Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансы и кредит тема сущность и функции денег происхождение денег и роль государства в их учреждении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете.

Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований.

Принцип достоверности бюджета предполагает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

ТЕМА 6. Налоги и налоговая система


  1. Генезис и эволюция налоговых систем

  2. Сущность налогов и принципы налогообложения

  3. Налоговые системы стран мира

  4. Налоговая система Донецкой Народной Республики

  5. Налоговое регулирование экономики



1. Генезис и эволюция налоговых систем

Налоговая система в узкой интерпретации - это совокупность разных налогов.

В широкой интерпретации - это система экономических отношений, складывающихся в процессе установления и взимания разных видов налогов. Налоговая система представляет не только совокупность всех налогов, а и методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания налогов, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке.


Налоги появились с разделением общества на классы как «взносы граждан, необходимые для содержания...публичной власти...» Возникновение налоговых систем связано со становлением и развитием государственности. Ш. Бланкарт выделяет следующие эпохи налогообложения: римская эпоха, эпоха Средневековья, эпоха абсолютизма, эпоха конституционного государства, современное налогообложение (я: эпоха демократического государства)

Римская эпоха. Особенностью является то, что налогоплательщиками выступили не граждане Рима, а их подданные в завоеванных провинциях. «Налоговая система имела хаотичную структуру, была ориентирована исключительно на эксплуатацию населения, а поэтому не отвечала критерию долгосрочной эффективности» (Следует отметить, что Ш.Бланкарт (с.221)независимо от эпохи выделяет две формы проявления недовольства налогоплательщиков существующей налоговой системой: миграция и протест.) Такое положение существовало до прихода к власти императора Августа, отличающегося просвещенностью и понимал, что налоги должны быть умеренными и систематизированными, т.е. налогообложение должно быть понятным. Он ввел в провинциях должность налогового инспектора. В состав налоговой системы входили земельный налог и налог на недвижимость, налог на денежный капитал и налог на рабов. Использовались на военные расходы (войсковые), на строительство дорог, мостов, сел, что способствовало развитию торговли и ремесла. Эта система функционировала до 200 г.В третьем веке начался период резкого повышения государственного потребления. Потребности «хлеба и зрелищ» и рост войсковых расходов ввиду окружения чужеземных племен. Влияние Рима ослабло с начало в Германии и Галии, а потом и в Италии.

Эпоха Средневековья. С падением Рима была разрушена рыночная инфраструктура. Государство не было в состоянии обеспечить общественные потребности. Для удовлетворения имперских потребностей немецкие правители перемещались по своим владениям. Это объясняется неразвитостью денежных отношений, трудностью транспортировки натуральной дани, низким уровнем развития коммуникаций и инфраструктуры.

Х век, за время правления императора Оттона Великого началась эпоха возрождения торговли, что способствовало развитию товарно-денежных отношений. Налоговые платежи поступали в государственную казну и казну феодалов. Использовалась казна в основном в личных интересах императора и феодалов. Средств на содержание армии, дорог и императорского двора не хватало. При этом правители как

правило имели часть налогов от городов, монастырей. Наличие относительного контроля со стороны соответствующих социальных каст за расходами феодалов способствовало установлению относительного порядка в налоговой системе.

Эпоха абсолютизма отличается введением и развитием налогов на потребление и акцизов. Традиционно налогообложению подвергалось оборудование. С развитием торговли стало ясно, что эффективнее подвергать налогообложению готовую продукцию. При этом стали отделять производство предметов роскоши. Введен простой механизм взимания: при въезде в город на городских воротах и в местах рыночной торговли. Акцизы появились в Германии, Англии, Франции. Что, кстати порождало недовольство и выливалось в революции. ((Революционное движение 1776 г. в американских колониях), Французская революция 1789 г.

Эпоха конституционного государства. Эпоха противоборства парламента и назначенного правителем правительства. Наиболее ярко это проявилось в кайзеровской Германии. В Конституции 1871 г. с целью финансирования своих расходов империя определила взносы, которые добровольно должны были делать федеральные государства (земли). Бисмарк хотело выйти за пределы конституции. Противоречие между парламентом и правительством нивелировалось с падением конституционной монархией в конце Первой мировой войны. Восторжествовало парламентское большинство. Стала расти квота государственных расходов. Если с 1870 г. до Первой мировой - 10% нетто-социального продукта., то в 1925 - 28%, 1930 - 36%, после второй мировой - в 80-х годах 60% по фактическим расходам, 50% брутто-социального продукта по рыночным ценам.


        1. Сущность налогов и принципы налогообложения


Выполнение государственных функций невозможно без соответствующих денежных средств. Государство обязывает своих граждан осуществлять обязательные взносы, изымая таким образом часть ВВП. В ходе этого изъятия складывают определенные денежные отношения между тем, кто создает блага и получает определенный доход, кто владеет капиталом и государством.

Налог - это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый в юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и его территориальных образований.


Способы взимания налогов:

  1. Кадастровый (кадастр - таблица, справочник) - объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Для каждой группы - своя ставка. Величина налога не зависит от доходности. (Налог с владельцев транспортных средств)

  2. На основе декларации - документа, в котором плательщик приводит расчет дохода и налога с него. Особенность: выплата налога производится после получения дохода лицом, получающим доход (подоходный налог)

  3. У источника. Налог вносится лицом, выплачивающим доход. Уплата налога до получения дохода. Получатель дохода - меньше на сумму налога. (Сначала налог, потом заработная плата).

Основные принципы налогообложения сформулированы Адамом Смитом, которые поддерживают практически все экономисты. Они сводятся к следующим четырем положениям:

  1. Принцип равномерности налогообложения. Уплата налогов является обязанностью граждан по покрытию расходов государства. Организующего возможности получения доходов.

  2. Принцип определенности налогообложения. Налоги не должны быть неопределенными. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны каждому.

  3. Удобство налогообложения. Взимание налога должна быть там и так, где и как удобно налогоплательщику.

  4. Дешевизна налогообложения. «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства».

Современная модификация принципов:

  1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщиков, т.е. доходов .

  2. Однократность налогообложения. (Заменили налог с оборота как многократный на НДС)

  3. Обязательность уплаты налогов

  4. Система и процедура выплаты налогов должна быть проста и экономична

  5. Налоговая система должна быть гибкой и способной к адаптации.

  6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.


3. Налоговые системы стран мира
Два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.

Шедулярная: весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на две части - шедулы. Каждый из частей облагается особым образом. Для разных шедул могут быть установлены разные ставки, льготы и другие элементы налога.


В глобальной все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Облегчение расчета налогов и упрощение планирование финансового результата. Она широко применяется в зарубежных странах.

Независимо от вида налогов систем фундаментальные элементы налога одинаковы: субъект, объект, источник, единица обложения, ставка и т.д.

Субъект налога - юридическое или физическое лицо, выполняющее налоговую повинность;

Объект - совокупность предметов (денежный доход, товарно-материальные ценности, имущество, имеющее реальную денежную оценку и т.п.), подлежащая налогообложения.

Источник налога - денежный доход налогоплательщика, из которого уплачивается налог

Единица налогообложения - единица измерения объекта налога, принятая для счета (подоходный - денежная единица страны, земельный - гектар, акциз - единица товара)

Ставка налога - величина налога за единицу обложения.

Налоговый оклад - величина налога выплачиваемого с одного объекта

Налоговая льгота - полное или частичное освобождение от уплаты налогов согласно законодательства

Необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта обложения, полностью освобождаемая от налога

Налоговое право - правовой механизм регулирования налоговых отношений

Налоговая политика - совокупность государственных мероприятий в области налогов, направленная на достижение стабильности и прогресса экономической системы

Классификация налогов:

  1. по принадлежности к органам власти: в федеративных - местные; налогов субъектов федерации; федеральные. В унитарных - общегосударственные и местные.;

  2. по источникам выплаты налогов и платежей: чистая прибыль, валовая прибыль, заработная плата, себестоимость, выручка от реализации продукции;

  3. по полноте прав уровней власти: регулирующие; закрепленные;

  4. по субъекту уплаты: общие налоги с юридических и физических лиц, с юридических лиц, с физических лиц;

  5. по объекту обложения: косвенные (таможенные пошлины, фискальные монополии, акцизы); прямые (личные и реальные).

Прямые - облагаются непосредственно налогоплательщики. Реальные - отдельные виды имущества (дом, земля, промыслы, денежный капитал) Пример, промысловый, земельный, налог на ценные бумаги.