Файл: Факультет непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы дипломная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21. При таком понимании, во-первых, отождествляются способы и меры защиты. Во-вторых, признак “непосредственно направлены” не является квалифицирующим. В-третьих, непонятно, что это действие: только граждан, граждан и органов, учреждений и организаций, нарушивших права граждан, или третьих лиц (вышестоящих органов, органов прокуратуры и другие).

Способы защиты прав могут исходить от государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, предоставляющих обеспечение. В случае нарушения гражданами своих обязанностей в правоотношениях по социальному обеспечению государственный орган, орган местного самоуправления, учреждений, организаций могут принять решение о прекращении выплаты пенсии, пособия, об удержаниях из пенсий, пособий, приостановлении выплаты и так далее.

Меры защиты состоят в действиях компетентных органов, учреждений, организаций и должностных лиц, они могут применяться как в ответ на обращения граждан, чьи права нарушены, так и по инициативе этих органов, учреждений, организаций и должностных лиц.

Состав мер защиты зависит от:

  1. Формы защиты прав;

  2. Вида нарушенного права;

  3. Характера нарушения права;

  4. Полномочий компетентного органа учреждения, организации, должностного лица, применяющих меры защиты;

  5. Статуса органа, учреждения, организации, должностного лица, нарушающих права граждан;

  6. Содержания соответствующего нормативного правового акта.

Мерами защиты могут быть признание права, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, возмещение убытков, компенсация морального вреда, прекращение или изменение правоотношения и другие. Признание права может быть осуществлено любым компетентным органом или учреждением, в том числе судом, признание же недействительным акта государственного органа, органа местного самоуправления – судом; судом же, как правило , выносится решение о возмещении убытков и компенсации морального вреда.

Суды выносят решения, постановления и определения.

Граждане подают обращения или иски.

Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, должностные лица, реагируют на обращения граждан, оформляя протоколы, постановления, предписания, предостережения, представления, протесты и так далее.


Основное назначение судебной власти заключается в защите прав и свобод граждан утверждении конституционной законности, обеспечении правопорядка, противодействии правонарушениям, в том числе преступлениям (статьи 18, 20, 22, 23, 25 и другие).

Судебная власть не ограничивается правосудием, не сводится только к рассмотрению конкретных дел. На нее возложено и осуществление контрольных функций: конституционного контроля, а так же судебного за законностью и действий органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц (статьи 46 части 2, 120 части 2) и обозначен механизм защиты гражданина судебной властью.

Функции контроля за деятельностью государства возложенына суд.

В компетенцию судов входит задача решать переступают ли границы дозволенного законом государственные органы.

В компетенцию конституционных судов входит контроль соответствия издаваемых законов конституции.

Суды общей юрисдикции и арбитражные занимаются исками отдельных граждан и объединений граждан к государству.

Согласно законодательству, должностные лица, допустившие ошибки или злоупотребляющие властью, несут соответствующую ответственность.

Миссия правосудия в обществе заключается в том, чтобы быть стражем порядка и оплотом справедливости.

Законодательная и исполнительная власти находятся у истоков судебной власти: они ее формируют.

Правовое государство для выполнения своей основной функции – защиты и охраны прав и свобод граждан – должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих защиту прав человека.

Важное место в структуре механизма государства занимает система судебных органов, основной социальной функцией, которых является осуществление правосудия.

Конституция РФ закрепляет общепризнанные в цивилизованном мире гарантии, имеющие значение принципов демократического правосудия. Данные гарантии направлены на исключение произвола в судебном разбирательстве.

Гарантии правосудия – это гарантии свободы личности. Борясь с преступностью, государство может и должно лишить свободы тех, кто нарушает уголовно-правовое законодательство. Оно обязано делать это с соблюдением демократической процедуры, установленной законом.

Для человека важно, чтобы его дело рассматривалось в том суде и тем судьей, который в соответствии с законом должен его рассматривать, о чем он заранее должен быть извещен.


Определение законом такого суда и судьи называется подсудностью. Изменение подсудности очень частое на практике. В связи с загруженностью или по другим причинам может поставить человека в невыгодное положение и лишить внутреннего психологического равновесия, которое необходимо для своей защиты.

Конституция устанавливает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей к подсудности которых оно отнесено законом. Эта гарантия в равной мере распространяется как на уголовное, так и на гражданское судопроизводство. (часть 3 статьи 9 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 года №174-ФЗ)

Гарантия презумпции невиновности запрещает кому бы то ни было обращаться с подозреваемым, обвиняемым или подсудимым, как с преступником до тех пор, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления. Без такого признания никого нельзя подвергать уголовному наказанию, ограничивать в правах, бесчестить в прессе и так далее. Формулируя эту гарантию Конституция Российской Федерации подчеркивает, что вина должна быть доказана “в предусмотренном федеральном законном порядке”, а это предполагает соблюдения права на защиту и других процессуальных гарантий обвиняемому.

Обвиняемый не должен доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на прокуроре, следователе и лице, производящем дознание. Неисполнение требований закона ведет к прекращению дела и оправданию подсудимого, даже признание обвиняемым своей вины недостаточно для вынесения обвинительного приговора, она может быть принята в расчет только при условии, что подтверждено совокупностью доказательств.

Итак, законодательство о социальном обеспечении представляет многоуровневую систему. Данная система состоит из федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.

Нормативные акты в системе располагаются в соответствии с иерархией и компетенцией органов государственной и исполнительной властей.

Регулирование отношений в сфере социального обеспечения, осуществляется:

- Законодательством о социальном обеспечении, которое состоит из федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы права социального обеспечения;

- Нормативными правовыми актами;

- Указами Президента Российской Федерации
;

- Постановлениями Правительства Российской Федерации;

- Нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

- Нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Ученые обращаются к международным нормам, которые напрямую закрепляют право человека на социальное обеспечение:

- виды обеспечения;

- субъектов-получателей социального обеспечения;

- финансовые источники социального обеспечения.

При возникновении споров и жалоб, граждане обращаются в суд с исками (например: неправильно начисленная пенсия, несоответствие в назначении пособий, несвоевременная выплата пособий, неверно начислен стаж для выплаты листка нетрудоспособности и так далее).

В судах рассматриваются иски граждан, например:

  1. В Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации поступило исковое заявление от Плешкова В.В., имеющего дочь, достигшую 16 лет в ноябре 2019 года. Гражданину Плешкову было отказано в получении единовременной выплаты. Правительство Российской Федерации административный иск не признал, указав в письменных возражениях, что изменения утверждены в пределах предоставленных ему полномочий, а оспариваемые предписания соответствуют действующему законодательству и прав административного истца не нарушают.

  2. В Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации поступило административное исковое заявление Мякишевой Т.А.. В данном исковом заявлении выше указанная гражданка требовала восстановить ее на работе, в чем ей было отказано.

  3. В Верховный Суд Российской Федерации обратился с административным исковым заявлением Васюхин М.В. о снижении ему размера спорной надбавки. Истец просит признать оспариваемый пункт Положения недействующим. В требовании Васюхина М.В. отказано.



2.2. Административная защита прав граждан в сфере социального обеспечения
В Российской Федерации на конституционном уровне закреплены гарантии прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождении и воспитании детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь на защиту по безработице.

Внесудебная защита прав граждан в сфере социального обеспечения рассматривается 33 статьей. Согласно 33 статье граждане Российской Федерации имеют право личного обращения, направления индивидуальныхи коллективных обращений в органы государства и органы местного самоуправления.

Форма защиты является видом юридической деятельности. Можно выделить непосредственную, общественную, управленческую, судебную и международную форму защиты гражданских прав.

Форму защиты можно характеризовать разрешением спорных вопросов, например:

- Граждане и работодатели;

- Граждане и органы, и учреждения.

Общественная форма защиты прав – осуществляется специально сформированным правозащитным органом.

В данном случае в качестве такого органа – комиссия (уполномоченного) по социальному страхованию.

Форма для защиты прав – это работа органов публичной власти (государственные органы, органы местного самоуправления, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, по правам ребенка в Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации)22.

Указанные выше формы защиты прав граждан считать можно внесудебной формой.

Международную защиту прав граждан осуществляют специально созданные международные компетентные органы, сюда входят Совет по правам человека, Международная организация труда, суд по правам человека в Европе (Страсбург), экономический суд СНГ и другие.

Наряду с этим существует крупная классификация для форм защиты прав: юрисдикционная и неюрисдикционная. Данная классификация относит к юрисдикционым формам общественную, управленческую, судебную и международную форму.

“Способы защиты прав” (часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации) могут быть выбраны гражданином, права которого нарушены. Они заключаются в действиях, которые не запрещает законодательство. Это могут быть: жалобы, заявления, направленные в органы государства, органы местного самоуправления, предприятия, средства массовой информации, устные обращения.