Файл: Курсовая работа по дисциплине Государственная и муниципальная служба.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Механизмы профилактики коррупции на государственной службе»

Новосибирск 2016 г.

1. Теоретические аспекты профилактики коррупции на государственной службе

1.1. Понятие, сущность и классификация коррупции

1.2. Причины и условия коррупции в системе государственной службы

1.3. Анализ антикоррупционных механизмов и нормативно-правовой базы в системе государственного регулирования

2. Анализ механизмов профилактики коррупции на государственной службе на примере правительства Новосибирской области

2.1. Общая характеристика Правительства Новосибирской области

2.2. Анализ механизмов профилактики коррупции в Правительстве Новосибирской области

2.3. Проблемы механизмов профилактики коррупции в Правительстве Новосибирской области

Заключение

2.3. Проблемы механизмов профилактики коррупции в Правительстве Новосибирской области


Одним из ключевых основ антикоррупционного механизма, главнейшим аспектом совершенствования государственной службы, реализующим принцип публичности и открытости деятельности государственных органов, выступает институт конфликта интересов на государственной службе.

Проблема конфликта интересов в системе государственной гражданской службы Российской Федерации сегодня достаточно актуальна. Это обусловлено целым рядом причин, среди которых можно выделить необходимость дальнейшего институционального развития государственной гражданской службы, закрепления принципов гражданского служения государству и обществу, формирования нравственных основ служебного поведения государственных гражданских служащих, этических норм исполнения должностных обязанностей.

Урегулирование конфликта интересов является одним из важнейших антикоррупционных мер и одновременно способом обеспечения надлежащего функционирования служебных правоотношений.

Одним из элементов профилактики коррупции стали обязанности государственных служащих принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной и муниципальной службе (далее - конфликт интересов).

Без сомнений, важнейшей мерой по предотвращению конфликта интересов в Правительстве Новосибирской области являются административные процедуры, обусловливающие прохождение государственной службы.

В частности, такие как конкурс на формирование кадрового резерва министерств. Условия проведения и результаты конкурса публикуются на Федеральном портале управленческих кадров, портале органов исполнительной власти Новосибирской области, официальном сайте Правительства Новосибирской области. Все назначения на вакантные должности проводятся только из кадрового резерва. Бесспорно, эффективно используемый кадровый резерв обеспечивает равный доступ граждан к гражданской службе, открытость процедур по формированию и использованию кадрового резерва.

Правительстве Новосибирской области проводятся мероприятия по обеспечению предоставления в установленном порядке гражданами претендующими и замещающими должности государственной гражданской службы Новосибирской области сведений о доходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера, а также представление таких сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – сведения), а так же сведения о расходах.

В этой связи очень важно выявить конфликт интересов на ранних стадиях его возникновения и развития. Выявление конфликта интересов может производиться путем анализа принятых сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственным служащим.

Конфликт интересов возникает тогда, когда государственный служащий, имея свой личный интерес, достаточный, чтобы повлиять на объективность и беспристрастность выполнения им своих должностных обязанностей, выполняет их, исходя из неправильных оснований, недолжным образом, что в конечном счете создает объективные предпосылки для наступления негативных последствий в виде нанесения ущерба авторитету государства, престижу и имиджу государственной службы в глазах общества.

Меры по формированию правовых средств и способов предупреждения и выявления коррупции в Правительстве Новосибирской области тесно увязаны с мероприятиями по внедрению антикоррупционных стандартов, регламентирующих вопросы противодействия коррупции и формирования условий для её исключения.

Государственная служба, являясь публичным видом профессиональной деятельности, подразумевает определенный отказ государственного гражданского служащего от своих конституционных прав, что компенсируется предоставлением ему дополнительных гарантий, однако публичный интерес в данном случае должен превалировать над частным.

Таким образом, особенностью прохождения государственной гражданской службы, является приоритет защиты публичного интереса над частными интересами отдельных государственных служащих.

Следует согласиться с тем, что одним из наиболее серьезных препятствий на пути формирования правового механизма предупреждения и пресечения коррупции в органах власти и управления является несоблюдение со стороны ряда государственных и муниципальных служащих этических стандартов служебного поведения, что в конечном итоге приводит к различного рода должностным злоупотреблениям.



Предупреждение и пресечение коррупции – это общеюридическая проблема. Подчеркнем, что нормы всех отраслей права должны быть задействованы в деле противодействия коррупции, однако основными правовыми средствами, которые должны использоваться в деле предупреждения и пресечения коррупции в органах власти и управления, должны быть именно административно-правовые средства.

Подчеркнем, что проблемы предупреждения и пресечения коррупции в органах государственной власти и управления требуют системного подхода. Уровень развития коррупции, степень ее общественной опасности, а также разнообразные формы ее проявления требуют адекватных мер реагирования всех государственных институтов и структур. Кроме того, борьба с коррупцией может дать определенные позитивные результаты только при участии в соответствующих антикоррупционных мероприятиях большинства институтов гражданского общества России.

Таким образом, для более эффективной профилактики коррупции, антикоррупционных мероприятий, должны включать:

  • последовательное применение административных регламентов в служебной деятельности служащих органов государственной власти и управления;

  • оптимальное определение прав, обязанностей, а также режима юридической ответственности органов публичной власти, а также их служащих;

  • введение четких процедур принятия административных решений;

  • использование методики анализа правовых актов на предмет коррупциогенности;

  • глубокое и широкое разъяснение антисоциального характера коррупции и ее отрицательных последствий для общества, государства и граждан [33, С. 39].






Заключение


Целью курсовой работы явился анализ механизма профилактики коррупции на государственной службе на примере Правительства Новосибирской области.

В Российской Федерации и в Новосибирской области созданы механизмы реализации федерального законодательства в сфере противодействия коррупции, решаются такие важные задачи, как вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики, формирование антикоррупционного общественного сознания и создание в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, развитие институтов общественного контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции.

Названные задачи сохраняют свою актуальность, при этом необходима консолидация усилий всех государственных органов, органов местного самоуправления, гражданского общества, предпринимательского сообщества по противодействию коррупции, которые должны найти свое выражение в осуществлении понятных гражданам последовательных и системных мер, направленных на создание условий, препятствующих распространению коррупции, и пресечение коррупционных правонарушений. Кроме того, необходимо формирование в организациях различных форм собственности позиции непримиримого отношения к коррупции и противодействия ее проявлениям во всех форматах.

Исходя из приоритетов антикоррупционной политики, следует продолжить работу Правительству Новосибирской области по организации работы по противодействию коррупции в подведомственных государственных и муниципальных учреждениях по антикоррупционному просвещению, в том числе по повышению уровня правовой грамотности граждан, их правового воспитания и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, внедрению в практику правил корпоративной этики.

Правительству Новосибирской области необходимо продолжить работу:

  • по разработке проектов нормативных правовых актов и анализу нормативных правовых актов Новосибирской области для определения необходимости их изменения в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством в сфере противодействия коррупции,

  • по методическому сопровождению работы со сведениями о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в областных исполнительных органах, государственных органах Новосибирской области,

  • по проведению проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера,

  • участию в работе комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов,

  • участию в программах обучения гражданских и муниципальных служащих по организационным и правовым вопросам противодействия коррупции, подготовке методических рекомендаций,

  • оказанию консультативной помощи по вопросам противодействия коррупции, по разработке документов, оказанию практической помощи органам государственной власти.



Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2009. – 32 с.

  2. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2016).

  3. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2016).

  4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СПС «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2016).

  5. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СПС «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2016).

  6. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2016).

  7. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // СПС «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2016).

  8. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» // СПС «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2016).

  9. Закон Новосибирской области от 01.02.2005 N 265-ОЗ (ред. от 02.06.2015) «О государственной гражданской службе Новосибирской области» // СПС «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2016).

  10. Закон Новосибирской области от 27.04.2010 № 486-ОЗ (ред. от 05.12.2011) «О мерах по профилактике коррупции в Новосибирской области» // СПС «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2016).

  11. Указ Президента Российской Федерации от 10.03.2009 г. № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)». // СПС «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2016).

  12. Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // СПС «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2016).

  13. Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» // СПС «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2016).

  14. Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» // СПС «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2016).

  15. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» // СПС «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2016).

  16. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2016).

  17. Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» // СПС «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2016).

  18. Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» // СПС «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2016).

  19. Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции» // СПС «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2016).

  20. Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» // СПС «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2016).

  21. Указ Президента Российской Федерации от 3 декабря 2013 г. № 878 «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» // СПС «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2016).

  22. Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы» // СПС «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2016)

  23. Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2016).

  24. Указ Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции» // СПС «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.05.2016)

  25. Постановление Правительства Новосибирской области от 01.02.2013 № 39-п «Об утверждении программы «Профилактика коррупции в Новосибирской области на 2013 - 2015 годы».

  26. Постановление Губернатора Новосибирской области от 29.05.2013 № 136 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц».

  27. Постановление Губернатора Новосибирской области от 13 октября 2015 года № 228 «Об образовании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Новосибирской области».

  28. Аринин А.Н. Борьба с коррупцией - это борьба за обеспечение и защиту прав и свобод граждан Российской Федерации. - М.: Финансы и статистика, 2005.- С. 35.

  29. Бойков В.Э.Государственная служба. Взгляд изнутри // Социс. – 2008. – № 9. – С. 85.

  30. Власюк Е.И. Коррупция в системе государственной службы российской федерации: причины возникновения и методы борьбы // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2008. – №3. – С. 127-129.

  31. Лаптев Р.А. Понятие и виды коррупции как социального и исторического явления // Молодой ученый. – 2014. – №18. – С. 386-388.

  32. Теория государства и права: учебник для бакалавров / под ред. В.К. Бабаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2014. — 715 с.

  33. Тихомиров Ю.А. Право против коррупции // Журнал российского права. – 2007. – № 5. – С. 39.

  34. О противодействии коррупции[Электронный ресурс] – URL: http://gossluzhba.gov.ru/anticorruption (дата обращения 16.05.2016).

  35. Толкачев В.В. Понятие и виды коррупции [Электронный ресурс] – URL: http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=Pub/tkachev(28-11-05).htm (дата обращения 16.05.2016).