Файл: I. Представления детей 45 лет об взаимоотношений между воспитателями в дошкольном образовательном учреждении Понятие отношение человека к человеку.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Чтобы контакты воспитателя с ребенком приносили им взаимное удовлетворение, воспитателю необходимо быть очень внимательным к эмоциональному состоянию ребенка.

Одобрение и поощрение взрослого является источником положительных эмоциональных переживаний для детей – дошкольников. Такое поведение воспитателя не только удовлетворяет потребность ребенка в одобрении, но и направляет его отношение к окружающему миру, другим людям и себе самому. Было установлено, что активность детей на занятиях существенно зависит от того, насколько педагог владеет средствами эмоционального воздействия.

Также в исследованиях В.К. Котырло было установлено, что если воспитатель эмоционально – выразительно передает и свое негативное отношение к поступку, откровенно возмущаясь, то дети испытывают чувство вины, побуждающее в дальнейшем воздерживаться от каких – либо действий.

Нарушения взаимоотношений между ребенком и взрослым, невнимание, отрицательное воздействие со стороны взрослого – оказывают негативное влияние на нервную систему дошкольников, вызывая у одних грубость и агрессивность по отношению к окружающим, у других – замкнутость, необщительность, понижение общего тонуса.

Воспитатель, взаимодействуя с ребенком, испытывающим эмоциональный дискомфорт, связанный с его положением в обществе сверстников, может или помочь преодолеть возникшие трудности, или еще более отдалить его от других детей, например, неосторожным замечанием в их присутствии.

Непосредственное отношение воспитателя по-разному влияет на дошкольников. У детей с выраженной деловой или личностной мотивацией общения оно как бы обостряет чувствительность к взрослому, вызывает желание получить расположение к себе. При нейтральном же отношении к воспитателю детей расхолаживает смена эмоциональных отношений, которые им бывает трудно предугадать. В таких случаях ребенок стремится избегать прямых контактов с воспитателем и неактивен в общении с ним.

В младшем дошкольном возрасте по влиянию, оказываемому на эмоциональное состояние ребенка, на первое место выходят конкретные действия воспитателя (наказывает – не наказывает; кричит – не кричит). Для детей этого возраста также имеет значение общий эмоциональный тон в работе воспитателя. Малыши хорошо воспринимают в меру эмоционального, спокойного воспитателя.


В среднем и старшем дошкольном возрасте исключительное значение приобретают особенности восприятия воспитателем ребенка, наличие и характер дистанции во взаимодействии с ним.

Таким образом, можно выделить следующие основные особенности отношения дошкольников к личности воспитателя:

- от оценки внешних качеств дошкольники переходят к оценке деятельности воспитателя, а затем к оценке его нравственных качеств;

- отношение детей к воспитателю взаимосвязано с отношением к ним педагога, хотя в основном для дошкольников характерна положительная оценка личности педагога;

- с возрастом растет осознание детьми своего отношения к воспитателю;

ролевой стереотип воспитателя в глазах детей характеризуется «ореолом роли», «ореолом непогрешимости», «ореолом сверхконтроля».

Воспитателю в каждой конкретной ситуации необходимо понять причину эмоционального дискомфорта ребенка и выбрать ту форму общения с ним, которая адекватна типу поведения ребенка и неудовлетворенной потребности.

Таким образом, чтобы контакты воспитателей с детьми приносили им взаимное удовлетворение, воспитателям необходимо быть очень внимательными к эмоциональному состоянию детей, адекватно интерпретировать их поведение в конкретной ситуации, находить правильные способы взаимодействия с ними с учетом наметившихся изменений в их поведении.

Выводы по первой главе
Очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия ребенка в детском саду является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в дошкольном учреждении. Ребенок с радостью идет в тот детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачи, радуются успехам.

Психологи выделяют субъективное и объективное отношение. Объективные отношения характеризуются количественным или качественным проявлением взаимосвязей с чем – или кем – либо, субъективные отношения характеризуются тем, как личность относится к тем или иным событиям, людям и т. п.

С самого рождения ребенок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение с взрослыми, через игрушки и предметы и т. д. Самостоятельно постичь окружающий мир – задача, непосильная для ребенка. Первые шаги в его социализации совершаются при помощи взрослого. В связи с этим возникает важная проблема – проблема общения ребенка с другими людьми и роль этого общения в психологическом развитии детей на разных генетических ступенях.


На основе теоретического анализа мы выдвинули гипотезу исследования:

- о наличии в средней группе детского сада детей с различными типами эмоционального отношения к воспитателям (положительное и отрицательное эмоциональное отношение), отличающихся характером эмоциональной направленности на воспитателей (эмоционально восприимчивые, эмоционально невосприимчивые дети, дети с безразличным отношением к воспитателям) и модальностью ожиданий по отношению к воспитателям (уверенно – оптимистические и тревожно – пессимистические ожидания детей);

- о возможности устранения у детей 4-5 лет тревожно – пессимистических ожиданий по отношению к воспитателям при организации педагогом комплекса занятий, игр и упражнений, направленных на обеспечение чувства психологической защищенности ребенка, формирование позитивного отношения к воспитателям и сверстникам, снятие психоэмоционального напряжения.

Глава II. Организация психолого-педагогического эксперимента по изучению эмоционального отношения к воспитателю детей средней группы детского сада


    1. Особенности эмоционального отношения к воспитателю у детей 4-5 лет (на материале констатирующего эксперимента)

Психолого – педагогический эксперимент проводился в период с февраля по апрель в одном из дошкольных образовательных учреждений. С точки зрения педагогической этики, учитывая контекст, проводимого нами исследования – особенности эмоциональных взаимоотношений между детьми и воспитателями, - номер детского сада нами не называется. В средней группе численность детей составляет 20 человек, но в феврале на этапе первоначальной диагностики в группе был карантин и поэтому в исследовании участвовали 13 детей в возрасте 4-5 лет и 2 воспитателя, работающих на данной группе, имеющих первую квалификационную категорию.

В детском саду воспитательно-образовательный процесс строится по основной общеобразовательной программе, разработанной на основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей.


Цель программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к школе.

Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, содержательная связь между разными разделами программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Одной из линий программы является «Линия чувств», которая определяет в программе направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка, гармонию взаимодействия со сверстниками и взрослыми, предметным и природным миром.

Задача этой линии: развить у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, способность к проявлению гуманного отношения. Эта задача решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого и организацию социально-эмоционального опыта.

Цель диагностического этапа: выявить особенности эмоционального отношения детей средней группы к воспитателям дошкольного образовательного учреждения.

Критерии диагностики:

- эмоциональное отношение ребенка к воспитателям детского сада,

- модальность ожиданий ребенка по отношению к воспитателям,

- характер эмоциональной направленности ребенка на воспитателей,

- уровень тревожности ребенка.

Методики диагностики:

- диагностическая проективная методика оценки отношений «дети - воспитатель» ,

- проективный вербальный метод ,

- экспериментальная методика «Изучение представлений дошкольников об отношении к ним педагога» ,

- тест тревожности.

Диагностическое обследование осуществлялось поэтапно:

I этапвыявление детей с негативным эмоциональным отношением к воспитателям, с тревожно – пессимистическими ожиданиями по отношению к воспитателям группы, эмоционально невосприимчивых детей, детей с отрицательной установкой на педагогические воздействия.

II этап – выявление уровня тревожности у детей с тревожно –пессимистическими ожиданиями по отношению к воспитателям.


Представим результаты первоначального диагностического обследования.

Так как воспитателей в группе двое, то и диагностику мы проводили дважды, выявляя характер эмоционального отношения детей к каждому из воспитателей, обозначим их: Воспитатель №1 и Воспитатель № 2.


  1. Диагностическая проективная методика оценки отношений «дети – воспитатель»

Цель: изучить особенности эмоционального отношения ребенка к педагогу детского сада (Приложение 1.1).

Процедура проведения: детям предлагаются чистые листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры, ластик. Дается инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, свою воспитательницу». При оценке результатов отмечается: последовательность рисования деталей; паузы более 15 секунд, стирание деталей; спонтанные комментарии ребенка, его эмоциональные реакции. При анализе детских рисунков обращается внимание на: расположение фигур на листе; наличие основных элементов; количество деталей при изображении взрослого и др. По совокупности признаков, отраженных в детских рисунках, определяется положительное или отрицательное эмоциональное отношение ребенка к воспитателю.

При изучении особенностей эмоционального отношения ребенка к педагогу детского сада мы получили следующие данные (рис.1):

- положительное эмоциональное отношение к Воспитателю № 1 отмечается в рисунках 62 % детей (8 детей);

- негативное эмоциональное отношение к Воспитателю № 1 отмечается в рисунках 38 % детей (5детей);

- положительное эмоциональное отношение к Воспитателю № 2 отмечается в рисунках 69 % детей (9 детей);

- негативное эмоциональное отношение к Воспитателю № 2 отмечается в рисунках 31% детей (4 детей).
Эмоциональное отношение ребенка к педагогу детского сада


Рис.1
Положительное эмоциональное отношение воспитанников к педагогу проявилось в следующем:

- старательность при выполнении рисунков, желание, удовольствие, с которым выполняет его ребенок;

- использование в основном теплых тонов (красный, желтый, оранжевый), изображение на прогулке елочек, с комментариями: «…скоро пойдем гулять в лес»;

- изображение взрослого в центре листа, во весь рост;

- на лице воспитателя изображали улыбку, сопровождая такими словами: «меня всегда встречает с улыбкой в детском саду».