Файл: Целями стажировки являются создать условия для подготовки слушателей к выполнению профессиональных функций практического психолога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
уровня духовного развития личности, знаний, умений и навыков, уровня эстетического восприятия действительности).

Вместе с тем выделяют два вида консультирования в управлении: персональное и групповое.

Персональное консультирование направлено на решение социально-психологических проблем, поиск оптимальных путей развития руководителя, оптимизацию и коррекцию его взаимоотношений с подчиненными, его поведения в спорных и проблемных ситуациях и тому подобное. Результатами этого консультирования являются: адаптация руководителя к условиям жизнедеятельности в коллективе, требований системного окружения; изменение структуры деятельности руководителя, методов и способов общения и взаимодействия с подчиненными; выявление недостатков в деятельности и развития, способов их преодоления.

В ходе персонального консультирования особое внимание уделяется профилактике регрессивного развития руководителя, предотвращению профессиональной управленческой деформации, чему способствует коррекция индивидуальной управленческой концепции руководителя. Однако, как подтверждают исследования, в определенные периоды управленческого развития руководителя раскрытия перед ним перспектив личностной регрессии, обусловленных системным окружением, является неэффективным и нецелесообразным. В процессе развития персонального консультирования выделяют такие разновидности персональных консультаций:

1. Пассивное консультирования. Оно происходит в форме монолога руководителя, а роль психолога сводится к внимательного выслушивания и умелой поддержания беседы. Чаще всего обусловлено стремлением руководителя высказаться о своих проблемах, найти поддержку, сочувствие, признание того, что трудности действительно существенными.

2. Информативный консультирования. Заключается в информировании руководителя о результатах психологических исследований. В этом случае консультация сводится к получению руководителем дополнительных знаний о себе и своей деятельности.

3. Формирующая консультирования. Самым эффективным оно оказывается для новых руководителей. Заключается в формировании у руководителя организаторских и лидерских качеств.

4. Консультирование с целью коррекции. Направлено на изменение стиля управления, управленческой концепции, отношений в организации, установок и др.


В определенной степени персональное психологическое консультирование является действенным видом психологической помощи руководителям и методом совершенствования практики управления.

Групповое консультирование направлено на психологическую помощь группе, организации, на выявление проблем, скрытых межличностных конфликтов в группе, истинных причин личностных управленческих проблем, а также на снятие противоречий при обнаружении проблем управленческой деятельности, коллективная выработка оптимальных для группы руководителей способов преодоления имеющихся трудностей, конкретизацию для группы способов и методов управления. Клиентами группового психологического консультирования есть группы сотрудников, а иногда и персонал целой организации.

Форма психологического консультирования зависит от конкретных проблем управления, специфики совместной деятельности и особенностей функционирования психологической службы.

Положительные результаты консультирования обеспечивают предыдущие исследования, психодиагностика, заинтересованность руководителей в активном использовании рекомендаций консультантов, сведений о своих индивидуально психологические свойства в управленческой деятельности.

Таким образом, психологическое консультирование в управлении способствует повышению эффективности деятельности коллектива, созданию предпосылок становления надлежащего психологического климата, самореализации и эффективного взаимодействия сотрудников, а также координирует психологические аспекты деятельности в течение производственного цикла.

Психологическое консультирование руководителей и персонала должно способствовать решению важнейших задач, которые рассматриваются на самом высоком уровне, заботясь об их связи с перспективой производства и персонала.

Анализ консультативного направления в деятельности психолога.

Мы остановимся на психологическом консультировании. Оно включает в себя следующие частные виды работ:

.

18-23.05.2022 Тренинговая работа в деятельности психолога: социально-психологический тренинг, тренинг общения, тренинг креативности, тренинг личностного роста.
«Тренинг личностного роста работников ООО «Каро бьюти»





Тренинг личностного роста работников предприятия.

Цель: Укрепление и восстановление психологического здоровья работников. Развитие позитивного мышления. Определение перспективных жизненных целей. Принятие себя.

Задачи:

1.Помочь участникам тренинга преодолевать психологические барьеры, мешающие полноценному самовыражению.

2.Активизация резервов подсознания.

3.Развитие навыков саморефлексии.

4.Способствовать развитию чувства собственного достоинства.

Объект: работники предприятия (18 чел.), смешанный коллектив.

Основные характеристики: место проведения занятий – зал для переговоров, каждое занятие – 90 мин. (в общем 6 часов). 

1-е занятие.

Цель: ознакомление с основными правилами тренинга, выработка групповых норм и включения участников в работу.

Разминка: упражнения разминки выполняются в начале каждого занятия в течение 10-15 мин.

Цель разминки: создание хорошего настроения, положительного эмоционального фона, атмосферы искренности и доверия на занятиях. Обсуждение после упражнений разминки возможно, но не обязательно.

Упражнение «Здравствуйте»

Инструкция: начинает один из участников занятия. Обращаясь к соседу по левую сторону, с чувством радости от встречи проговаривает: «Здравствуйте…», выражая своё отношение к нему и голосом, и жестом, и улыбкой.

Ознакомление с основными правилами тренинга.

2-е занятие

Цель: осознание участников своих личностных особенностей.

Блок личностного познания.

Упражнение «Ассоциации» (упражнение может быть использовано также для тренировки памяти)

Цель: создание хорошего настроения, положительного эмоционального фона, атмосферы искренности и доверия на занятиях.

Инструкция: вспомните личное качество, начинающееся на ту же букву, что и ваше имя, например: «Ольга – обаятельная», «Владимир – вольный». Затем каждый участник произносит своё имя. Прибавляя к нему придуманное качество. Причём каждый следующий участник повторяет всё то, что говорили до него.

Упражнение «Ты и я»)

Цель: развитие умения понимать и принимать свою общность и своё различие с другими.

Инструкция: участники становятся в круг лицом к центру. Упражнение состоит из трёх частей.

Часть первая. Один из участников выходит в круг, становится лицом к соседу справа и говорит ему: «Ты такой же как и Я. Ты и Я… (называет признак общности)». Партнёр отвечает ему аналогичной фразой, нос другим признаком общности. Затем начавший упражнение возвращается на своё место, а второй переходит к третьему партнёру и т. д., пока весь круг не вернётся на исходные места. На этом первая часть упражнения закончена.


Часть вторая: начавший игру, а затем и другие участники аналогично будут говорить друг другу фразу, начинающуюся со слов: «Я отличаюсь от тебя тем, что Я…, а Ты…».

Часть третья: аналогично первой части, но участники задают друг другу по очереди вопрос: «Почему я тебе нравлюсь?» Ответы должны быть полными и разными, а не просто: «Потому что ты хороший».

Обсуждение. Что было легче найти: сходство или различие?

Что каждый чувствовал в разных частях упражнения?

3-е занятие. 

Цель: оценить свои (участников) личные качества.

Упражнение «Подарок» (упражнение может быть использовано также для формирования «Я-образа»)

Цель: создание хорошего настроения, положительного эмоционального фона, атмосферы искренности и доверия на занятиях.

Инструкция: все участники по кругу высказываются: «Что я бы хотел подарить тому, кто сидит рядом?» Называется то, что могло бы по-настоящему порадовать человека. Тот, кому «подарили», благодарит и объясняет, в самом деле был бы он рад такому подарку и почему.

Упражнение «Взаимные презентации»

Цель: сфокусировать внимание участников на собственной личности.

Материал: бумага, ручки, карандаши, фломастеры.

Инструкция: сейчас вся группа разобьётся на пары и будет действовать по алгоритму.

Первый этап работы заключается в том, что каждый самостоятельно рисует образ (можно с короткими комментариями) на тему «Я и моя профессия». На выполнение первого этапа у вас есть пять минут.

Второй этап: вы рассказываете своему партнёру о себе и своём рисунке, расскажите друг другу о себе как можно подробнее.

Третьим этапом работы будет представление группе своего партнёра. Поэтому постарайтесь получить о нём как можно больше разносторонней информации. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие вопросы:

Как я вижу свою профессию.

Что я ценю в самом себе.

Предмет моей гордости.

Что я умею делать лучше всего.

На выполнение второго этапа у вас имеется пять минут».

После этого организуется работа в парах.

Спустя десять минут ведущий даёт дополнительную инструкцию. «Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встаёт за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнёра. Его – задача попытаться войти в роль своего партнёра на время презентации. Стать им, думать, рассуждать, чувствовать. Переживать так, как кажется стоящему вёл и отвечал его партнёр. В течение одной минуты – строго одной минуты, не больше и не меньше! – стоящий говорит, играя роль сидящего. Сидящий же, всё это время молчит и как все остальные слушает. Ровно через минуту я прерву монолог; если кто-то закончит раньше, мы будем молчать, пока не истечёт отведённая на выступление минута. Таким образом, наша задача – построить свою презентацию так, чтобы она длилась ровно 60 секунд.


После этого любой член группы – и я в том числе – имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнёр. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться, и вынужден будет молчать. Задавая вопросы, мы будем обращаться к выступающему по имени человека, которого он презентует.

Примечание. Вопросы, которые задают участники группы и ведущий, могут касаться самых разных тем, например:

Какие качества ты наиболее ценишь в людях?

Что ты считаешь самым отвратительным?

Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? Кто он?

Чего бы тебе хотелось добиться в жизни? И т. п.

Обсуждение. Оцени успешность твоей презентации своего партнёра.

Удалось ли партнёру верно изложить сведения о тебе?

Получилось ли у твоего партнёра стать твоим двойником?

Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?

Сумел ли партнёр уложиться в отведённое время? Что ты чувствовал, когда твой партнёр не сумел уложиться в отведённое время (замолчал раньше, чем закончилась минута)?

Тяжело ли было говорить от имени другого?

Трудно ли было уложиться в отведённое время?

Все участники могут поделиться своими впечатлениями, чувствами и мыслями. Они могут сказать, что им понравилось в выступлениях других, но не должны критиковать.

4-е занятие. 

Цель: оптимизация отношений с коллегами.

Упражнение «Испорченный телефон»

Инструкция: один человек загадывает слово и говорит его соседу. Тот не повторяет услышанное слово, а говорит первую на это слово ассоциацию, обращаясь к своему соседу. И так все говорят ассоциации по кругу.

Обсуждение: интересно сопоставить первое слово с последним, а затем по кругу спросить всех, кто что говорил. Очень часто ассоциации попадаются в одно русло и повторяют несколько раз за круг.

Упражнение «Тропинка на скале»

Цель: развитие навыков взаимодействия друг с другом.

Инструкция: большая часть участников выстраивается в линию боком друг к другу. Это скала. Перед линией очерчивается или обозначается другим способом тропинка, на которой располагаются другие участники, изображая препятствия: ветки и корни деревьев, выступы, скалы, валуны и т. д. За линией обрыв, пропасть. Задача каждого участника, начиная с крайнего, пройти по тропинке и встать с другого края в ряд. При преодолении препятствий идущий может цепляться за расщелины в скале и за сами препятствия. «Упавший» может снова «вскарабкаться» на тропинку и продолжить опасный путь или просто пройти дальше и стать частью скалы.