Файл: I. Представления детей 45 лет об взаимоотношений между воспитателями в дошкольном образовательном учреждении Понятие отношение человека к человеку.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Негативное эмоциональное отношение воспитанников к педагогу проявилось в следующих особенностях рисунка:

- неаккуратность при выполнении рисунка;

- изображение взрослого очень схематично;

- отсутствие на рисунке рук можно интерпретирывать как страх или защиту от наказаний, нотаций, поучений;

- отсутствие второстепенных деталей и украшений свидетельствует о нежелании рисовать педагога или о негативном, нейтральном, безразличном отношении к нему;

- использование холодных цветов спектра при рисовании, что символизирует неприязнь и антипатию к взрослому. Дети сопровождали рисунки такими выражениями: «Я жду, сейчас за мной бабушка придет», «Мне рисовать сейчас не хочется», «Она всегда на меня сердится».


  1. Проективный вербальный метод (У.В. Ульенкова)

Цель: выявить характер личностных ожиданий ребенка по отношению к воспитателю.

Процедура проведения: индивидуальная беседа с детьми, основным содержанием которой является прогнозирование ребенком поведения воспитателя по отношению к нему в тех или иных предлагаемых условиях (Приложение 1.2).

При обработке данных мы ориентировались на 2 вида личностных ожиданий, выделенных С.П. Тищенко.

Критерии уверенно – оптимистических ожиданий ребенка:

- уверенные, спокойные ответы, прогнозирование одобрения и похвалы педагога в случае своего успеха (положительный поступок);

- уверенность в том, что взрослый обязательно разберется в ситуации, выскажет свое мнение, иногда пожурит (но не больше) – в случае отрицательного поступка.

Критерии тревожно – пессимистических ожиданий ребенка:

- нерешительность, боязливые ответы;

- отсутствие прогноза в отношении высказываний, действий взрослого: «Я не знаю, что скажет (сделает) воспитательница»;

- неуверенное прогнозирование одобрения и похвалы в случае своего положительного поступка;

- в случае отрицательного поступка (неуспеха) – уверенность в порицании и наказании со стороны взрослого.

Анализ полученных данных (рис.2) показал, что личностные ожидания детей в отношении Воспитателя № 1: уверенно – оптимистичные у 70% детей (9 детей); тревожно – пессимистические у 30% детей (4 ребенка).

Личностные ожидания детей в отношении Воспитателя № 2: уверенно – оптимистичные у 77% детей (10 детей); тревожно – пессимистические у 23 % детей (3 ребенка).
Модальность ожиданий ребенка по отношению к воспитателю



Рис.2

В обеих ситуациях успеха дети с уверенно – оптимистическими ожиданиями прогнозировали, что воспитатель поверит в совершение ими хорошего поступка, легко предполагали оценку педагогом своего поступка. Например: «Очень красивый домик, мне нравится»; «Ты, молодец, хороший у тебя домик получился»; «Красиво, ты молодец!»; «Хорошо, умница!»; «Ты очень постаралась, Маша!» и т.п. При предъявлении ситуации неуспеха у детей с уверенно – оптимистическими ожиданиями изменилось эмоциональное состояние, они выразили протест против того, что в данной ситуации виноваты они. Эти дети быстро и без усилий прогнозировали возможные варианты высказываний педагога: «Может это не ты сделал, а тебе помогли?»; «Я тебе не верю, это не ты сделала»; «Нет, это не ты сделала!».

Для детей с тревожно – пессимистическими ожиданиями характерны неуверенность в ответах, и даже растерянность. Они могут констатировать, что своим поведением заслужат похвалу воспитателя, но в отличие от детей первой группы (с уверенно – оптимистическими ожиданиями) делают это с долей сомнения. Например: «Наверное, поверит»; «Может и похвалит». Предполагаемые высказывания взрослого довольно однообразны: «Хорошо!»; «Красиво!»; «Молодец!»; «Спасибо!». Дети эмоционально скованно переживают даже ситуацию предполагаемого успеха. У испытуемых с тревожно – пессимистическими ожиданиями ситуация неуспеха еще больше усугубляет неуверенность в себе, порождает чувство страха и незащищенности.


  1. Экспериментальная методика «Изучение представлений дошкольников об отношении к ним педагога» (В.К. Котырло).

Цель: выявить, как ребенок оценивает отношение педагога к себе и сверстникам, умеет ли соотнести это отношение с особенностями своего поведения (Приложение 1.3).

Процедура проведения: проведение с ребенком беседы, где рассматриваются различные ситуации из жизни группы детского сада.

I ситуация: «Скоро праздник. В группе будет концерт. Дети украшают зал и готовят номера. Как ты думаешь, воспитатель даст тебе роль ведущего? А, кому из детей он предложит эту роль?»

II ситуация: «Представь себе: воспитатель входит в группу и держит в руке карнавальную маску зайчика. Как ты думаешь, отдал бы он ее тебе или кому – нибудь другому? Кому?»

III ситуация: «Начинается занятие, а дети оставили на ковре разбросанные игрушки. Воспитатель рассердился на детей, он недоволен ими. Как ты думаешь, на тебя бы за это воспитатель рассердился? А на кого из детей группы мог бы рассердиться?»


В зависимости от ответа ребенок может быть отнесен к одной из трех групп по характеру эмоциональной направленности на воспитателя: I группа – эмоционально восприимчивые дети; II группаэмоционально невосприимчивые дети; III группадети с безразличным отношением к воспитателю и его требованиям.

Анализ ответов детей на поставленные вопросы по отношению к Воспитателю № 1 показал, что в 1-й и 2-й ситуациях 53% (7 детей) дошкольников дали утвердительный ответ: «Да, даст», «Точно даст мне маску»; 23,5% (3 детей)- отрицательный ответ: «Нет», « Нет, отдаст другому, она меня не любит»; 23,5% (3 детей) дали неопределенные ответы: « Не знаю», «Может даст, а может нет». В 3-й ситуации 70% (9 детей) дошкольников дали отрицательный ответ, 15 % (2 детей) - утвердительный и 15% (2 детей) – неопределенный ответ. Дети, уверенные в теплом отношении к ним воспитателя, высказывали следующие соображения» «На меня никогда не сердится», «Меня не ругают», « Я всегда убираю за собой игрушки».

Анализ ответов детей на поставленные вопросы, по отношению к Воспитателю № 2 показал, что в 1-й и 2-й ситуациях 62% (8 детей) дошкольников дали утвердительный ответ: «Да, даст», «Отдала бы мне маску»; 22% (3 детей)- отрицательный ответ: «Нет», « Нет, отдаст другому»; 16% (2 детей) дали неопределенные ответы: « Не знаю», «Может даст, а может нет». В 3-й ситуации 70% (9 детей) дошкольников дали отрицательный ответ, 15% (2 детей) -утвердительный и 15% (2 детей) – неопределенный ответ. Дети, уверенные в теплом отношении к ним воспитателя, высказывали следующие соображения» «На меня воспитатель никогда не сердится, потому что я послушный», «Меня не ругают, я послушная», « Я всегда убираю за собой игрушки».

Таким образом, первую группу составили дети с ярко выраженной положительной эмоциональной направленностью на воспитателя № 1 – (53% (7детей)), «эмоционально восприимчивые» по отношению воспитателя № 2 - (62% детей (8детей)). Их отличает уверенность в любви педагога, они адекватно оценивают его отношение к себе, очень чувствительны к изменениям в его отношении, улавливают малейшие изменения в его поведении. Тон воспитателя, жест, поза служат источником возникновения эмоциональных переживаний. Лишение этих детей тепла и ласки служит поводом для появления неприятных переживаний, резко сказывается на их настроении, заставляет интенсивно искать одобрения. Ребенок становится инициатором контактов с педагогом, он хочет заслужить внимание к себе хорошим поведением.


Детей второй группы характеризует отрицательная установка на педагогические воздействия. Отмечена неадекватность их откликов и на положительные воздействия воспитателя. Мы их называем «эмоционально невосприимчивыми»: 23,5% (3 детей) – по отношению к Воспитателю № 1, 22% (3 детей) – по отношению к воспитателю № 2. Эти дошкольники часто нарушают дисциплину и порядок, не соблюдают установленные нормы. Постоянные замечания обычно не способствуют улучшению их поведения. Усвоив по отношению к себе порицательное отношение, дети отвечают на него негативизмом или равнодушием. Удовольствия от общения с воспитателем они не испытывают и не ожидают. Переживания детей отличаются неустойчивостью, настроение часто меняется. Дети быстро расстраиваются, обижаются, но так же легко и быстро успокаиваются.

Дети третьей группы- (23,5% (3 детей) – по отношению к воспитателю №1 и 16% (2 детей) – по отношению к воспитателю № 2, - безразличны к воспитателю и его требованиям. Они не проявляют активности и инициативы в общении с воспитателем. Играют пассивную роль в жизни группы. По их внешним проявлениям трудно определить характер переживаний. Когда воспитатель их хвалит, они не выражают радости, так же как при осуждении – огорчения или смущения. Но этот факт не означает, что дети не испытывают переживаний, скорее всего, он свидетельствует об отсутствии у них опыта внешнего выражения своих эмоций, а ограниченное количество эмоциональных контактов с взрослым ведет к скованности, замкнутости, неуверенности.

Нами был сделан вывод об особенностях представлений дошкольников об отношении к ним педагога, что представлено в процентном соотношении на рисунках 3 и 4.
Характер эмоциональной направленности ребенка на воспитателя


Воспитатель №1


Рис. 3

Воспитатель № 2


Рис.4
Мы убедились, что лишь в результате эмоциональных контактов, при которых ребенок чувствует себя объектом внимания и уважения со стороны взрослого, у него формируется направленность переживаний на его оценку. Отсутствие же эмоционального созвучия с воспитателем не способствует развитию активности ребенка, направленной на то, чтобы заслужить похвалу педагога. Ребенок избегает общения с взрослым.

По результатам I этапа диагностического обследования была выявлена подгруппа детей из 5 человек – 38% детей с негативным эмоциональным отношением к воспитателям, с тревожно-пессимистическими ожиданиями по отношению к воспитателям, эмоционально невосприимчивых детей и детей с отрицательной установкой на педагогические воздействия по отношению к двум воспитателям у трех человек, по отношению к одному из воспитателей – у двух человек. С детьми данной подгруппы был проведен тест тревожности.


  1. Тест тревожности (Р. Тэмтл)

Цель: определение уровня тревожности детей в возрасте от четырех до семи лет по отношению к ряду типичных для них жизненных ситуации общения с другими людьми (Приложение 1.4).

Методика проведения: рисунки, на которых изображены типичные для жизни дошкольника ситуации, предъявляются ребенку в строго перечисленном порядке. Беседа проводится в отдельной комнате. После предъявления рисунка ребенку, психолог спрашивает ребенка следующее: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: веселое или печальное?» Предлагаемые на рисунках ситуации отличаются по своей эмоциональной окраске.

На основании данных протокола вычисляем индекс тревожности ребенка (И Т), который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков. Повышенный уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Выявление уровня тревожности позволяет оценить внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.

Анализ полученных результатов показал, что высокий уровень тревожности наблюдается у двух детей: у Арины С. - индекс тревожности 78%, у Егора Л. – 52%; средний уровень тревожности, близкий к высокому, выявлен у трех детей: у Егора С. -50%, у Саши З. – 50%, у Евы Ш. - 43%. Данные наглядно представлены на рисунке 5.

Уровень тревожности детей 4-5 лет (И Т)



Рис.5
Приведем выборочно ответы детей, обосновывающие выбор «грустного лица» при выполнении заданий. Рисунок № 8 «Выговор»: «Грустное, потому, что мама ругает», « Воспитатель ругает, она меня не любит», «Ругается воспитатель».

Объясняя свой выбор, дети часто предполагали, что взрослая женщина на картинке ругает ребенка, заставляет убирать игрушки, или даже « Я не раскидывал, а убирать заставляют меня». Такие и подобные высказывания свидетельствуют о том, что дети воспринимают эту картинку в контексте привычных для них способов взаимоотношений с взрослым. Мы полагаем, что это может быть связано со страхом не соответствовать ожиданиям окружающих, в частности воспитателя, с неудовлетворением потребности в эмоциональной близости с педагогом.