Файл: 1 Теоретикометодические аспекты реализации потенциала молодежи как ресурса устойчивого развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мы считаем, что это определение нуждается в уточнении, особенно в отношении возрастных ограничений. На сегодняшний день не существует научного определения подросткового возраста (как функционального, так и содержательного), который представляет собой специфическое состояние, функционирующее как неотъемлемая часть общей социальной системы; не раскрыта и его содержательная природа.

Нет и общей системы координат для определения главного значения происходящих здесь процессов: психофизического созревания, вхождения в общество, освоения социальных норм, ролей и статуса, приобретения ценностей и социальных установок, активного развития самосознания, творческой самореализации и постоянного личного выбора в процессе утверждения и определения своего жизненного пути.

Поэтому отсутствует единый взгляд на социокультурное пространство молодежи (как состояние и среду, определяющую актуальное развитие личности), не выделяются важнейшие общие тенденции развития молодежи как обобщенного субъекта в системе общественных отношений.

Правомерность различных подходов к определению понятия «молодежь» становится более понятной с точки зрения синергетической парадигмы современного социального познания.

Психофизиологический подход: Юность – это период развития личности человека, между «отрочеством» (пубертатным периодом) и «зрелостью» (полной зрелостью).

Психосоциальный подход: молодые люди представляют собой особую возрастную группу со своими физическими и психологическими условиями и поэтому обладают всеми характеристиками возрастной группы. Абзац не может быть из одного!!! предложения

Подход к теории конфликта: подростковый возраст – сложный, напряженный и чрезвычайно важный этап жизни; «перманентный конфликт между личностью и обществом»; «проблемный этап в развитии человека».

Подход к роли: подростковый возраст – это «определенный поведенческий этап в жизни человека, когда он перестает играть роль ребенка, и в то же время еще не полностью освоил роль взрослого».

Субкультурный подход: молодежь – это группа со своим образом жизни, поведением, культурными нормами и ценностями.

Многоуровневый подход: молодежь – это особая социально-демографическая группа, ограниченная по возрасту, занимающая определенные социальные позиции
, идентичности и роли.

Социализационный подход: подростковый возраст является этапом социального развития и первичной социализации. «Главная цель подросткового возраста — самоопределение и индивидуализация. В подростковом возрасте развивается сильное чувство индивидуальности». /279, с.205/. [ ]

Интеракционистский подход: Подростковый возраст является одним из трех психических состояний, которые есть у каждого человека. В отличие от «родительского» (ориентация на нормативное поведение) и «взрослого» (ориентация на рациональное принятие решений) состояний оно проявляется как спонтанное, спонтанное, ненормативное поведение.

Субъективный подход: молодость — это особое восприятие мира, стремление к будущему, оптимизм, радость жизни, жажда деятельности, ощущение себя молодым, не зависящее от фактического возраста.

Процессуальный подход: молодые люди являются неполными, не интегрированными, находящимися в процессе развития.

Сравнение многочисленных определений молодежи показывает, что. Каждый из них устанавливает свои реальные и значимые характеристики и черты, но ни один из них не является исчерпывающим.

Именно здесь вступает в силу принцип Бора: "Ни одно сложное явление не может быть описано на одном языке". Возможно, развитие этого понимания, смена парадигмы в исследованиях молодежи, социологии молодежи и социальной педагогике, является самым важным положительным результатом многолетних исследований и дискуссий.

Поэтому в поисках ответа на вопрос «Что такое молодое поколение?» следует обратить внимание на следующие моменты. Необходимо учитывать различные реально существующие подходы; важно видеть, что многие определения связаны с конкретными представлениями о молодежи и ее проблемах с точки зрения определенных научных дисциплин (психологии, культурной антропологии, социологии и т. д.) и исследовательского контекста; некоторые определения (в частности, стратификация, социализация, ролевые игры, субкультуры) выдвигают на первый план реальные проблемы, требующие решения.

Таким образом, хотя каждое из них несколько односторонне, они играют важную роль в отражении основного направления данного анализа; знакомство со всем спектром подходов и определений молодежи позволяет выделить компоненты, которые должно включать инклюзивное определение.

На наш взгляд, эти компоненты инклюзивного определения молодежи заключаются в следующем. Возрастные ограничения и психосоциальные особенности; специфика социального статуса, ролевой функции и социокультурного поведения; специфика социально-демографических групп; системное качество - процесс социализации как единица социальной адаптации и индивидуации; самоопределение, самоорганизация, самоидентификация молодежи как особой группы.



Однако было бы методологически неправильно и неэффективно сводить процесс социального развития индивида к простому выявлению его типологических характеристик. Попытки однозначно определить то или иное поколение — вне зависимости от характера и обоснованности оценки — страдают узостью и однородностью.

Даже при правильном распознавании основных, типичных характеристик поколения существует риск упустить из виду многообразие установок и ориентаций молодежи и ее групп.

При рассмотрении «молодого поколения» или «молодежных групп» необходима методологическая корректировка: популярный в настоящее время подход - единообразия - должен быть заменен другим подходом - единство в многообразии (в основном из-за социального расслоения, резко возросшего на основа имущественной стратификации).

Однако мы считаем, что можно придать молодежи универсальный характер; возраст оценивается не только формально, т. е. количеством прожитых лет, но и содержательно, т. е. через основные роли и функции, которые выполняет человек на определенном этапе своей жизни.

Молодежь как социальное явление Молодежь — это объективное социальное явление, которое всегда предстает как большая возрастная подгруппа. Ценности молодого поколения обусловлены тем, что история и социальное развитие общества воспринимаются молодыми людьми опосредованно, через отражение опыта предыдущих поколений.

Вопрос поколения — это вопрос преемственности в социокультурной динамике любого общества, задачей которого является формирование молодого поколения, способного выполнять свою социальную функцию в будущем. Речь идет об успешной интеграции молодых людей в социальные отношения. Постепенная интеграция в социальные практики через социальную зрелость позволяет молодым людям осознать себя как поколение. В этом процессе исторический опыт предыдущих поколений переосмысливается, а исторический процесс оценивается с точки зрения нового поколения, нового социального субъекта, который является продуктом новых социальных отношений.

Молодые люди - часть общества, а молодежь - часть общества. Одним словом, ключ к пониманию природы молодости — это диалектические отношения между целым и частью. Невозможно понять молодых людей и их специфические проблемы без понимания общества, в котором они живут. Без понимания молодежи данного общества невозможно понять все его противоречия и проблемы, да и вообще его проблемы, не говоря уже о будущем этого общества.


Большинство проблем общества исходят от молодежи и в этом смысле связаны с ней. Это означает, что рассматривать молодежь вне общества в целом абстрактно, неполно и в значительной степени бессмысленно.

На этом основано широко распространенное заблуждение, что не существует специфических проблем молодежи, а есть скорее социальные проблемы, которые необходимо решать. Если мы решим социальную проблему, мы решим проблему молодежи. Молодежь действительно является зеркалом социальной реальности, в которой она живет.

Если зло исходит из окружения молодого человека, то социальное окружение первым оказывается "виноватым", если в этом окружении что-то идет не так.

Во-первых, то, что уже происходит в обществе, может произойти только с молодыми людьми; молодые люди — это те, на ком растет их общество.

Во-вторых, традиционные определения современного переходного состояния казахстанского общества, такие как переход от "социализма к капитализму", "тоталитаризма к демократии", "централизованной экономики к рыночной" и т. д., отражают лишь конкретику, а не суть происходящего; таким образом - "основной формой знания о современном обществе является его незнание" (Б. Грушин).

Конкретные основные элементы этой "структурной" трансформации заключаются в том, что традиционные формы жизни многонационального государства, которые на протяжении многих веков (и не только в советский период) основывались на принципах аграрного общества, заменяются качественно новыми формами, основанными на свободном человеке, то есть всем тем, что имеет отношение к концепции евро-американской цивилизации в современном мире.

Это означает, что перед лицом этих процессов необходимо говорить о разрыве стран евразийского пространства не только с идеологией и практикой коммунизма (тоталитаризма), но и с евразийством в целом, точнее, с той его частью, которая связана с внеисторической концепцией идентичности народов, населяющих евразийское пространство (русизм, тюркизм и т. д.).

Иными словами, речь идет не только о смене политических и экономических приоритетов, но и о радикальном изменении характера того или иного народа, его жизненных привычек, менталитета и психологии.

Другими словами, "Куда мы идем?". На этот вопрос можно ответить только с течением времени и по мере прояснения ситуации. Что касается молодежного измерения современных социальных процессов, то постановка этого вопроса ставит перед автором ряд актуальных исследовательских задач. Двигаясь к западному типу общества, мы должны проанализировать наиболее серьезные проблемы молодежи на Западе, чтобы использовать образование и другие социальные механизмы для их предотвращения в течение 5-10 лет.


Если мы генетически, духовно и исторически неспособны создать цивилизованное рыночное общество, то мы должны попытаться предвидеть проблемы и конфликты, которые ожидают наше молодое окружение.

Если мы исторически регрессировали (авторитаризм, трайбализм и т. д.), мы должны попытаться оценить влияние негативных тенденций на молодежь. Эта предпосылка приводит нас к пониманию молодежи как социального явления, а социальности - как неотъемлемого свойства молодежи.

Тот факт, что молодежь является частью различных классов и социальных слоев, государства, его продуктами и средствами воспроизводства, предполагает социологический подход, т.е. рассмотрение молодежи как части общества, что означает изучение ее во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействии; в статике (состояние в конкретный, конкретно-исторический момент) и динамике (развитие в истории, сравнение с молодыми поколениями прошлого). Изучение молодежи.

Это означает, с одной стороны, психологическое, физическое и социальное развитие молодых людей, а с другой - их положение (статус) и роль в обществе в связи с экономическими, политическими, социальными и духовными условиями их учебы, работы, быта, досуга, социального прогресса и стимулами для их саморазвития.

Молодежь — это конкретно-историческое явление, т. е. продукт истории и конкретной культуры, но также движущая сила и фактор ее трансформации, обладающий социальной ценностью. Современная жизнь требует коренного изменения возрастного сознания общества, поскольку экономика и производство претерпели фантастические изменения под влиянием научно-технической революции, а также изменения в стиле и характере всех сфер общественной жизни.

Необходимо новое понимание молодости как этапа возрастного, духовного и социального развития, который должен быть оценен по достоинству. Молодость — это не этап, который веками считался возрастом служения, а главный источник постоянных изменений. Правильное понимание молодежи и соответствующая молодежная политика являются предпосылками для прорыва в будущее.

Там, где присутствует молодежь и ею разумно управляют, там будет успех. Напротив, современные взрослые зачастую более несовершенны, чем молодежь, их тяготят вчерашние догмы, устаревший опыт и потеря восприимчивости к новому.

Роль молодежи в современном обществе Отношение общества к молодежи, ее месту и роли в обществе становится лакмусовой бумажкой его современности и способности к быстрому развитию.