Файл: Государства правовой обычай, Закон Русский, договоры Руси с Византией, княжеские уставы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Привилегированные категории населения:

Зависимые категории населения:

Причинами феодальной раздробленности являлись:

Особенности вечевого управления республик:

Содержание ПСГ

Уголовное право

Судопроизводство

Компетенция Земских Соборов:

Порядок принятия решений:

1565-1572 гг. – опричнина.

Причины принятия:

Содержание Соборного уложения 1649 года

Значение Соборного уложения 1649 года

Реформа государственного управления

Областная реформа

Судебная реформа

Финансовая реформа

Реформа самодержавия

Уложенная комиссия

Жалованная грамота дворянству.

Жалованная грамота городам.

Система вещного права состояла из:

Земская реформа

Городская реформа

Военная реформа

Полицейская реформа

Конституционно-демократическая партия(кадеты)Долгоруков,Петрункевич,Милюков

Умеренно-прогрессистская партия(Ефремов Коновалов)

Всероссийский торгово-промышленный союз(Максимов)

Союз 17 октября(октябристы) Гучков

Партия правового порядка(Савенко)

Партия монархистов-конституционалистов(царистов)

Государственная дума (1907-1912 гг.) - 442 депутата.

Выделялись и другие преступления:

Условия освобождения от уголовного наказания:

Наказания:

Уголовно-исправительные учреждения:

Семейное право

Трудовое право

Уголовное право

Политическая система

Экономическая система

Органы власти

Государственное устройство


1.Основные источники права Древнерусского государства: правовой обычай, «Закон Русский», договоры Руси с Византией, княжеские уставы.Одним из главных источников права у славян был обычай. Обычаи формировались уже на этапе догосударственного развития, в условиях родоплеменных отношений. Когда часть обычаев превращалась в норму

должного поведения и общины или их старейшины начинают принуждать к исполнению этих норм своих выбивающихся каким-либо образом из рамок общинной жизни соплеменников, так можно говорить о появлении обычного права.

Статус правового обычай получает после того, как государство официально одобряет и утверждает его. Дошедший до нас крупный законодательный памятник прошлого Русская правда, является сборником правовых обычаев.Природа правового обычая характеризуется следующими особенностями. Он, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках относительно небольших общественных групп людей.Правовой обычай отличается определенностью правила, непрерывным и единообразным характером его соблюдения.Правовой обычай - это обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства. Санкционирование обычая может осуществляться путем восприятия его судебной, арбитражной или административной практикой.

Решение государственного органа, в котором применен обычай, признается соответствующим государством и может быть принудительно исполнено.

К древнейшим нормам обычного права восточных славян можно отнести кровную месть, круговую поруку, похищение невесты, многожёнство, особая словесная форма заключения договора, наследование в кругу семьи и др. Часть их можно обнаружить в древнерусском законодательстве уже в качестве норм публичного права, часть их видоизменяется, некоторые утрачиваются. К примеру, кровная месть запрещается в XI в. и заменяется денежным штрафом.

Правовой обычай исторически был первым источником права, регулировавшим отношения в период становления государства и права. Закон Русский. В X веке был сложным по составу источником права, применявшимся в судебной практике князей. Большинство исследователей

(И. А. Исаев, О. И. Чистяков и др.) сходятся на том, что Закон Русский был устным источником права: до нас не дошло даже упоминания о каком-либо конкретном письменном законе до X века, а первые княжеские законы — «уставы» и «уроки» использовались по памяти. Нормы «Закона русского» использовались при составлении Русской Правды (Краткой и Пространной редакций). В основном это были нормы уголовного права (убийство, телесные повреждения, различные виды кражи, поджог, etc.).

Договоры Руси с Византией (907 г., 911 г., 945 г.).


По мирному договору 907 г. византийцы обязались выплатить Руси денежную контрибуцию, а затем ежегодно уплачивать еще и дань; он добился для русских купцов права беспошлинной торговли на византийских рынках. Договор 907 г. предоставлял русским очень широкие права: руссы даже получили право мыться в константинопольских банях столько, сколько захотят.

Договор 911 года был заключён второго сентября после самого успешного похода дружины князя Олега на Византию. Данный договор восстанавливал дружественные отношения и мир между двумя государствами, а также определял фактический порядок выкупа пленных, наказания за преступления, которые совершались русскими и греческими купцами в Византии, изменял береговое право.Определяет международные обязательства русских о помощи греческим кораблям в случае аварии, возвращении имущества потерпевшим крушение (ст. 8), о выдаче преступников (ст. 14), о праве руссов свободно поступать на службу к греческому императору (ст. 10).

Князь Игорь заключил договор Руси с Византией после своего сокрушительного поражения в результате похода 945 года. Этот договор практически копировал все пункты договора 911 года. Кроме того, в него были внесены новые пункты и поправки к ранее существующим. Так, например, в договоре 911 года был внесён пункт об оказании русским купцам льгот при посещении Византии. В договоре 945 года внесена поправка, что это будет проведено при наличии у них специальных княжеских грамот. Перечень льгот был значительно сокращён. Со времени подписания договора, Руси предписывалось не предъявлять своих прав на владения Византии в Крыму.

Княжеские уставы


Писаные законы (княжеские уставы) стали издаваться на Руси с X в. Устав Владимира определял взаимоотношения княжеской власти с церковью. Он предусматривал установление налога в пользу церкви так

называемая десятина. Во времена Владимира церковное землевладение ещё не получило развития, поэтому тогда десятина являлась основным источником дохода духовенства. Церковь по Уставу получала право суда в отношении духовенства и всех людей подвластных церкви. Кроме того, перечислялись дела, которые рассматривались церковным судом в отношении любых лиц. К компетенции церкви относились главным образом дела в области семейно-брачных отношений.

Устав Ярослава посвящался главным образом семейно-брачным отношениям, преступлениям против семьи и нравственности. Встречались наказания за эти деяния как бы двойственные и от; князя и от епископа.

Почти все наказания имущественного характера. Только в одном случае предусматривалась смертная казнь - ст. 13 Устава. В этой статье устанавливалась ответственность мужа за двоежёнство. Устанавливалось наказание 40 гривен в пользу епископа, а незаконная жена (как правило молодая) заключалась в монастырь. Если же муж причинял зло своей законной жене (например, убьет раздосадованный на то, что его разлучали с более молодой), то в этом случае, возможно, было применение смертной казни.


2.Образование Древнерусского государства IX –XII вв.

В IX в. на территории восточных славян складывается единое крупное Древнерусское государство с центром в г. Киеве. Образованию этого государства способствовало развитие ремесел, техники обработки земли, торговых отношений, укрепившее связи между существовавшими государственными образованиями отдельных славянских племен. Усилению объединительной тенденции способствовали и внешняя торговля (известный водный торговый путь "из варяг в греки"), сложные политические отношения с Византией, а также необходимость борьбы против половцев- кочевников, хазар и других племен, нападавших на восточных славян. Все это требовало создания объединенных вооруженных сил, лучшей организации внешней торговли. Важным фактором, стимулировавшим объединение, была определенная этническая общность славян, сходство языческих верований. Однако главным было то обстоятельство, что киевский князь, имевший много земель, рабов, зависимых крестьян, а потому и сильную дружину, мог защитить власть имущих в условиях острой классовой борьбы, увеличивавшихся классовых противоречий. Складывание крупного Древнерусского государства началось еще в первой половине IX в. Во второй половине IX в. под властью Киева объединились два крупнейших славянских государства - Киевское и Новгородское (Славия). Несколько позднее киевскому князю (великому, как он стал себя титуловать) подчинились все основные восточнославянские земли. Древнерусское (Киевское) государство, образовавшись в К в., просуществовало до середины XII в. Древняя Русь была одним из самых сильных государств Европы1 , имела дипломатические, торговые и иные международные отношения со многими западноевропейскими государствами, победоносно воевала с Византией, неоднократно вынуждая ее заключать договоры, по которым русским купцам на льготных условиях разрешалось торговать в Константинополе. Русские торговые корабли плавали по Черному и
Каспийскому морям. Объединение восточных славян в единое государство обеспечило дальнейшее развитие их экономики, культуры, усилило военную мощь, помогло укреплению международных связей. Древняя Русь имела большое значение в развитии трех братских народов (русского, украинского и белорусского),так как была первой ступенью в истории государственности их общего предка - древнерусской народности. Древнерусское государство способствовало дальнейшему развитию феодального землевладения, усилению власти феодалов-землевладельцев,угнетению феодально- зависимого населения.

3.Государственное устройство Древней Руси IX –XII вв.

Форма правления в Киевской Руси раннефеодальная монархия. Главой Киевской Руси являлся Киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. На местах власть Великого князя Киева осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Признаки раннефеодальной монархии:

1) переход власти в порядке наследования, при этом нет законодательного закрепления механизма этого перехода власти по старшинству – от отца к старшему сыну; 2) отсутствует юридическая ответственность правителя; 3) не сформированы институты власти; 4) полномочия и статус совета при князе никак не установлены; 5) вече является чертой демократического государства, но оно созывалось в исключительных случаях и не было постоянным представительным органом;

Органы власти не имели постоянных полномочий.

Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси в литературе, как правило, используется выражение «относительно единое государство», которое нельзя
отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно в XI–XII вв. отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая в литературе получила название дворцово-вотчинной.

Со временем власть местных феодалов (XI–XII вв.) значительно возрастает и образуется новый орган власти – феодальный съезд, в полномочия которого входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделения земель. Население в Киевской Руси делилось на:

  1. дружинников. Они подчинялись непосредственно киевскому князю либо удельному князю;

  2. служилых людей, высшими среди них являлись удельные князья и собственно служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата, а также к этому сословию относили и слуг князей это низшая категория;

  3. крупных феодалов-землевладельцев, боярвотчинников. Они обладали значительной властью в пределах собственной вотчины, эта власть постоянно возрастала и в дальнейшем послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси;

  4. крестьян. Их правовое положение в период раннефеодальной монархии было почти равным всем другим сословиям, за исключением имущественного положения, однако с течением времени крестьяне все более попадали в зависимость от феодалов, что в дальнейшем породило крепостную зависимость.

Особая категория населения – это церковные служители. Они в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, так как церковь стала одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.

Политический режим в Киевской Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.


4.Крещение Руси.