Файл: I. Представления детей 45 лет об взаимоотношений между воспитателями в дошкольном образовательном учреждении Понятие отношение человека к человеку.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, организация педагогического взаимодействия с детьми 4-5 лет с тревожно-пессимистическими ожиданиями по отношению к воспитателю должна быть направлена не только на формирование уверенно-оптимистических ожиданий детей по отношению к воспитателю, но и на снижение тревожности и развитие у детей уверенности в собственных силах.



    1. Организация образовательной деятельности с детьми 4-5 лет с тревожно – пессимистическими ожиданиями по отношению к воспитателям

Цель формирующего этапа педагогического эксперимента (март - апрель): организовать образовательную деятельность с детьми 4-5 лет с тревожно – пессимистическими ожиданиями по отношению к Воспитателю № 1 и Воспитателю № 2. На основе результатов диагностики мы разработали методические рекомендации для Воспитателя № 1 и Воспитателя № 2 по организации взаимодействия с детьми, у которых были выявлены тревожно-пессимистические ожидания по отношению к педагогам. Мы предложили воспитателям данные рекомендации как рекомендации, направленные на устранение тревожности у детей с высоким и средним индексом тревожности (Приложение 4). Провели консультацию для воспитателей на тему «Влияние педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольников». (Приложение 3), разработали перспективный план образовательной деятельности с детьми 4-5 лет с тревожно-пессимистическими ожиданиями по отношению к воспитателям (Приложение 5).

Планируя содержательное обеспечение занятий, мы руководствовались программой «Давайте жить дружно!» С.В.Крюковой (Приложение 5).

Основная цель программы – через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка и тем самым помогать ему адаптироваться к условиям дошкольного учреждения.

В соответствии с этой целью формулируются задачи программы:

- сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным,

- развивать навыки социального поведения,

- способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности,

- формировать позитивное отношение к своему «Я»,

- учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами,

-формировать позитивное отношение ребенка к сверстнику и педагогу.

Программа рассчитана на детей 4-5 лет и состоит из 7 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю в форме мини – тренингов продолжительностью 20 минут. Оптимальное количество детей в группе – 10 -15 человек. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.



Часть 1. Вводная. Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствия, игры с именами.

Часть 2. Рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и эмоционально – личностной сферы ребенка. Основные процедуры: элементы сказкотерапии с импровизацией; элементы психодрамы; игры на развитие навыков общения; игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения; рисование, кляксография.

Часть 3. Завершающая. Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой – либо общей игры – забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:

- упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение),

- дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему),

- мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей),

- двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию).

Во время занятий дети сидят в кругу – на стульчиках или полу. Круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Выбор данной программы обусловлен тем, что в основе предлагаемой программы лежит личностно ориентированная модель взаимодействия с детьми. При такой модели взаимодействия и педагог, и ребенок в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса, обладают свободой в построении своей деятельности, осуществляют свой выбор строить через это свою личность. Основные противоречия преодолеваются не за счет принуждения, а посредством сотрудничества. В силу этого особую ценность приобретают такие свойства личности, как способность к самореализации, творческому росту и инициативность как форма выражения отношений на основе взаимопринятия и взаимопонимания. Данная программа помогает
обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, снизить тревожность и повысить уверенность в себе, а также удовлетворить потребности в притязании на признание взрослых.

С целью устранения у детей проявления тревожности мы планируем составили картотеку игр и упражнений на снятие тревожности и повышение уверенности в себе, предложенных в практических пособиях Н.Л. Кряжевой, а также в материалах для диагностической и коррекционной работы в ДОУ «Профилактика нарушений в поведении дошкольников», предложенных авторами – составителями И.Н. Наревской, Н.Г. Сабировой, Н.А. Курановой, Н.С. Нурмухаметовой.

На наш взгляд, содержание этих материалов, игр и упражнений будет способствовать обеспечению эмоционального благополучия ребенка и формированию положительного эмоционального настроя, а также поможет педагогу наладить контакт с детьми, успешно консультировать родителей по проблемам межличностного общения детей.

На протяжении марта – апреля мы посещали среднюю группу детского сада, совместно с Воспитателем № 1 и Воспитателем №2 организовывали занятия по программе С.В. Крюковой со всеми детьми группы, обращая особое внимание на подгруппу детей (5 человек) с тревожно – пессимистическими ожиданиями по отношению к воспитателям; мы проводили регулярные наблюдения за характером взаимодействий воспитателей с детьми при проведении рекомендуемых нами занятий, игр и упражнений.

Приведем примеры эмоционального реагирования детей на занятиях, проводимых нами совместно с воспитателями.

Анализируя занятия можно сказать, что не все дети с первых занятий с удовольствием принимали участие во всех заданиях. Так, на первом занятии, когда воспитатель предложил детям закрыть глаза и почувствовать себя в обруче как дома, а потом рассказать, у кого какой домик получился, на что он похож, где находится, Егор С. Саша сказали: «Я не знаю», Егор Л. сказал: «Дома», Ева ответила, что ее домик похож на шалаш в лесу. Далее было предложено задание украсить свой домик, начиная с центра. Только Ева украсила свой домик в центре, остальные дети украшали вокруг или с краю. В играх на первом занятии Егор С. с интересом наблюдал за действиями других детей, но собственной активности не проявлял. Когда воспитатель предложил взять клубочек и соединить свой домик с другими домиками, а потом – с большим обручем, Егор С. отказался соединять свой домик с большим, сказал: «Я не хочу». Все дети на первом занятии очень заинтересовались ритуалом прощания со свечкой. Каждый из них высказался в меру своих коммуникативных возможностей и особенностей эмоционального отношения к воспитателю.


На этом занятии детям давалось задание закрыть глаза и выполнить какое – нибудь задание. Очень настороженно и боязливо к этому отнеслись Арина , Егор С., Саша они делали все неуверенно, говорили: «Я не могу», «Я не умею», «У меня не получается», открывали глаза.

На втором занятии дети уже спокойнее отнеслись к тому, что нужно закрыть глаза и более уверенно действовали по инструкции воспитателя. Егор С. очень неохотно шел на контакт с детьми и воспитателем. И, напротив, Егору и Еве понравилось изображать «змею» и гладить щечку своего соседа. Даже на третьем занятии Егор С. проявлял безразличие к сверстникам и воспитателю. Когда воспитатель предложил представить, что у детей в руках маленький птенец, и его нужно согреть своим дыханием, Саша следил, как это выполняют другие ребята. Арина и Егор С. очень резко и быстро выполнили это задание, не проявляя особой «заботы» к «беспомощному птенцу».

Также сложно на первых занятиях было действовать согласованно, некоторые дети отказывались выполнять задания (Арина, Егор С.).

Но уже на четвертом занятии, дети с удовольствием выполняли задание «Волшебный мешочек» и отвечали на вопрос, что в нем лежит. А, во время игры «Земля, небо, огнь и вода», дети ждали помощи от воспитателя при показе земли, неба, огня и воды и его одобрения, что показали правильно. Когда проводилась игра «Зеркало», на вопрос: «Кто хочет быть обезьянкой?», - Егор С. поднял руку, что говорит о его повышении уверенности в себе, в своих силах.

На пятом занятии Арина и Саша во всех предложенных играх участвовали активно. Негативизма и упрямства не наблюдалось. В незнакомых играх выражали тревогу, ждали поддержки со стороны взрослого (воспитателя). Егор Л., который ранее игнорировал просьбы воспитателя, начал действовать по его инструкциям, охотно выполняя все задания.

На шестом занятии, когда воспитатель предложил начать встречу с песенки – приветствия «Я очень рада…», дети согласились и было видно, что они обрадовались. При проведении упражнения «Солнечный зайчик» все дети выполняли действия четко и уверенно. После прочтения сказки «Заяц – хваста» все дети выполняли предложенные воспитателем задания – изображали зайца и делали это с удовольствием. Впервые Егор С. предложил себя на роль зайца, а Ева и Арина хотели быть вороной. Небольшое затруднение вызвало задание похвалить не себя, а соседа, но и с этим задание дети, совместно с воспитателем, справились.