Файл: Целями стажировки являются создать условия для подготовки слушателей к выполнению профессиональных функций практического психолога.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Конфликт в коллективе: негативные последствия
Конфликт в коллективе: позитивные последствия
Методы управления конфликтами (виды)
Основные навыки для успешного управления конфликтами
Конфликт в коллективе: алгоритм воздействия
Основные ошибки при управлении конфликтом
Как избежать конфликтов в коллективе? Практические рекомендации
Целями стажировки являются:
-
создать условия для подготовки слушателей к выполнению профессиональных функций практического психолога; -
формировать профессионально значимые качества личности; -
развивать профессиональные знания, умения и навыки слушателей на основе приобретаемого ими практического опыта в процессе наблюдения и анализа деятельности педагога-психолога в учреждениях образования различного типа.
Задачи стажировки:
-
углубление и закрепление теоретических и практических знаний по изученным психологическим дисциплинам («Экспериментальная психология», «Методология психологического исследования», «Общая психология», «Основы педагогики», «Психодиагностика», «Психокоррекция»); -
ознакомление со спецификой деятельности практического психолога в учреждениях образования, изучение нормативной и отчетной документации, вопросов планирования работы и организации рабочего места психолога; -
выявление и анализ профессионально важных качеств психолога; -
развитие практических умений планировать профессиональную деятельность, оформлять отчетную документацию; -
подготовка материала для дальнейшего практического использования.
В результате прохождения стажировки слушатель должен знать:
-
особенности организации психологической службы в учреждениях; -
основные направления и содержание деятельности психолога; -
нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность психологической службы; -
особенности профессиональной деятельности психолога и основные направления его работы.
График прохождения стажировки
№ недели | Выполняемая работа | | |
1 | Организация собрания на кафедре технологии и методики преподавания: ознакомление с целью, задачами, основными направлениями стажировки, требованиями к ведению и оформлению отчетной документации. Инструктаж по охране труда. | 02.05.2022 | |
1 | Установочная конференция в организации: беседа с психологом организации. Посещение кабинета психолога. Ознакомление с основными документами, регламентирующими работу психолога. Ознакомление с правилами и формами ведения документации. Изучение основных рабочих и отчетных документов, а также требований к их составлению. | 03.05.2022 | |
1 | Анализ документов и правил их оформления: - о содержании нормативного обеспечения деятельности психолога (необходимо отразить особенности оформления, составления, заполнения, разработки, хранения и использования документов психологической службы); - об организации деятельности психолога (оформление рабочего места, планирование, пути и средства повышения квалификации и т.д.); - анализ плана работы психолога (перспективного, годового, недельного) с учетом общих нормативных требований, специфических характеристик психологической службы и требований, предъявляемых к деятельности психолога. | 04.05.2022 | |
1 | Осуществление психодиагностического направления в работе психолога. Разработка и подбор психодиагностического инструментария. Обработка полученных результатов с использованием методов статистической обработки и математического моделирования. Проведение эмпирического и\или экспериментального исследования: составление плана исследования, изучение выборки, решение поставленных задач исследования. В ходе прохождения стажировки нами было проведено эмпирическое исследование с целью выявить гендерные различия в эмоциональном интеллекте у работников предприятия. | 05-06.05.2022 | |
2 | Осуществление психокоррекционного направления в работе психолога. Решение задач по составлению рекомендаций по психологической коррекции. Проведение коррекционно-развивающей работы по запросу. Проведена психокоррекционная работа по уменьшению уровня аресиии в коллективе. | 09-13.05.2022 | |
3 | Изучение и осуществление основных направлений психопрофилактической работы в учреждении, анализ особенностей психологического просвещения сотрудников: определение содержания, форм и методов его осуществления. Психологическое просвещение населения. Проведена лекция с работниками организации по теме «Общение с клиентами». | 16.05.2022 | |
3 | Анализ консультативного направления в деятельности психолога. Диагностическое, стимулирующее и рекомендательное консультирование. | 17.05.2022 | |
3 | Тренинговая работа в деятельности психолога: социально-психологический трениг, тренинг общения, тренинг креативности, тренинг личностного роста.
| 18-23.05.2022 | |
3 | Оформление отчетной документации. Подведение итогов стажировки. Подготовка отчета по стажировке. | 23.05.2022 |
Неделя 1.
02.05.2022 Организация собрания на кафедре технологии и методики преподавания: ознакомление с целью, задачами, основными направлениями стажировки, требованиями к ведению и оформлению отчетной документации.
Инструктаж по охране труда.
Цель стажировки: рефлексивное закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения, а также личностно-ориентированная профессиональная подготовка, включающая формирование профессиональной мотивации, освоение разнообразных паттернов поведения для самовыражения личности в профессиональной деятельности.
Задачи:
1. Освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе.
2. Формирование навыка решения практических задач.
3. Освоение специфики деятельности психолога в учреждениях различного профиля.
4. Формирование профессиональной позиции психолога, освоение профессиональной этики.
Основные направления стажировки заключаются в помощи психологу в подготовке и проведении различных методик, коррекционных занятий, консультаций; осуществлении эмпирического исследования; обобщении полученных результатов с применением методов математической статистики на основе методологической базы исследования, осуществлении работы по психологическому просвещению, профилактики, консультированию в соответствии с задачами исследования; интерпретации экспериментальных данных исследования и формулировании выводов.
03.05.2022 Установочная конференция в организации: беседа с психологом организации. Посещение кабинета психолога. Ознакомление с основными документами, регламентирующими работу психолога.
Ознакомление с правилами и формами ведения документации. Изучение основных рабочих и отчетных документов, а также требований к их составлению.
Кабинет психологического подразделения представляет собой отдельное помещение. Кабинет предназначен для приема работников предприятия, работы с документацией.
Кабинет психологической службы является основным рабочим местом психолога. В кабинете имеется:
-
Рабочий стол. -
Шкаф для хранения документации -
Два кресла и столик.
С учетом задач работы специалиста кабинет разделен на рабочее место психолога и место для работы с работниками предприятия.
Нормативной базой деятельности психолога служат следующие основные документы:
-
Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» от 01.07.2010 №153-З. -
Постановления Совета Министров Республики Беларусь: «О некоторых вопросах оказания психологической помощи» от 14.01.2011 № 45; -
Устав предприятия. -
Должностные инструкции работников.
Деятельность психолога строится на основании должностной инструкции, утвержденной руководителей предприятия.
04.05.2022 Анализ документов и правил их оформления.
Основная документация психолога включает в себя:
-
Протоколы обследований (диагностика + консультация). -
Коррекционных (реабилитационных) занятий. -
Коррекционные карты. -
Выписки из психологических заключений.
Вся психодиагностическая документация только для служебного пользования. Результаты психодиагностического обследования хранятся в сейфе. Психоаналитические документы (тесты, анкеты) хранятся 3 года (ЭПК п.327).
В деятельности психолога система планирования включает в себя следующие основные разновидности: текущее (рабочие планы) и личное планирование.
Текущее планирование предназначено для определения объема работы на небольшой промежуток времени. К данному виду планирования можно отнести, планирование - на такие периоды, как рабочая неделя, месяц; в свою очередь, планирование на рабочую неделю включает и ежедневное планирование.
Личное планирование служит для профессиональной эффективности психолога.
Одной из важных организационных задач деятельности психолога в организации является планирование работы на год.
Существует два вида планирования деятельности:
– перспективное
– текущее.
Психологом ведется журнал учета консультаций сотрудников предприятия, журнал учёта проводимых тренингов и коррекционных занятий.
05-06.05.2022 Осуществление психодиагностического направления в работе психолога.
В организации психологическая работа осуществляется в соответствии с принципами:
– Принцип профессиональной компетентности.
– Принцип конфиденциальности.
– Принцип профессиональной тайны.
– Принцип комплексной диагностики.
– Принцип научной обоснованности.
– Принцип индивидуальности
– Принцип объективности.
– Принцип эффективности.
Психодиагностическое обследование состоит из следующих этапов:
– изучение практического запроса;
– формулировка психологической проблемы;
– выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;
– выбор метода исследования;
– использование метода.
Психологическое сопровождение деятельности сотрудников - это направление, основной целью которого является поддержание благоприятных условий рабочего процесса, через сохранение психологического благополучия работников и повышение их адаптивных возможностей.
Основные направления психологического сопровождения: профилактика; диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг)); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающая работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
В ходе прохождения стажировки нами было проведено эмпирическое исследование с целью выявить гендерные различия в эмоциональном интеллекте у работников предприятия.
При исследовании использовались следующие методы:
1) Теоретические: анализ психологической литературы по изучению эмоционального интеллекта.
2) Эмпирические методы: тест эмоционального интеллекта ЭмИн (Люсин).
3) Метод обработки эмпирических данных: Т-критерий (Стьюдента) для независимых выборок с помощью программы STATISTICA 8.
В исследовании приняли участие 18 работники ООО «Беловэл трейд» , среди которых 8 женщин и 10 мужчин.
На первом этапе исследования проведено сопоставление результатов опроса мужчин и женщин. Для обработки полученных данных в результате опроса студентов в программе STATISTICA 8 использовался Т-критерий (Стьюдента) для независимых выборок.
В результате были полученные следующие данные.
Найдены различия в показаниях по таким шкалам как ВП – понимание своих эмоций, ВЭ – контроль экспрессии, ВЭИ – внутриличностный эмоциональный интеллект, ПЭ – понимание эмоций, УЭ – управление эмоциями. В результате исследования было выявлено, что внутриличностный интеллект у мужчин выше, чем у женщин. Таким образом, мужчины лучше понимают и управляют собственными эмоциями.
Неделя 2
09-13.05.2022 Осуществление психокоррекционного направления в работе психолога.
Термин «коррекция» (буквально означает «исправление») - это система психолого-педагогических воздействий, направленных на компенсацию, исправление отклонений в психическом и физическом развитии детей.
Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
Принципы психокоррекционной работы:
– Принцип единства диагностики и коррекции.
– Принцип нормативности развития.
– Принцип коррекции "сверху вниз".
– Принцип коррекции "снизу вверх".
– Принцип системности развития психической деятельности.
– Деятельностный принцип коррекции.
Организационные аспекты проведения психологической коррекции:
– формы проведения работы;
– подбора и комплектации групп;
– продолжительности и режима занятий.
Решение задач по составлению рекомендаций по психологической коррекции.
Алгоритм составления психокоррекционных программ
-
На основе данных психологического анамнеза установить психологический диагноз. -
Исходя из психологического диагноза определить прогноз. -
Сформулировать цели коррекционной работы. -
Определить круг задач, которые конкретизируют цели. -
Выбрать методологическое направление, в рамках которого будет строиться психокоррекционная работа. -
Выработать стратегию и тактику проведения коррекционной работы. -
Определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом. -
Определить общеевремя, необходимое для реализации всей коррекционной программы. -
Определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.). -
Определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10—15 мин в начале коррекционной программы до 1,5—2 ч на заключительном этапе). -
Отобрать методики и техники коррекционной работы. -
Планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей - подключение родственников, значимых взрослых и т.д.). -
Разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий. -
Подготовить необходимые материалы и оборудование. -
Разделить процесс на этапы. Предусмотреть обязательные психодиагностические срезы на каждом эитапе для отслеживания результатов и внесения необходимых корректировок в последующее психологическое воздействие (психодиагностический материал неизменен на входе, срезах, выходе). -
Реализовать коррекционную программу (контролируя динамику хода работы, внося дополнения и изменений). -
Оценка результативности работы. -
Составление психологического или психолого-педагогического заключения о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности. -
Планирование и осуществление психопрофилактических мер с учетом результатов коррекции, индивидуальных особенностей и специфики социальной ситуации клиента.