Файл: Курсовая работа по дисциплине Государственная и муниципальная служба.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Механизмы профилактики коррупции на государственной службе»

Новосибирск 2016 г.

1. Теоретические аспекты профилактики коррупции на государственной службе

1.1. Понятие, сущность и классификация коррупции

1.2. Причины и условия коррупции в системе государственной службы

1.3. Анализ антикоррупционных механизмов и нормативно-правовой базы в системе государственного регулирования

2. Анализ механизмов профилактики коррупции на государственной службе на примере правительства Новосибирской области

2.1. Общая характеристика Правительства Новосибирской области

2.2. Анализ механизмов профилактики коррупции в Правительстве Новосибирской области

2.3. Проблемы механизмов профилактики коррупции в Правительстве Новосибирской области

Заключение

1.3. Анализ антикоррупционных механизмов и нормативно-правовой базы в системе государственного регулирования


В условиях современного развития российской экономики все сильнее и значимее становится влияние коррупции на режим законности в государстве, что приводит к ущемлению прав и законных интересов физических и юридических лиц, снижению эффективности системы публичного управления, развитию монополизации в экономике, и, как следствие, серьезный урон наносится моральным устоям общества. При этом закономерности, характеризующие сущность коррупции, ее возникновение и развитие, обусловливают необходимость применения специализированных механизмов ее предотвращения. В первую очередь они должны быть связаны с разработкой эффективных антикоррупционных механизмов, включающих в себя единые административно-правовые меры, направленные на пресечение и предупреждение коррупции в системе государственной службы, так как коррупция в подавляющем большинстве случаев связана именно с обменом власти, должностных полномочий и служебного положения на собственность и другие выгоды имущественного и неимущественного характера.

Создание эффективных антикоррупционных механизмов основывается на формировании действенной законодательной и организационно-правовой базы. В целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации разработан и внедрен целый комплекс законодательных мер: принят пакет федеральных законов антикоррупционной направленности, в том числе, закон «О противодействии коррупции» [4], в котором установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Основными нормативными правовыми актами в сфере противодействии коррупции на государственной службе являются:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2];

  • Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [3];

  • Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [4];

  • Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [5];

  • Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6];

  • Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [7];

  • Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» [8];

  • Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» [12];

  • Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» [13];

  • Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» [14];

  • Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» [15];

  • Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации» [16];

  • Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» [17];

  • Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» [18];

  • Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции» [19];

  • Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» [20];

  • Указ Президента Российской Федерации от 3 декабря 2013 г. № 878 «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» [21];

  • Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы» [22];

  • Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» [23];

  • Указ Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции» [24];


Наряду с нормативно-правовым закреплением механизмов противодействия коррупции в России принят ряд планово-программных документов, регламентирующих порядок деятельности органов государственного управления и иных субъектов хозяйствования по реализации антикоррупционной политики. Основой для этого стал «Национальный план противодействия коррупции» [21], который закрепил основы государственной антикоррупционной политики, в том числе необходимость принятия закона о противодействии коррупции, и задачи по ее совершенствованию. В плане предусмотрены основные механизмы, обеспечивающие антикоррупционную политику государства, такие как: конфискацию имущества, нажитого незаконным путем; обязательное декларирование государственными служащими и их близкими родственниками своих доходов и имущества; возврат из-за границы имущества, скрытого от государственного контроля; строгое нормирование порядка поступления на работу в коммерческие структуры после увольнения из государственных органов; усиление ответственности за взятки сотрудникам коммерческих фирм и «коммерческий подкуп»; штрафы за передачу акций и иного имущества лицам, выполняющим государственно-управленческие функции; усиление социальных и правовых гарантий для ответственных работников государственных структур.

Механизмы противодействия коррупции в сфере государственной службы реализуются также в Федеральной программе реформирования и развития государственной службы РФ на 2009-2013 годы [11], где предусмотрены меры по: внедрению современных принципов организации государственной службы; формированию новой системы квалификационных требований к должностям государственной службы; внедрение комплексной оценки государственных служащих; обеспечению непрерывного профессионального развития государственных служащих; развитию многофакторной системы мотивации государственных служащих; внедрению антикоррупционных кадровых технологий на государственной службе; обеспечению открытости государственной службы, расширение общественного участия.

Помимо государственных, в России действует более 20 независимых отечественных и международных институтов, общественных центров и советов
, занимающихся изучением проблем коррупции, теневой экономики и административной реформы, проведением социологических исследований и тренингов, подготовкой экспертных заключений, разработкой образовательных программ и реализацией пилотных проектов. В результате их деятельности в государстве создаются дополнительные антикоррупционные механизмы, способствующие развитию программных и результативных методов управления, повышению эффективности разработки административных регламентов ведомств, совершенствованию законодательства о государственной и муниципальной службе.

Таким образом, формирование и развитие антикоррупционных механизмов является приоритетным направлением деятельности высших органов государственного управления и должно обеспечивать решение задач, связанных с выявлением всех видов коррупционных отношений в правоприменительной практике органов государственной власти и с поиском эффективных способов их пресечения и предупреждения на основе разработки и внедрения эффективных методов регулирования и контроля, спо­собствующих предотвращению коррупционных проявлений и укреплению организационных основ проводимой в Российской Федерации государственной политики противодействия коррупции.




2. Анализ механизмов профилактики коррупции на государственной службе на примере правительства Новосибирской области

2.1. Общая характеристика Правительства Новосибирской области


Новосибирская область входит в состав Сибирского федерального округа. Административный центр Новосибирской области – город Новосибирск - является также административным центром Сибирского федерального округа.

В состав Новосибирской области входят 5 городских округов, 30 муниципальных районов и 455 поселений (26 городских и 429 - сельских).

Дата образования Новосибирской области - 28 сентября 1937 года.

Государственную власть в Новосибирской области осуществляют Губернатор Новосибирской области, Законодательное Собрание Новосибирской области, Правительство Новосибирской области и иные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, Уставный суд Новосибирской области и мировые судьи Новосибирской области.

Правительство Новосибирской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Новосибирской области (Правительство Новосибирской области), который на всей территории Новосибирской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Новосибирской области, законов и иных нормативных правовых актов Новосибирской области, осуществляет систематический контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, а также принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации и Новосибирской области.

Основными задачами Правительства являются:

1) обеспечение реализации полномочий Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, возложенных на них федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области;

2) обеспечение деятельности Губернатора Новосибирской области по формированию и проведению кадровой политики, развитию государственной гражданской службы Новосибирской области, муниципальной службы в Новосибирской области, противодействию коррупции, повышению эффективности деятельности системы исполнительных органов государственной власти Новосибирской области;


3) организационное, информационно-аналитическое обеспечение деятельности Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области;

4) формирование и реализация информационной политики Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области;

5) обеспечение реализации полномочий Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области в сфере международных связей и приграничного сотрудничества;

6) содействие Губернатору Новосибирской области и Правительству Новосибирской области в решении вопросов, касающихся обеспечения общественной безопасности, прав и свобод человека и гражданина, законности и правопорядка на территории Новосибирской области.

Руководитель Правительства Губернатор Новосибирской области – Городецкий В.Ф. Организационная структура управления Правительства Новосибирской области представлена на рис 1.


Рис. 1. Организационная структура управления Правительства Новосибирской области

Губернатор Новосибирской области является высшим должностным лицом Правительства Новосибирской области.

Губернатор Новосибирской области выполняет следующие функции:

  • обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области с иными органами государственной власти Новосибирской области и в соответствии с федеральным законодательством может организовать взаимодействие органов исполнительной власти Новосибирской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

  • отменяет правовые акты областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, противоречащие действующему законодательству;

  • учреждает, формирует, возглавляет совещательные и консультативные органы при Губернаторе Новосибирской области, а также утверждает положения о них;

  • вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания Новосибирской области;

  • вправе требовать созыв внеочередного заседания Законодательного Собрания Новосибирской области, а также созывать вновь избранное Законодательное Собрание Новосибирской области на первое заседание ранее срока, установленного Уставом Новосибирской области;

  • вправе участвовать в работе Законодательного Собрания Новосибирской области с правом совещательного голоса;

  • представляет Законодательному Собранию Новосибирской области проект областного бюджета Новосибирской области и отчёт о его исполнении;

  • представляет в Законодательное Собрание Новосибирской области ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства Новосибирской области, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием Новосибирской области;

  • на основании, в соответствии и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов Новосибирской области издает: