Файл: I. Теоретикометодологические основы формирования нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ние детей, оказывает действенное влияние на их поведение.

Эмоциональный компонент: эмоция как целостная реакция личности младшего школьника выражает и формирует его эмоциональное отношение к себе и к окружению. Целостность в эмоции выражается единством множественных способов проявления отношения организма к внешнему объекту. В совместной работе педагога и младшего школьника велась проработка эмоционального компонента, она позволяла включить конкретную проблему в контекст всей системы отношений ребенка, понять действительную ее значимость и тем самым облегчить модификацию отношений ребенка к проблемной ситуации и своему внутреннему эмоциональному состоянию.

Ситуации, создаваемые на уроках, были направлены на то, чтобы;

  • ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем;

  • учился верить, дружить, любить, анализировать ситуации.

На уроках перед де
тьми ставилась нравственная задача: через соотношение с человеческими истинами закрепить в сознании учащегося, в его душе важные нравственные Заповеди: не согреши, не лукавь, не иди на сделку со своей совестью.

На уроках литературного чтения рассматривались через изучение произведений такие понятия, как добро, зло, смирение, искушение и формировались такие нравственные качества как: дружба, верность, помощь, ответственность и т.д. Обращалось внимание детей на проявление не только добра, но и зла, воспитывалось в них желание выступать против несправедливости, жестокости, нечестности. Поведение героя литературного произведения для младши

х школьников нередко служит эталоном, по которому он и оценивает поступки товарищей и свои собственные.

Формирование нравственных качеств детей происходило на уроке. Постоянно возникали определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решались общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся работали в парах и группах, тем самым влияли друг на друга. Учитель предъявлял ряд требований, касающиеся работы на уроке: не мешать остальным, уважительно и внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе и оценивать умения одноклассников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождала между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношением в любой коллективной работе. Отношение ученика к своему делу как к общему, умение согласовано действовать вместе с другими для достижения общей це
ли, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относится к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции структуры учебной деятельности. Для того, чтобы эти возможности урока реализовать практически, нам приходилось создавать в течении урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой.

На формирование нравственных идеаловдетей огромное влияние оказывает такая форма работы, как создание этических ситуаций. Моделирование этических ситуаций как совокупность условий и обстоятельств, создавала определенные отношения, положения, содержание моральное противоречие, которые решались учащимися.

На наших уроках использовались такие этические ситуации:

 - проблемная – когда шел поток новых знаний для решения проблемы;

 - конструктивная – предполагала проектирование поведения в заданных условиях;

 - прогностическая – была направлена на развитие умений предвиденья последствий поступка (своего или чу
жого);

 - оценочная – была направлена на формирование и развития навыков оценки;

 - аналитическая  – давалась для анализа верных и ошибочных действий участников;

 - репродуктивная – давала возможность детям словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

Одним из методов решения этической ситуации, выступал метод сопереживания. 

Мы считаем, что благодаря созданию этических ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их посредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними посредственно – в книгах, картинах, видеозаписях.

В результате использования этих ситуаций у учащихся развивалось нравственное мышление, закреплялись этические знания и умения, формировалась нравственная позиция. А это в свою очередь и является нравственными качествами, которые должны быть сформированы у учащихся младшего школьного возраста.

На ур