Файл: Список использованных источников 92.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14
Рис. 1.1.2. Модель пяти сил конкуренции по М. Портеру
Вкратце рассмотрим основные компоненты пятифакторной модели конкуренции М. Портера.
Внутриотраслевая конкуренция возникает вследствие того, что у одной или нескольких фирм появляется возможность лучше удовлетворить потребности покупателей или возникает необходимость улучшить конечные экономические результаты своей деятельности либо увеличить завоеванную долю рынка.
Наиболее жесткая конкуренция разворачивается обычно между фирмами, предлагающими сходные по потребительским свойствам и назначению товары и услуги. На одних целевых рынках компании конкурируют преимущественно по цене (например, интернет - провайдеры и продавцы стандартных товаров – сахара, офисных принадлежностей, бензина). Иногда ценовая конкуренция достигает такой остроты, что цены на товары падают ниже себестоимости. В результате у некоторых фирм появляются убытки. На других рынках ценовая конкуренция выражена достаточно слабо, а основная конкуренция идет по таким показателям, как: характеристики товара; новые товары; качество, срок службы и надежность товара; быстрота и уровень сервиса; гарантийный срок; послепродажное обслуживание; сила торговой марки.
Угроза появления новых конкурентов
Внутриотраслевая конкуренция
Способность продавцов отстаивать свои интересы
Способность покупателей отстаивать свои интересы
Угроза появления товаров-заменителей

15
Угроза появления новых конкурентов снижает общий потенциал прибыльности отрасли. Так как новые компании приносят в отрасль дополнительные производственные мощности, что содействует росту предложения и понижению цен. Они также стараются отвоевать доли рынка у уже работающих на нем фирм, тем самым ужесточая конкуренцию. При оценке опасности появления новых конкурентов нужно руководствоваться понятием
«барьер входа в отрасль», высоту которого надлежит учесть как организациям, находящимся внутри отрасли, так и организациям, которые предполагают осуществить выход в новую отрасль. Высота барьера определяется множеством факторов, например: впервые появившаяся организация на рынке будет иметь более высокие производственно-сбытовые издержки, что грозит получением меньшей прибыли; привычность марки товара для потребителя; величина фиксированных затрат, связанных с входом в новую отрасль; величина затрат на новые основные фонды, которые во многих случаях требуется создавать для выпуска нового продукта; наличие (отсутствия) опыта производства данного вида продукта.
Присутствие продуктов–заменителей
(либо услуг–заменителей) ограничивает цену, которую могут запросить действующие в отрасли компании за свою продукцию. Сильные покупатели или поставщики, торгуясь, навязывают компаниям отрасли невыгодные условия сделок, тем самым снижая их приыбль.
Таким образом, М. Портер делает вывод, что «фирмы должны не только реагировать на изменение структуры отрасли и пытаться самим изменить ее в свою пользу, но и выбрать позицию в пределах отрасли» [71, с. 78].
Опираясь на экономическое содержание понятия «конкуренция», многие авторы раскрывают понятие «конкурентоспособность», акцентируя внимание на различных ее аспектах.
На сегодняшний день даны различные определения конкурентоспособности
(таблица 1.1.2) [31, с. 159].


16
Таблица 1.1.2
Примеры определения термина «конкурентоспособность»
Автор
Определение конкурентоспособности
М. Портер
Свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений
М. Гельвановский Обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования
П. Завьялов
Концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно- управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны, которые реализуются в товарах и услугах, успешно противостоящим конкурирующим аналогам как на внутреннем, так и на внешнем рынке
В.Е.
Хруцкий,
И.В. Корнеева
Способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг
Н.С. Яшин
Включает совокупность, с одной стороны, характеристик самой организации, определяющуюся уровнем использования научно- технического, производственного, кадрового потенциала, а также потенциала маркетинговых служб, а с другой стороны внешних социально-экономических и организационных факторов, позволяющих организации создавать более привлекательную по ценовым и неценовым характеристикам продукцию по сравнению с конкурентами. Главный критерий эффективности деятельности организации
Р.А. Фатхутдинов Свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке
Определяет способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке

17
Различия в трактовках группы «конкурентоспособность» обусловлены особенностями ее экономической сути. Сперва следует отметить многоуровневый характер конкурентоспособности.
В современной экономике термин «конкурентоспособность» используется применительно к категориям разного уровня: конкурентоспособность товара, отрасли, региона и, наконец, конкурентоспособность страны. Чтобы иметь наглядное представление о взаимосвязи и взаимообусловленности различных уровней конкурентоспособности, воспользуемся схемой, представляющей собой своеобразную «пирамиду конкурентоспособности» (рис. 1.1.3) [41, с. 129].
Рис. 1.1.3. Пирамида конкурентоспособности
Между понятиями конкурентоспособности на различных уровнях есть тесная взаимозависимость и взаимосвязь. К примеру, страновая и отраслевая конкурентоспособность в окончательном результате находятся в зависимости от возможности определенных товаропроизводителей выпускать конкурентоспособные товары.
Однако, с другой стороны, выпуск конкурентоспособной продукции может осуществляться в условиях, созданных для товаропроизводителей в отрасли и в стране в целом, другими словами конкурентоспособность объектов нижнего уровня является фактором


18
конкурентоспособности объектов всех верхних уровней. В свою очередь, объекты вышестоящих уровней создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на нижних уровнях.
Конкурентоспособность носит относительный характер и выявляется в итоге сравнения анализируемого объекта (субъекта) с конкурирующими с ним объектами (субъектами). Сравнение должно удовлетворять требованиям полноты и конкретности. Исключение составляют редкие случаи «абсолютного» характера конкурентоспособности. К примеру, товар, обладающий уникальными качествами, не имеющий товаров-заменителей; предприятие-монополист.
Конкурентоспособность обладает таким очень важным свойством, как конкретность проявления, т.е. привязанность ее к конкретным условиям и прежде всего к конкретному рынку и определенному периоду времени.
Конкурентоспособности присущ динамический характер, она со временем меняется, и зависит это, к примеру, от жизненного цикла субъекта (объекта) конкурентоспособности, изменений во внешней и внутренней среде, а также от других обстоятельств.
Таким образом, подводя итог можно сказать, что понятие конкуренции составляет основу рыночной экономики и является главной движущей силой эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде.
Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдержать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.
Конкурентоспособность является универсальным показателем, который может применяться во многих сферах жизнедеятельности.
Уровень конкурентоспособности любого объекта является относительным показателем и поэтому может быть определен только в результате сравнения.

19 1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
Тяжелой задачей в управлении предприятием является отслеживание и своевременная реакция на требования покупателей. Но для достижения высокой конкурентоспособности предприятию требуется не только знать потребности покупателя, но и изучить все возможные факторы, которые могут оказать прямое или косвенное влияние на деятельность организации, а также определить относительную важность этих факторов.
Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности.
Изучение литературных источников показало, что авторы по-разному обосновывают комплекс факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий. Все эти факторы можно сгруппировать в таблицу (таблица 1.2.1) [22, с. 31].
По мнению М. Портера все факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия необходимо разделять на несколько типов [28, с. 131].
Во-первых, на основные и развитые. Основные (природные) факторы – это те, что появились вследствие влияния природы или стали результатом длительного исторического развития. К таким факторам относятся: географическое положение, климат, дороги, природные ресурсы. Как правило, стране такие факторы достаются задаром. Развитые (искусственные) факторы – это факторы, которые государство приобретает путем усиленных затрат. К ним относятся: квалифицированные кадры, высокотехнологичное производство, современная инфраструктура.
Во-вторых, на общие и специализированные. Общие факторы это те, которые применяются для производства различной продукции в широком спектре отраслей. К ним относятся: дебетный капитал, система автомобильных дорог, персонал с высшим образованием, технология получения электричества.


20
Специализированные факторы – те, которые применяются для производства ограниченного вида товара или которые можно использовать в какой-то одной отрасли. К таким факторам относятся: узкоспециализированный персонал, венчурный капитал.
Так же, как
Р.А.
Фатхутдинов многие авторы, изучающие конкурентоспособность, предлагают разделить все многообразие факторов на внешние и внутренние, которые могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения [40, с. 113].
Внешние факторы – это организационные, экономические и социальные отношения, позволяющие выпускать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна в сравнении с товарами- конкурентами. Предприятие может осуществлять лишь косвенное воздействие на внешние факторы, т.к. они лежат за пределами ее влияния.
Таблица 1.2.1
Классификация факторов конкурентоспособности.
Признак классификации
Факторы
Сфера действия
Макроэкономические
Мезоэкономические (отраслевые)
Микроэкономические
Происхождение
Основные (природные)
Развитые (искусственные)
Специализация
Общие
Специализированные
Этапы обеспечения
Производственные
Сбытовые
Сервисные
Рыночные
Социально-экономическая природа
Ресурсы
Инфраструктура
Интенсивность воздействия
Малозначительные
Значительные
Очень значительные

21
Продолжение таблицы 1.2.1
Характер воздействия
Положительные (благоприятные)
Отрицательные (неблагоприятные)
Всю внешнюю среду организации принято подразделять на внешнюю среду прямого и косвенного воздействия, а внешние факторы, соответственно, на прямые и косвенные [12, с. 65].
Факторы прямого воздействия оказывают непосредственное влияние на деятельность организации. К таким факторам относятся: потребители, поставщики, конкуренты, реализация законодательных актов, непосредственно влияющих на деятельность организации.
Из всего многообразия внешних факторов прямого воздействия именно потребители оказывают самое сильное влияние на деятельность предприятия. От покупательского спроса зависит, сможет ли фирма возместить затраты, получить выручку и, следовательно, повысить конкурентоспособность предприятия в целом. Не меньшую роль в воздействии на товаропроизводителя играют всевозможные ассоциации и объединения потребителей, в чьей власти находится не только спрос, но и имидж фирм.
Не менее важную роль в деятельности фирмы играют конкуренты. Именно они определяют, какой товар и по какой цене можно реализовывать.
Фирмы конкурируют не только за рынки сбыта, но также и за трудовые ресурсы, сырьевые рынки, право использовать и внедрять в производство современные достижения науки и техники.
К поставщикам обычно относят:
− поставщиков оборудования, сырья, материалов, комплектующих.
Такие поставщики влияют на фирму сроками поставки, качеством материалов, зависимостью от цен и пр.
− поставщиков финансовых услуг и капитала.
Здесь отражается зависимость от взаиморасчетов с поставщиками, условий займов и кредитов с банками, страховых услуг и т.д.


22
Государство оказывает на предприятия как прямое воздействие, посредством определенных законодательных актов, так и косвенное, прежде всего через налоговую систему,
государственную собственность и бюджет. Так, например, понижение ставки налогов может положительно повлиять на развитие той отрасли, для которой они были снижены. И наоборот, высокие налоговые ставки сдерживают развитие предприятий, заставляют скрывать доходы. Таким образом, государство, посредством налогов, осуществляет управление развитием нужных направлений в экономике.
Собственники, как и форма собственности, оказывают самое большое влияние на фирму.
Эффективность деятельности собственников обуславливается тем, каким образом организована и складывается их совместная деятельность в процессе исполнения своих прав и обязанностей, т.е. деятельности как собственников.
Внешние факторы косвенного воздействия не оказывают прямого влияния на деятельность организации, но, тем не менее, сказываются на ней.
К таким факторам относятся:
- экономическое окружение.
Этот фактор, прежде всего, характеризуется состоянием экономики и развития страны, так как они оказывают влияние на спрос ресурсов, товаров и услуг.
- политическое окружение.
К факторам политического окружения относят всевозможные факторы государственного и законодательного уровня: налоговое, антимонопольное, патентное законодательство, денежно-кредитная политика и пр.
- технологическое окружение.
Технологическое окружение одновременно выступает в роли внешнего и внутреннего фактора. В качестве внешнего фактора к технологическому окружению относят уровень научно-технического развития, а использование

23
предприятиями достижений научно-технического прогресса с целью увеличения эффективности деятельности выступает как внутренний фактор.
- социально-культурное окружение.
К факторам социально-культурного окружения относят демографическое состояние в стране, регионе, отношение предприятия с местным населением и пр.
Данный вид факторов формирует спрос населения, имидж компании, уровень заработной платы, трудовые отношения и пр.
- международное окружение.
В первую очередь факторы международного окружения оказывают влияние на фирмы, осуществляющие свою деятельность на международном рынке. К таким факторам относят экономическую, политическую, маркетинговую, социокультурную, экологическую ситуацию в мире.
К внутренним факторам, влияющим на конкурентоспособность предприятия, относятся [40, с. 115]:
- конкурентоспособность производимой продукции.
- качество продукции и услуг.
- наличие эффективной маркетинговой стратегии.
- уровень менеджмента и управление персоналом.
- уровень эффективности организационной структуры и пр.
Предприятие может осуществлять прямое воздействие на внутренние факторы, то есть непосредственно влиять на них.
В настоящее время большинство сегментов рынка чрезмерно насыщены товарами, вследствие чего происходит усиление конкуренции между производителями. Товар – это ключевой элемент, который всегда был объектом конкурентной борьбы между товаропроизводителями.
Под конкурентоспособностью товара подразумевается оцененное потребителем превосходство его по качеству и цене над аналогами в определенный момент времени, в конкретном сегменте рынка достигнутое без ущерба производителю [41, с. 56].