Файл: Тема Конституционное право как отрасль права и как наука Тема Источники конституционного права.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
что немаловажно, ответственность в сфере правотворчества и реализации нормативных правовых актов.
Слайд 23
Одной из важнейших новелл закона является обязанность для правотворческих органов разрабатывать планы подготовки нормативных правовых актов – до двух лет и перспективных – на три года и более. Причем планы подготовки нормативных правовых актов подлежат размещению в сети
Интернет в установленном порядке, за исключением содержащихся в них сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Принятию нормативного права, согласно проекту, должны будут предшествовать сбор информации и социологические исследования, проведение расчетов, оценка вариантов решения и выбор наилучшего их них.
Для правотворческого органа установлена обязанность при подготовке нормативных правовых актов изучать и учитывать практику применения законодательства по теме проекта, в том числе зарубежную. Также установлена обязанность выявлять общественную потребность в правовом регулировании, причины и условия, которые влияют на эффективность законодательства. Кроме того, обобщать и использовать предложения иных органов, организаций и граждан, рекомендации научных организаций, ученых и специалистов, данные других средств выявления общественного мнения.
Проект дает необходимые ориентиры для законодателей. В частности, в нем говорится о том, что законом регулируются наиболее важные общественные отношения.
Проект создает определенные условия для повышения качества принимаемых нормативных правовых актов, устанавливает императив на участие юридической службы или юриста при подготовке нормативного правового акта.
Слайд 23
Одной из важнейших новелл закона является обязанность для правотворческих органов разрабатывать планы подготовки нормативных правовых актов – до двух лет и перспективных – на три года и более. Причем планы подготовки нормативных правовых актов подлежат размещению в сети
Интернет в установленном порядке, за исключением содержащихся в них сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Принятию нормативного права, согласно проекту, должны будут предшествовать сбор информации и социологические исследования, проведение расчетов, оценка вариантов решения и выбор наилучшего их них.
Для правотворческого органа установлена обязанность при подготовке нормативных правовых актов изучать и учитывать практику применения законодательства по теме проекта, в том числе зарубежную. Также установлена обязанность выявлять общественную потребность в правовом регулировании, причины и условия, которые влияют на эффективность законодательства. Кроме того, обобщать и использовать предложения иных органов, организаций и граждан, рекомендации научных организаций, ученых и специалистов, данные других средств выявления общественного мнения.
Проект дает необходимые ориентиры для законодателей. В частности, в нем говорится о том, что законом регулируются наиболее важные общественные отношения.
Проект создает определенные условия для повышения качества принимаемых нормативных правовых актов, устанавливает императив на участие юридической службы или юриста при подготовке нормативного правового акта.
Слайд 24
Кроме того, большое внимание уделяется процедуре написания проектов нормативно-правовых актов. При этом предписывается, что нормативные правовые акты, направленные на реализацию основного нормативного правового акта, готовятся одновременно с основным нормативным правовым актом.
Нередки случаи, когда один федеральный закон устанавливает свой приоритет перед другими. В проекте закона «О нормативных правовых актах» наложен запрет предусматривать в нормативном правовом акте положения о верховенстве в отношении иных нормативных правовых актов, принятых тем же правотворческим органом в той же форме. Такие правовые нормы не имеют юридической силы.
Законопроект вносит определенную ясность относительно официального толкования нормативных правовых актов. Результат официального толкования или разъяснения нормативного правового акта является общеобязательным, его юридическая сила соответствует толкуемому акту.
Слайд 25
Законопроект дает дефиницию юридической коллизии, определяет способы и последовательность разрешения юридических коллизий.
Расхождение или противоречие между нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения, означает юридическую коллизию.
Существует несколько способов разрешения коллизий:
– толкование нормативных правовых актов;
– принятие нового нормативного правового акта;
– внесение изменений в нормативный правовой акт;
– отмена нормативного правового акта.
Еще одним способом разрешения коллизий является судебное разбирательство.
Способом разрешения юридических коллизий является также систематизация законодательства.
Помимо этого, к способам разрешения коллизий относятся: создание согласительных комиссий и международные процедуры.
Слайд 26
При возникновении юридических коллизий применению подлежит нормативный правовой акт, приоритет которого определяется в следующей последовательности:
– во-первых, нормативный правовой акт высшей юридической силы имеет преимущество над нормативным правовым актом меньшей юридической силы;
– во-вторых, специальный нормативный правовой акт имеет преимущество перед общим нормативным правовым актом;
– в-третьих, более поздний нормативный правовой акт имеет преимущество над более ранним нормативным правовым актом.
К сожалению, в проекте не упоминается о такой форме федерального закона, как основы законодательства. Хотя данную форму закона вполне можно было бы применять при регламентации предметов совместного ве́дения Российской Федерации и ее субъектов.
Преимущество основ в том, что федеральный законодатель устанавливает принципиальные положения в сфере совместного ве́дения, которые обязаны соблюдать и законодательные органы субъектов Федерации.
Последние имеют возможность конкретизации этих положений в своем законодательстве, исходя из региональной специфики.
Полагаем, что закон о нормативных правовых актах в случае его принятия будет способствовать приведению в систему огромного правового
массива, позволит упорядочить правотворческую и правоприменительную деятельность.
Слайд 27
Понятие и признаки конституционно-правовой ответственности
Обычно конституционную ответственность определяют как применение мер государственного принуждения к лицу, виновному в нарушении конституционно-правовых норм, выражающихся в отрицательных последствиях для данного лица.
В литературе нет единого мнения относительно природы конституционно-правовой ответственности. Одни ее считают чисто юридической ответственностью, другие – исключительно политической, третьи – моральной. Есть точки зрения, что данный вид ответственности сочетает в себе моральный, правовой и политический аспекты. Отсутствие соответствующего нормативного акта дает право на жизнь подобным спорам относительно сущности конституционно-правовой ответственности. Все же в решениях
Конституционного суда
России о конституционной ответственности говорится как о разновидности юридической ответственности.
Конституционно-правовая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое. Нормативное основание – это норма конституционного права, предусматривающая ответственность. Фактическое основание – это, во-первых, правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, во-вторых, правоприменительный акт – применение к правонарушителю мер государственного принуждения.
Основанием конституционно-правовой ответственности является конституционное правонарушение – виновное деяние, противоречащее требованиям конституционно-правовых норм и влекущее специальную конституционно-правовую ответственность.
Слайд 27
Понятие и признаки конституционно-правовой ответственности
Обычно конституционную ответственность определяют как применение мер государственного принуждения к лицу, виновному в нарушении конституционно-правовых норм, выражающихся в отрицательных последствиях для данного лица.
В литературе нет единого мнения относительно природы конституционно-правовой ответственности. Одни ее считают чисто юридической ответственностью, другие – исключительно политической, третьи – моральной. Есть точки зрения, что данный вид ответственности сочетает в себе моральный, правовой и политический аспекты. Отсутствие соответствующего нормативного акта дает право на жизнь подобным спорам относительно сущности конституционно-правовой ответственности. Все же в решениях
Конституционного суда
России о конституционной ответственности говорится как о разновидности юридической ответственности.
Конституционно-правовая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое. Нормативное основание – это норма конституционного права, предусматривающая ответственность. Фактическое основание – это, во-первых, правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, во-вторых, правоприменительный акт – применение к правонарушителю мер государственного принуждения.
Основанием конституционно-правовой ответственности является конституционное правонарушение – виновное деяние, противоречащее требованиям конституционно-правовых норм и влекущее специальную конституционно-правовую ответственность.
Слайд 28
Конституционная ответственность имеет свои особенности.
Во-первых, конституционная ответственность всегда связана с государственным принуждением. Государственное принуждение выступает содержанием конституционной ответственности. Рассматриваемый признак конституционной ответственности в различных отраслях права проявляется по-разному. Гражданское, трудовое законодательство предусматривает возможность добровольного исполнения обязанностей: возмещение причиненного вреда, заглаживание его силами или за счет нарушителя. Так, гражданин или предприятие, нарушившие договорные обязательства, могут в добровольном порядке уплатить установленную законом неустойку, возместить убытки. В этом случае, если добровольного исполнения не последует, ответственность реализуется через суд и арбитраж. В уголовном и административном праве государственное принуждение выступает более явно и всегда реализуется через деятельность специальных органов государства.
Во-вторых, конституционная ответственность характеризуется определенными лишениями, которые виновное лицо обязано претерпеть.
Лишение правонарушителя определенных благ является объективным свойством ответственности. Эти лишения наступают как естественная реакция государства на вред, причиненный правонарушителем обществу или отдельной личности. Особенность лишений состоит в том, что они наступают как дополнительные неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение.
В-третьих, конституционная ответственность наступает только за совершенное правонарушение.
Слайд 29
Субъекты конституционной ответственности могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
К индивидуальным субъектам конституционной ответственности относятся: Президент, члены Федерального Собрания, главы субъектов, члены
Конституционного суда, Уполномоченный по правам человека, члены
Правительства. А также Председатель Счетной палаты и его заместитель,
Генеральный прокурор, главы субъектов, главы органов местного самоуправления, депутаты законодательных органов субъектов. К коллективным субъектам относятся: государство в целом, субъекты, исполнительные и законодательные органы субъектов, Правительство,
Государственная Дума, Совет Федерации, органы местного самоуправления.
Мерами конституционной ответственности являются: отрешение от должности Президента РФ; отставка Правительства РФ; досрочное освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; отставка Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, других высших должностных лиц. К этим же мерам относят отзыв депутатов представительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также глав субъектов Федерации и глав местного самоуправления, принудительное досрочное расформирование избирательных комиссий. К мерам конституционной ответственности следует также отнести приостановление и принудительную ликвидацию общественных объединений, ликвидацию и запрет деятельности религиозных объединений.
Слайд 30
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14
Тема «Конституционное развитие России»
Следующая тема называется «Конституционное развитие России».
Конституционное развитие России, как одно из направлений исторического развития России, носит весьма драматический характер.
Конституционными актами, как правило, закрепляются наиболее важные общественно-политические преобразования. Будь это революция, распад государства или создание нового государства, смена политического режима,
изменение формы правления и так далее. Истории России, к сожалению, известно все перечисленное.
В рамках данной темы мы рассмотрим основные этапы исторического развития России. В частности, рассмотрим особенности досоветского, или монархического, периода развития конституционного законодательства.
Затем перейдем к Конституциям РСФСР 1918, 1925 и 1937 годов. Далее перейдем к характеристике Конституции – Основного Закона РСФСР 1978 года. И завершим тему рассмотрением вопроса об особенностях подготовки и принятия Конституция РФ 1993 года.
Слайд 31
Итак, досоветский период. В России первые конституционные идеи и проекты появились лишь в XVIII веке. Известны, например, конституционные проекты русского дипломата графа Никиты Ивановича Панина и государственного деятеля Александра Романовича Воронцова. В 60 – 80-х годах этого столетия большое внимание конституционным вопросам уделяли также писатель Денис Иванович Фонвизин и журналист и издатель Николай
Иванович Новико́в. Видную роль в развитии конституционной мысли в России сыграли философ и писатель Александр Николаевич Радищев, а также просветитель и публицист Федор Васильевич Кречетов.
В первой половине XIX века разрабатываются различные конституционные проекты. Среди них проект конституции «Русская правда» декабриста Павла Ивановича Пе́стеля и проект Никиты Муравьева. В первой половине XIX века разрабатываются конституционные проекты русских государственных деятелей Михаила Михайловича Сперанского и Николая
Николаевича Новосильцева. Многие историки сходятся во мнении, что и
Александру I были не чужды конституционные идеи. Однако все эти проекты так и остались на бумаге. 19 ноября 1825 года Александр I неожиданно умер в
Таганроге. Плохо организованное выступление декабристов было жестоко подавлено правительственными войсками, которые принесли присягу новому
В рамках данной темы мы рассмотрим основные этапы исторического развития России. В частности, рассмотрим особенности досоветского, или монархического, периода развития конституционного законодательства.
Затем перейдем к Конституциям РСФСР 1918, 1925 и 1937 годов. Далее перейдем к характеристике Конституции – Основного Закона РСФСР 1978 года. И завершим тему рассмотрением вопроса об особенностях подготовки и принятия Конституция РФ 1993 года.
Слайд 31
Итак, досоветский период. В России первые конституционные идеи и проекты появились лишь в XVIII веке. Известны, например, конституционные проекты русского дипломата графа Никиты Ивановича Панина и государственного деятеля Александра Романовича Воронцова. В 60 – 80-х годах этого столетия большое внимание конституционным вопросам уделяли также писатель Денис Иванович Фонвизин и журналист и издатель Николай
Иванович Новико́в. Видную роль в развитии конституционной мысли в России сыграли философ и писатель Александр Николаевич Радищев, а также просветитель и публицист Федор Васильевич Кречетов.
В первой половине XIX века разрабатываются различные конституционные проекты. Среди них проект конституции «Русская правда» декабриста Павла Ивановича Пе́стеля и проект Никиты Муравьева. В первой половине XIX века разрабатываются конституционные проекты русских государственных деятелей Михаила Михайловича Сперанского и Николая
Николаевича Новосильцева. Многие историки сходятся во мнении, что и
Александру I были не чужды конституционные идеи. Однако все эти проекты так и остались на бумаге. 19 ноября 1825 года Александр I неожиданно умер в
Таганроге. Плохо организованное выступление декабристов было жестоко подавлено правительственными войсками, которые принесли присягу новому
императору Николаю I. Определенные реформы конституционного характера имели место в России в 60 – 70 годы XIX века, в период правления Александра
II: крестьянская, земская, городская, судебная, военная. Однако реакционная контрреформа конца XIX века не позволила их развить.
Слайд 32
Начало XX века в России ознаменовалось массовыми народными волнениями. Все чаще стали звучать требования политического характера.
Верховная власть была вынуждена пойти на некоторые уступки.
Манифестом Николая II от 6 августа 1905 года учреждалась
Государственная Дума и утверждалось Положение о выборах в нее. Манифест от 17 октября 1905 года провозглашал основные права и свободы, а Закон от
23 апреля 1906 года закреплял участие народных представителей в законотворческом процессе. Однако, несмотря на принятие данных актов, верховная власть по своей сути не изменилась. Николай II мог в любой момент распустить Думу и использовать право вето относительно принятых последних законов.
В ходе Февральской революции 1917 года монархия была упразднена.
Николай II, отрекшись от престола, передал власть брату Михаилу, а тот, в свою очередь, отложил данный вопрос до решения Учредительного собрания.
Временное правительство, созданное 1 сентября 1917 года, провозгласило
Россию республикой. Вопрос об организации власти должно было решить
Учредительное собрание. Оно должно было принять первую российскую
Конституцию. Однако собрание было распущено большевиками после
Октябрьской социалистической революции 1917 года.
Слайд 33
Советские Конституции в своем развитии прошли несколько этапов, связанных с развитием советского государства.
II: крестьянская, земская, городская, судебная, военная. Однако реакционная контрреформа конца XIX века не позволила их развить.
Слайд 32
Начало XX века в России ознаменовалось массовыми народными волнениями. Все чаще стали звучать требования политического характера.
Верховная власть была вынуждена пойти на некоторые уступки.
Манифестом Николая II от 6 августа 1905 года учреждалась
Государственная Дума и утверждалось Положение о выборах в нее. Манифест от 17 октября 1905 года провозглашал основные права и свободы, а Закон от
23 апреля 1906 года закреплял участие народных представителей в законотворческом процессе. Однако, несмотря на принятие данных актов, верховная власть по своей сути не изменилась. Николай II мог в любой момент распустить Думу и использовать право вето относительно принятых последних законов.
В ходе Февральской революции 1917 года монархия была упразднена.
Николай II, отрекшись от престола, передал власть брату Михаилу, а тот, в свою очередь, отложил данный вопрос до решения Учредительного собрания.
Временное правительство, созданное 1 сентября 1917 года, провозгласило
Россию республикой. Вопрос об организации власти должно было решить
Учредительное собрание. Оно должно было принять первую российскую
Конституцию. Однако собрание было распущено большевиками после
Октябрьской социалистической революции 1917 года.
Слайд 33
Советские Конституции в своем развитии прошли несколько этапов, связанных с развитием советского государства.
В основу проекта первой Конституции была положена «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая объявляла Россию
Республикой Советов. По форме национально-государственного устройства она учреждалась как Федерация советских национальных республик.
Декларация отменяла частную собственность на землю, закрепляла национализацию фабрик, заводов, транспорта, банков и прочих средств производства. Политические права и свободы, а также некоторые социально- экономические права предоставлялись только трудящимся. Активного и пассивного избирательного права лишались лица, использовавшие наемный труд для извлечения прибыли; лица, жившие на нетрудовые доходы; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники. Кроме того, к ним были отнесены священнослужители, бывшие сотрудники и агенты полиции, охранного отделения, жандармерии, члены царствовавшего дома; осужденные за корыстные и порочащие преступления; умалишенные.
К особенностям Конституции 1918 года относится то, что ее нормы не ограничивались рамками РСФСР. Так, статья 3 [третья] гласила, что основная задача социалистической власти – «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах...». В статье 4
[четвертой] говорилось о «непреклонной решимости вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма».
Слайд 34
Конституция 1918 года характеризовалась также открытым признанием применения насилия для утверждения принципов нового социалистического строя. Так, в статье 3 [третьей] Конституции говорилось об уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров.
Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной