Файл: Государства правовой обычай, Закон Русский, договоры Руси с Византией, княжеские уставы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Привилегированные категории населения:

Зависимые категории населения:

Причинами феодальной раздробленности являлись:

Особенности вечевого управления республик:

Содержание ПСГ

Уголовное право

Судопроизводство

Компетенция Земских Соборов:

Порядок принятия решений:

1565-1572 гг. – опричнина.

Причины принятия:

Содержание Соборного уложения 1649 года

Значение Соборного уложения 1649 года

Реформа государственного управления

Областная реформа

Судебная реформа

Финансовая реформа

Реформа самодержавия

Уложенная комиссия

Жалованная грамота дворянству.

Жалованная грамота городам.

Система вещного права состояла из:

Земская реформа

Городская реформа

Военная реформа

Полицейская реформа

Конституционно-демократическая партия(кадеты)Долгоруков,Петрункевич,Милюков

Умеренно-прогрессистская партия(Ефремов Коновалов)

Всероссийский торгово-промышленный союз(Максимов)

Союз 17 октября(октябристы) Гучков

Партия правового порядка(Савенко)

Партия монархистов-конституционалистов(царистов)

Государственная дума (1907-1912 гг.) - 442 депутата.

Выделялись и другие преступления:

Условия освобождения от уголовного наказания:

Наказания:

Уголовно-исправительные учреждения:

Семейное право

Трудовое право

Уголовное право

Политическая система

Экономическая система

Органы власти

Государственное устройство

Роль церкви в русском феодальном государстве. Церковная юрисдикция.

Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви.

Принятие христианства имело для Руси исключительное значение Во-ᴨȇрвых. Принятие христианства сделало Русь полноправным членом мирового сообщества христианских государств, включило ее в систему политических, культурных связей. Отношения между государствами в средние века укрепились с помощью династических браков, что было

возможно лишь при условии единой веры. Так Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля, одна из его дочерей была замужем за французским королем, другая за норвежским, третья за венгерским.

Во-вторых, исключительно важным было культурное влияние христианства. Византия хорошо сохранила в неприкосновенности античную культуру - греческую и римскую. На русский язык ᴨȇреводились книги не только духовного, но и светского содержания - научные трактаты, исторические сочинения, литературные произведения. При монастырях создавались школы, библиотеки, велись летописи. По образцу византийских стали создаваться оригинальные произведения русской литературы. Русь приобщилась к лучшим образцам мировой культуры. Принятие христианства повлияло на быстрое развитие письменности. Позже на местной восточнославянской основе сформировался древнерусский литературный язык. На нем были написаны "Русская Правда", "Слово о полку Игореве", русские летописи.

И в-третьих, единая религия способствовала объединению русских земель, выработке единого национального самосознания. В годы феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига, когда Русь ᴨȇрестала существовать, как самостоятельное государство, была разделена между соседями, православная религия была единственным объединяющим фактором, позволяющим русским считать себя единым народом.


Церковь положила начало русскому искусству и архитектуре. Русская иконопись, известная во всем мире, ᴨȇрвоначально создавалась по византийским образцам. Соборы святой Софии, аналогичные во многом константинопольскому, были построены в Киеве и Новгороде. Церковь оᴨȇкала и питала тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных, убогих. Она давала приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов. В церкви не существовало рабство: рабы, подаренные церкви, обращались в людей лично свободных; они были только прикреплены к церковной земле, жили на ней и работали на пользу церкви.

Церковь затем влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе.

Церковные организации и юрисдикция складываются на Руси после принятия христианства в качестве государственной религии. Духовенство делилось на "черное" (монашеское) и "белое" (приходское).

Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении "церковных людей", дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные вопросы). Православие и русская православная церковь занимают значительное место в истории русского государства. Принятие христианства Древней Русью в 988 г. стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Это способствовало созданию единой государственности и единой церковной организации, заменившей разнообразные местные культы. Нет сомнений, ускорилась и социальная дифференциация древнерусского общества, формирование господствующего слоя, группировавшегося вокруг киевского князя и его представителей на местах.

5.Социальная структура Древнерусского государства IX –XII вв.

Привилегированные категории населения:


  • Князь («кнез» – древнегерманский термин – глава рода, старейшина) – глава государства, военный предводитель, верховный судья и законодатель. Князь объезжал подвластные территории, вершил суд, налагал штрафы. Суд вершился по Закону Русскому – устному своду законов, упоминаемому в договорах Руси с Византией. Княжеское окружение выполняло функции управления и принуждения:

  • Боярская дума совет при князе;

  • воевода – начальник дружины. Дружина – (от слова «друг») – профессиональное войско, вооружённая сила, преданная лично князю. Дружина насчитывала 500-800 воинов, делилась на старшую, участвовавшую в управлении княжеством («княжие мужи», дружинная знать, бояре) и «молодшую» («отроки», «гриди»);

  • тысяцкий – глава военного ополчения («тысячи»). Ополчение – боеспособная часть гражданского мужского населения, участвующая в военных действиях в случае крайней необходимости;

  • тиýны (тивýны), огнищане («огнище» дом, очаг), дворские, ключники

управители княжеским или боярским хозяйством (двором);

  • мечники судебные исполнители;

  • данники – сборщики дани;

  • вирники судебные чиновники, сборщики штрафов (штраф вира);

  • мытники сборщики торговых пошлин.

Управление на местах осуществляли княжеские наместники в городах и волостéли в сельской местности (в волостях).

Зависимые категории населения:


  • смéрды – крестьяне-общинники. Делились на свободных и лично зависимых. Зависимые смерды назвались по-разному в зависимости от причины попадания в кабалу: зáкупы, рядовичи, отпущенники, холопы.

  • зáкупы смерды, отрабатывающие феодалу взятый у него долг (кýпу);

  • рядóвичи зависимые люди, заключивший договор (ряд) с феодалом и выполнявшие различные службы в его хозяйстве;

  • наймиты зависимые люди, нанявшиеся на работу за плату;

  • полонянники пленники, отрабатывающие свой выкуп на свободу;

  • отпущенники отпущенные на волю рабы-военнопленные;

  • изгои люди, утратившие связь с общиной (возможно, изгнанные);

  • прощенники – преступники (воры), которых церковь выкупала у государства, заплатив за них штраф. Они работали на церковных землях;

  • рабы, чéлядь (един. число челядин), или холопы. На Руси существовало патриархальное (домашнее)рабство. Источники рабов плен или долги.


Рабовладение не получило у славян широкого распространения, так как климат не позволял собирать большие урожаи и прокормить рабов было трудно.

Не было необходимости строить оросительные системы и другие гигантские сооружения,характерные для южных цивилизаций. Холопы были бесправны. Холопа, ударившего свободного человека, обиженный имел право убить. За убийство холопа господин не отвечал перед судом, а подвергался лишь церковному покаянию. Существовали два вида холопства: обельное (полное) и неполное.

Превращение бывших свободных общинников в зависимое крестьянство происходило в результате захвата общинных земель феодалами, причём не всегда этот процесс носил насильственный характер, крестьяне могли добровольно переходить под власть феодала, который взамен должен был их защищать от нападений.

6.Русская Правда: происхождение, источники, редакции, содержание.Русская Правда — сборник правовых норм Киевской Руси.Связана с Ярославом Мудрым.Первооткрывателем Русской Правды является В. Н. Татищев, обнаруживший Краткую её редакцию.

Русская Правда содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси.

Русская Правда является одним из основных источников истории государства и права России. Русская Правда не единственный текст, их более

100. Выделяются 3 группы:

1) краткая редакция Русской Правды (эта группа относится к первым писаным законам Киевской Руси); 2) пространная редакция (она содержит 121 статью); 3) сокращенная редакция (самая поздняя редакция Русской
Правды).

Структура краткой редакции Русской Правды первоначально не имела делений, но позднее (XVIII в.) была разделена на части:

  1. Правда Ярослава (издана в 1015–1054 гг.);

  2. Правда Ярославичей 60-е гг. X в.).

Окончательный вариант краткой редакции Русской Правды сформировался в конце XI в.

В XII в. Владимир Мономах добавил новые правовые нормы в Русскую Правду, в результате Русская Правда стала состоять из частей и называлась пространной редакцией:

1) Суд Ярослава (первоначальная, краткая редакция); 2) Устав Владимира Мономаха (его реформы государственного аппарата и судебной системы). Пространная редакция просуществовала до XIV–XV вв., включая период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига.

Сокращенная редакция принадлежит второй половине XV в., которая связывается с именем Ивана III и его реформой правовой системы и систематизацией права. Сокращенная редакция Русской Правды потому так и называется, что из ее состава были исключены ставшие неактуальными нормы права.

Русская Правда регулировала главным образом вопросы уголовного права, но она касалась и вопросов семейно-брачного, наследственного права и вопросов правового положения населения.

По Русской Правде выделялись следующие слои населения:

1) князья (стояли над законом); 2) бояре (подчинялись закону и именовались княжьими людьми); 3) духовенство (их судила только церковь); 4) простые свободные люди (купцы, смерды и некоторые другие); 5) закуп (происходит от слова купы – «договора займа»; под закупом понимается уже зависимый работник, его зависимость от кредитора продолжалась до полной выплаты