решения проблемы и даже обладает правом «вето», именно социальный работник определяет порядок действий и несет за это ответственность. Этика требует, чтобы специалист всегда информировал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых действий, разъяснял их сущность.

С точки зрения профессиональной этики важно рассмотреть категории цели, мотивов, средств, результата и легитимизации социальной работы.

По мере развития представлений о сущности социальной работы изменяется понимание ее цели. Международная Федерация социальных работников (МФСР) обязуется каждые 10 лет вносить поправки в общее определение социальной работы, в котором отражается и основная цель деятельности. Так, в 2009 году было признано, что социальная работа ставит своей основной целью «обеспечить для каждого человека возможность максимально реализовать свой потенциал, сделать его жизнь более полной и предотвратить нарушения». В данной формулировке четко прослеживается направленность на человека как высшую ценность социальной работы.

Учитывая, что в Беларуси профессиональная социальная работа проходит этап становления, она определяется как «профессиональная деятельность по социальному обслуживанию населения и социальной защите отдельных людей и социальных групп населения, страдающих социальной недостаточностью или повышенным риском таковой, посредством мер профилактики ограничений жизнедеятельности личности в социальной среде; реабилитации и ресоциализации; социальной помощи и поддержки» (Образовательный стандарт специальности «Социальная работа» (по направлениям), 2011). Акцент на социальном обслуживании населения и социальной защите отдельных людей и целых социальных групп указывает на то, что они выступают как объекты деятельности специалистов, пассивные «потребители» социальных услуг.

Зададимся вопросом: что для человека большее благо: помочь ему стать самостоятельным и независимым, активизируя его внутренние ресурсы, или обслуживать и защищать его, совершенствуя способы и средства защиты? Ответ следует искать в сущностных характеристиках человека как личности. Клиент, как правило, формулирует свою цель более конкретно. Однако не всегда цель, поставленная клиентом, является достижимой. При этом социальный работник, оценивая этическую приемлемость цели, планируя конкретные действия по решению проблем клиента, берет на себя личную ответственность. В том случае, если социальный работник оценил возможную ценность результатов работы для клиента, его социального окружения, для общества как отрицательную, сочтет возможным не предпринимать действий по реализации данной цели или изменить цель, ондолжен тщательно аргументировать свое мнение и доказать его правильность клиенту.


Мотивация.Социальный работник всегда воспринимает свою деятельность с точки зрения не только общечеловеческих или профессиональных ценностей, но и исходя из собственной системы ценностей, собственных понятий о морали и нравственности, собственных желаний. К нравственным мотивам его профессиональной деятельности следует отнести:

– стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, быть нужным людям;

– подчиненность чувству долга — человеческого, профессионального;

– потребность в достижении определенных социально значимых идеалов;

– реализация общечеловеческих и профессиональных ценностей и др.

Однако следует отметить, что социальная работа в настоящее привлекает не только людей, делом жизни которых стало оказание помощи нуждающимся. В силу различных причин в социальную работу приходят люди, стремящиеся реализовать собственные интересы, а не оказать помощь людям. Такая деятельность также возможна, но она вызвана внешней мотивацией:

– удобный по времени режим работы;

– приемлемый размер заработной платы;

– доступ к различным услугам, контактам;

– удовлетворение повышенной потребности в общении и др.

Как любая другая, деятельность социального работника может быть полимотивированной. Тогда этической оценке подлежат доминирующие мотивы, которыми он руководствуется при выполнении профессиональных обязанностей.

Средства.Вопрос о соотношении цели и средств ее достижения является одним из ключевых вопросов этики. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легитимные средства – от материальных до духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться этическими принципами, главный из которых – «не навреди». Несмотря на то, что цель, поставленная работником, может быть высокоморальной, несоответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности. Для достижения поставленных целей необходимо выбирать только узаконенные, имеющие высокую моральную ценность средства. Роль «благородного разбойника» в социальной работе недопустима!

Легитимизация. Под легитимизацией понимается то правовое обоснование, на которое социальный работник (специалист) или социальная служба официально опирается в своей деятельности. Это:

– законы, касающиеся социальной работы

– должностные инструкции

– Положение о социальной службе


– приказ или инструктивное письмо вышестоящего органа социальной защиты или местных органов власти, их решение и т. п. В любом случае это документ, содержание которого должно отвечать критериям нравственности и ни в коем случае не может противоречить общим целям и задачам, единым для всех социальных служб и системы социальной защиты в целом, действующему законодательству.

Помимо официальных документов, регламентирующих деятельность социальных служб и конкретных социальных работников, должно существовать четкое и ясное соглашение между специалистом и его клиентом о характере и целях их взаимодействия, порядке совместных действий. Это может быть:

– договор, заключенный клиентом или от имени клиента с социальной службой

– заявление или другой документ, направляемый клиентом (или лицом, имеющим право представлять его интересы) в адрес социальной службы.


    1. Основные функции профессиональной этики


Нравственные нормы, регулирующие профессиональное поведение и отношения, возникающие в процессе профессиональной деятельности, в социальной работе выполняют определенные функции. Функции этики профессиональной работы определяются множеством факторов, основными из которых являются сущность, содержание и направленность профессии.

Классификация функций этики социальной работы осуществлена Г.П. Медведевой. Автор выделяет 3 группы функций.

1 группа – социальные функции. Они соответствуют задачам социальной работы, которые возложены на нее обществом и государством: поддержание ценностного содержания профессии; посредничество и согласование интересов профессиональной группы и общества; создание и поддержание в обществе благоприятных условий для успешного функционирования данного вида деятельности; реализация социальной активности в рамках профессиональной деятельности.

2 группа – профессионально-практические функции. Их суть состоит в оказании непосредственного влияния на эффективность и качество работы социального работника (специалиста). Они имеют первостепенное значение для самой профессиональной группы и включают в себя:

превентивную – предохраняет, предостерегает социального работника от поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;

организационную – служит улучшению организации социальной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессионального долга;


регулятивную – вытекает из потребности регулировать поведение и действия социального работника в различных формальных и неформальных ситуациях с тем, чтобы они гармонично вписывались в деятельность всей профессиональной группы и соответствовали сущности профессии;

координирующую – обеспечивает сотрудничество всех участников процесса оказания социальной помощи клиенту, основанное на доверии и взаимной помощи;

оптимизирующую – способствует повышению эффективности и качества социальной работы, повышению статуса профессии в обществе, уровня его моральности;

прогностическую – позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллективов, их этическое развитие;

санкционную (контролирующую) служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе процесса в интересах дела.

3 группа – нравственно-гуманистические функции. Они отражают то влияние, которое оказывает профессиональная этика на личность социального работника (специалиста) и клиента. К данной группе относятся:

оценочная – дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и действия, цели и задачи участников процесса, их устремления и намерения, избранные ими средства достижения цели и конечные результаты;

мотивационная – служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

регламентирующая – направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, методов и средств оказания помощи клиенту;

воспитательная – служит средством воспитания и совершенствования личности как социального работника (специалиста), так и клиента и его социального окружения;

коммуникативная – служит средством общения между специалистами и их клиентами;

стабилизирующая – способствует стабилизации отношений социальных работников, между социальными работниками и клиентами и их близкими, между социальными работниками и представителями различных учреждений; способствует устранению, разрешению и сглаживанию противоречий, возникающих в процессе социальной работы между ее субъектами и объектами;

информационная – приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали;