Файл: Список использованных источников 92.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3
Содержание
Введение
3 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия 7 1.1. Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности 7 1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 19 1.3. Анализ основных показателей конкурентоспособности предприятия 25 2. Анализ конкурентноспособности машиностроительного предприятия (на примере ОАО «КАМАЗ) 37 2.1. Особенности и тенденции рынка грузовых автомобилей в России 37 2.2. Краткая характеристика предприятия
44 2.3. Анализ финансового состояния предприятия 49 2.4. Анализ конкурентоспособности предприятия
72 3. Направления повышения конкурентоспособности машиностроительного предприятия ПАО «КАМАЗ» 76 3.1. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности 76 3.2. Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий по повышению конкурентоспособности 80
Заключение
88
Список использованных источников 92
Приложения

4
Введение
В условиях рыночной экономики значительно усложнилась деятельность всех экономических субъектов, в том числе и машиностроительных предприятий.
Конкуренция заставляет предприятия активно искать и разрабатывать новые стратегические подходы к решению проблемы повышения конкурентоспособности.
Чтобы успешно конкурировать, предприятиям необходимо обновлять технологическое оборудование, усовершенствовать технологии производства, проводить маркетинговые исследования, изучать сильные и слабые стороны конкурентов, изучать внутренний и внешний рынок, выявлять свои возможности и, как итог, выпускать конкурентоспособную продукцию, позволяющую не только удержать позиции на рынке, но и занять большую его долю.
Но для достижения всех этих задач предприятию необходимо наиболее полно удовлетворять требования потребителей, а достичь этого можно при производстве качественной, конкурентоспособной продукции, способной повысить финансовое благополучие производителя. Выпускаемая продукция должна проходить исследование конкурентоспособности не только на стадии разработки и создания товара, но и на стадии реализации.
Актуальность темы бакалаврской работы обусловлена тем, что с развитием рыночного механизма проблема обеспечения конкурентоспособности резко обострилась, и ее решение потребовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимой продукции (оказываемых услуг) и предприятия в целом.
В исследовании изучение теоретических вопросов основ становления системы конкурентоспособности предприятий базируются на работах М. Портера,
С.М. Брауна, И. Кирцнера, А.А. Томпсона, И. Ансоффа, А. Дж. Стрикленда, У.
Деминга, Ф. Хайека и др. Отечественные ученые стали изучать проблемы повышения конкурентоспособности предприятий позже. В настоящее время уже


5
приобрели довольно широкую популярность труды: С.П. Бурланкова, В.М.
Баутина, Г.Л. Азоева, А.Н. Быкова, Т.Д. Бурменко, В.П. Горева, Н.Г. Новиковой,
Р.А. Фатхутдинова, А.П. Градова, А.М. Кротова, Л.Н. Родионова и др. В работах иностранных и российских ученых отражены значимые проблемы теории и практики управления конкурентоспособностью предприятий. В то же время имеет место ряд проблем по оценке и повышению конкурентоспособности предприятия как в практике и теории, так и в методологии, которые пока изучены слабо.
Общетеоретических исследований существующей проблемы недостаточно с позиций компетентностного подхода и ориентацией на практическое применение.
Целью дипломной работы является изучение конкурентоспособности предприятия как фактора устойчивого развития и разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности машиностроительного предприятия на примере ПАО «КАМАЗ».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основы теории конкуренции и конкурентоспособности предприятия;
- дать характеристику факторов и основных показателей конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ финансового состояния и конкурентоспособности «ПАО
«КАМАЗ»;
- разработать план мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ПАО «КАМАЗ».
Предметом исследования в данном дипломном проекте является конкурентоспособность машиностроительного предприятия.
Объектом исследования выбрано машиностроительное предприятие ПАО
«КАМАЗ».
Источниками информации для исследования конкурентоспособности предприятия ПАО «КАМАЗ» послужили бухгалтерский баланс за 2015-2016 гг.,

6
отчет о финансовых результатах за 2015-2016 гг., статистические данные развития машиностроительного рынка России за 2014-2016 гг.

7
Глава 1.Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия
1.1. Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности
В современных условиях развития экономики и рыночных отношений основным механизмом, характеризующим эффективность функционирования рынка является конкуренция.
Конкурентная борьба между товаропроизводителями, конкурентоспособность предприятий и изготавливаемой ими продукцией, выбор рациональной маркетинговой стратегии, анализ конкурентной среды, поиск конкурентных преимуществ – это те факторы, которые стимулируют развитие рыночных отношений и определяют критерии эффективности производства.
Конкуренция является неотъемлемым компонентом рыночной экономики.
Она стимулирует предпринимателей в наиболее сжатые сроки внедрять все то новое, что возникает в результате научных исследований и достижений научно- технического прогресса [12, с. 29].
Благодаря конкуренции на рынке обеспечиваются:
-наилучшее взаимодействие планов производства продукции производителей с потребностями потенциальных покупателей;
- более эффективное использование различного вида ресурсов, используемых при изготовлении готовой продукции;
- распределение доходов между товаропроизводителями в соответствии с достигнутыми ими конечными экономическими и финансовыми результатами предпринимательской деятельности.
В условиях рыночной экономики, с учетом усиления конкуренции, необходимыми условиями достижения самоокупаемости и самофинансирования предприятия являются ориентация на потребителей и конкурентов, гибкая адаптация к изменяющейся рыночной конъюнктуре. Это обуславливает необходимость совершенствования подходов к конкурентному управлению фирмой, разработки стратегии, тактики и методов функционирования


8
предприятия на основе сохранения устойчивых рыночных позиций в условиях формирования конкурентной среды.
Слово «конкуренция» происходит от латинского «concurrere», что в переводе означает «сталкиваться» [9, с. 18]. Само понятие не имеет универсального определения, поэтому несомненно важным является его многостороннее изучение.
Зарождение экономической конкуренции можно отнести к периоду возникновения простого товарного производства, когда мелкий товаропроизводитель, ведя свое хозяйство, стремился создать наиболее выгодные для себя условия производства и сбыта товаров. В этот период конкуренция представляла собой столкновение интересов производителей товаров при достижении одной конечной цели – получении прибыли. Подобное столкновение неизбежно, поскольку вызвано такими объективными причинами, как наличие большого числа производителей, ограниченность ресурсов, платежеспособный спрос.
Отправной точкой в теории конкуренции является работа основоположника современной экономической теории Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов». В ней автор выразил основную роль конкуренции, воплотив её действие в принципе «невидимой руки»: каждый индивидуум, преследуя лишь свои эгоистические цели, как бы направляется невидимой рукой провидения в интересах достижения наибольшего блага для всех. А. Смит рассматривал и связывал конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, не требующее вмешательства государства, с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между продавцами за наиболее выгодные условия продажи [21, с. 56].
В последующем, поведенческое представление конкурентной борьбы улучшалось в направлении наиболее четкого указания ее цели и методов её ведения. Так, в марксистском толковании конкуренцией именуется «свойственная товарному производству антагонистическая борьба между частными

9
производителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров»
[21, с. 59].
Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции, одним из родоначальников которого справедливо является английский экономист А.
Маршалл, связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, безусловно, за средства покупателя, на которые их можно получить. Логика данного подхода состоит в том, что большая часть благ (товаров, услуг, ресурсов) является редким в том смысле, что их число меньше потенциальной потребности общества.
Поэтому владельцы благ имеют возможность распределять их, руководствуясь своей выгодой. Они ставят требования или критерии (требуемый уровень цен, качества и т.п.) и в зависимости от исполнения этих условий решают, кому предоставить блага, а кому – нет [21, с. 64].
Наряду с поведенческой трактовкой в XIX и, в особенно, в XX столетиях получила распространение трактовка структурная. Ее корни берут начало в работах Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина и других выдающихся ученых. Позиции данной категории ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще оперирует именно в структурном понимании. В случае если необходимо выделить поведенческую сторону конкуренции, зачастую используют иное слово –
«соперничество». При структурном подходе упор сдвигается с самой борьбы компаний друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые главенствуют на нем. Например, в курсе экономики К.Р. Макконелла и С. Л. Брю говорится, что «конкуренция – это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его» [32, с. 116]. Можно сформулировать эту мысль и другим образом: в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснение того, кто и почему одержал победу, а установление факта принципиальной допустимости (или недопустимости) воздействия фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое


10
влияние невозможно, в таком случае мы говорим о рынке совершенной конкуренции, в противном случае – об одной из разновидностей несовершенной конкуренции.
Третий подход к определению конкуренции является функциональным. Он представляет значимость, которую конкуренция играет в экономике. Й.
Шумпетер, в частности, в рамках собственной концепции экономического развития характеризовал конкуренцию как соперничество старого с новым.
Нововведения недоверчиво принимаются рынком, однако, в случае если новатору получится их реализовать, непосредственно система конкуренции вытесняет с рынка компании, использующие устаревшие технологии. Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию совершенно с иной стороны, именуя её «процедурой открытия». Согласно его суждению, на рынке только лишь вследствие конкуренции тайное станет явным. Таким образом, в условиях обычной для реального рынка недостатка информации поначалу одинаково заманчивыми могут выглядеть ряд возможных направлений поведения фирмы. И только лишь конкуренция может помочь установить, какая из них в самом деле верна, а какая приведет в безвыходное положение [11, с. 159].
Следовательно, анализ подходов к установлению определения конкуренции выявил, что следует:
- обращаться к трудам, написанным в рамках поведенческой трактовки конкуренции, в случае, если есть заинтересованность в методах конкуренции, в принципах выбора стратегии поведения фирм на рынке и т.д.;
- использовать труды, написанные в рамках структурного подхода, когда основной является проблема степени монополизации рынка;
- обратить внимание на функциональную интерпретацию, в случае заинтересованности в роли конкуренции в экономике.
Наглядно рассмотрим методические подходы к трактовке понятия
«конкуренция» (рис. 1.1.1) [23, с. 124].

11
Рис. 1.1.1. Методические подходы к трактовке конкуренции
Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» гласит, что «конкуренция хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [1]. На мой взгляд, данный подход является односторонним, поскольку рассматривает конкуренцию только как деятельность по ограничению независимости конкурентов и не учитывает собственной заинтересованности субъектов в достижении положительного для себя результата. Противодействие конкурентам не должно и не может быть самоцелью конкурентной борьбы. Это второстепенное следствие предпринимаемых стараний по достижению выгодных для себя результатов.
Если все же постараться дать единственное определение конкуренции, то, с моей точки зрения, наиболее подходящим вариантом будет: «конкуренция – это динамичный и непрерывно возобновляемы процесс соперничества, осуществляемый между экономически независимыми
(обособленными) товаропроизводителями в условиях ограниченных ресурсов с целью наиболее полного удовлетворения разнообразных потребностей покупателей и по приемлемой для них цене [18, с. 97].
Методические подходы к трактовке понятия
«конкуренция»
Поведенческий
Соперничество фирм на рынке, ведение конкурентной борьбы
Стуктурный
Не сама борьба, а условия и структура рынка, степень его монополизации
(открытости)
Функциональный
Роль конкуренции в экономике


12
В систематизированном виде основные типы рыночных структур, определяющих виды конкуренции, приведены в таблице 1.1.1 [4, с. 23].
Таблица 1.1.1
Основные типы рыночных структур, определяющих виды конкуренции
Формы конкуренции
Признаки, обуславливающие форму конкуренции
Степень контроля цен
Совершенная
Множество предприятий, производящих данный товар. Полная однородность производимой продукции. Отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала.
Полная информированность покупателей и продавцов о ситуации на рынке.
Отсутствие контроля над ценами
Монополия
Производится товар только одной фирмы. Товар уникален. Проникновение на рынок весьма затруднено.
Очень высокая степень контроля над ценами
Монополистическая конкуренция
Участвует множество производителей товаров.
Множество различий продукции. Проникновение на рынок не представляет значительного труда
Очень сильный контроль над ценами
Дуополия
Продукцию производят две фирмы.
Производится однородная продукция
Частичный контроль над ценами
Олигополия
Относительно небольшое число фирм.
Производимая продукция незначительно дифференцирована. Проникновение на рынок не представляет большого труда
Частичный контроль над ценами
В настоящий момент выделяется два основных способа ведения конкурентной борьбы – ценовую и неценовую конкуренцию. Первая из них заключается в том, что конкурирующие фирмы стараются привлечь потребителя при помощи более низких, чем у конкурента, цен. В своих обычных формах она

13
чаще всего проявляется в тех отраслях, где идет быстрое снижение издержек
(например, в производстве компьютерной техники), а также в международной торговле. Чаще же она реализуется в форме скрытых изменений цен, к примеру, путем предоставления различных бонусов при выполнении покупателем определенных условий.
На достижение той же конечной цели ориентирована и неценовая конкуренция. Однако, в этом случае фирмы соревнуются не в снижении издержек потребителя, а в повышении потребительской ценности товара. Этого можно добиться многими способами: повышением качества товара, лучшим приспособлением его к потребностям определенного покупателя, созданием принципиально нового вида продукции, улучшением обслуживания, активизацией рекламы и т.д.
Для современного понимания природы конкуренции и конкурентной среды в рамках народного хозяйства подчеркнем, что приоритетной единицей здесь считается отрасль, «то есть группа конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно соперничающих между собой» [23, с. 113]. Интенсивность конкуренции резко отличается в разных секторах экономики. В одних практически у всех компаний высокая прибыль, для других же – типичны убытки, и только единичные компании оказываются способны их избежать.
Соответственно, в благоприятных отраслях конкуренция носит относительно мягкий характер. Напротив, в неблагополучных отраслях идет жесткая борьба, направленная на полное вытеснение конкурентов с рынка. Американский экономист Майкл Портер объединил силы, характеризующие конкурентную обстановку в отрасли, в пять основных групп (рис. 1.1.2) [26, с. 98].