Файл: 1 Теоретикометодические аспекты реализации потенциала молодежи как ресурса устойчивого развития.docx
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Значительные результаты достигаются благодаря комплексному воздействию на участников лагеря. Мы считаем, что наиболее подходящим методом для достижения комплексного воздействия на всех трех уровнях является метод погружения. Одним из конкретных способов реализации этого подхода являются мета-игры, которые можно описать как включающие и охватывающие все время и пространство, в котором проходит программа. Мета-игра позволяет создать общее поле игры и смысла для участников, чтобы добавить к общему эмоциональному контексту и интересу.
Она развивается в процессе присвоения содержания деятельности. Этот подход основан на развитии поведенческих стратегий и навыков через конкретное моделирование игровых ситуаций. Сценарии моделируются таким образом, что участники "проходят" через ситуации с помощью действий, направленных на приобретение новых или развитие существующих поведенческих навыков (например, навыков межличностного общения и лидерства) (например, разработка бизнес-плана или совместное обдумывание рекламных стратегий). Важно учитывать большие различия в развитии и навыках участников программы. Этот вопрос решается путем создания широкого спектра возможностей (ситуаций) для самореализации участников. В идеале количество различных игровых ситуаций должно быть настолько большим, чтобы 12 и 16-летние подростки, "спортсмены", "интеллектуалы", "физики" и "лирики" могли "найти" друг друга. В частности, в разработанной программе параллельно работают четыре подпрограммы: экономика, право, культура и спорт. Все они включены в метагейм.
Развитие личности через самоорганизацию. Подход заключается в том, что программа работает не как организация, а как самоорганизация, т. е. прямое, непосредственное влияние на участников программы незначительно (минимально). Вместо этого существует косвенное влияние через условия и правила игры, развитие и продвижение горизонтальных связей и процесс самоорганизации участников. Это развивает чувство ответственности и повышает интерес к игре. Этот подход также учитывает особенности подросткового возраста, когда авторитет взрослых уже ниже, чем у сверстников. В результате правила игры в значительной степени устанавливаются (или адаптируются) самими участниками - через "правительство", "президентский совет", "совет по культуре" и другие руководящие структуры программной игры.
Целевая социокультурная ориентация. Отправной точкой в данном случае является то, что мировоззрение и система жизненных ценностей не могут быть сформированы без непосредственного контакта с так называемыми "носителями" развиваемой культуры - успешными бизнесменами, предпринимателями, лидерами организаций и другими творческими и интересными людьми. Поэтому программа обязательно включает встречи участников со специально приглашенными "гостями" по специально разработанному сценарию. Более того, этот подход применим и к подбору тренеров. Оценка мировоззрения и ценностей кандидатов в консультанты является обязательной процедурой.
В Институте лидерства и бизнес-профессий есть газета "Молодой менеджер", детский социологический центр, детский компьютерный центр, молодежный бизнес-лагерь и ассоциация выпускников.
Основной практической целью проекта является не только выявление и обучение талантливых детей, но и подготовка большого количества молодых людей к рыночной экономике, облегчение и ускорение их адаптации к новым условиям жизни.
Обучение в колледже — это не только подготовка к "взрослой жизни", но и к высшему образованию, к тому, чтобы стать лучшим из студентов, учиться не ради диплома, а ради будущей работы и достижения жизненных целей.
Курс рассчитан на первые два года обучения в университете и основан на трех основных модулях: Культура жизни, Бизнес и предпринимательство и Теория и практика управления (Менеджмент).
Группа гуманитарных наук включает следующие предметы: история менеджмента и предпринимательства, журналистика, право, политология, социология, психология, культура общения, риторика, экология, летняя практика - отдых на ферме и др. Кроме того, культурная зона предлагает регулярную программу экскурсий, посещение театров и музеев, выставок и встреч с интересными людьми.
Цикл экономики и предпринимательства включает изучение основ экономической теории, бизнес-операций, маркетинга и рекламы, банковского дела, основ бухгалтерского учета и т. д. Новые предметы "Домашняя экономика" и "Домашний бизнес" могут быть включены в учебный план с учетом практических экономических интересов населения.
Наконец, цикл менеджмента включает управление человеческими ресурсами, самоорганизацию личности, управление бизнесом, профессиональные технологии и т.д.
Первый курс заканчивается экзаменами по экономике и менеджменту и защитой реферата по курсовой работе. Второй курс заканчивается подготовкой и защитой выпускной дипломной работы. Существует специальный проект, посвященный изучению персональных компьютеров. Результатом является получение сертификата пользователя ПК вместе с базовым сертификатом.
Слушатели академии начинают издавать собственную газету "Молодой менеджер". Все материалы для газеты готовятся самими стажерами и рассказывают об их жизни, проблемах и успехах. В программе также представлены краткие обзоры лучших курсовых и выпускных работ, деловые новости, развлекательная программа.
За два года обучения студенты Академии проходят 29 учебных дисциплин, выполняют курсовые и дипломные работы, осваивают навыки пользования персональным компьютером, проходят бизнес-стажировку в молодежном экономическом лагере, культурную программу и многое другое.
Модель университетского этапа реализуется через интенсивное ознакомление с экономической специализацией на основных курсах, подготовку лидеров среди студентов через Институт студенческих лидеров и студенческую научно-производственную бригаду, организацию и проведение стажировок, курсовых и дипломных работ, содействие занятости студентов, организацию системы оценки бухгалтерского учета и стимулирование практического бизнес-обучения студентов.
Интенсивное введение в экономическую специализацию. Основной целью этапа "Интенсивное введение в специализацию на первом курсе" является создание условий для осознанного выбора студентами первого курса направления своей дальнейшей специализации в процессе получения высшего образования, осознания своих жизненных целей, места и задач в новых условиях, а также разработка реалистичной программы личных действий для поиска работы и обеспечения собственной карьеры.
Эта цель достигается путем решения следующих задач:
- Предоставление студентам объективного и полного обзора данной области, ее сфер и направлений;
- Обучение технике выбора карьеры и жизненных целей; - Развитие современной организационной культуры; - Обучение технике высшего образования.
На этом фоне была разработана специальная программа для интенсивного введения в экономическую специализацию в первые годы обучения.
Теоретически эта программа основана на специально разработанном курсе "Введение в специализацию", который преподается в первых двух семестрах. Программа имеет следующие формы:
- индивидуальное ознакомительное собеседование руководителя института с абитуриентом перед вступительными экзаменами;
- Подготовка и организация Дня новичков в институте (неформальное принятие новичков в студенческий коллектив со специальной церемонией).
- Разработка и публичная защита эссе "Моя карьера" каждым студентом первого курса;
- Формирование творческих групп (компаний) с обязательным участием студентов первого курса под руководством выпускников;
- Работа в творческих группах: например, практическое участие в мероприятиях по заказу компаний; социологические и маркетинговые исследования для компаний; изучение литературных источников и подготовка рецензий под руководством аспиранта; участие в работе рекламных и торговых агентств; подготовка к созданию студенческих компаний;
- Деловая практика: написание резюме и практические попытки связаться с работодателями, найти работу и обобщить опыт.
Институт студенческого лидерства. Важной частью внеклассной работы является участие студентов в структурах студенческого самоуправления, которое включает в себя различные формы клубной работы. Ранее все эти полезные студенческие мероприятия проводились без системы и четких целей и поэтому были недостаточно эффективны. Предлагаемый проект имеет относительно самостоятельное значение в комплексной системе непрерывной практической подготовки студентов.
Целью такого института, где все роли берут на себя сами студенты, является подготовка лидерского класса студенчества. Конкретными целями Института студенческого лидерства являются:
- Разработать и создать самоуправляемую систему обучения, подготовки и самореализации студенческих лидеров;
- Создавать и постоянно поддерживать благоприятный психологический климат в студенческой среде, укрепляя горизонтальные и вертикальные связи между студентами разных курсов, групп и внутри самих групп, между студентами и преподавателями;
- Создание организационных условий для создания студенческих компаний, отвечающих конкретным потребностям общества;
- Создание реальных практических областей бизнеса, которые позволяют студентам отработать навыки работы в "команде", а также навыки для будущей практической управленческой деятельности.
Таким образом, внедрение в практику образовательных учреждений комплексной системы непрерывной практической подготовки молодежи к предпринимательской деятельности позволяет повысить уровень адаптации молодежи к современным социально-экономическим условиям, эффективно развивать и реализовывать свой социальный потенциал в практической деятельности в рамках приоритетов социально-экономического развития страны.
Наконец, следует отметить, что развитие социального потенциала молодых людей в их предпринимательской деятельности тесно связано с их проектной деятельностью, которая по своей сути является формой проявления их социальных инициатив и будет более подробно рассмотрена в следующем разделе. В связи с рассмотренной выше моделью важно отметить, что проектные технологии являются эффективным механизмом участия молодежи в предпринимательской деятельности, поскольку позволяют значительно расширить ее социокультурный опыт, сформировать навыки самоорганизации, проектирования собственной деятельности, предоставления ресурсов, анализа результатов, работы в команде и многое другое. Проектные технологии позволяют формировать у молодых людей потребность и готовность к реализации собственных инициатив, что является основополагающим для развития их предпринимательской деятельности и реализации в ней социального потенциала молодежи. Следующая модель в четвертой и последней части нашей работы, конечно же, посвящена реализации социального потенциала молодежи в социальном проектировании.
Как то безсистемно нарезали