Файл: I. Представления детей 45 лет об взаимоотношений между воспитателями в дошкольном образовательном учреждении Понятие отношение человека к человеку.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание
Введение …………………………………………………………………….
Глава I. Представления детей 4-5 лет об взаимоотношений между воспитателями в дошкольном образовательном учреждении…………………………………………………………………………...

1.1. Понятие «отношение человека к человеку», структура отношений……..............................................................................................................

1.2. Характеристика эмоциональных отношений…………...……………..

1.3. Генезис форм общения ребенка со взрослым в период детства …….

1.4. Влияние эмоционального отношения воспитателя к ребенку на эмоциональное состояние дошкольника и отношение к воспитателю …………..

Глава II. Организация психолого-педагогического эксперимента по изучению эмоционального отношения к воспитателю детей средней группы детского сада г. Алматы………………………………………………….
2.1. Особенности эмоционального отношения к воспитателю у детей 4-5 лет (на материале констатирующего эксперимента) ………………………………

2.2. Организация образовательной деятельности с детьми 4-5 лет с тревожно - пессимистическими ожиданиями по отношению к воспитателям…...

2.3. Обсуждение результатов контрольного среза…………………………
Заключение…………………………………………………………………
Библиографический список ………………………………………………
Введение

Проблема эмоционального благополучия ребенка в детском саду является одной из самых актуальных, так как между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Именно в детском саду у ребенка расширяется сфера его деятельности, растет круг значимых и менее значимых людей (взрослых и детей), осваиваются новые социальные отношения. Одним словом, детский сад является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир.

Очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия ребенка в детском саду является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в дошкольном учреждении. Ребенок с радостью идет в тот детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолеть неудачи, радуются успехам.


Отношение воспитателя порождает у дошкольников сложный комплекс переживаний. Это и радость от похвалы, и огорчение при неудаче, и волнение, и неуверенность в себе, если что-то не выходит, и надежда на успех, и желание сделать что-то хорошее, чтобы одобрил, похвалил взрослый.

Одобрение и поощрение взрослого является источником положительных эмоциональных переживаний для детей – дошкольников. Такое поведение воспитателя не только удовлетворяет потребность ребенка в одобрении, но и направляет его к окружающему миру, другим людям и себе самому.

Глава I. Теоретические аспекты эмоциональных взаимоотношений между детьми и воспитателями в дошкольном образовательном учреждении


    1. Понятие «отношение человека к человеку», структура отношений

Для более детального анализа сложной системы социальных связей и отношений, в которую погружен дошкольник, мы будем использовать понятие «отношения».

Понятие «отношения» - это взаимная связь разных предметов, действий, явлений, касательство между кем-чем-нибудь.

Отношения не только формируются, но и реализуются, проявляются во взаимодействии людей. Вместе с тем отношение к другому, в отличие от общения, далеко не всегда имеет внешнее проявление.

Эмоциональная сторона отношения, наиболее ярким примером которой является любовь и вражда, относится в психологии к категории чувств. Однако, надо учесть, что область чувств (или эмоций) охватывает три разнородных группы явлений – эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения.

Люди, вовлеченные в эмоциональные отношения, имеют тенденцию оценивать друг друга более высоко, чем посторонние или даже близко знакомые, но не испытывающие взаимной симпатии индивиды. На вербальном уровне это проявляется в доброжелательном стиле общения и положительной характеристике партнеров в беседах с другими людьми, что, во-первых, способствует созданию психологически комфортной атмосферы внутри группы, а во-вторых, и это особенно важно в ситуации межгруппового конфликта, группа выглядит более сплоченной в глазах тех, кто к ней не принадлежит.




    1. Характеристика эмоциональных отношений


Психологи выделяют субъективное и объективное отношение. Объективные отношения характеризуются количественным или качественным проявлением взаимосвязей с чем – или кем – либо, субъективные отношения характеризуются тем, как личность относится к тем или иным событиям, людям и т. п.

Если объективные отношения отражают взаимодействия двух объектов, то субъективные эмоциональные отношения выражают пристрастность человека к кому – или чему – либо, его предпочтение одного перед другим, его пристрастную оценку явления, процесса, другого человека.

Считается, что отношение может быть положительным, отрицательным, безразличным. Положительно человек относится к тому, что его привлекает, отрицательно - к тому, что его отталкивает, вызывает отвращение, неудовольствие.

В наиболее простой форме это выражается в оценках «нравится - не нравится», «люблю - не люблю», «доволен - не доволен», «интересно - не интересно».

Устойчивость эмоциональных отношений. Сказанное выше свидетельствует о том, что не всегда эмоциональные отношения характеризуются устойчивостью. Особенно отличаются неустойчивостью отношения детей. Так, в течение одного часа совместной игры дети могут несколько раз поссориться и помириться.

Обобщенность эмоциональных отношений возникает тогда, когда человек обобщает эмоциональные впечатления и знания и руководствуется ими в проявлении своего отношения к чему-либо. Например, положительное отношение человека к физкультуре будет обобщенным и устойчивым, а необходимость заниматься физкультурой станет его убеждением, если он будет понимать роль любых занятий физической культурой для своего развития и регулярно получать от них удовольствие.

Таким образом, для чувств характерна субъективность,так как одни и те же явления могут иметь для разных людей различное значение. Более того, для ряда чувств характерна их интимность,т. е. глубоко личный смысл переживаний, их сокровенность.



    1. Генезис форм общения ребенка со взрослым в период детства


С самого рождения ребенок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение с взрослыми, через игрушки и предметы . Самостоятельно постичь окружающий мир – задача, непосильная для ребенка. Первые шаги в его жизни совершаются при помощи взрослого. В связи с этим возникает важная проблема – проблема общения ребенка с другими людьми и роль этого общения в психологическом развитии детей.


Одним из источников потребности в общении являются органические потребности ребенка (в пище, тепле и пр.) Будучи совершенно беспомощным и не умея самостоятельно удовлетворять их, младенец сигнализирует о своем дискомфорте: крики, движения, мимика становятся сигналами для ухаживания за ним взрослых. Но сам ребенок в первые дни жизни никому их не адресует.

Однако жизненная практика, в конце концов, помогает ребенку открыть существование взрослого как единого источника поступления к нему всех благ, а интересы эффективного «управления» таким источником создают нужду ребенка в том, чтобы его выделить и исследовать.

Потребность в общении с взрослыми складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослых. Мать с самого начала относится к ребенку как к полноценной личности, наделяя его действия и движения определенным человеческим смыслом. Она строит сигнальную связь и общение с ним. В результате материнской активности в конце третьей недели жизни у младенца появляется зрительное сосредоточение на лице матери и коммуникативная улыбка, адресованная ей.

В первом полугодии жизни взрослый нужен ребенку сам по себе, независимо от своих предметных атрибутов, своей компетенции или социальной роли. Младенца совершенно не интересует внешний вид взрослого, наличие предметов у него в руках, его материальное или социальное положение – для него просто не существует всех этих вещей. Он выделяет, прежде всего, целостную личность взрослого, обращенную к нему, не сводимую к каким – либо частичным свойствам. Именно личностные мотивы побуждают его к общению.

Во втором полугодии жизни младенец, уже умеющий действовать с предметами, становится на новую позицию по отношению к взрослому. Прежнее, ситуативно – личностное, чисто эмоциональное общение отодвигается на второй план. Малыш хоть и любит ласки взрослого, но все чаще стремится переключить его внимание на окружающие предметы. Он с большим удовольствием будет наблюдать за тем, как взрослый играет с игрушкой, чем слушать, обращенные к нему, ласковые речи. Постепенно малыш все настойчивее уклоняется от эмоционального общения и переключает взаимодействие в русло совместной игры с предметами. В ходе подобного сотрудничества ребенок одновременно получает внимание взрослого и испытывает его доброжелательность.


Форма общения детей с взрослыми состоит в том, что она помогает детям неизмеримо расширить рамки мира, доступного для их познания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений. Вместе с тем, познание мира предметов и физических явлений перестает вскоре исчерпывать интересы детей, их все больше привлекают события, происходящие в социальной сфере.

Общение со сверстниками становится все более привлекательным для ребенка, оформляется ситуативно – деловая форма общения со сверстниками 4 – 5 лет.

В конце дошкольного детства (5 – 7 лет) у детей наблюдается иная форма общения с взрослым: внеситуативно-личностная. Беседы ребенка и взрослого сосредоточены на взрослом мире, для дошкольника важно знать «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию с взрослыми. Ведущими мотивами являются личностные мотивы. Сформированность общения является очень важным показателем, т. к. благодаря успехам детей в рамках общения они достигают состояния готовности к школьному обучению, важной частью которой является умение ребенка воспринимать взрослого как учителя и занять по отношению к нему позицию ученика со всеми последствиями.


    1. Влияние эмоционального отношения воспитателя к ребенку на эмоциональное состояние дошкольника и отношение к воспитателю


Эмоциональное состояние – это особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта – дискомфорта, интегральное ощущение благополучия – неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом.

Очень важным и необходимым условием положительного эмоционального состояния ребенка в детском саду является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в дошкольном учреждении. Ребенок с радостью идет в тот детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолеть неудачи, радуются успехам.

На эмоциональный комфорт (как и дискомфорт) ребенка в детском саду в первую очередь влияют воспитатель и помощник воспитателя группы. Это первые значимые люди в ближайшем окружении дошкольника после близких взрослых.

Отношение воспитателя порождает у дошкольника сложный комплекс переживаний. Это и радость от похвалы, и огорчение при неудаче, и волнение, и неуверенность в себе, если что – то не выходит, и надежда на успех, и желание сделать что – то хорошее, чтобы одобрил, похвалил взрослый.