Файл: Факультет непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы дипломная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При нарушениях гражданами своих обязанностей в правоотношениях, касающихся социального обеспечения, может приниматься решение о прекращении выплат пенсий, пособий, об удержании из пенсий, пособия, приостановлении выплаты органами местного самоуправления, учреждениями и другие.

Чем отличаются мероприятия защиты от способов защиты?

Мероприятия представляют собой действия компетентного органа учреждения, предприятия или должностного лица. Они используются, как ответ на обращение гражданина, права которого были нарушены.

Система мер зависит от факторов:

  1. Форма правовой защиты;

  2. Вид нарушенного права;

  3. Характер нарушения прав;

  4. Полномочия компетентных органов, предприятий, учреждений, должностных лиц, которые применяют меры защиты;

  5. Статус органа, учреждения, организации, должностных лиц, которые нарушают права;

  6. Содержание нормативных актов.

Признание права может проводиться посредством любого компетентного органа (учреждения), включая суд, признание недействительным актов государственных органов, органа местного самоуправления осуществляется только судом, который выносит решение о возмещении убытков и компенсации морального вреда.

Средства защиты – это действия граждан, органов, учреждений, предприятий и должностных лиц. Суд выносит решение, постановление и определение. Граждане могут подать иск, обращение.

Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, должностные лица: обязаны оформить протокол, издать постановление, предписание, предостережение, протест, представление и другие.

Граждане имеют правомочия требований восстановить нарушенные права и возместить причиненный ущерб.

Юрисдикционные органы должны удовлетворять требования граждан, требуя от виновных граждан, предприятий и учреждений восстановление этих прав, возмещения причиненного ущерба23.

В Российской Федерации социальные права человека закрепляются в статьях 38-41 Конституции Российской Федерации.

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб.


Конституция Российской Федерации связывает право на социальное обеспечение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца и другими обстоятельствами.

Конституционные права и свободы – это важнейшая составная часть системы всех принадлежащих гражданам России прав и свобод. Конституционные права и свободы устанавливаются и закрепляются в действующей Конституции.

В литературе указывается на проблему отсутствия единого федерального закона в области социального обеспечения.

Анализ нормативных актов разного уровня не позволяет выявить закрепленных в них единых принципов социального обеспечения: всеобщности, гарантированности видов социального обеспечения со стороны государства, дифференциации социального обеспечения и так далее, законодательное закрепление принципов позволило бы создать основу, с опорой на которую строились бы другие нормы данной отрасли права.

Можно говорить о существовании в России многоуровневой несистематизированной, сложной системе правового регулирования социального обеспечения.

Для достойного уровня жизни граждан государство использует понятия прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда. Одно из последних решений российского государства – уравнивание минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.

С 1 января 2021 года МРОТ в Российской Федерации составляет 12 792 рубля в месяц (для трудоспособного населения).В условиях инфляции данный уровень является недостаточным для обеспечения базовых материальных потребностей взрослого человека. На социальное обеспечение в бюджете страны не заложены денежные средства (для увеличения МРОТ).

Проблема социального обеспечения остается в России одной из самых актуальных. Государство не может в полном объеме удовлетворить социальные потребности всех категорий социально незапущенных граждан и идет по пути установления минимальных стандартов оказания социальной поддержки и их гарантий.

Мозолева И.О. полагает, что одного закрепления права граждан на социальное обеспечение недостаточно, чтобы оно было успешно реализовано гражданами в повседневной жизни24.

Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что законодатель обязан принимать законы, которые обеспечивают социальную защиту тех социальных слоев, которые в ней нуждаются.

Специфика судебной защиты социальных прав заключается в том, что суды рассматривая дела данной категории,
вынуждены учитывать, что правоотношения государства и гражданина, закрепленные Конституцией Российской Федерации, не только не обеспечены правовыми механизмами, но и не подкреплены материальной базой.

Несудебная защита конституционного права на социальное обеспечение является дополнительным средством по защите прав человека в российском обществе.

Гарантией от незаконных действий или бездействия со стороны государственных органов является право обжаловать указанные действия или бездействия в суд.

Несудебная защита конституционных социальных прав человека – это закрепленная законодательством деятельность по обеспечению защиты прав и свобод человека без участия судебных органов, в первую очередь органами исполнительной власти.

Необходимо отметить институт Уполномоченного по правам человека, осуществляющего контрольно-надзорные полномочия в соответствии с федеральным конституционным законом “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”. В его полномочиях предусмотрена возможность обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в данном деле. Например, в 2020 году в аппарат Уполномоченного поступило 38 093 письма, в которых содержались жалобы на нарушения в области социального страхования и обеспечения.

Можно сделать вывод, что право на социальное обеспечение можно предоставить как комплекс прав российских граждан на отдельные виды материальных выплат и социальных услуг при наступлении социальных рисков, указанных в статье 39 Конституции Российской Федерации, так и иных законах, регулирующих вопросы предоставления права на социальное обеспечение. Анализ нормативных актов разного уровня не позволяет выявить закрепленных в них единых принципов социального обеспечения:всеобщности, гарантированности видов социального обеспечения со стороны государства, дифференциации социального обеспечения и так далее законодательное закрепление принципов позволило бы создать основу, с опорой на которую строились другие нормы данной отрасли права.

Исследования в области социального обеспечения проводили правоведы: Тучкова Э.Г., Григорьев И.В., Шайхутдинов В.Ш., Комкова Г.Н., Торосян Р.А., Сычев В.Б., Комкова Г.Н., Косаренко Н.Н,, Филинкова М.В., Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю., Гусев А.Ю., Сулейманова Г.В., Галаганов В.П., Платыгин Д.Н., Роик В.Д.Обратившись к любому из авторов мы видим как широко и разнообразно рассматриваются вопросы выплат пособий, оказание помощи нуждающимся. В книгах любого правоведа можно найти подсказку. Если, например, обратиться к книге Сулеймановой Г.В. – находим отражение современного уровня развития науки социального права с учетом изменений в законодательстве
25. Учебные пособия данного автора всегда актуальны. Учебник “Право социального обеспечения” – находим подсказки в обеспечении пособиями по инвалидности, компенсации льгот и так далее.

Изучая материалы для настоящей дипломной работы мне пришлось познакомиться с огромным количеством работ ведущих юристов и ученых. Среди них много талантливых специалистов. Учебники и пособия созданные и разработанные этими правоведами заслуживают огромного уважения и признания.

Заключение
На основании вышеприведенного исследования в дипломной работе сделаны следующие выводы:

  1. Исследуя понятие защиты социальных прав граждан сделан вывод о том, что в праве социального обеспечения, защиту прав и законных интересов, можно определить как законодательно установленную систему мер предотвращения, ликвидации нарушений данных прав и интересов. Периодические изменения законодательства в области защиты прав граждан в сфере социального обеспечения, порождают сложности в применении этих прав. Проблема защиты права граждан на социальное обеспечение остается острой и актуальной как в теории, так и на практике.

  2. Исследуя правовое регулирование защиты прав граждан в сфере социального обеспечения сделан вывод о том, что защита прав граждан в сфере социального обеспечения может осуществляться в разных формах. Форма защиты предопределяет выбор защищающимся лицом конкретного субъекта, а значит, и выбор деятельности данного субъекта. Форма защиты прав граждан отвечает на вопрос о том, какими средствами защищается право.

3 Исследуя судебную и административную защиту прав граждан по социальному обеспечению сделан вывод о том, что в Российской Федерации защита права гражданина на социальное обеспечение путем обращения в суд имеет непродолжительный период существования.

В настоящее время обращение в суд не поставлено в зависимость от того, использовал гражданин или нет какой-либо иной способ защиты своего права на социальное обеспечение. И второе, на что следует обратить внимание в рассматриваемой правовой норме, – это судебное разрешение пенсионного спора в порядке гражданского судопроизводства РФ.

Предлагается внести изменения в Конституцию РФ, установив положение о главенстве национального права. Полагаем, что в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ можно было бы закрепить: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы после имплементации в национальное законодательство. Если международным договором
Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяется закон».

Кроме того, предлагается внести изменения в ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», изложив ее в следующей редакции: «лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона».

Отсутствие общего кодифицированного законодательного акта о социальном обеспечении граждан не умоляет недоработок наших юристов и законодателей. Необходимо стремиться к созданию такого документа.

Тема весьма обширна и невозможно охватить все моменты во время разработки проекта дипломной работы, но из вышеизложенного материала видно, что я постаралась охватить и описать ситуацию в сфере социального обеспечения. Из освещенного мной материала понятно, что это огромное поле, где необходимо приложить свои силы и знания.

На основании вышеизложенного, представляется возможным использовать выводы и предложения в законотворческой деятельности и правоприменительной практике, что на наш взгляд, может повысить эффективность правового регулирования в сфере социального обеспечения, а значит реализацию прав и свобод человека и гражданина в рассматриваемой сфере.

Список литературы


  1. Конституция Российской Федерации – М. Норма, 2020 с.48.

  2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) « Российская газета – 1995» ;

  3. Конвенция и рекомендации. МОТ.Т. 1- Женева 1991 ст.86;

  4. Конвенция и рекомендации. МОТ.Т. 2 – Женева 1991 ст.92;

  5. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212 ФЗ ( редактировано от 16.10.2010) « О страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязанного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования» СЗ Российской Федерации- 2009. - № 30 – ст.3738;

  6. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135 –ФЗ ( редактировано от 23.12.2010) « О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». СЗ Российской Федерации- 1995. -№ 39 ст.3340;

  7. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178- ФЗ ( редактировано от 28.11.2015; с изменением от 29.12.2015) « О государственной социальной помощи»;

  8. Федеральный Закон от 28.12.2013 № 442 – ФЗ ( редактировано от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 (редактировано от 22.12.2015) « О фонде социального страхования Российской Федерации»;

  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 №2467 (ред. От 27.05.2021) “Об утверждении перечня нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов”.

  11. Азарова Е.Г. Судебная защита пенсионных прав (научно – практическое пособие) – М. : Институт законодательства и сравнительного правоведении при Правительстве Российской Федерации. 2009. с.27

  12. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 1 . Свердловск, 1972. с.378-381

  13. Андреева Л.А. Социальная защита населения: проблемы и перспективы муниципального уровня/Л.А. Андреева//Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. матер. ХХIII муждународ. науч. – практ. конф. №6 (22) – Новосибирск: СибАК – 2019. – с. 52-60

  14. Афанасьев М.А, Голубева Т.Ю Право социального обеспечения России.-М: Проспект, 2020. с.184

  15. Барышникова Т.Ю. Социальная политика правового государства.- М. : Норма, 2019.- 322 с.

  16. Байтин М. И. Метод правового регулирования в системе права: виды и структура/ М.И. Байтин, Д.Е. Петров и журнал российского права. – 2010. - №2 с. 79

  17. Благодир А.Л. Социальное обслуживание в системе права социального обеспечения : Учебное Пособие / А.Л.Благодир – Киров 2009 – 302 с.

  18. Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно- правовых норм.Воронеж : ВГУ, 2018. 419с.

  19. Виноградова З.Д. Кодификация законодательства о социальном обеспечении // Вопросы социального обеспечения: Сбор.науч. трудов. Вып.14. М., 2011. С.25-26.

  20. Галаганов В.П. Право социального обеспечения : - М. :КНОРУС. 2010. – 512 с.

  21. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. Москва 2020 издательство Академия.

  22. Григорьев И.В, Шайхатдинов В.Ш. Право социально обеспечения. Учебник и практикум для вузов. –М: Юрайт, 2019.- 428 с.

  23. Гусев А.Ю. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения// Журнал российского права. 2016 . № 7 (235).с.120- 128.

  24. Гусев А.Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. –М: Проспект, 2020. 112 с.

  25. Иванчуков С.Л. Обязательное социальное страхование РФ.Под редакций С.Р.Адараяна, Новое Слово 2012 г.

  26. 1   2   3   4   5