Файл: Целями стажировки являются создать условия для подготовки слушателей к выполнению профессиональных функций практического психолога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целями стажировки являются:

  • создать условия для подготовки слушателей к выполнению профессиональных функций практического психолога;

  • формировать профессионально значимые качества личности;

  • развивать профессиональные знания, умения и навыки слушателей на основе приобретаемого ими практического опыта в процессе наблюдения и анализа деятельности педагога-психолога в учреждениях образования различного типа.

Задачи стажировки:

  • углубление и закрепление теоретических и практических знаний по изученным психологическим дисциплинам («Экспериментальная психология», «Методология психологического исследования», «Общая психология», «Основы педагогики», «Психодиагностика», «Психокоррекция»);

  • ознакомление со спецификой деятельности практического психолога в учреждениях образования, изучение нормативной и отчетной документации, вопросов планирования работы и организации рабочего места психолога;

  • выявление и анализ профессионально важных качеств психолога;

  • развитие практических умений планировать профессиональную деятельность, оформлять отчетную документацию;

  • подготовка материала для дальнейшего практического использования.

В результате прохождения стажировки слушатель должен знать:

  • особенности организации психологической службы в учреждениях;

  • основные направления и содержание деятельности психолога;

  • нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность психологической службы;

  • особенности профессиональной деятельности психолога и основные направления его работы.


График прохождения стажировки

недели

Выполняемая работа




1

Организация собрания на кафедре технологии и методики преподавания: ознакомление с целью, задачами, основными направлениями стажировки, требованиями к ведению и оформлению отчетной документации.

Инструктаж по охране труда.

02.05.2022

1

Установочная конференция в организации: беседа с психологом организации. Посещение кабинета психолога. Ознакомление с основными документами, регламентирующими работу психолога.

Ознакомление с правилами и формами ведения документации. Изучение основных рабочих и отчетных документов, а также требований к их составлению.


03.05.2022

1


Анализ документов и правил их оформления:

- о содержании нормативного обеспечения деятельности психолога (необходимо отразить особенности оформления, составления, заполнения, разработки, хранения и использования документов психологической службы);

- об организации деятельности психолога (оформление рабочего места, планирование, пути и средства повышения квалификации и т.д.);

- анализ плана работы психолога (перспективного, годового, недельного) с учетом общих нормативных требований, специфических характеристик психологической службы и требований, предъявляемых к деятельности психолога.



04.05.2022

1

Осуществление психодиагностического направления в работе психолога. Разработка и подбор психодиагностического инструментария.

Обработка полученных результатов с использованием методов статистической обработки и математического моделирования.

Проведение эмпирического и\или экспериментального исследования: составление плана исследования, изучение выборки, решение поставленных задач исследования.

В ходе прохождения стажировки нами было проведено эмпирическое исследование с целью выявить гендерные различия в эмоциональном интеллекте у работников предприятия.



05-06.05.2022

2

Осуществление психокоррекционного направления в работе психолога. Решение задач по составлению рекомендаций по психологической коррекции. Проведение коррекционно-развивающей работы по запросу.

Проведена психокоррекционная работа по уменьшению уровня аресиии в коллективе.

09-13.05.2022

3

Изучение и осуществление основных направлений психопрофилактической работы в учреждении, анализ особенностей психологического просвещения сотрудников: определение содержания, форм и методов его осуществления. Психологическое просвещение населения.

Проведена лекция с работниками организации по теме «Общение с клиентами».


16.05.2022

3

Анализ консультативного направления в деятельности психолога. Диагностическое, стимулирующее и рекомендательное консультирование.

17.05.2022

3

Тренинговая работа в деятельности психолога: социально-психологический трениг, тренинг общения, тренинг креативности, тренинг личностного роста.

«Тренинг личностного роста работников

ООО «Каро бьюти»




18-23.05.2022

3

Оформление отчетной документации.

Подведение итогов стажировки. Подготовка отчета по стажировке.


23.05.2022



Неделя 1.

02.05.2022 Организация собрания на кафедре технологии и методики преподавания: ознакомление с целью, задачами, основными направлениями стажировки, требованиями к ведению и оформлению отчетной документации.

Инструктаж по охране труда.

Цель стажировки: рефлексивное закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения, а также личностно-ориентированная профессиональная подготовка, включающая формирование профессиональной мотивации, освоение разнообразных паттернов поведения для самовыражения личности в профессиональной деятельности.

Задачи:

1. Освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе.

2. Формирование навыка решения практических задач.

3. Освоение специфики деятельности психолога в учреждениях различного профиля.

4. Формирование профессиональной позиции психолога, освоение профессиональной этики.

Основные направления стажировки заключаются в помощи психологу в подготовке и проведении различных методик, коррекционных занятий, консультаций; осуществлении эмпирического исследования; обобщении полученных результатов с применением методов математической статистики на основе методологической базы исследования, осуществлении работы по психологическому просвещению, профилактики, консультированию в соответствии с задачами исследования; интерпретации экспериментальных данных исследования и формулировании выводов.
03.05.2022 Установочная конференция в организации: беседа с психологом организации. Посещение кабинета психолога. Ознакомление с основными документами, регламентирующими работу психолога.

Ознакомление с правилами и формами ведения документации. Изучение основных рабочих и отчетных документов, а также требований к их составлению.

Кабинет психологического подразделения представляет собой отдельное помещение. Кабинет предназначен для приема работников предприятия, работы с документацией.

Кабинет психологической службы является основным рабочим местом психолога. В кабинете имеется:

  1. Рабочий стол.

  2. Шкаф для хранения документации

  3. Два кресла и столик.

С учетом задач работы специалиста кабинет разделен на рабочее место психолога и место для работы с работниками предприятия.

Нормативной базой деятельности психолога служат следующие основные документы:


  1. Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» от 01.07.2010 №153-З.

  2. Постановления Совета Министров Республики Беларусь: «О некоторых вопросах оказания психологической помощи» от 14.01.2011 № 45;

  3. Устав предприятия.

  4. Должностные инструкции работников.

Деятельность психолога строится на основании должностной инструкции, утвержденной руководителей предприятия.
04.05.2022 Анализ документов и правил их оформления.

Основная документация психолога включает в себя:

  1. Протоколы обследований (диагностика + консультация).

  2. Коррекционных (реабилитационных) занятий.

  3. Коррекционные карты.

  4. Выписки из психологических заключений.

Вся психодиагностическая документация только для служебного пользования. Результаты психодиагностического обследования хранятся в сейфе. Психоаналитические документы (тесты, анкеты) хранятся 3 года (ЭПК п.327).

В деятельности психолога система планирования включает в себя следующие основные разновидности: текущее (рабочие планы) и личное планирование.

Текущее планирование предназначено для определения объема работы на небольшой промежуток времени. К данному виду планирования можно отнести, планирование - на такие периоды, как рабочая неделя, месяц; в свою очередь, планирование на рабочую неделю включает и ежедневное планирование.

Личное планирование служит для профессиональной эффективности психолога.

Одной из важных организационных задач деятельности психолога в организации является планирование работы на год.

Существует два вида планирования деятельности:

– перспективное

– текущее.

Психологом ведется журнал учета консультаций сотрудников предприятия, журнал учёта проводимых тренингов и коррекционных занятий.
05-06.05.2022 Осуществление психодиагностического направления в работе психолога.

В организации психологическая работа осуществляется в соответствии с принципами:

– Принцип профессиональной компетентности.

– Принцип конфиденциальности.

– Принцип профессиональной тайны.

– Принцип комплексной диагностики.

– Принцип научной обоснованности.

– Принцип индивидуальности

– Принцип объективности. 

– Принцип эффективности.

Психодиагностическое обследование состоит из следующих этапов:

– изучение практического запроса;

– формулировка психологической проблемы;

– выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;


– выбор метода исследования;

– использование метода.

Психологическое сопровождение деятельности сотрудников - это направление, основной целью которого является поддержание благоприятных условий рабочего процесса, через сохранение психологического благополучия работников и повышение их адаптивных возможностей.

Основные направления психологического сопровождения: профилактика; диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг)); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающая работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая).

В ходе прохождения стажировки нами было проведено эмпирическое исследование с целью выявить гендерные различия в эмоциональном интеллекте у работников предприятия.

При исследовании использовались следующие методы:

1) Теоретические: анализ психологической литературы по изучению эмоционального интеллекта.

2) Эмпирические методы: тест эмоционального интеллекта ЭмИн (Люсин).

3) Метод обработки эмпирических данных: Т-критерий (Стьюдента) для независимых выборок с помощью программы STATISTICA 8.

В исследовании приняли участие 18 работники ООО «Беловэл трейд» , среди которых 8 женщин и 10 мужчин.

На первом этапе исследования проведено сопоставление результатов опроса мужчин и женщин. Для обработки полученных данных в результате опроса студентов в программе STATISTICA 8 использовался Т-критерий (Стьюдента) для независимых выборок.

В результате были полученные следующие данные.

Найдены различия в показаниях по таким шкалам как ВП – понимание своих эмоций, ВЭ – контроль экспрессии, ВЭИ – внутриличностный эмоциональный интеллект, ПЭ – понимание эмоций, УЭ – управление эмоциями. В результате исследования было выявлено, что внутриличностный интеллект у мужчин выше, чем у женщин. Таким образом, мужчины лучше понимают и управляют собственными эмоциями.
Неделя 2

09-13.05.2022 Осуществление психокоррекционного направления в работе психолога.

Термин «коррекция» (буквально означает «исправление») - это система психолого-педагогических воздействий, направленных на компенсацию, исправление отклонений в психическом и физическом развитии детей.

Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.


Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Принципы психокоррекционной работы:

– Принцип единства диагностики и коррекции.

– Принцип нормативности развития.

– Принцип коррекции "сверху вниз".

– Принцип коррекции "снизу вверх".

– Принцип системности развития психической деятельности.

– Деятельностный принцип коррекции.

Организационные аспекты проведения психологической коррекции:

– формы проведения работы;

– подбора и комплектации групп;

– продолжительности и режима занятий.

Решение задач по составлению рекомендаций по психологической коррекции.

Алгоритм составления психокоррекционных программ

  • На основе данных психологического анамнеза установить психологический диагноз.

  • Исходя из психологического диагноза определить прогноз.

  • Сформулировать цели коррекционной работы.

  • Определить круг задач, которые конкретизируют цели.

  • Выбрать методологическое направление, в рамках которого будет строиться психокоррекционная работа.

  • Выработать стратегию и тактику проведения коррекционной работы.

  • Определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом.

  • Определить общеевремя, необходимое для реализации всей коррекционной программы.

  • Определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.).

  • Определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10—15 мин в начале коррекционной программы до 1,5—2 ч на заключительном этапе).

  • Отобрать методики и техники коррекционной работы.

  • Планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей - подключение родственников, значимых взрослых и т.д.).

  • Разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий.

  • Подготовить необходимые материалы и оборудование.

  • Разделить процесс на этапы. Предусмотреть обязательные психодиагностические срезы на каждом эитапе для отслеживания результатов и внесения необходимых корректировок в последующее психологическое воздействие (психодиагностический материал неизменен на входе, срезах, выходе).

  • Реализовать коррекционную программу (контролируя динамику хода работы, внося дополнения и изменений).

  • Оценка результативности работы.

  • Составление психологического или психолого-педагогического заклю­чения о целях, задачах и результатах реализованной коррек­ционной программы с оценкой ее эффективности.

  • Планирование и осуществление психопрофилактических мер с учетом результатов коррекции, индивидуальных особенностей и специфики социальной ситуации клиента.