Файл: Разработка мероприятий по совершенствованию управления качеством продукции на предприятии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты совершенствования управления качеством продукции на предприятии
1.1 Сущность управления качеством продукции
1.2 Направления совершенствования управления качеством продукции на предприятии
2 Анализ системы управления качеством продукции на предприятии ООО «ALI RUS TEX»
В результате оценки одежды ООО «ALI RUS TEX», ее относят к одному из трех уровней:
-
превосходит мировой уровень; -
соответствует мировому уровню; -
уступает мировому уровню.
Результаты оценки используют при разработке новой одежды: обоснований, требований, закладываемых в задание и нормативную документацию; принятии решения о постановке продукции на производство; обосновании целесообразности замены или снятия продукции с производства; формировании предложений по экспорту и импорту.
Изготовление продукции на ООО «ALI RUS TEX» состоит из трех этапов: постановка на производство; установившееся производство; снятие с производства.
Обращение и реализация – часть жизненного цикла продукции: от отгрузки ее предприятием-изготовителем до получения потребителем. При обращении должно быть обеспечено максимальное сохранение объемов и качества готовой продукции, установленных плановым заданием и нормативной документацией, в период транспортирования, хранения и подготовки к реализации.
Эксплуатация продукции – стадия жизненного цикла продукции, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается ее качество. Эксплуатация изделия включает в общем случае использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт.
Необходимость контроля качества с целью получения данных об объекте управления отражена в ГОСТе 15467-79: «Управление качеством продукции – установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемое путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции».
Контроль продукции на ООО «ALI RUS TEX» состоит из двух этапов: получение информации о фактическом состоянии продукции (ее количественных и качественных признаках); сопоставление полученной информации с заранее установленными техническими требованиями, т.е. получение вторичной информации. При несоответствии фактических данных техническим требованиям осуществляется управляющее воздействие на объект контроля с целью устранения выявленного отклонения от технических требований.
Основные термины и определения контроля установлены ГОСТом. Сложность проблемы качества на ООО «ALI RUS TEX» требует комплексного подхода к организации службы качества предприятия, в которую целесообразно включить не только подразделение, осуществляющее контроль качества, но и подразделения по организации всей работы в области обеспечения и анализа качества, а также стимулирование качества.
Статистические методы анализа качества широко применяется в системах управления качеством продукции. Статистический анализ – это исследование условий и факторов, влияющих на качество продукции.
Источником данных при осуществлении анализ и контроля качества служат следующие мероприятия:
-
Инспекционный контроль: регистрация данных входного контроля исходного сырья, материалов; регистрация данных контроля готовых изделий; регистрация данных промежуточного контроля и т. д. -
Производство и технология: регистрация данных контроля процесса; повседневная информация о применяемых операциях, регистрация данных контроля оборудования (наладки, ремонт, техническое обслуживание); патенты и статьи из периодической печати и т.д. -
Поставки материалов и сбыт продукции: регистрация движения через склады; регистрация сбыта продукции (данные о получении и выплате денежных сумм, контроль срока поставок) т.д. -
Управление и делопроизводство: регистрация прибыли; регистрация возвращенной продукции; регистрация обслуживания постоянных клиентов, журнал регистрации продажи; материалы анализа рынка и т. д. -
Финансовые операции: таблица сопоставления дебета и кредита; регистрация подсчета потерь; экономические расчеты и т.д.
На ООО «ALI RUS TEX» постоянно проводится работа по повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, по внедрению международных стандартов ИСО-9000-2001.
Управление качеством продукции на предприятии с 80-х годов осуществлялось в рамках комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП). Эта система предусматривала выполнение следующих функций:
-
прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции; -
планирование повышения качества продукции; -
аттестация качества продукции; -
технологическая подготовка производства; -
материально-технологическое обеспечение; -
метрологическое обеспечение качества продукции; -
подбор, расстановка, воспитание и обучение кадров; -
обеспечение стабильного уровня качества продукции; -
организация хранения, транспортировки, эксплуатации, ремонта; -
стимулирование повышения качества продукции; -
ведомственный контроль качества продукции; -
государственный надзор за соблюдением стандартов и технических условий; -
правовое обеспечение управления качеством продукции.
К сожалению, за 20 лет функционирования КСУКП не было получено значительных результатов. Это можно объяснить тем, что в работу не были вовлечены непосредственные исполнители, система не обладала гибкостью, не учитывались требования потребителей и международных стандартов.
Поэтому сейчас ведется работа по совершенствованию системы управления качеством: приведение ее в соответствие с требованиями международных стандартов серии ИСО-9000-2001, которые обобщают мировой опыт и регламентируют порядок создания систем качества. Целями являются ориентация на потребителя, ориентация на процесс, постоянное улучшение, вовлеченность в работу всех, вовлеченность высшего руководства.
Система СТБ ИСО 9001-2001 предусматривает выполнение обязательных требований к системе качества:
-
ответственность руководства; -
система качества; -
анализ контракта; -
управление проектированием (основное отличие от ИСО 9002,9003); -
управление документацией; -
закупочная деятельность; -
продукция, поставляемая потребителям; -
идентификация продукции и прослеживаемость; -
управление процессами; -
контроль за проведением испытаний; -
контрольное, измерительное, испытательное оборудование; -
статус контроля и испытаний; -
управление несоответствующей продукцией; -
корректирующие и предупредительные воздействия; -
погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и поставка; -
подготовка кадров; -
техническое обслуживание; -
статистические методы.
На ООО «ALI RUS TEX» разработана политика в области качества, включающая проведение маркетинговых исследований; ориентацию на рыночный спрос; изучение опыта ведущих предприятий; взаимодействие с поставщиками для обеспечения производства качественным сырьем, проведение НИОКР.
В Государственном Институте Стандартизации и Сертификации уже прошли подготовку более сорока сотрудников, причем приоритетным является использование собственного кадрового потенциала и отказ от услуг консалтинговых фирм.
Прохождение сертификации, и как результат всей работы – получение сертификата соответствия, является условием успешной реализации товаров как на внутреннем, так и на мировом рынке. Значение сертификации огромно. Во-первых, она способствует повышению конкурентоспособности продукции, во-вторых, сертификация способствует ускорению НТП (стремление расширить рынки сбыта вынуждает предприятия непрерывно заниматься НИОКР).
Для оценки текущего состояния ООО «ALI RUS TEX» была рассмотрена динамика основных показателей деятельности данного предприятия за 2018 - 2021гг. (см. таблицу 2.1) на основе данных Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах за 2021 год.
Таблица 2.1 - Динамика основных экономических показателей деятельности ООО «ALI RUS TEX» за 2019–2021 гг.
| | | | Абсолютное | Темп роста, | |||
| | | | отклонение | % | |||
Показатель | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | 2020 г. от 20 21 г. | 2019 г. от 2020 г. | 2020г./ 2021 г. | 2019г. /2020 г. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Выручка от продаж, тыс. сум. | 94314 | 132499 | 91073 | 38184 | -41426 | 140,5 | 68,7 | |
Себестоимость продаж, тыс. сум. | 87434 | 124267 | 89239 | 36832 | -35028 | 142,1 | 71,8 | |
Валовая прибыль, тыс. сум. | 687 | 82318 | 18342 | 1351 | -6376 | 11,6 | 22,3 |
| | | | Абсолютное | Темп роста, | |||
| | | | отклонение | % | |||
Показатель | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | 2020 г. от 20 21 г. | 2019 г. от 2020 г. | 2020г./ 2021 г. | 2019г. /2020 г. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Управленческие расходы, тыс. сум. | 65142 | 78667 | 68067 | 13525 | -10600 | 120,8 | 86,5 | |
Коммерческие расходы, тыс. сум. | 2211 | 36430 | 26080 | 1351 | -10350 | 15,1 | 71,6 | |
Прибыль от продаж, тыс. сум. | -27017 | -3277 | -75805 | -5762 | -43026 | 121,3 | 231,3 | |
Чистая прибыль, тыс. сум. | 4014 | -4721 | -14268 | -8735 | -13768 | 117,6 | 3022,4 | |
Основные средства, тыс. сум. | 61585 | 621633 | 616008 | 5648 | -5625 | 100 | 0,1 | |
Оборотные активы, тыс. сум. | 125864 | 13083 | 1242852 | 1375 | -6687 | 101,1 | 4 | |
Численность ППП, чел. | 288 | 267 | 25 | -21 | -8 | 2,71 | 7 | |
ФОТ ППП, тыс. сум. | 57542 | 54343 | 53728 | -31 | -615 | 4,4 | 8 | |
Производительность труда, тыс.сум./чел. | 55,3 | 548,54 | 554,67 | -11,3 | 6,13 | 7,7 | 101,12 | |
Среднемесяч- ная заработнаяплата, тыс. сум. | 46,8 | 50 | 57 | 31,2 | 36 | 71,87 | 80,2 | |
Фондоотдача | 1,53 | 2,13 | 1,48 | 0,6 | -0,65 | 13,2 | 6,5 |