Файл: Курсовая работа по дисциплине Государственная и муниципальная служба.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Механизмы профилактики коррупции на государственной службе»

Новосибирск 2016 г.

1. Теоретические аспекты профилактики коррупции на государственной службе

1.1. Понятие, сущность и классификация коррупции

1.2. Причины и условия коррупции в системе государственной службы

1.3. Анализ антикоррупционных механизмов и нормативно-правовой базы в системе государственного регулирования

2. Анализ механизмов профилактики коррупции на государственной службе на примере правительства Новосибирской области

2.1. Общая характеристика Правительства Новосибирской области

2.2. Анализ механизмов профилактики коррупции в Правительстве Новосибирской области

2.3. Проблемы механизмов профилактики коррупции в Правительстве Новосибирской области

Заключение


2. По объекту воздействия:

  • коррупция в органах законодательной власти, которая проявляется в форме взяточничества для принятия нужного решения, лоббизма, протекционизма, назначения на должности «нужных людей» или родственников в иные органы государства;

  • коррупция в органах исполнительной власти, особенностью которой является неправомерная деятельность при исполнении чиновниками своих служебных полномочий при реализации управленческих решений. Сюда входит: подкуп, взяточничество, хищения, лоббизм, злоупотребления служебным положением, предоставление служебной информации протекционизм, и др.;

  • коррупция в судебных органах, влекущая за собой тяжкие последствия «не наказания» виновных, разрешение дел, исходя из «телефонного права», и проявляющаяся, главным образом, во взяточничестве и подкупе;

  • коррупция в органах местного самоуправления, которая во многом повторяет коррупцию в органах исполнительной и законодательной власти и характеризуется «меньшим размахом» коррупционных правонарушений;

  • коррупция в коммерческих и некоммерческих организациях, которая еще требует серьезного осмысления в российском праве.

3. По характеру воздействия на регулируемые отношения:

  • уголовно наказуемые преступления;

  • гражданско – правовые нарушения;

  • административные и дисциплинарные проступки;

  • злоупотребления публичным статусом: лоббизм, непотизм, протекционизм, предоставление служебной информации третьим лицам, переход на руководящие должности в коммерческие и некоммерческие организации и т.п.

4. По своему охвату (размерам):

  • региональная, действующая в определенном регионе и зависящая от многих факторов;

  • национальную, действующую в рамках одной страны, одной системы права;

  • межнациональную (международную), охватывающую своим действием несколько государств. Так, крупными корпорациями США выплачивались взятки должностным лицам различных уровней за рубежом для получения иностранных заказов поставок вооружений, нефтепродуктов и других товаров [35].

Таким образом, в органах государственной власти коррупцию можно назвать как социальное явление, заключающееся в разложении органов власти, когда госслужащие и другие лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свой статус и служебное положение, вопреки интересам службы и существующим нормам морали и права в групповых интересах или целях личного обогащения.


1.2. Причины и условия коррупции в системе государственной службы


Теоретические основы экономики коррупции были заложены в 1970-е в работах американских экономистов неоинституционального направления. Главная их идея заключалась в том, что коррупция появляется и растет, если существует рента, связанная с государственным регулированием различных сфер экономической жизни. При этом на коррупцию сильнее нацелены те чиновники, которые получают низкую зарплату. Позднее эмпирические исследования подтвердили, что масштабы коррупции снижаются, если в стране мало внешнеторговых ограничений, если промышленная политика строится на принципах равных возможностей для всех предприятий и отраслей, а также если зарплата чиновников выше, чем у работников частного сектора той же квалификации.

Среди инструментальных предпосылок развития коррупции в органах исполнительной власти можно выделить следующие:

1) Низкий уровень официальных доходов в органах исполнительной власти. Чем меньше официальный доход чиновника, тем меньше и минимальный размер взятки, на которую он согласится, и тем следовательно, выше вероятность заключения коррупционной сделки.

2) Низкая степень ответственности чиновников. Низкая вероятность наказания участников коррупционной трансакции и низкая ожидаемая тяжесть этого наказания способствуют увеличению числа коррупционных сделок.

3) Низкая профессиональная квалификация государственной бюрократии. Ситуация низкой официальной зарплаты и широких возможностей для получения взяток привлекает низкоквалифицированных специалистов, не способных к успешной конкуренции на рынке труда, и склонных, к тому же, к оппортунистическому поведению.

4) Низкая эффективность институционального контроля за коррупцией. Отсутствие грамотно построенной системы контроля за чиновниками исполнительной власти сокращает вероятность разоблачения коррупционной сделки, увеличивая, тем самым, привлекательность коррумпированного поведения для чиновников.


5) Непрозрачность действующей системы формальных правил. Это отражает возможность принятия и функционирования формальных правил, способствующих возникновению и/ или увеличению потенциальной ренты, которую предприниматели могут извлечь, оплачивая «услуги» коррумпированных чиновников. Увеличение прозрачности системы формальных правил, создание простых и обоснованных механизмов принятия правил должны способствовать сокращению размеров потенциальной ренты, а следовательно, и снижению масштабов коррупции.

6) Лояльное отношение к административной коррупции политического руководства страны. Если политические лидеры государства вместо того, чтобы наказать или хотя бы уволить чиновника, обладающего репутацией коррупционера, переводят его на другую должность, для остальных чиновников это служит сигналом о том, что взятки можно брать фактически безнаказанно [34].

Сегодня взгляды государства и общества на коррупцию весьма разнообразны. В зависимости от того, кем исследуются проблемы коррупции – политологами, правоведами, социологами, экономистами – формируются разные мнения о причинах возникновения и влиянии данного явления на общество и государство.

Анализируя исследования специалистов в области государственного управления, следует сделать вывод о том, что основными причинами коррупции в системе государственной службы являются:

1. Низкий уровень престижа государственной службы.

2. Низкий уровень оплаты труда государственных служащих, необеспечение большей их части необходимыми условиями для достойной жизни.

3. Слабая и неэффективная система контроля за действиями чиновников, а также чрезвычайно широкая и иногда необоснованная свобода их действий.

4. Избыток бюрократических формализованных процедур, которые часто создаются самими государственными служащими.

5. Отсутствие стабильной внутренней культуры, должного правового сознания, этических норм и правил у самих государственных служащих.

6. Деструктивные процессы в социально – экономической сфере [29, С. 127].

Разработка мер, которые бы способствовали борьбе с коррупцией, прежде всего, должна быть основана на принципах международного сотрудничества борьбы с коррупцией, что предполагает выработку международной правовой основы и унификацию антикоррупционного законодательства.


Таким образом, в настоящее время существуют специфические причины и условия, способствующие коррупционным правонарушениям. Учитывая то обстоятельство, что в современный период особо отмечается рост экономических преступлений, то в числе главных причин этого явления можно назвать: несовершенство рыночных отношений в экономике; пробелы в законодательстве; издержки в формировании нравственной позиции граждан. Коррупция в государственном аппарате, слабость правоохранительных органов создают подходящие условия для действий преступных элементов, а это, в свою очередь, ведет к росту преступности и сокращению законных путей достижения общественно приемлемых целей.