Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансы и кредит тема сущность и функции денег происхождение денег и роль государства в их учреждении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4) По организационной структуре бюджет представляет центральное звено финансовой системы государства, которое тесно связано со всеми другими звеньями.
5) По характеру бюджет – это обязательный документ, который утверждается ежегодно и имеет силу закона, юридически обеспечивающий бюджетный процесс и функционирование бюджетной системы.
Государственный бюджет является самой значительной частью государственных финансов, местный бюджет, в свою очередь, является самой значительной часть местных финансов. Поэтому сущность бюджета проявляется в функциях, присущих финансам. Следовательно, и бюджет выполняет две основные функции – распределительную и контрольную.
Распределительная функция финансов ярко проявляется именно в распределительной функции бюджета. Благодаря этой функции происходит концентрация бюджетных ресурсов на государственном или территориальном уровнях. Бюджетные средства через систему бюджетных расходов распределяются между министерствами, ведомствами, отраслями экономики, территориями страны, различными слоями населения. Бюджетные отношения многообразны с точки зрения их участников. Поэтому практически каждый гражданин страны, каждое предприятие, учреждение или организация, в той или иной степени, имеют отношение к бюджету.
Контрольная функция бюджета выполняется одновременно с распределительной функцией. Ее необходимость обусловлена тем, что движение бюджетных средств осуществляется на неэквивалентной безвозвратной основе. Сущность контрольной функции бюджета состоит в том, что она позволяет знать насколько своевременно и в полном объеме финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и насколько рационально и эффективно они используются.
Кроме вышеназванных (основных) функций бюджета, следует выделить регулирующую функцию, которая вытекает из распределительной, и связана с вмешательством государства через государственный бюджет в воспроизводственные процессы в обществе. Бюджетное регулирование охватывает все формы влияния государства на проведение бюджетной политики, начиная от принятия закона о государственном бюджете или решения о местном бюджете и до их применения органами государственной и местной власти и управления.
-
Сущность бюджетной системы и бюджетное устройство
Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права совокупность бюджетов и, в некоторых странах, внебюджетных фондов, функционирующих на государственном уровне и на уровне определенного территориального образования.
Состав бюджетной системы зависит от бюджетного законодательства, принятого в стране, и чаще всего привязан к административно-территориальному устройству.
Бюджетное устройство представляет собой организацию и принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы. Бюджетное устройство определяется государственным режимом и государственным (территориально-политическим) устройством. Государственный режим оказывает влияние в основном на принципы построения бюджетной системы. Государственное устройство оказывает влияние в основном на характер межбюджетных отношений.
В унитарных (единых) государствах бюджетная система имеет два уровня:
-
государственный бюджет -
многочисленные местные бюджеты.
В федеральных государствах бюджетная система состоит из трех уровней:
-
Государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), -
бюджеты членов федерации, -
местные бюджеты.
Все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты.
Бюджетная система РФ — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система РФ как федеративного государства состоит из бюджетов трех уровней, являющихся ее самостоятельными частями:
Первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Федеральный бюджет — центральное звено бюджетной системы, обеспечивающее финансирование общенациональных задач и функций, является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом.
Второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Они являются самостоятельным звеном бюджетной системы РФ. Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.
Третий уровень – местные бюджеты. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Бюджеты разрабатываются и утверждаются:
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов – в форме федеральных законов.
Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов – в форме законов субъектов Российской Федерации.
Местные бюджеты – в форме правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно Временному положению о бюджетной системе ДНР бюджетная система Донецкой Народной Республики состоит из республиканского и местных бюджетов. Бюджет Донецкой Народной Республики состоит из общего и специального фондов республиканского и местных бюджетов.
5 марта представители ведущей в ДНР общественно-политической силы — движения «Донецкая Республика» — выступили с инициативой разработки и принятия закона «Об органах местного самоуправления».
Совокупность бюджетов, входящих в состав бюджетной системы, является сводным бюджетом Донецкой Народной Республики. – Пояснить специфику понятий Сводный и консолидированный бюджет. Согласно БК РФ консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами
3. Принципы бюджетной системы
Принципы бюджетной системы – это основополагающие начала ее формирования и функционирования.
В некоторых странах принципы бюджетного устройства определены в Конституции страны. Так, в Конституции Германии определены следующие принципы бюджетного устройства: полноты, ясности, единства, точности, своевременности, специализации, гласности, общего обеспечения, ежегодности.
Бюджетная система ДНР основывается на принципах единства, полноты, достоверности, целевого использования бюджетных средств, эффективного использования бюджетных средств.
Принцип единства обеспечивается единой нормативной правовой базой, единой бюджетной классификацией, единством форм бюджетной документации, единой денежной системой, единой социально-экономической политикой, единым регулированием бюджетных отношений, единством порядка исполнения бюджета и ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Принцип полноты заключается в отображении в бюджете всех доходов и расходов бюджета.
Принцип достоверности определяется формированием бюджета на основе реальных показателей, обоснованных нормативов и отображения в отчете об исполнении бюджета только тех доходов и расходов, которые получены в результате проведения кассовых операций.
Принцип целевого использования бюджетных средств заключается в расходовании средств республиканского и местных бюджетов исключительно на цели, определенные сметными назначениями на соответствующий бюджетный период.
Принцип эффективного использования бюджетных средств предусматривает, что участники бюджетного процесса при планировании и исполнении бюджета в рамках установленных им полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и/или достижения максимального результата при расходовании определенного бюджетом объема средств. Использование бюджетных средств с нарушением данного принципа является неэффективным использованием бюджетных средств.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации бюджетная система страны строится на определенных принципах:
-
принцип единства бюджетной системы Российской Федерации; -
принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; -
принцип самостоятельности бюджетов; -
принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; -
принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; -
принцип сбалансированности бюджета; -
принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств; -
принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; -
принцип прозрачности (открытости); -
принцип достоверности бюджета; -
принцип адресности и целевого характера бюджетных средств; -
принцип подведомственности расходов бюджетов; -
принцип единства кассы.
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ.
Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
Принцип самостоятельности бюджетов означает самостоятельное обеспечение сбалансированности соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, а также самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; самостоятельно устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты; определять формы и направления расходования средств бюджетов и др.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.