Файл: Список использованных источников 92.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24
Главной задачей любого производителя является обеспечение конкурентоспособности товара, так как если он не конкурентоспособен, то есть не отвечает по качеству и цене требованиям потребителей, то никакие дополнительные меры не смогут улучшить его положение на рынке. Именно поэтому важной функцией производителя является обеспечить конкурентоспособность выпускаемого товара.
Важно помнить, что конкурентоспособность товара во многом зависит от качества его изготовления, а значит качество – это еще один важный фактор, который оказывает сильное влияние на конкурентоспособность предприятия в целом. Качество продукции отражает такие свойства как надежность, долговечность, простота использования, послегарантийное обслуживание и такие не менее важные свойства как соответствие ГОСТ, стандартам, наличие сертификатов и пр.
Под качеством продукции понимают целостную совокупность ее потребительских свойств, обуславливающих степень пригодности данной продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением в фиксированных условиях потребления.
Качество продукции закладывается на этапе его разработки и обеспечивается на этапе производства. Оно представляет собой относительное понятие, которое основано на сравнении показателей качества оцениваемой продукции и аналогичного продукта конкурента.
Для того, чтобы начать производить какую-либо продукцию, необходимо изучить потребности рынка, что обеспечивает стратегический маркетинг.
Стратегический маркетинг по существу представляет собой постоянный и систематический анализ потребностей рынка, выводящий на разработку эффективных товаров, предназначенных для конкретных групп покупателей и обладающих особыми свойствами, отличающими их от товаров-конкурентов и таким образом создающими изготовителю устойчивое конкурентное преимущество.

25
Важным элементом стратегического маркетинга является потребность.
Потребитель не столько нуждается в товаре, сколько решает с его помощью возникающие проблемы, т.е. платит за удовлетворение потребности, а не за товар.
Поэтому оценивают эффективность стратегического маркетинга с помощью единственного критерия – удовлетворенность потребителя.
Постоянно развивающийся рынок требует все более высокого уровня конкурентоспособности предприятия, которая во многом зависит от эффективности менеджмента. Перед руководителями, специалистами и менеджерами постоянно возникают все новые и новые вопросы в управлении предприятием, решение которых в короткий срок позволит обеспечить эффективное и быстрое развитие предприятия.
По данным мировых исследований: развитие рынков и технологий настолько стремительно, что каждые пять лет количество информации удваивается. Компания, в современных условиях, не может достичь новых результатов, отработав один раз и навсегда политику своих действий.
Поэтому конкурентное преимущество фирмы заключается в постоянном и систематическом обучении персонала. Это в конечном итоге обеспечивает постоянное обновление методов работы и повышение эффективности деятельности. Обучение ведет к усовершенствованию предприятия.
1.3. Анализ основных показателей конкурентоспособности предприятия
Наряду с теоретическими исследованиями сущности конкуренции и конкурентоспособности, в экономической литературе давно обсуждается проблема практической оценки конкурентоспособности. Можно констатировать, что в вопросах оценки конкурентоспособности продукции на сегодняшний день достигнуты определенные успехи, разработаны вполне приемлемые методики оценки конкурентоспособности идентичных товаров и услуг. Сложнее дело обстоит с оценкой конкурентоспособности предприятий. Несмотря на то, что


26
определенные шаги в данной направленности делались и делаются, единой и общепринятой методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия в настоящее время не выработано [7, с. 108].
В то же время, потребность в оценке конкурентоспособности того или иного предприятия существует, потому как в условиях рыночной экономики оценка собственных конкурентных позиций является необходимой частью стабильной деятельности любого хозяйствующего субъекта. Анализ отрасли и изучение конкурентов нужно предприятию, в первую очередь для того, чтобы определить, в чем его преимущества и недостатки перед конкурентами, и сделать выводы с целью формирования предприятием своей эффективной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества. Определение конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым компонентом деятельности любого предприятия.
В частности, оценка конкурентоспособности необходима в целях [9, с. 108]:
- разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
- выбора контрагентов для совместной деятельности;
- составление программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;
- осуществления инвестиционной деятельности;
- осуществления государственного регулирования экономики.
В данной работе будет осуществляться анализ конкурентоспособности предприятия посредством методов, основанных на теории эффективной конкуренции, так как он охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке.
Невозможно провести оценку деятельности организации и ее экономической эффективности по какому-то одному показателю. Разнообразие показателей обусловливается большим количеством свойств и признаков всевозможных видов производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности фирм, но ни один из них не может использоваться в качестве

27
универсального показателя, по которому с уверенностью можно было бы судить о высоких достижениях или провалах в деятельности фирмы. Поэтому на практике применяют систему показателей, основанных на данных бухгалтерской и статистической отчетности предприятия [37, с. 158].
Анализ будет осуществлен посредством трех методов:
- динамических (вертикальный) анализ бухгалтерской отчетности: состоит в сравнении ее показателей за разные периоды;
- структурный (горизонтальный) анализ бухгалтерской отчетности: состоит в ее представлении в виде относительных показателей;
- анализ финансовых коэффициентов.
Первый и второй метод не являются сложными в применении, поэтому рассмотрим третий наиболее подробно. Он состоит в том, чтобы рассчитать существующие пропорции между статьями форм отчетности и сравнить их с установленной базой. Несомненным плюсом такого метода является исключение влияния инфляции, поскольку рассматриваются показатели одного года.
Далее рассмотрим четыре группы показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия. Для некоторых будет указан требуемый уровень его значения.
Анализ ликвидности баланса показывает ликвидность предприятия в целом.
Такой анализ осуществляется путем сравнения активов с разным уровнем ликвидности с сгруппированными по различным срокам погашения пассивами
[39, с. 75].
Активы баланса: а) А1 – наиболее ликвидные активы; б) А2 – быстрореализуемые активы; в) А3 – медленно реализуемые активы; г) А4 – трудно реализуемые активы.
Пассивы баланса: а) П1 – наиболее срочные пассивы;


28
б) П2 – краткосрочные пассивы; в) П3 – долгосрочные пассивы; г) П4 – постоянные пассивы.
Баланс будет абсолютно ликвидным, если выполняются следующие неравенства:
{
А1 ≥ П1;
А2 ≥ П2;
А3 ≥ П3;
А4 ≤ П4.
Далее будут рассмотрены показатели ликвидности. Эта группа коэффициентов оценивает краткосрочную способность предприятия [39, с. 76].
Коэффициент абсолютной ликвидности отражает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно. Нормой считается, если показатель ≥ 0,2–0,5 (1.3.1):
К
АЛ
=
ДС+КВФ
КО
, (1.3.1) где: К
АЛ
– коэффициент абсолютной ликвидности;
КФВ – краткосрочные финансовые вложения;
ДС – денежные средства;
КО – краткосрочные обязательства.
Коэффициент текущей ликвидности показывает, способна ли компания быстро гасить свои долги. Оптимальное значение для данного показателя должно быть от > 1,5-2,5, т.е. оборотные активы должны превышать краткосрочные обязательства (1.3.2):
К
ТЛ
=
ОА
КО
, (1.3.2) где: К
ТЛ
– коэффициент текущей ликвидности;
ОА – оборотные активы;
КО – краткосрочные обязательства.

29
Коэффициент быстрой ликвидности исключает из оборотных средств их наименее ликвидную часть – запасы. Значение для данного показателя должно быть от ≥ 0,7 – 1,0, т.е. от 70% до 100% краткосрочных обязательств должно покрываться наиболее ликвидными активами (1.3.3):
К
БЛ
=
ДЗ+КФВ+ДС
КО
, (1.3.3) где: К
БЛ
- коэффициент быстрой ликвидности;
ДЗ – дебиторская задолженность;
КФВ - краткосрочные финансовые вложения;
ДС – денежные средства.
Показатели финансовой устойчивости оценивают долгосрочную платежеспособность предприятия [37, с. 124].
Коэффициент автономии показывает, насколько компания финансово независима. Требуемое значение данного коэффициента ≤ 0,5 (1.3.4):
К
А
=
СК
Б
, (1.3.4) где: К
А
– коэффициент автономии;
СК – собственный капитал;
Б – валюта баланса.
Отношение заемных средств к собственным - показатель, отражающий сколько приходится заемных средств на 1 рубль собственных привлекает компания. Значение показателя должно быть меньше чем 0,7. Обратное показывает, что компания в высокой степени зависит от внешних источников финансирования, что означает ее финансовую неустойчивость (1.3.5):

30
К
СЗИСС
=
КО+ДО
СК
, (1.3.5) где: К
СЗИСС
– соотношение заемных средств и собственных;
КО – краткосрочные обязательства;
ДО – долгосрочные обязательства;
СК – собственный капитал.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами отражает наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для обеспечения его финансовой устойчивости. Нормативное значение ≥ 0,1 (1.3.6):
К
ОСС
=
СК−ВА
ОА
, (1.3.6)
где: К
ОСС
– коэффициент обеспеченности собственными средствами;
СК – собственный капитал;
ВА – внеоборотные активы;
ОА – оборотные активы.
Коэффициент маневренности собственных средств показывает, способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в случае необходимости за счет собственных источников (1.3.7):
К
МСК
=
СК−ВА
ВА
, (1.3.7) где: К
МСК
– коэффициент маневренности собственного капитала;
СК – собственный капитал;
ВА – внеоборотные активы.
Коэффициент финансовой устойчивости предприятия. Значение для данного показателя должно быть ≥ 0,75-0,9, т.е. как минимум 75-90%


31
собственного капитала и долгосрочных обязательств должно формировать активы предприятия. (1.3.8):
К
ФУ
=
СК+ДО
Б
, (1.3.8) где: К
ФУ
– коэффициент финансовой устойчивости;
СК – собственный капитал;
ДО – долгосрочные обязательства;
Б – валюта баланса.
Показатели рентабельности описывают экономическую эффективность работы предприятия: чем выше рентабельность, тем выше эффективность компании [13, с. 54].
Рентабельность активов показывает величину чистой прибыли, которая приходится на 1 рубль всех активов предприятия (1.3.9):
Р
А
=
ЧП
СВА
, (1.3.9) где: Р
А
– рентабельность активов;
ЧП – чистая прибыль;
СВА – средняя за период величина активов.
Рентабельность продаж характеризует величину прибыли на 1 рубль выручки. Рост цен на продукцию и снижение себестоимости продукции, как правило, обуславливают рост коэффициента (1.3.10) [2, с. 35]:
Р
П
=
П
В
, (1.3.10) где: Р
ПР
– рентабельность продаж;
П – прибыль (чистая);
В – выручка от продаж.

32
Рентабельность продукции отражает, какая величина прибыли от реализации продукции приходится на 1 рубль себестоимости [2, с. 37]:
Р
П
=
П
С
,
(1.3.11) где: Р
П
– рентабельность продуции;
П – прибыль (от продаж);
С – себестоимость продукции.
Рентабельность собственного капитала позволяет оценить, насколько эффективны капиталовложения. Этот коэффициент нужно сравнивать с альтернативными способами получения дохода, такими как открытие депозита в банке [2, с. 39]:
Р
СК
=
П
СВА
,
(1.3.12) где: Р
СК
- рентабельность собственного капитал;
П – прибыль (чистая);
СВА – средняя за период величина активов.
Также будут рассчитаны показатели модели Дюпона, которые позволяет определить, за счёт каких факторов происходило изменение рентабельности, т.е. произвести факторный анализ рентабельности. Чаще всего используется трехфакторная модель, которая заключается в использовании коэффициента рентабельности собственного капитала (ROE, Return On Equity) как интегрального показателя эффективности деятельности предприятия и представление ее формулы в виде трех факторов. Так формула расчета рентабельности собственного капитала имеет следующий вид (1.3.13) [2, с. 41]:
ROE =
Чистая прибыль
Выручка
×
Выручка
Активы
×
Активы
Собственный капитал
;

33
ROE = ROS
× К
оа
×LR,
(1.3.13) где: ROE (Return On Equity) – рентабельность собственного капитала;
ROS (Return On Sales) – рентабельность продаж;
К
оа
– коэффициент оборачиваемости активов;
LR (Leverage ratio) – коэффициент капитализации (коэффициент финансового рычага).
Показатели оборачиваемости отражают, эффективно ли предприятие использует собственные ресурсы, и уровень деловой активности. Показатели оборачиваемости, как правило, измеряются в количестве оборотов за отчетный период. Они должны сравниваться со среднеотраслевыми показателями [4, с.
182].
Коэффициент оборачиваемости активов показывает, сколько рублей выручки от продаж приходится на 1 рубль имеющихся активов (1.3.14).
К
ОА
=
В
СВА
, (1.3.14) где: К
ОА
– коэффициент оборачиваемости активов
В – выручка;
СВА – средняя за период величина активов.
Коэффициент оборачиваемости запасов характеризует, сколько рублей выручки от продаж приходится на 1 рубль имеющихся запасов (1.3.15):
К
ОЗ
=
В
СВЗ
, (1.3.15) где: К
ОЗ
– коэффициент оборачиваемости запасов;
В – выручка;
СВЗ – средняя за период величина запасов.


34
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности отражает, какое количество оборотов нужно для оплаты задолженности (1.3.16):
К
ОКЗ
=
С
СВКЗ
,
(1.3.16) где: К
ОКЗ
- коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности;
С – себестоимость;
СВКЗ - средняя за период величина кредиторской задолженности.
В случае, если известен коэффициент оборачиваемости, возможно вычислить средний период оборота (в днях) (1.3.17):
СПО
кз
=
365
КОКЗ
,
(1.3.17) где: СПО
кз
- средний период оборота;
КОКЗ - коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (1.3.18):
К
ОДЗ
=
В
СВДЗ
, (1.3.18) где: К
ОДЗ
- коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;
В – выручка от продаж;
СВДЗ – средняя за период величина дебиторской задолженности.
Если известен коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, возможно вычислить средний период оборота (в днях) (1.3.19):
СПО
ДЗ
=
365
КОДЗ
,
(1.3.19)
где: СПО
ДЗ
- средний период оборота;
КОДЗ - коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.

35
В первой главе рассмотрены понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности.
Понятие конкуренции составляет основу рыночной экономики и является главной движущей силой эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Конкуренция является неотъемлемым компонентом рыночной экономики. Она стимулирует предпринимателей в наиболее сжатые сроки внедрять все то новое, что возникает в результате научных исследований и достижений научно-технического прогресса. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдержать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.
Конкурентоспособность является универсальным показателем, который может применяться во многих сферах жизнедеятельности.
Уровень конкурентоспособности любого объекта является относительным показателем и поэтому может быть определен только в результате сравнения.
Были рассмотрены факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия. Многие авторы, изучающие конкурентоспособность, предлагают разделить все многообразие факторов на внешние и внутренние, которые могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения. Всю внешнюю среду организации принято подразделять на внешнюю среду прямого и косвенного воздействия, а внешние факторы, соответственно, на прямые и косвенные. К фактором прямого воздействия следует отнести: потребителей, поставщиков, конкурентов, реализация законодательных актов, непосредственно влияющих на деятельность организации. К факторам косвенного воздействия относят: экономическое окружение, политическое окружение, технологическое окружение, социально- культурное окружение, международное окружение. К внутренним факторам, влияющим на конкурентоспособность предприятия, относятся: конкурентоспособность производимой продукции, качество продукции и услуг, наличие эффективной маркетинговой стратегии, уровень менеджмента и