Файл: Задание Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 2679

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

«В тексте В.О. Богомолова описаны чувства солдата, выжившего в жестоких сражениях Великой Отечественной войны. Глубина переживаний героя подчёркивается посредством использования приёма (А) (предложения 9, 12, 16). Передавая внутреннее напряжение ветерана, писатель применяет лексическое

средство (Б) (предложение 10). С помощью синтаксического средства

(В) (предложения 7, 15) и лексического средства (Г) («клешнит» – в предложении 18) автор добивается полного погружения читателя в художественный мир произведения.

Список терминов:

1) фразеологизм

2) эпитет

3) антитеза

4) синонимы

5) восклицательные предложения

6) индивидуально-авторское слово

7) прямая речь

8) вводные сочетания

9) ряды однородных членов

А Б В Г

Ответы к 5 варианту

№ Ответ Задание 27

1 123 Примерный круг проблем

Авторская позиция

2 именно 1. Проблема проявления трагических последствий войны. (Какой след оставляет война в сердцах людей?) 1. Война оставляет кровавую незаживающую рану в сердце каждого человека. Невозможно смириться с утратой близких: детей, друзей, родных, – всех, чьи жизни унесла война.

3 3

4 шарфы

5 желательное

6 Вступительной / преамбулой

7 сзади / позади 2. Проблема возникновения чувства вины у тех, кто выжил на войне. (Почему выжившие на войне часто испытывают чувство вины перед погибшими и их близкими?) 2. Выжившие на войне не лучше и не хуже тех, кто погиб, но именно выжившим досталась главная награда – жизнь, а погибшие были несправедливо лишены этого бесценного дара. Вот почему те, кто выжил, часто испытывают чувство вины перед павшими и их близкими.

8 31758

9 12

10 234

11 45

12 125

13 неблизкий

14 поистиневпервые

15 123

16 12

17 156

18 24

19 346

20 1234578

21 13 / 46

22 13

23 23

24 вовсёгорло

25 5

26 3176

Пояснения к ответам 5 варианта

1 Утверждение 4 не соответствует действительности: в тексте отсутствуют предложения, осложнённые обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

Утверждение 5 не соответствует действительности: текст не характеризуется строгостью, безличностью, усложнённостью конструкций и относится не к научному, а к публицистическому стилю.


2 На месте пропуска в третьем абзаце должна быть уточняющая частица

ИМЕННО.

3 В предпоследнем абзаце текста слово день употреблено в значении

«промежуток времени (в пределах календарных суток)» ‒ значение 3.

4 шАрфы (слово из орфоэпического словника ФИПИ). Запомнить верное ударение помогут стихотворные строки: «Как у нашей Марфы все в полоску шАрфы».

5 Желанное – очень ожидаемое, составляющее объект желания: желанное событие.

Желательное – предпочтительное, соответствующее чьим-либо интересам и желаниям: желательное время, желательное место. (слова из «Словника паронимов ФИПИ»)

6 Преамбула – вводная, вступительная часть чего-либо, поэтому слово

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ является лишним.

7 Предлога ВЗАДИ не существует, правильные формы: СЗАДИ и ПОЗАДИ.

8 А) ошибка в употреблении имени числительного – 3) Все дополнения и приложения к данному договору имеют силу, если они сделаны в письменном виде и подписаны обоими (надо: ОБЕИМИ) сторонами. Собирательное числительное ОБА употребляется только с существительными мужского и среднего рода, с существительными женского рода употребляется собирательное числительное ОБЕ, в форме Т.п. – ОБЕИМИ.

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами –

1) На вечере выпускников мы с радостью встретили и поговорили (надо: ВСТРЕТИЛИСЬ и ПОГОВОРИЛИ) с одноклассниками и учителями. Глаголы встретили и поговорили имеют разное управление, поэтому не могут использоваться в качестве однородных сказуемых.

В) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм – 7) Учёные Токийского университета обнаружили не исследованные ранее участки префронтальной коры головного мозга и приходят (надо: пришли) к выводу о ведущей роли этих участков в процессе мышления.

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом –

5) На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали два гувернёра с своими воспитанниками, приехавших (надо: приехавшими) лечиться от золотухи. Причастный оборот относится к слову воспитанники, именно они приехали лечиться от золотухи, а не гувернёры. Д) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом –

8) Осознав грозящую бойцам опасность, в штабе было принято непростое решение – направить разведроту в обход населённого пункта. Действие,

обозначаемое деепричастием, не соотносится по смыслу с подлежащим. Правильно: Когда в штабе осознали грозящую бойцам опасность, было принято непростое решение…



9 В 1 ряду ко всем словам можно подобрать проверочные: облОкотиться – лОкоть, клОнировать – клОн, золОтой - позолОта.

Во 2 ряду ко всем словам можно подобрать проверочные: истОщение – тОщий, обрАзец – обрАзчик, удИвление – дИво.

Нельзя подобрать проверочные слова к непроверяемым гласным в корнях следующих слов: 3) сАпожник, 4) озАрение (чередующийся корень ЗАР- ЗОР) 5) чЕрдак.

10 Слово ТРЁХ-ЭТАЖ-Н-ЫЙ не содержит Ъ, поскольку первый звук корня ЭТАЖ не является йотированным. В остальных словах 1 ряда пишется Ъ: ИЗЪ-ЯН (приставка выделяется этимологически), ОБЪ-ЕЗД.

Во всех словах 2 ряда пропущена буква И в соответствии с правилом: «Буква И пишется в корне слова после русских приставок, оканчивающихся на гласный, и после иноязычных приставок, и в сложносокращённых словах на стыке основ»: ПОСТ-ИНФАРКТНОЕ, ЗА-ИГРАТЬ, ФИН-ИНСПЕКТОР.

Во всех словах 3 ряда пишется буква З в соответствии с правилом правописания приставок, оканчивающихся на -з/-с: РАЗ-ЗАДОРИТЬ, ВОЗ- ГОРАНИЕ. В слове НЕ-ЗДЕШ-НИЙ буква З является частью корня.

Во всех словах 4 ряда пропущена буква И в соответствии с правилом правописания приставки ПРИ-: ПРИ-СПОСОБИТЬ, ПРИ-ДАТЬ (действие в чьих-то интересах), без ПРИ-КРАС (от ПРИ-УКРАШИВАТЬ – неполнота действия).

Слово ПРА-СЛАВЯНЕ в 5 ряду содержит приставку ПРА- со значением

«древний, исторический». В остальных словах этого ряда пишется приставка ПРО-: ПРО-ОБРАЗ, ПРО-АМЕРИКАНСКИЙ.

11 В словах 1 ряда пропущены неодинаковые буквы в соответствии с правилами правописания суффиксов имен прилагательных: РУЛ-ЕВ-ОЙ, УСЛУЖ-ЛИВ-ЫЙ. В словах 2 ряда пропущены неодинаковые буквы: УВИЛ-ИВАТЬ (суффикс - ИВА-), ЗАБОЛ-Е-ВАТЬ (перед ударным ВА в суффиксе глаголов пишется Е). В словах 3 ряда пропущены неодинаковые буквы в соответствии с правилами правописания суффиксов глаголов (буква в суффиксе инфинитива совпадает с буквой в суффиксе формы 1 лица единственного числа): ЗАВЯЗ-ЫВА-ТЬ (я завязываю), ПОПРОБ-ОВА-ТЬ (я попробую).

В словах 4 ряда пропущены одинаковые буквы в соответствии с правилами правописания суффиксов имён прилагательных и существительных: СИРЕН- ЕВ-ЫЙ, АН-ЕЧК-А (образовано не от слова с суффиксом -иц).

В словах 5 ряда пропущены одинаковые буквы в соответствии с правилами правописания суффиксов имён существительных: НИЩ-ЕН-КА, ФРАНЦ-УЖ- ЕНК-А (образовано не от слов с суффиксом -ин-: нищий, француз).

12 В словах 1 ряда пропущены одинаковые буквы: ПОЧУ-Я-В (от почу-Я-ть), ЯСН-О-ВИД-ЯЩ-ИЙ (от видеть – искл., 2 спряжение).


В словах 2 ряда пропущены одинаковые буквы: ВЫГЛЯД-Е-Л-И (от выглядЕть, Е сохраняется), (она) ХОХОЧ-ЕТ (от хохотать – 1 спряжение). В словах 3 ряда пропущены неодинаковые буквы: ТЛЕ-ЮЩ-ИЙ, КУДАХЧ- УЩ-ИЙ (от глаголов 1 спряжения – кудахтать, тлеть). ЧУ-ЩУ – пиши с У.

В словах 4 ряда пропущены неодинаковые буквы: ВЫСКОЧ-И-ВШ-ИЙ (от выскочИть, И сохраняется), ПОСТРО-ЕНН-ЫЙ (от построИть, И меняется на Е перед Н и НН).

В словах 5 ряда пропущены одинаковые буквы: РАЗОБИД-Е-Л-СЯ (от раз- обидЕть-ся, Е сохраняется), РАСПИЛ-ЕН-Ы (от распилить, И меняется на Е перед Н и НН).

13 НЕБЛИЗКИЙ – качественное прилагательное пишется слитно с НЕ при отсутствии слов-усилителей отрицания.

14 ПОИСТИНЕ, ВПЕРВЫЕ – наречия, пишутся слитно.

15 ЗАМАСКИР-ОВА-НН-ОЙ – НН, т.к причастие образовано от приставочного глагола, есть -ОВА-.

ОТЧА-Я-НН-О – НН, т.к. наречие образовано от основы глагола ОТЧА-Я-ТЬ- СЯ – сов. вида).

ОЖЕСТОЧ-ЁНН-О – НН, т.к. наречие образовано от отглагольного прилагательного, которое образовано от приставочного глагола О- ЖЕСТОЧИТЬСЯ.

РАН-ЕН-ЫЕ – Н, т.к. нет зависимых слов, нет приставки. Правописание одного Н в этом прилагательном, образованном от двувидового глагола ранить, следует запомнить.

16 1) В экспозиции Художественного музея представлены полотна как древних, так и современных живописцев. Запятая между однородными членами предложения, разделёнными союзом КАК.., ТАК И… .

2) [Через пару минут я услышал шаги], и [в то же мгновение дверь открылась]. Обстоятельство времени «через пару минут» не является общим второстепенным членом, т.к. во второй части ССП есть своё обстоятельство времени «в то же мгновение».

17 Работал Павел Алексеевич, как всегда, много, допоздна задерживался в клинике и, приходя домой и наскоро поужинав в обществе молчаливой Василисы или сдержанной Елены, всё чаще заставал у себя в кабинете Таню, расположившуюся в уютном гнезде из двух пледов, диванных подушек, с кошкой и книжкой в руках.

Обособлены однородные деепричастные обороты и причастный оборот, стоящий после определяемого слова.

18 Обособляется обращение: МОЙ ТЕЛЕМАК.

Обособляется вводное сочетание ДОЛЖНО БЫТЬ.

Частица всё-таки не обособляется. Союз как будто не обособляется.


19 (Когда началась война) и (<когда> нам предстояла эвакуация), [няня в последний момент объявила], (что она никуда не поедет, а останется сторожить квартиру).

В этом предложении два однородных обстоятельственных придаточных времени, союз во втором придаточном опущен. Между однородными придаточными, соединёнными союзом И, запятая не ставится. После главной части находится придаточное изъяснительное, в котором два однородных сказуемых.

20 [Я свернул в сад, долго и неподвижно лежал на остывающей в ночи земле, слушал], (как притихает боль после перевязки раны), (<как> отходит сердце, защемлённое в груди); [вроде и поплакал], (потому что, (когда очнулся), лицо было влажное).

(6) , (2) Запятая разделяет однородные сказуемые.

(3) Запятая отделяет придаточную часть от главной.

(4) Запятая разделяет однородные придаточные предложения.

(5) Запятая отделяет придаточную часть от главной.

(6) Запятая внутри составного союза ПОТОМУ ЧТО не ставится, поскольку уже стоит запятая перед ПОТОМУ.

(7) Запятая на стыке союзов ставится, потому что в последующей части нет союзов ТО, ТАК или НО.

(8) Запятая отделяет придаточную часть от второй придаточной.

21 1, 3 – тире между подлежащим и сказуемым

4, 6 – тире при приложении

22 Комментарий ошибок в высказываниях:

1)Рассказчик, встретившись в «Гастрономе» с матерью своего погибшего товарища Лёньки Зайцева, не смог с ней поздороваться. В предложении 4 сказано, что рассказчик не смог с ней НЕ поздороваться, т.е. поздоровался.

3) Убитый в сумятице панического отступления, Петька Юдин похоронен где- то под Ростовом. В предложении 13 сказано, что Петька Юдин, убитый где- то под Ростовом, в сумятице панического отступления, даже НЕ БЫЛ похоронен.

23 Комментарий ошибочных высказываний:

2) В предложениях 6–7 представлен повествовательный фрагмент, т.к. в нём содержится ответ на вопрос «что произошло?»: изображены действия, переданы слова персонажей.

3) Предложения 11 и 12 не противопоставлены друг другу по смыслу, т.к. между ними нельзя вставить слова «напротив», «наоборот», «однако».

24 ВО ВСЁ ГОРЛО – «очень громко». Слово закричать не входит в состав фразеологизма, т.к. можно и петь во всё горло.

25 Предложение 5 связано с 4 с помощью местоименного наречия ТОГДА.

26 3) АНТИТЕЗА – противопоставление: (9) …Лёнька погиб в первом же бою, а я пробыл на передовой более трёх лет… (12) … но пьют не вино, а чай с конфетами… (16) … я вот вернулся, а Петька погиб…