Файл: Обусловлена масштабом функционирования государственных казенных учреждений в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.12 Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (ред. от 12.08.2021).// СПС КонсультантПлюс. 2021.

1.13 Федеральный закон № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 г.// Собрание законодательства РФ от 1996 г., №3, ст. 147.

2.2 Арустамян А.С. Правовые особенности сметно-бюджетного финансирования казенных учреждений: Обзорная статья. М.: Энигма, 2021. 53-56 с.

2.3 Беляков А.М. Санкционирование расходов федеральных казенных учреждений Министерства обороны Российской Федерации при казначейском исполнении бюджета// Экономика. 2021. №1. 89-90 с.

2.4 Болдырев В.А. О коммерческих и некоммерческих учреждениях// Законы России: опыт, анализ, практика. 2021. №11. 95-99 с.

2.5 Васильева Т.В. Правовое регулирование военных вузов как субъектов образовательной деятельности: дис. канд. юрид. наук. М. 2012. 47-48 с.

2.6 Душкин А.В. Особенности имущественного статуса казенных учреждений// Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы. 2015. №10. 430-432 с.

2.9 Загребнев А.А. Правовая характеристика казенного учреждения как юридического лица// Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения - 2020. 2020. №7. 104-107 с.

2.10 Землина О. М. Учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации как участники бюджетных правоотношений : дис. канд. юрид. наук. М., 2016. 112-118 с.

2.11 Ковальчук И.С. Организационные основы финансирования оказания услуг муниципальными казенными учреждениями// Международный научно-исследовательский журнал. 2020. №98. 177-180 с.

2.12 Кузнецова Т.А. Инструменты контроля за исполнением бюджета учреждения// Научный диалог. Экономика и менеджмент. 2018. №13. 19-22 с.

2.13 Маслова Е.А., Александрова О.Ю., Лебединец О.Н. Казенное учреждение как один из типов государственного или муниципального учреждения// Главврач. 2017. №4. 15-21 с.

2.14 Машкова Д.А. Роль и статус казенного учреждения как государственного (муниципального) предприятия// Молодежь в науке и творчестве. 2019. №4. 147-149 с.

2.15 Пепеляева Л.В. Бюджетные и казенные учреждения: особенности правового статуса и проблема его выбора// Вестник Российской нации. 2020. №14. 137-145 с.

2.16 Салчак А.А. Салчак Ч.Ш. Финансово-правовой статус казенных учреждений в Российской Федерации// Экономика и социум. 2022. №92. 203-206 с.

2.17 Слободенюк Д.В. Нормативно-правовой статус государственного казенного учреждения// Современная наука: проблемы и перспективы. 2019. №3. 132-136 с.

2.18 Субботкина Е.В. Гражданская правосубъектность военного образовательного учреждения высшего профессионального образования: дис. канд. юрид. наук. М., 2012. 132-137 с.

2.19 Терехова В.А. О статусе и налогообложении государственных казенных учреждений// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018. №19. 15-17 с.

Глава 3 Нормативно-правовые особенности имущества казенных организаций
3.1 Нормативно-правовые особенности имущества казенных организаций, правомочий их использования
Казенная организация представляет собой учреждение, созданное для исполнения государственных полномочий власти путем оказания услуг населению в различных сферах: медицина, образование, здравоохранение, обеспечение порядка и общественной безопасности и пр. Ее юридический статус подобен бюджетной организации за исключением более широких полномочий и ограничений в деятельности, приносящей доход.

Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с БК РФ.

Аналогичным образом складывается ситуация у бюджетных и автономных организаций. Они также находятся в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, являющегося учредителем или выполняющим его функции.

Рассмотри правомочия учредителя казенных организаций Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения учредитель реализует следующие функции:

- опираясь на табель положенности, определяет список особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением учредителем или приобретенного федеральным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества;

- согласовывает и утверждает распоряжение особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением учредителем либо приобретенным федеральным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение такого имущества;


- дает разрешение на передачу недвижимого имущества иными физическими или юридическим лицом во временное пользование по гражданско-правовому договору на возмездной или безвозмездной основе;

- дает разрешение на передачу финансовых средств или движимого, недвижимого имущества (за исключением имущества, представляющего особенную ценность) в уставной капитал организации в рамках действующего законодательства;

- реализует другие правомочия.

Несмотря на то, что в роли учредителя для всех государственных организаций выступает одно и то же лицо, полномочия у них разные.

В соответствии с Гражданским кодексом казенные организации обладают имуществом только на праве оперативного управления, поэтому распоряжаться им она может только с разрешения его собственника; в то время как автономные – могут использовать предоставленное имущество по своему усмотрению. Бюджетные организации вправе самостоятельно управлять всем своим имуществом, кроме особого ценного, производить операции с ним, отчуждать или передавать в аренду, без получения согласования учредителя.

Перечень особо ценного имущества определяется федеральной или муниципальной властью, в зависимости от уровня финансирования учреждения.

Рассмотрим признаки особо ценного имущества:

1) имущество, без которого невозможно полноценное функционирование автономного, бюджетного или казенного учреждения;

2) имущество, балансовая стоимость которого свыше 200 тыс. руб.

Таким образом, казенная организация представляет собой учреждение, созданное для исполнения государственных полномочий власти путем оказания услуг населению в различных сферах, оно находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения учредитель реализует следующие функции:

- опираясь на табель положенности, определяет список особо ценного движимого имущества (как правило, это имущество без которого невозможно полноценное функционирование автономного, бюджетного или казенного учреждения или чья балансовая стоимость которого свыше 200 тыс. руб.), закрепленного за федеральным бюджетным учреждением учредителем или приобретенного федеральным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества;


- согласовывает и утверждает распоряжение особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением учредителем либо приобретенным федеральным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение такого имущества;

- дает разрешение на передачу недвижимого имущества иными физическими или юридическим лицом во временное пользование по гражданско-правовому договору на возмездной или безвозмездной основе;

- дает разрешение на передачу финансовых средств или движимого, недвижимого имущества (за исключением имущества, представляющего особенную ценность) в уставной капитал организации в рамках действующего законодательства;

- реализует другие правомочия.

В соответствии с Гражданским кодексом казенные организации обладают имуществом только на праве оперативного управления, поэтому распоряжаться им она может только с разрешения его собственника.

Итак, мы рассмотрели нормативно-правовые особенности имущества казенных организаций, правомочий их использования. Исследуем право оперативного управления им.
3.2 Нормативно-правовые особенности права оперативного управления имущества казенных организаций
Нормативно-правовые особенности права оперативного управления имущества казенных организаций обсуждаются ученными и научными деятелями юридических наук. Каждый из них пытается объяснить и интерпретировать происхождение оперативного права управления, выявить его природу.

До сих пор в научных публикациях приводятся различные точки зрения принадлежности права по оперативному управлению: некоторые считают его нормой обязательного права, а другие – вещного.

Рассмотрим оба этих понятия.

Обязательное право представляет собой систему гражданско-правовых норм, которые управляют взаимоотношениями субъектов по объектам имущественных прав в сфере их приобретение, продажи, перемещения, отчуждения и передачи.

Вещное право является субъектом гражданских правоотношений позволяющей извлекать выгоду, как материальную, так и нематериальную, от использования той или иной вещи.

Гражданский кодекс Российской Федерации относит право оперативного управления к вещным правам.

Таким образом, особенностью права оперативного управления как гражданской категории является его способность быть вещно-правовым механизмом имущественного обособления субъекта права.


Право оперативного управления казенной организации в ст. 296 ГК РФ трактуется следующим образом: «Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества».

В данном документе определены основные критерии использования имущества казенной организации на праве оперативного управлении, в соответствии с которым оно может быть использовано только по своему прямому предназначению. Если этого не происходит, учредить вправе его изъять у казенной организации.

Рассмотрим вопрос неэффективного использования имущества.

Неэффективное использование имущества может быть выявлено в следующих случаях:

  1. нарушение правил пользования имуществом;

  2. несоблюдение инструкций по его ликвидации;

  3. нарушение правил пользования земельными участками;

  4. нарушение инструкций по обеспечению сохранности;

  5. отсутствие эксплуатации имущества на срок свыше 6 мес.;

  6. некачественный ремонт или реконструкция (кроме случаев претензионной работы с исполнителем);

  7. неверное отражение балансовой и остаточной стоимости в бухгалтерском учете, искажение бухгалтерской отчетности о принадлежащем казенному учреждению имущества на праве оперативного управления.

Отметим, что вышеприведенные критерии характерны лишь для казенной организации, так как Гражданским кодексом установлены разные правила по использованию автономной организацией (формируются Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования), бюджетными (формируются субъектами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера) и частными (формируются физическими или юридическими лицами).

Таким образом, государственные организации, в отличие от негосударственных, распоряжаются предоставленным им имуществом лишь на праве оперативного управления[37].

Если рассматривать реализацию положений законодательства относительно правомочий образовательных учреждений, то реализация оперативного права управления необходимо направлено на достижение нужного результата путем четких указаний непосредственно учреждению, которое в заранее установленных собственником рамках осуществляет деятельность по реализации соответствующих публичных функций. Применительно ко всем типам учреждений это осуществляется посредством закрепления необходимого имущества, а также финансового обеспечения путем доведения необходимых лимитов бюджетных обязательств в соответствии со сметными назначениями. В отношении иных
типов учреждений предоставляются субсидии, рассчитанные исходя из показателей государственного задания.

Таким образом, нормативно-правовые особенности права оперативного управления имущества казенных организаций обсуждаются ученными и научными деятелями юридических наук. До сих пор в научных публикациях приводятся различные точки зрения принадлежности права по оперативному управлению: некоторые считают его нормой обязательного права, а другие – вещного. Гражданский кодекс Российской Федерации относит право оперативного управления к вещным правам.

Право оперативного управления казенной организации в ст. 296 ГК РФ трактуется следующим образом: «Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества».

В данном документе определены основные критерии использования имущества казенной организации на праве оперативного управлении, в соответствии с которым оно может быть использовано только по своему прямому предназначению. Если этого не происходит, учредить вправе его изъять у казенной организации.

Отметим, что вышеприведенные критерии характерны лишь для казенной организации, так как Гражданским кодексом установлены разные правила по использованию имущества автономной организацией, бюджетной и частной.

Итак, мы рассмотрели нормативно-правовые особенности права оперативного управления имущества казенных организаций.

Изучим нормативно-правовые особенности доходов от деятельности казенной организации.

3.3 Нормативно-правовые особенности получения доходов казенной организацией в процессе осуществления деятельности
Нормативно-правовые особенности получения доходов для государственной организации трактуются законодательством России по-разному.

Рассмотрим понятие доходов и его виды.

Доходы – это материальное вознаграждение от выполненной работы, услуги или произведенного товара. Получателям дохода могут выступать все слои гражданско-правовых отношений: физические лица, коммерческие организации и государственные учреждения.