Файл: I. Представления детей 45 лет об взаимоотношений между воспитателями в дошкольном образовательном учреждении Понятие отношение человека к человеку.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На последнем, седьмом, занятии все дети с радостью приступали к играм, всё занятие проходило на положительных эмоциях, никто не отказывался от выполнения заданий, дети старались помочь друг другу, укрепляя чувство единства. За время проведения занятий мы наблюдали повышение активности детей, их уверенности в себе, развитие чувства принадлежности к группе. Развивались навыки позитивного социального поведения, дети все чаще высказывали свое мнение, не боясь осуждения со стороны сверстников и воспитателя.

В процессе проводимых нами наблюдений за особенностями взаимодействия Воспитателя № 1 и Воспитателя № 2 с тревожными дошкольниками мы выявили положительную динамику.

Егор Л. первоначально не шел на контакт с воспитателем № 1, прятал глаза, игнорировал все проводимые педагогом занятия, даже те, на которых присутствовали другие специалисты (например, на музыкальном занятии). Постепенно Егор Л. проникся к Воспитателю № 1, стал проявлять заинтересованность и инициативу в проводимых педагогом играх и упражнениях.

Ева в незнакомых играх выражала тревогу, была пассивна в играх, ждала поддержки со стороны взрослого. К концу формирующего этапа стала более общительной с взрослыми (воспитателем), раскрепощенной. Девочка проявила большой интерес к коммуникативным играм, которые воспитатель проводила с подгруппой во 2 –ой половине дня.

Ева постепенно включалась в игры со всеми детьми, хотя и наблюдалась эмоциональная сдержанность (отсутствие мимического участия, смеха). Стала активно выражать свои желания.

Тревожность Саши первоначально проявлялась в скованности, неуверенности. Он проявлял малую заинтересованность в предлагаемых воспитателем играх, тревогу в незнакомых играх и упражнениях. Спустя месяц робость постепенно исчезла, но проявлялись еще скованность в движениях и сжатость. К концу формирующего этапа у Саши появилось желание участвовать в играх, предлагаемых воспитателем, но он иногда игнорировал правила игры и пытался установить свои, удобные только для него.

Егор С. на проводимых воспитателями занятиях, играх и упражнениях был безразличным, неактивным, всегда чем – то недовольным и не веселым, мало общался со сверстниками, был замкнут в себе. Говорил: «У меня не получается. Я не хочу. Мне не интересно». Постепенно у Егора С. появился интерес к проводимым играм и упражнениям. Появилась большая уверенность в себе, он активно стал
работать на занятиях и участвовать в мероприятиях, проводимых в группе.

Арина также проявляла тревожность, ей не хватало уверенности в себе, была неактивна, вертелась по сторонам, ей было трудно усидеть на месте, что говорит о ее малой заинтересованности. В играх была пассивна, выражала тревогу. Упражнения на мимику и пантомиму выполняла напряженно, постоянно наблюдя за тем, как это делают другие. К концу формирующего этапа у девочки устойчивое хорошее настроение, появилось желание играть, прежде всего, ее привлекала возможность общения в играх с другими детьми, появилась раскрепощенность в движениях.

Для родителей этих дошкольников были составлены буклеты – памятки по обеспечению эмоционального благополучия детей в семье (Приложение 10). Родители Арины, Евы, педагоги Егора Л. (он из детского дома) активно откликнулись, проявили особый интерес к проблеме своих детей: задавали вопросы о том, как лучше помочь ребенку, какие игры и упражнения наиболее подходят для занятий дома.

Можно сделать вывод, что в процессе проводимых воспитателями занятий, игр и упражнений у детей развивались коммуникативные навыки, обогащался эмоциональный опыт, повысилась самооценка, появилась уверенность в себе и стремление к взаимодействию с воспитателем.



    1. Обсуждение результатов контрольного среза

Цель контрольного среза (конец апреля): определить изменения в эмоциональном отношении к воспитателям у детей 4 – 5 лет с тревожно – пессимистическими ожиданиями по отношению к воспитателю по результатам формирующей работы. Для повторной диагностики используются те же методы и методики диагностики, что и диагностическом этапе:

- диагностическая проективная методика оценки отношений «дети – воспитатель»

- проективный вербальный метод

- экспериментальная методика «Изучение представлений дошкольников об отношении к ним педагога»

- тест тревожности
1. Повторное изучение особенностей эмоционального отношения ребенка к педагогу детского сада показало следующее:

У Арины появилось желание рисовать обеих воспитательниц. Прорисованы все детали. Обе воспитательницы улыбаются: « Меня встречают с улыбкой».


У Егора Л. изображение воспитателей стало крупным, на середине листа, хотя цвета он использовал холодные, но прорисованы все детали: «Мы помирились с воспитателем». Появились дополнительные элементы: воздушный шарик, дерево, и сердце.

У Егора С. тоже изображение воспитателя стало крупным, на середине листа, более ярким, появились оттенки теплых тонов, что символизирует значимость и близость взрослого.

У Евы появилось желание рисовать обеих воспитательниц, хотя и присутствует холодный цвет в изображении воспитателя № 1 , но нарисована и улыбка, и второстепенные детали – ребенок воспринимает воспитателя позитивно настроенным на ребенка.

У Саши хотя и появился холодный фиолетовый цвет у Воспитателя № 2 , но рисунки стали ярче, крупнее, появились волосы, четче прорисованы все детали. Педагоги улыбаются, т.е. ребенок воспринимает воспитателя доброжелательным, позитивно настроенным.

Таким образом, у всех детей произошел сдвиг в сторону положительного эмоционального отношения к педагогу. У Арины , Егора Л., Евы, Саши в рисунках появилось больше положительных элементов, у Егора С. два новых положительных элемента в рисунке (рис.6).


Эмоциональное отношение к Воспитателю № 1


Эмоциональное отношение к Воспитателю № 2


Рис.6


  1. Проанализируем результаты проектного вербального метода У.В. Ульенковой, Е.Н. Васильевой.

Арина и Егор С. изменили свои личностные ожидания в отношении обеих педагогов с тревожно – пессимистических на уверенно – оптимистические ожидания. Ева , Саша , Егор Л. частично тоже сблизились с воспитателями. Дети давали более спокойные и уверенные ответы: «Похвалит», «Скажет: «Молодец!», «Не поверит» (прогнозирование реакции воспитателя при совершении поступка) (рис.7).

Модальность ожидания детей по отношению к Воспитателю № 1


Модальность ожидания детей по отношению к Воспитателю № 2


Рис.7


  1. Повторное проведение экспериментальной методики «Изучение представлений дошкольников об отношении к ним педагога»



Анализ данных показал, что четверо детей (Ева , Арина , Егор Л., Егор С., Саша ) сменился характер эмоциональной направленности на воспитателя. Егор С. стал эмоционально реагировать на педагогические воздействия, но у него все еще выражена отрицательная установка на воздействия обеих воспитательниц.

Саша и Ева стали проявлять эмоциональную чувствительность к Воспитателю № 1, но не всегда выполняют требования воспитателя.

Егор Л. стал эмоционально восприимчив к воспитателю № 1, а Арина – к Воспитателю № 2.

Важно подчеркнуть отсутствие детей с безразличным отношением к воспитателям (рис. 8).

Характер эмоциональной направленности детей на Воспитателя № 1

Характер эмоциональной направленности детей на Воспитателя № 2


Рис.8
4.Тест тревожности показал, что высокого уровня тревожности не выявлено ни у одного ребенка, средний уровень тревожности у двоих детей ( Арина, Егор Л.), низкий уровень тревожности у троих детей ( у Евы, у Егора С, у Саши ) (рис.9).
Индекс тревожности детей 4-5 лет





Диагностический этап




Контрольный срез

Рис.9
Повторное наблюдение и оценка эмоциональных проявлений детей по отношению к воспитателю показали, что у Егора С., Саши, Арины нет такой скованности и настороженности в общении с воспитателем. Теперь при затруднительном положении Арина на занятии ищет помощь у воспитателя, обращаясь к ней первой. Ева и Егор Л. утром приходят в группу с удовольствием, в комфортных ситуациях ищут поддержки у воспитателя.

Полученные данные показывают, что под влиянием доброжелательности воспитателя, внимания к интересам и потребностям ребенка его замкнутость, скованность, необщительность сменяются более активным поведением по отношению к взрослому. Дети уже не избегают контактов с воспитателем, а, наоборот, преодолев свою неуверенность, сами проявляют интерес, охотнее отвечают на вопросы, держатся менее скованно. Но еще предстоит работать над устранением тревожно – пессимистических ожиданий и невосприимчивости по отношению к воспитателям с Ариной, Егором С., Сашей.


Мы считаем, что организацию игр и упражнений на снятие тревожности и повышение уверенности в себе необходимо продолжать с этими детьми. Также воспитателям необходимо больше внимания уделять этим детям, помогать в трудных ситуациях, чаще назначать ведущими для повышения уверенности в себе.


Заключение
Проведенный линейный педагогический эксперимент показал, что обеспечить устранение и снижение у детей 4-5 лет тревожно – пессимистических ожиданий по отношению к воспитателю возможно. Для этого необходимо педагогам и родителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.), осуществлять индивидуальный подход при оказании помощи ребенку в удовлетворении его потребностей в притязании на признание взрослого. Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причем, не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше, чем вчера; быстрее убрал игрушки и т.д.). Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики.

Формами организации совместной с воспитателями деятельности могут быть занятия, доминантой содержания которых является формирование у ребенка положительного отношения к воспитателю, а также игры и упражнения на снятие тревожности и повышение уверенности в себе, упражнения на развитие саморегуляции и снятие психоэмоционального напряжения. Также нужно больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в детском саду. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка.

В своей работе мы попытались определить, насколько взаимосвязаны в детском саду эмоциональное благополучие ребенка и характер его взаимоотношений с педагогом, как необходимо время оказать ребенку помощь в удовлетворении потребности в притязании на признание взрослых.

Первоначальная диагностика выявила, что у некоторых детей нашей группы неудовлетворена потребность в общении с воспитателями, в их признании и оценке; в достижении успеха в деятельности, 38 % детей (5 человек) оценивают педагогическое взаимодействие как неудовлетворяющее, а у 38% детей (5 человек) были выявлены тревожно – пессимистические ожидания в отношении одной или обеих воспитательниц. Кроме того, у всех дошкольников с тревожно – пессимистическими ожиданиями по отношению к воспитателю были выявлены высокий и близкий к высокому индексы тревожности.