Файл: Список использованных источников 92.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

75
????
ф
2014
=
√0,29 2
+ 0,84 2
+ 1,31 2
+ 0,43 2
+ 1 2
+ 0,6 2
= 2
????
ф
2015
=
√0,43 2
+ 0,92 2
+ 1,36 2
+ 0,36 2
+ 1 2
+ 0,63 2
= 2,1
????
ф
2016
=
√0,48 2
+ 1 2
+ 1,44 2
+ 0,31 2
+ 1 2
+ 0,62 2
= 2,2
????
э
2016
=
√0,5 2
+ 1 2
+ 2 2
+ 0,7 2
+ 0,5 2
+ 0,5 2
+ 0,5 2
+ 0,9 2
= 3,1
На основе полученных данных находим уровень конкурентоспособности
ПАО «КАМАЗ» из соотношения полученного интегрального показателя анализируемого предприятия и предприятия принятого за эталон:
2014 год: 2/3,1= 0,64 2015 год: 2,1/3,1= 0,67 2016 год: 2,2/3,1= 0,71
Далее, по шкале И. Ансоффа [34, с. 116], определим количественную характеристику уровня конкурентоспособности предприятия:
- 0 ≤ K ≤ 0,4 – неудовлетворительный;
- 0,4 ≤ K ≤ 0,7 – удовлетворительный;
- 0,7 ≤ K ≤ 0,8 – хороший;
- 0,8 ≤ K ≤ 1,0 – высокий уровень конкурентоспособности.
Из расчета видно, что уровень конкурентоспособности ПАО «КАМАЗ» с
2014-2015 года повышался, в 2016 году, по шкале И. Ансоффа, находилось на хорошем уровне.
Предприятию необходимо разработать план мероприятий, который способствует дальнейшему стабильному развитию и повышению его конкурентоспособности

76
Глава
3.
Направления повышения конкурентоспособности машиностроительного предприятия ПАО «КАМАЗ»
3.1. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности
Как показывают данные проведенного анализа, ПАО «КАМАЗ» является предприятием с хорошим уровнем конкурентоспособности.
Руководству ПАО «КАМАЗ» необходимо проводить политику, основанную на комплексном решении проблем, при этом используя как внутренние, так и внешние резервы организации.
Для повышения конкурентоспособности данного предприятия, будем применять следующие меры:
- стимулирование продаж внедрением новой кредитной программы;
- обучение персонала посредством введения новой программы обучения.
Кредитный продукт Buy-back – это кредит на приобретение новых грузовых автомобилей у официального дилера с возможностью в конце срока кредита воспользоваться программой трейд-ин, продать автомобиль дилеру или другому лицу, воспользоваться рефинансированием кредита.
Данная программа позволяет на протяжении всего срока кредитования (за исключением последнего месяца) вносить ежемесячные равные платежи меньшего размера по сравнению со стандартными условиями.
Программа Buy back работает по следующему принципу:
Человек получает свой кредит на общих основаниях, то есть по обычным условиям с использованием стандартных процентных ставок. Первый взнос может составлять до 50% стоимости, как и при обычном автокредите, а срок обычно составляет до 5 лет.
Основной платёж (до 40%) переносится на конец кредитного срока. Эту сумму потребитель должен внести в один раз, без рассрочек. В последний месяц потребитель либо вносит необходимую сумму, и забирает автомобиль себе, либо он оставляет грузовой автомобиль, а вырученные деньги идут на оплату


77
остаточного долга. То есть кредит buy back - обратный выкуп машины, рассчитанный на тех, кто через какое-то время уже планирует купить новый грузовой автомобиль. Машина в хорошем состоянии выкупается дилером, часть идёт на погашения старого кредита, а остаток становится первоначальным взносом для покупки нового автомобиля.
Это возможность часто менять машины, что в современных условиях рынка, является преимуществом. Договор обратного выкупа позволяет не платить существенную часть кредита, то есть пользование машиной в указанный период является очень выгодным.
При этом, если клиент не намерен расставаться с машиной, он вправе пролонгировать кредит. То есть, обратного выкупа нет, и клиент обязуется просто в течение определённого времени выплатить остаток задолженности.
Buy-back для покупателя – это возможность приобретать автомобильные новинки, фактически выплачивая за них лишь чуть более половины стоимости.
Как и во всем мире, корпоративные клиенты являются особой категорией потребителей автомобильной техники, и потому отношение к ним со стороны дилерских организаций особое. Строительные компании, транспортные компании, государственные структуры и множество фирм различных форм собственности нуждаются в обновлении автопарка. Для них существуют специальные цены на автомобили с учетом корпоративных скидок, привлекательные тарифы страхования транспорта (ниже рыночных), техническое обслуживание на особых условиях и т.д. Так было и с программами финансирования сделок, пока не появился такой продукт, как buy-back, или кредит с обратным выкупом. В отличие от лизинга он доступен и частным лицам.
И по своей сути это не столько кредит, сколько долгосрочная аренда.
Многие компании или физические лица, приобретя автомобиль четыре-пять лет назад, понимают: ресурс исчерпан, начинаются определённые издержки, технику надо менять, именно поэтому данная программа сейчас очень актуальна.

78
Необходимость внедрения данной программы подтверждают и результаты опроса контрагентов. Было опрошено 10 контрагентов ПАО «КАМАЗ» на предмет заинтересованности в программе buy-back. Результаты опроса представлены на рисунке 3.2.1.
Из опроса можно сделать вывод, что большинство контрагентов заинтересованы в подобном кредитовании, 30% контрагентов не смогли так сразу ответить, возможно, это тоже будут потенциальные клиенты. Напомним, что это только 10 опрошенных.
Рис. 3.2.1 Результаты опроса
Из опроса можно сделать вывод, что большинство контрагентов заинтересованы в подобном кредитовании, 30% контрагентов не смогли сразу ответить на вопрос. Напомним, что это только 10 опрошенных.
Повышение квалификации персонала промышленного предприятия имеет огромное значение для успешного функционирования организации в современных условиях, повышения ее конкурентоспособности, прибыльности, рентабельности. Оно является одной из важнейших задач, стоящих перед каждым предприятием независимо от сферы его деятельности и организационно-правовой формы. Стремительные изменения, происходящие в технологических процессах, методах работы приводят к быстрому устареванию знаний и навыков персонала.
Да
60%
Нет
10%
Затрудняюсь ответить
30%
1   2   3   4   5

Заинтересована ли ваша компания в buy-
back кредитовании?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить

79
Стремление промышленных предприятий к занятию лидирующих позиций в области технологии производства и качества обслуживания клиентов диктуют необходимость постоянного совершенствования организации процесса повышения квалификации персонала, приведение его в соответствие с целями и задачами предприятия в текущий момент и на перспективу
Для подготовки специалистов в 2015 году была создана образовательная площадка на территории ПАО «КАМАЗ».
Многофункциональный центр прикладных квалификаций машиностроения
(МЦПК) - совместный проект автомобильной компании и Министерства образования и науки Татарстана. Центр рассчитан на обучение новых работников
«КАМАЗа», которое станет для них обязательным перед выходом на производство, а также на повышение квалификации камазовцев. Кроме того, здесь пройдут обучение студенты колледжей и вузов инженерных направлений, получающие рабочую профессию. Обучение в МЦПК будет организовано с учётом опыта мировых компаний-автопроизводителей, при этом 80% обучения составит практика [50].
Так как прошло уже достаточное количество времени, а прогресс не стоит на месте, предлагается ввод нового направления обучения - «Промышленная робототехника». Это актуальная для «КАМАЗа» программа опережающего обучения, поскольку сейчас компания рассматривает варианты переоснащения производства с использованием роботизированных комплексов FANUC [50].
Компания FANUC предлагает самый широкий ассортимент роботов в мире, включающий более 100 моделей. Оборудование FANUC охватывает большой диапазон областей применения и отраслей, отличается простотой в управлении и обеспечивает широчайшую эксплуатационную гибкость благодаря целому ряду ориентированных на конкретную задачу специализированных решений, легкости интеграции, грузоподъемности до 1,7 т, а также максимальной досягаемости до
4,7 м [49].

80
ПАО «КАМАЗ» планирует переоснастить производство сварочными, сборочными и покрасочными роботами FANUC нового поколения. На данный момент оборудование ПАО «КАМАЗ» состоит преимущественно из роботов ЧПУ первого поколения [50].
На сегодняшний день было куплено и установлено 180 роботов на автомобильном, кузнечном, двигательном, прессо-рамном заводах, еще 300 планируется купить и переоснастить ими производство до 2020 года [50]. Цена одного робота составляет порядка 10 млн. руб [49].
Переоснащение производства требует обучения сотрудников, в частности операторов ЧПУ. Эффективность обучения персонала складывается из соотношения суммарных затрат на проведение обучения и финансовых результатов этого обучения.
Расходы на обучение подразделяют на несколько видов. Если эти расходы повышают мотивацию персонала, то их относят к затратам. Если же предприятия получают какие-то выгоды от обучения персонала, то такие затраты относят к инвестициям. Повышение квалификации сотрудников для каждого предприятия должно быть обязательным условием для эффективной работы всего предприятия в целом.
3.2 Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий по повышению конкурентоспособности
Как уже было отмечено ранее, ПАО «КАМАЗ» планирует переоснастить производство роботами FANUC до 2020 года. Переоснащение производства требует обучения сотрудников, в частности операторов ЧПУ.
Рассчитаем эффективность ввода нового направления. Повышение квалификации будет проходить в специализированном центре ПАО «КАМАЗ».
Для обучения персонала, компания FANUC предлагает приобрести «Учебный пакет», общей стоимостью в 72 650 000 руб., в который входят [49]:


81
- сварочный робот ARC Mate 0iB (3 шт.);
- коллаборативный робот CR-35iA (3 шт.);
- покрасочный робот M-10iA (3 шт.);
- пакет обучающего программного обеспечения;
- запчасти и комплектующие.
В программу обучения входят:
- материалы;
- технология и организация производства;
- охрана труда;
- учебная практика;
- производственная практика.
В настоящий момент МЦПК располагает незанятым помещением, в котором и будут размещены роботы FANUC. Проводить обучение будут квалифицированные специалисты.
На данный момент в ПАО «КАМАЗ» работает порядка 2500 операторов
ЧПУ. Планируется обучить 2 160 операторов ЧПУ за 3 года, курсы проводятся сертифицированными специалистами, малыми группами по 20 человек. В год обучение пройдут 720 человек. По окончанию учебной программы обученный персонал сможет более эффективно обслуживать и эксплуатировать промышленных роботов нового поколения.
Срок обучения – 72 академических часа.
Зарплата обучающего персонала – 105 000 руб.
Расходные материалы на 1 человека – 4 000 руб.
Средняя заработная плата сотрудника во время обучения – 29 340 руб.
Формула расчета общей стоимости обучения имеет вид (формула 3.3.1):
S = (Y×n) + (R×n) + (Rt×n) формула, (3.2.1) где: S – общая стоимость обучения за год;
Y – расходы на материалы;

82
R – заработная плата рабочего;
Rt – заработная плата обучающего персонала; n – количество рабочих.
S = (4000 × 720) + (29 340 × 720) + (105 000 × 12) = 2 880 000 + 21 124 800 +
1 260 000 = 25 264 800 руб.
Для определения денежного дохода будем использовать выработку, с учетом роста производительности труда.
Выработка 1 рабочего находится по формуле 3.3.2.
В = Выр / ССЧ
(3.2.2) где: В – выработка,
Выр – выручка,
ССЧ – среднесписочная численность персонала.
В
1
= 120 751 241 000 / 33 343 = 3 621 486 руб.
Теперь найдем выработку 720 рабочих:
В
720
= 2 607 469 920 руб.
Внедрение данных курсов способствует увеличению производительности труда операторов ЧПУ на в среднем на 4% [49], соответственно доходом от внедрения данного проекта является увеличение выработки на 4%.
Денежный доход
= 2 607 469 920 * 4% = 104 298 796 руб.
Сумма инвестиций:
- приобретение роботов FANUC – 72 865 000 руб.;
Итогами пройденного обучения становится снижение трудоемкости работы операторов ЧПУ, а значит прирост производительности их труда в результате применения инновационных методов обработки деталей.
Расчеты делались в Excel и представлены в таблице 3.2.1.


83
Таблице 3.2.1
Расчет результата внедрения программы «Промышленная робототехника»
Период
Первоначальные затраты
Денежный доход
Денежный расход
Денежный поток
Дисконтированный денежный поток
0 72 865 000 1
104 298 796 25 264 800 79 033 996 47 480 727 2
108 470 749 26 022 744 82 448 005 68 138 846 3
112 809 579 26 803 426 86 006 152 64 617 695
NPV
107 372 269
PI
1,47
Как видим проект прибыльный, за 3 года накопленная сумма составит 107 372 269 руб. При значениях PI > 1 считается, что данное вложение капитала является эффективным. Это можно трактовать так: каждый рубль инвестиций в обучение персонала приносит 0,47 рубля дохода.
Суммарное увеличение производительности труда за 3 года составило:
ПТ
3
= ((2 607 469 920 + 104 298 796 + 108 470 749 + 112 809 579) / 2 607 469 920) – 1 = 12,4 %
Итогами пройденного обучения становится увеличение производительности труда операторов ЧПУ, а значит и прирост выручки увеличивается таблица 3.2.2.
Из приведенного расчета видно, что, вкладывая инвестиции в образование сотрудников, предприятие получает не только рост выручки, но и производительности труда.
Таблица 3.2.2
Итоги обучения 2160 операторов ЧПУ за 3 года.
Показатель
2018 2021
Отклонение
Выработка 2160 чел.
7 822 409 760 8 792 388 570 969 978 810
Трудоемкость 2160 чел.
2,76 2,45
-0, 31
Затраты, связанные с обучением персонала, должны рассматриваться как приоритетные и обязательные. В связи с этим, считаем, что для повышения эффективности деятельности предприятия и повышения его

84
конкурентоспособности необходимо ввести систематическое обучение персонала, так как именно обученный, высококвалифицированный персонал и будет решающим фактором в выживании и развитии предприятия.
Посчитаем эффект от второго мероприятия.
Для начала стоит отметить, что 40% продаж грузовых автомобилей приходится на лизинг.
На данный момент ПАО «КАМАЗ» сотрудничает с 2 банками:
- ПАО «АК БАРС» банк;
- ПАО «ВТБ24»;
Мы рассмотрим сотрудничество с банком «ВТБ24», так как именно данный банк уже активно сотрудничает с LADA по программе buy-back и заинтересован в развитии в данном направлении.
ПАО «ВТБ24», в сотрудничестве с ПАО «КАМАЗ», предоставляет стандартный кредит на покупку техники на следующих условиях (таблица 3.2.2):
Таблица 3.2.2
Условия стандартного кредитования, предоставляемые банком «ВТБ 24»
Сумма кредита
Срок кредитования
Размер первоначального взноса/аванс, в %
Процентная ставка
От 1-10 млн. р.
От 1 до 5 лет
20, 30, 40, 50 17,5%
Программа buy-back от «ВТБ 24» для ПАО «КАМАЗ» (таблица 3.2.3):
Таблица 3.2.3
Условия buy-back кредитования, предоставляемые банком «ВТБ 24»
Сумма кредита
Срок кредитования
Размер первоначального взноса/аванс, в %
Процентная ставка
Последний платеж
От 1-10 млн. р.
От 3 до 5 лет
20, 30, 40, 50 17,5%
40% - 3года,
30% - 5 лет