Файл: Разработка мероприятий по совершенствованию управления качеством продукции на предприятии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Теоретические аспекты совершенствования управления качеством продукции на предприятии



1.1 Сущность управления качеством продукции



Качество – понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработки стратегии, организации производства, маркетинга и т. д. Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни населения, экономической, социальной и экологической безопасности.

Управление качеством продукции — это подготовка и включение в план качества, нормативную, техническую документацию значений показателей качества вновь разрабатываемой или модернизируемой продукции или изменения показателей качества выпускаемой продукции, а также выполнение необходимых работ. С приведенными выше определениями была составлена схема процесса управления качеством (рис. 1).


Рисунок 1 - Содержание процесса управления качеством продукции

Таким образом, управление качеством продукции представляет собой процесс, включающий выявление характера и объема потребности в продукции, оценку фактического уровня ее качества, разработку, выбор и реализацию мероприятий по обеспечению планового уровня качества продукции. [4]

Управление качеством относится к влиянию на производственный процесс с целью обеспечения требуемого качества продукции. Это понимание управления включает в себя три элемента: субъект управления (кто влияет), объект управления (на что направлено влияние) и сам процесс воздействия. Определив объект управления (производственный процесс), остановимся на самом процессе воздействия - на «механизме», «технологии» управления качеством.

Процесс управления качеством логично начинать с взаимодействия с внешней средой, в первую очередь с покупателями и рынками сбыта, в результате чего поставщик определяет требуемые свойства и характеристики (качество) своей продукции. На основании этих требований поставщик анализирует свои технологические возможности и определяет политику в области качества, а также требования к своим субподрядчикам - поставщикам материалов и комплектующих. На основе этой политики осуществляется планирование качества. Затем в рамках общей организации работы на предприятии организуется работа по достижению требуемого качества в производственном процессе с выделением необходимых ресурсов, проводится обучение и мотивация персонала. Далее непосредственно в управлении производственным процессом осуществляется контроль качества продукции и анализируется полученная информация. По результатам анализа полученной информации разрабатываются соответствующие мероприятия и руководство предприятия принимает необходимые решения.


Завершающим этапом управления качеством является реализация мероприятий. Как правило, эти мероприятия направлены на устранение выявленных отклонений от намеченных свойств и характеристик продукции и совершенствование производственного процесса. Но, кроме того, они могут быть направлены на корректировку ранее принятых планов, изменение организации труда, повышение квалификации и мотивации персонала, а также выбор других, более квалифицированных поставщиков материалов и комплектующих.

После осуществления мероприятий продукция может быть доставлена ​​заказчику или на рынок, а цикл управления качеством завершается выполнением той же функции, с которой он начался, - взаимодействием с внешней средой.

После этого поставщик получает информацию с рынка или от заказчика о качестве поставляемой продукции.

От принятия заказа до его исполнения реализуется более одного цикла контроля, описанного выше. Если подумать, такие циклы многократно реализуются на каждом этапе разработки продукта: при разработке, производстве, тестировании, монтаже и пуско-наладке. В этом случае каждый раз выполняются одни и те же отмеченные здесь функции, которые при последовательном выполнении составляют процесс управления качеством.

Таким образом, понятие управления качеством можно сформулировать следующим образом. Управление качеством – это непрерывный процесс воздействия на производство посредством последовательного выполнения логически взаимосвязанных функций с целью обеспечения качества. К таким функциям относятся: взаимодействие с внешней средой, политика и планирование в области качества, обучение и мотивация персонала, организация работы в области качества, контроль качества, информация о качестве, разработка мероприятий, принятие решений и реализация виды деятельности. [7]

Современное управление качеством предполагает, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукт произведен; эта деятельность должна осуществляться во время производства продукта. Действия по обеспечению качества, которые предшествуют производственному процессу, также важны.

Качество определяется действием множества случайных, локальных и субъективных факторов. Для предотвращения влияния этих факторов на уровень качества необходима система менеджмента качества. Для этого требуются не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а комплекс мероприятий по постоянному воздействию на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.


Системный подход к управлению качеством в настоящее время предусматривает функционирование системы качества, направленной на реализацию политики в области качества посредством реализации основных функций управления на различных этапах жизненного цикла объекта управления в этой системе. [2]

Важнейшей составляющей этого подхода является стабильность системы менеджмента качества. Устойчивость – это общее понятие, которое состоит из большой группы факторов, непосредственно на нее влияющих. Потеря устойчивости в общем случае может произойти из-за изменения параметров системы (в ходе бифуркации), из-за наличия воздействий внешней среды, не предусмотренных при создании системы, или из-за нарушения связи в системе при изменении ее структуры. Все методы управления и конкретные подходы к предприятию должны управляться целостно, то есть системно, но с учетом конкретной ситуации. Системный подход определяет создание на каждом предприятии гибкой системы управления, включающей определенный состав подсистем. Используя терминологию, сложившуюся в отечественной теории и практике управления, среди таких подсистем можно выделить, например, подсистему общего линейного управления, целевую, комплексную функциональную и обеспечивающую подсистемы. В то же время различные ученые, занимающиеся проблемами управления, предлагают свое видение их содержания. Один из вариантов модели системы управления предприятием показан на рис. 2.





Рисунок 2 - Структурная функционально-целевая модель системы менеджмента предприятия

[4]

Гибкость системы менеджмента качества предполагает принятие в системе соответствующих управленческих решений в зависимости от конкретной ситуации, а также способность системы своевременно реагировать на изменения внешней среды.

Политика компании в области качества представляет собой основные направления и четко сформулированные цели в этой области, является элементом общей политики предприятия, разрабатывается и утверждается его высшим руководством.

Политика в области качества может быть оформлена в виде специального документа, подписанного руководством, либо в виде раздела основного документа системы качества. Это может включать:


  • экономические и социальные цели предприятия;

  • приоритетные цели предприятия в отношении качества осуществляемых процессов, выпускаемой продукции;

  • распределение ответственности и обязанностей между руководителями и подразделениями предприятия в рамках системы менеджмента качества;

  • принципы построения системы менеджмента качества.

Необходимость комплексного подхода к качеству на предприятии, подготовка долгосрочных программ, участие всех подразделений в мероприятиях по повышению качества свидетельствует о необходимости управления качеством как продукции, так и работы.

Современное управление качеством предполагает, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукт произведен; эта деятельность должна осуществляться во время производства продукта. Действия по обеспечению качества, которые предшествуют производственному процессу, также важны.

Качество определяется действием множества случайных, локальных и субъективных факторов. Для предотвращения влияния этих факторов на уровень качества необходима система менеджмента качества. Для этого требуются не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а комплекс мероприятий по постоянному воздействию на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества. [5]


1.2 Направления совершенствования управления качеством продукции на предприятии



Современное понимание деятельности организации основано на процессном подходе, согласно которому эта деятельность представляет собой структурированную сеть процессов, «поглощающих» ресурсы и создающих продукцию, представляющую ценность для потребителя. Механизм формирования себестоимости продукции основан на преобразовании свойств ресурсов в рамках процессов; по разным причинам существуют и «потери стоимости», которые, по сути, являются «потерями качества».

Это говорит о том, что управлять надо не там и тогда, когда уже произошли потери качества и снизилась себестоимость, а там, где эти потери качества происходят.

Все существующие подходы к управлению качеством можно разделить на два типа: административный и экономический. [2]

Административный подход к управлению качеством предполагает обязательное повышение показателей качества соответствующего объекта на уровне, стремящемся к 100%. Для продукции, выпускаемой предприятием, такой подход предполагает выполнение следующих сводных процедур:

  • весь жизненный цикл соответствующего товара разбивается на отдельные этапы, для каждого из которых определяются основные этапы и факторы, способствующие образованию тех или иных отклонений (дефектов);

  • вся совокупность возникающих дефектов структурирована по отдельным уровням и группам;

  • для каждой однородной группы возможных дефектов разрабатывается комплекс мероприятий по их предотвращению и доведению итогового уровня качества до 100 %.

В административном подходе брак рассматривается как чрезвычайная ситуация, с которой необходимо справиться любой ценой. Таким образом, само качество как объект управления в данном подходе рассматривается как нормативная конечная цель.

Экономический подход к проблемам управления качеством основывается на позициях экономической рациональности. Работа по предотвращению образования дефектов при таком подходе проводится примерно так же, как и при административном, однако в этом случае расчетный уровень качества не устанавливается неизменным на уровне 100 %, а ставится в зависимость от экономически обоснованный размер затрат