Файл: Факультет непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы дипломная работа.docx
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12.
А. Ю Гусев видит юридическую ответственность для правонарушителя в применении к нему санкций правовых норм, указанных в них определенных мер ответственности13.
М. В. Филиппова обращает внимание на то, что юридической ответственности из правонарушения возникает правовое отношение между государством в лице его социальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие мнения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушения требований, которые содержатся в нормах права14.
Определение защиты права, предложенное С.С. Алексеевым, четко, но не учитывая того обстоятельства, что в ходе реализации субъективных прав могут быть созданы препятствия, в устранении которых так же подпадает под понятие: “защита прав”15. Защита прав может быть осуществлена не только посредством государственно-принудительной деятельности.
В науке Трудового права под защитой было предложено понимать деятельность по реализации мер, направленных на восстановление нарушенного права и устранения препятствий к осуществлению субъектных прав. Такое определение представляется более точным, но в ней не указаны виды деятельности, направленной на защиту и не учитывается, что это нарушение права, которое должно быть восстановлено.
Существует ряд предусмотренных законом средств и способов, обеспечивающих пресечение нарушенных прав граждан (например, предостережение прокурора, заявление в органы государственной власти о защите прав, которое может быть нарушено).
На сегодняшний день, социальное обеспечение представляет постепенно развивающуюся систему. С каждым днем появляется все новые потребности у людей. Государству необходимо удовлетворить новые потребности граждан, а так же более рационально расходовать свои ресурсы и по возможности преумножать их.
Исследуя формы защиты интересов в праве социального обеспечения Е.А. Мидонова выделяет индивидуальную форму защиты интересов и характерным способом такой защиты называет самозащиту (указывая, что она очень часто проявляется в пенсионном обеспечении)16.
Е.А. Мидонова делит формы защиты права на социальное обеспечение на правовую защиту в судебном или в административном порядке и неправовую в зависимости от того какие органы (организации) имеют заинтересованное в нормативном акте право (обязанность) защиты прав и законных интересов граждан на получение установленного социального обеспечения. Мидонова Е.А. указывает, что неправовая форма защиты не имеет четких процедурных форм и может быть осуществлена путем переговоров или обращений общественной организации в государственные органы, которые принимают решение с целью защитить права и интересы граждан.
Во всех случаях, когда обращение гражданина в государственные или общественные органы (организации) приводит в действие правовой механизм защиты прав российских граждан, есть основание говорить о совокупностном (смешанном) применении юридической и неюридической форм защиты прав. Это часто бывает при обращении граждан за помощью в профсоюзный орган, а затем в профсоюзы поддерживают его иск при рассмотрении дела в суде.
Непосредственно в организации облегчить работникам защиту своего права на социальное обеспечение могло предоставление им возможности обращаться в комиссию по трудовым спорам. По ряду споров и выплатам, осуществляемым за счет средств обязательного социального страхования (листок нетрудоспособности, отпуск по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет и иных споров). Эти разногласия могут быть разрешены комиссией по трудовым спорам. Это не противоречит ее компетенции (глава 60 Трудового кодекса Российской Федерации).
- 1999 год №165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования”;
- Часть 3 статья 26 ФЗ от 24 июля 1998 года №125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях”;
- Часть 1 статья 8 от 24 июля 2002 года №111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации”.
Виды социального обеспечения.
Споры возникают:
- Отказ установления инвалидности;
- Группа инвалидности;
- Причина инвалидности;
- Отказ установления гражданства и так далее.
При назначении пенсии (споры):
- Задержка в оформлении документов (по вине работодателя, либо по вине территориального органа Пенсионного Фонда России, органа военного Управления, правоохранительного органа);
- Спор по поводу отказа и назначения пенсии или несогласия гражданина с ее размером или спором.
Споры на стадии выплаты пенсии:
- Задержка в выплате в меньшем размере, чем она назначена.
Споры при назначении пособий:
- При назначении пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам (отношение между медучреждениями);
- При назначении и выплате ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другое.
- Споры по поводу ежемесячного пособия на ребенка между гражданами и органами социальной защиты;
- Споры по вопросам предоставления государственной социальной помощи между малоимущими гражданами (семьями) и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации (касается отказа в предоставлении помощи,
исчисление среднедушевого дохода семьи, размера и вида помощи, задержки в ее предоставлении и так далее);
- Ежемесячная денежная выплата на дополнительную медицинскую помощь;
- Санаторно-курортное лечение;
- Лекарственное обеспечение;
- Проезд на транспорте;
- Социальное обслуживание;
- Медицинская помощь;
- Дополнительное социальное обеспечение и другое.
В юридической литературе различают формы защиты прав, способы, меры и средства защиты.
Форма защиты – вид юридической деятельности, в которой протекает охранительные правоотношения. Выделяются общественная, управленческая, судебная и международная форма защиты прав граждан. Непосредственная форма защиты характеризуется решением спорных вопросов только заинтересованными субъектами (гражданином и работодателем, гражданином и органом или учреждением, куда он обратился за установлением юридического фонда, представлением обеспечения).
При общественной форме защиты прав защита осуществляется специально созданным правозащитным органом. Это может быть комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию.
Управленческая форма защиты прав – деятельность органов публичной власти государственных органов, органов местного самоуправления, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.
Все указанные формы защиты – несубъектная форма, в отличии от субъектной, которая включает деятельность судов общей юрисдикции, конституционного суда Российской Федерации, конституционных, установленных судом субъектов Российской Федерации.
Международная защита прав граждан осуществляется специально созданными международными компетентными органами (комиссия ООН по правам человека (в настоящее время – совет по правам человека в Страсбурге экономическим судом СНГ и другие)).
2.1 Судебная защита прав граждан по социальному обеспечению
Самой распространительной и действенной формой защиты социальных прав граждан является судебная защита.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации гарантируется каждому. “Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, могут быть обжалованы в суд” (часть 2 статьи 46)
17.
В основополагающих законах, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения, установлено, что с жалобами на неправильное назначение материальных выплат или предоставление социальных услуг, отказ в предоставлении таковых гражданин может обратиться в суд.
Право на судебную защиту – одна из гарантий охраны прав граждан.
Суды не только восстанавливают нарушенные права, но и выявляют причины данного нарушения. Так же проводят профилактическую работу по их устранению.
Значение права на судебную защиту в системе конституционных прав и свобод граждан определяется тем, что право на судебную защиту является одно из самых существенных юридических гарантий всех других конституционных прав и свобод.
Главной функцией судебной власти, ее основным предназначением, является защита прав.
Содержание защитной функции суда складывается из следующих элементов:
Социальная защита населения является важнейшим направлением социальной политики Российской Федерации. Социальная защита населения – это политика государства направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста и других обстоятельств.
Защита прав граждан на социальное обеспечение – законодательно установленная система мер предотвращения, ликвидации их нарушенийи установления ответственности за произошедшие нарушения обеспечивать беспрепятственную реализацию данных прав интересов.
Форма защиты прав граждан – это определенная законодательством деятельность компетентных органов по защите прав, тем не менее, по установлению фактических обстоятельств по применению их норм права, определению способа защиты права, внесению решений и осуществлению контроля за его исполнение.
Форма и способ защиты неразрывно связаны друг с другом А.А. Сапфирова замечает, что каждая форма защиты объединяет в единое целое конкретные, характерные для нее способы и соответствующие органы защиты. Данное высказывание можно дополнить следующим высказыванием В.П. Карташовой: “Форма и способ защиты образует тот необходимый состав, с помощью которого потерпевшие от нарушения права лицо добивается желаемого юридического результата направлении восстановления нарушенного права”.
Какого же результата можно добиться в случае защиты права?
Ответ на данный вопрос дан Е.И. Петровой, хотя, перечисленное ею, названо способами защиты права на социальное обеспечение. Речь идет о восстановлении нарушенного права, пресечение противоправных действий, признания акта нормотворчества не подлежащим применению18. В суды часто обращаются с исками о признании права на досрочную пенсию по старости в рамках обязательного пенсионного страхования.
Г. В. Сулейманов по способам (порядкам) реализации защиты прав называет еще одну направленность – понуждение к исполнению обязанности соблюдения и реализация социальных прав19.
Судебная власть в России осуществляется конституционным судом Российской Федерации, судами общественной юрисдикции Верховным судом Российской Федерации. Суды оказывают активное влияние на решение и действие законодательной и исполнительной властей, уравновешивая их.
Е.Г. Азарова подчеркивала, что “полномочия, предоставленные суду, превращают его в мощную стабилизирующую силу, способную защищать права и свободы граждан, оберегать общество от разрушительных социальных конфликтов”. Судебная практика позволяет выявлять системные проблемы правового регулирования общественных отношений20.
Возможна более укрупненная классификация форм защиты прав: юрисдикционная и неюрисдикционная.
К юрисдикционным формам следует отнести общественную, управленческую, судебную и международную.
В систему социального обеспечения неюрисдикционная форма не применяется, так как реализация прав граждан в данной сфере невозможна без участия государственных органов, органов местного самоуправления, организаций.
К неюрисдикционной форме относится процедура медиации. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 года №193 “Об альтернативной процедуре регулирования споров”, с участием посредников (процедура медиации) с применением процедуры медиации могут быть урегулированы споры, возникающие из гражданских правоотношений, в том числе в связи с экономической деятельности, а также споры, возникающие из трудовых правоотношений и семейных правоотношений (статья 1). Споры, возникающие из правоотношений по социальному обеспечению, с помощью процедуры медиации не могут быть урегулированы.
Понятие способов защиты прав в литературе трактуется по-разному. Так Т.Ю. Барышникова считает, что способы (меры) защиты – это действия, которые непосредственно направлены на защиту прав
А. Ю Гусев видит юридическую ответственность для правонарушителя в применении к нему санкций правовых норм, указанных в них определенных мер ответственности13.
М. В. Филиппова обращает внимание на то, что юридической ответственности из правонарушения возникает правовое отношение между государством в лице его социальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие мнения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушения требований, которые содержатся в нормах права14.
Определение защиты права, предложенное С.С. Алексеевым, четко, но не учитывая того обстоятельства, что в ходе реализации субъективных прав могут быть созданы препятствия, в устранении которых так же подпадает под понятие: “защита прав”15. Защита прав может быть осуществлена не только посредством государственно-принудительной деятельности.
В науке Трудового права под защитой было предложено понимать деятельность по реализации мер, направленных на восстановление нарушенного права и устранения препятствий к осуществлению субъектных прав. Такое определение представляется более точным, но в ней не указаны виды деятельности, направленной на защиту и не учитывается, что это нарушение права, которое должно быть восстановлено.
Существует ряд предусмотренных законом средств и способов, обеспечивающих пресечение нарушенных прав граждан (например, предостережение прокурора, заявление в органы государственной власти о защите прав, которое может быть нарушено).
На сегодняшний день, социальное обеспечение представляет постепенно развивающуюся систему. С каждым днем появляется все новые потребности у людей. Государству необходимо удовлетворить новые потребности граждан, а так же более рационально расходовать свои ресурсы и по возможности преумножать их.
Исследуя формы защиты интересов в праве социального обеспечения Е.А. Мидонова выделяет индивидуальную форму защиты интересов и характерным способом такой защиты называет самозащиту (указывая, что она очень часто проявляется в пенсионном обеспечении)16.
Е.А. Мидонова делит формы защиты права на социальное обеспечение на правовую защиту в судебном или в административном порядке и неправовую в зависимости от того какие органы (организации) имеют заинтересованное в нормативном акте право (обязанность) защиты прав и законных интересов граждан на получение установленного социального обеспечения. Мидонова Е.А. указывает, что неправовая форма защиты не имеет четких процедурных форм и может быть осуществлена путем переговоров или обращений общественной организации в государственные органы, которые принимают решение с целью защитить права и интересы граждан.
Во всех случаях, когда обращение гражданина в государственные или общественные органы (организации) приводит в действие правовой механизм защиты прав российских граждан, есть основание говорить о совокупностном (смешанном) применении юридической и неюридической форм защиты прав. Это часто бывает при обращении граждан за помощью в профсоюзный орган, а затем в профсоюзы поддерживают его иск при рассмотрении дела в суде.
Непосредственно в организации облегчить работникам защиту своего права на социальное обеспечение могло предоставление им возможности обращаться в комиссию по трудовым спорам. По ряду споров и выплатам, осуществляемым за счет средств обязательного социального страхования (листок нетрудоспособности, отпуск по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет и иных споров). Эти разногласия могут быть разрешены комиссией по трудовым спорам. Это не противоречит ее компетенции (глава 60 Трудового кодекса Российской Федерации).
- 1999 год №165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования”;
- Часть 3 статья 26 ФЗ от 24 июля 1998 года №125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях”;
- Часть 1 статья 8 от 24 июля 2002 года №111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации”.
Виды социального обеспечения.
Споры возникают:
- Отказ установления инвалидности;
- Группа инвалидности;
- Причина инвалидности;
- Отказ установления гражданства и так далее.
При назначении пенсии (споры):
- Задержка в оформлении документов (по вине работодателя, либо по вине территориального органа Пенсионного Фонда России, органа военного Управления, правоохранительного органа);
- Спор по поводу отказа и назначения пенсии или несогласия гражданина с ее размером или спором.
Споры на стадии выплаты пенсии:
- Задержка в выплате в меньшем размере, чем она назначена.
Споры при назначении пособий:
- При назначении пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам (отношение между медучреждениями);
- При назначении и выплате ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другое.
- Споры по поводу ежемесячного пособия на ребенка между гражданами и органами социальной защиты;
- Споры по вопросам предоставления государственной социальной помощи между малоимущими гражданами (семьями) и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации (касается отказа в предоставлении помощи,
исчисление среднедушевого дохода семьи, размера и вида помощи, задержки в ее предоставлении и так далее);
- Ежемесячная денежная выплата на дополнительную медицинскую помощь;
- Санаторно-курортное лечение;
- Лекарственное обеспечение;
- Проезд на транспорте;
- Социальное обслуживание;
- Медицинская помощь;
- Дополнительное социальное обеспечение и другое.
В юридической литературе различают формы защиты прав, способы, меры и средства защиты.
Форма защиты – вид юридической деятельности, в которой протекает охранительные правоотношения. Выделяются общественная, управленческая, судебная и международная форма защиты прав граждан. Непосредственная форма защиты характеризуется решением спорных вопросов только заинтересованными субъектами (гражданином и работодателем, гражданином и органом или учреждением, куда он обратился за установлением юридического фонда, представлением обеспечения).
При общественной форме защиты прав защита осуществляется специально созданным правозащитным органом. Это может быть комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию.
Управленческая форма защиты прав – деятельность органов публичной власти государственных органов, органов местного самоуправления, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.
Все указанные формы защиты – несубъектная форма, в отличии от субъектной, которая включает деятельность судов общей юрисдикции, конституционного суда Российской Федерации, конституционных, установленных судом субъектов Российской Федерации.
Международная защита прав граждан осуществляется специально созданными международными компетентными органами (комиссия ООН по правам человека (в настоящее время – совет по правам человека в Страсбурге экономическим судом СНГ и другие)).
2.1 Судебная защита прав граждан по социальному обеспечению
Самой распространительной и действенной формой защиты социальных прав граждан является судебная защита.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации гарантируется каждому. “Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, могут быть обжалованы в суд” (часть 2 статьи 46)
17.
В основополагающих законах, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения, установлено, что с жалобами на неправильное назначение материальных выплат или предоставление социальных услуг, отказ в предоставлении таковых гражданин может обратиться в суд.
Право на судебную защиту – одна из гарантий охраны прав граждан.
Суды не только восстанавливают нарушенные права, но и выявляют причины данного нарушения. Так же проводят профилактическую работу по их устранению.
Значение права на судебную защиту в системе конституционных прав и свобод граждан определяется тем, что право на судебную защиту является одно из самых существенных юридических гарантий всех других конституционных прав и свобод.
Главной функцией судебной власти, ее основным предназначением, является защита прав.
Содержание защитной функции суда складывается из следующих элементов:
-
Предупреждение нарушения прав; -
Восстановление нарушенного права; -
Отношения подзаконных нормативных актов в случае их противоречия закона (признание их недействительными); -
Возмещение ущерба и морального вреда, причененного гражданину; -
Решение вопроса об ответственности нарушителя прав гражданина.
Социальная защита населения является важнейшим направлением социальной политики Российской Федерации. Социальная защита населения – это политика государства направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста и других обстоятельств.
Защита прав граждан на социальное обеспечение – законодательно установленная система мер предотвращения, ликвидации их нарушенийи установления ответственности за произошедшие нарушения обеспечивать беспрепятственную реализацию данных прав интересов.
Форма защиты прав граждан – это определенная законодательством деятельность компетентных органов по защите прав, тем не менее, по установлению фактических обстоятельств по применению их норм права, определению способа защиты права, внесению решений и осуществлению контроля за его исполнение.
Форма и способ защиты неразрывно связаны друг с другом А.А. Сапфирова замечает, что каждая форма защиты объединяет в единое целое конкретные, характерные для нее способы и соответствующие органы защиты. Данное высказывание можно дополнить следующим высказыванием В.П. Карташовой: “Форма и способ защиты образует тот необходимый состав, с помощью которого потерпевшие от нарушения права лицо добивается желаемого юридического результата направлении восстановления нарушенного права”.
Какого же результата можно добиться в случае защиты права?
Ответ на данный вопрос дан Е.И. Петровой, хотя, перечисленное ею, названо способами защиты права на социальное обеспечение. Речь идет о восстановлении нарушенного права, пресечение противоправных действий, признания акта нормотворчества не подлежащим применению18. В суды часто обращаются с исками о признании права на досрочную пенсию по старости в рамках обязательного пенсионного страхования.
Г. В. Сулейманов по способам (порядкам) реализации защиты прав называет еще одну направленность – понуждение к исполнению обязанности соблюдения и реализация социальных прав19.
Судебная власть в России осуществляется конституционным судом Российской Федерации, судами общественной юрисдикции Верховным судом Российской Федерации. Суды оказывают активное влияние на решение и действие законодательной и исполнительной властей, уравновешивая их.
Е.Г. Азарова подчеркивала, что “полномочия, предоставленные суду, превращают его в мощную стабилизирующую силу, способную защищать права и свободы граждан, оберегать общество от разрушительных социальных конфликтов”. Судебная практика позволяет выявлять системные проблемы правового регулирования общественных отношений20.
Возможна более укрупненная классификация форм защиты прав: юрисдикционная и неюрисдикционная.
К юрисдикционным формам следует отнести общественную, управленческую, судебную и международную.
В систему социального обеспечения неюрисдикционная форма не применяется, так как реализация прав граждан в данной сфере невозможна без участия государственных органов, органов местного самоуправления, организаций.
К неюрисдикционной форме относится процедура медиации. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 года №193 “Об альтернативной процедуре регулирования споров”, с участием посредников (процедура медиации) с применением процедуры медиации могут быть урегулированы споры, возникающие из гражданских правоотношений, в том числе в связи с экономической деятельности, а также споры, возникающие из трудовых правоотношений и семейных правоотношений (статья 1). Споры, возникающие из правоотношений по социальному обеспечению, с помощью процедуры медиации не могут быть урегулированы.
Понятие способов защиты прав в литературе трактуется по-разному. Так Т.Ю. Барышникова считает, что способы (меры) защиты – это действия, которые непосредственно направлены на защиту прав