Файл: 1 Теоретикометодические аспекты реализации потенциала молодежи как ресурса устойчивого развития.docx
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, бизнес-ассоциации, объединения молодых предпринимателей и другие организации.
Исследование практики показывает, что система поддержки молодых предпринимателей включает в себя не только органы власти, но и различные общественные и бизнес-организации. В разных городах инициаторами выступают разные субъекты.
В Москве, например власти, играют ведущую роль, поскольку молодежь была определена в качестве целевой группы программы развития бизнеса. В других городах НПО и университеты реализуют эффективные программы обучения и предпринимательства для молодежи.
В Санкт-Петербурге для поддержки предпринимательской деятельности создано Агентство по развитию малого бизнеса. Московский городской центр инноваций и высоких технологий совместно с государственным учреждением "Департамент семейной и молодежной политики гражданских перемен" поддерживает молодежные предприятия в Москве.
Часто в этом участвуют различные организации. Например, Московский образовательный фонд реализует программы обучения для молодых предпринимателей.
Многие регионы сегодня предлагают экономическое и предпринимательское образование для молодежи с учетом ее потребностей.
В этом отношении интересен опыт Российской очно-заочной школы для молодых менеджеров и предпринимателей, которая базируется в Москве и имеет 23 филиала в городах России.
Курсы, семинары, лагеря и специальные лагеря помогают молодым людям найти свой путь в выбранной ими сфере деятельности. Практические занятия проходят в банках, рекламных агентствах и других учреждениях.
Учащиеся принимают участие в реальных бизнес-проектах:
Создание и издание журнала, организация мини-буфетов и магазинов, национальных молодежных бизнес-фестивалей.
На наш взгляд, концепция подготовки молодежи к предпринимательству, разработанная и внедренная в Пензе, является интересной. Автор этой концепции Я. А. Резник убежден, что бизнесмена нельзя научить, а можно только воспитать и сформировать.
Суть концепции заключается в новой методологии обучения молодых менеджеров и предпринимателей, которая заключается в моделировании выпускниками собственного рабочего места или предприятия. Автор считает, что главная цель современного учебного заведения такого рода - научить молодых людей не искать свою будущую работу (даже если они строго следуют рекомендациям экспертов), а "конструировать" ее самостоятельно.
Экономическое воспитание молодежи лучше всего осуществлять в рамках специализированных предприятий - так называемых общественных детских бизнес-организаций. Важно обеспечить их эффективность за счет ряда внутренних и внешних факторов и условий. Эффективность может быть достигнута, когда:
- Поставлена доброта и справедливость, в сочетании с уважением к каждому члену организации, в центр отношений с членами организации;
- Позволено каждому участвовать в делах, которые важны для него и для организации;
- Обеспечено сотрудничество между молодежью и взрослыми и привлечение их к совместному творчеству.
Анализ социальной практики показал, что молодые люди предпочитают работать в крупных компаниях и государственных учреждениях. Изменить эту ситуацию можно с помощью комплексной системы выявления талантливой молодежи с предпринимательским потенциалом в школах, университетах и средних учебных заведениях, организации соответствующего обучения, наставничества, создания платформ для предпринимательских идей и поддержки развития молодежных проектов как части предпринимательской инфраструктуры.
Анализ различного опыта подготовки молодых людей к предпринимательству позволяет выделить следующие основные цели:
- Формирование базового уровня экономического образования, необходимого для того, чтобы молодежь могла справиться с условиями происходящих изменений в российском обществе, а также для профессиональной ориентации выпускников;
- Воспитание инновационного экономического мышления: способность выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам и приобретать опыт анализа конкретных экономических ситуаций;
- Развитие практических навыков ответственного управления экономикой
- Принятие экономических решений в частной и общественной жизни.
- Развитие навыков саморазвития и самообразования, поощрение инициативы и активности молодых людей, развитие их социального потенциала.
Анализ существующей практики также позволяет сформулировать основные принципы системы подготовки и обучения предпринимателей:
- Преемственность,
- Системность,
- Интегрированность,
- Региональный характер, сохранение единого образовательного пространства.
Основные цели системы:
- Выявление и развитие индивидуальных способностей молодых людей и их ориентации;
- Учет новых требований рыночной экономики к качествам личности;
- Активное участие в решении проблем рынка труда.
Единая система предпринимательского образования должна начинаться в общеобразовательных и профессиональных школах и заканчиваться в средних специальных и высших учебных заведениях, а также в системах непрерывного профессионального образования и переподготовки кадров, в бизнес-инкубаторах, через различные формы обучения в негосударственном секторе и через самообразование.
Экономическое и предпринимательское образование для молодежи сегодня без преувеличения можно назвать самой разнообразной и обширной областью экспериментов, в которой испытываются новые программы и формы образования, системы и институты. Мы убеждены, что центральной идеей инновационного процесса экономического образования молодежи является развитие личности как субъекта деятельности, формирование экономического мышления и приобретение социально значимых качеств. Это реализует определение вопроса исследования, разработка которого позволит улучшить подготовку молодежи к успешной жизни в рыночных условиях и, в конечном итоге, к эффективной реализации своего социального потенциала.
По мнению исследователей, основной целью системы дополнительного образования в области молодежного предпринимательства является повышение адаптивности молодых людей и расширение их возможностей для самореализации в переходной среде. Концепция достижения этой цели заключается в реализации двух концептуальных подходов
- Создание условий для того, чтобы молодые люди могли сделать осознанный выбор конкретного карьерного пути и личностно развиваться в этом решении.
- Специализация не только в теории, но и в решении практических задач путем участия в конкретных проектах в рамках выбранной области обучения.
Непрерывность практического образования в области молодежного предпринимательства обеспечивается постоянным и активным погружением студента в реальность будущего. Это означает, в частности, что субъект образования на всех этапах находится в постоянном взаимодействии с объектом образования - человеком, обладающим высокой степенью авторитета, теоретическими знаниями и практическими навыками из реальной жизни. Эти отношения начинаются с участников программы "Лагерь молодых предпринимателей" и заканчиваются выпускниками.
Важным нововведением является привлечение студентов первого курса к дипломным исследованиям, которые входят в круг интересов студентов пятого курса. Такое соединение учебы и деятельности "первокурсник-дипломник" обеспечивает сильное ускорение адаптации новых студентов и сильно погружает их в поле эмоционально. Динамизм этой связи основан на искреннем учете общих интересов студентов первого и последнего курсов.
Студентов первого курса привлекает уважение, внимание, патернализм, чувство принадлежности и возможность проявить себя в самом начале обучения, и они сразу же включаются в изучение и разработку важных вопросов управления. Дипломированные студенты получают серьезного помощника на рабочем месте и продолжение управленческой практики.
Предлагаемая модель непрерывного практического обучения предпринимательству молодежи основана на ряде конкретных положений и состоит из двух ключевых модулей - практического обучения молодежи до поступления в университет и практического обучения во время учебы в университете, - которые обеспечивают базовую основу для воспитания и непрерывного развития трудового потенциала молодежи и выявляют реальные возможности для развития их предпринимательских навыков посредством непрерывного практического обучения предпринимательству.
Структурно-функциональная модель непрерывного практического образования в сфере молодежного предпринимательства позволяет представить образовательный процесс как непрерывный и последовательный.
Предлагаемая модель содержит целевой блок, названы основные этапы обучения, выделены организационные особенности учебной деятельности, проанализированы основные компоненты учебной деятельности и уровень предпринимательской готовности выпускников в рамках каждого этапа, определены критерии оценки предпринимательской готовности.
Мотивационно-деятельностный компонент реализуется с целью формирования предпринимательской мотивации как одного из возможных карьерных путей, а также личностных качеств, этического поведения, присущих данной дисциплине, и современной проектно-практической деятельности в сфере предпринимательства. Когнитивный компонент подразумевает, что молодые люди получают учебный материал, направленный на приобретение базовых знаний о предпринимательстве.
Результаты когнитивного компонента относятся к когнитивным критериям, показателями которых являются объем, глубина и последовательность знаний о предпринимательстве.
Проектно-деятельностный компонент связан с выбором и разработкой практических действий, отвечающих требованиям профессиональной деятельности предпринимателя. Успешная реализация проектно-деятельностного компонента определяется целым рядом практических навыков и компетенций будущего предпринимателя: выбор организационно-правовой формы, определение вида экономической деятельности, выбор правильной системы налогообложения, регистрация предпринимательской деятельности. Проектно-деятельностный компонент позволяет оценить и спрогнозировать поведение молодых людей на рынке труда при осуществлении ими в будущем предпринимательской деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей и уровня полученных знаний и профессиональных навыков.
Таким образом, эта структурно-функциональная модель определяет процесс подготовки молодежи к предпринимательской деятельности целостным образом, в котором все блоки и компоненты взаимосвязаны и ответственно взаимозависимы.
В рамках предложенной модели развитие предпринимательского образования для молодежи в школах может быть основано на двухэтапном проекте.
а) «Молодежный экономический лагерь;
б) «Академия лидерства и деловой карьеры.
Для решения проблемы ранней адаптации молодежи к условиям переходного периода был разработан и реализован проект "Молодежный экономический лагерь".
Проект является частью комплексной системы непрерывного практического обучения молодежи предпринимательской деятельности. Цель системы - развитие социального потенциала молодежи, повышение ее информированности о бизнесе и предпринимательстве и содействие формированию нового поколения молодых людей, которые рассматривают предпринимательство и бизнес не как средство личного обогащения, а как общественно полезный труд, направленный на достижение успеха всего общества, и которые могут взять на себя ответственность за достижение этой цели.
Считается, что в развитии и формировании личности современного молодого человека первостепенное значение должны иметь такие вопросы, как формирование экономической перспективы, соответствующей системы ценностей личности и развитие адекватных поведенческих навыков, которые позволят молодым людям успешно действовать в соответствии со своим мировоззрением.
Целью проекта "Молодежный экономический лагерь" является интенсивная подготовка и адаптация молодых людей к жизни в условиях свободной рыночной экономики. Эта цель может быть достигнута путем выполнения следующих задач.
- Развитие экономической перспективы, включая теоретические знания и понимание основных экономических процессов и систем рыночной экономики.
- Расширение и обогащение возможностей молодых людей сделать осознанный выбор будущей карьеры путем ознакомления их с разнообразием современных профессий в области экономики и менеджмента.
- Включение этических регуляторов в систему ценностей молодых людей, обеспечивающих основу для соотнесения их личных интересов и собственного успеха с интересами и успехом окружающих их людей и общества в целом.
- Развитие поведенческих компетенций, которые помогут молодым людям добиться успеха в современном обществе.
Программа "Молодежный экономический лагерь" основана на следующем подходе.
Исследование практики показывает, что система поддержки молодых предпринимателей включает в себя не только органы власти, но и различные общественные и бизнес-организации. В разных городах инициаторами выступают разные субъекты.
В Москве, например власти, играют ведущую роль, поскольку молодежь была определена в качестве целевой группы программы развития бизнеса. В других городах НПО и университеты реализуют эффективные программы обучения и предпринимательства для молодежи.
В Санкт-Петербурге для поддержки предпринимательской деятельности создано Агентство по развитию малого бизнеса. Московский городской центр инноваций и высоких технологий совместно с государственным учреждением "Департамент семейной и молодежной политики гражданских перемен" поддерживает молодежные предприятия в Москве.
Часто в этом участвуют различные организации. Например, Московский образовательный фонд реализует программы обучения для молодых предпринимателей.
Многие регионы сегодня предлагают экономическое и предпринимательское образование для молодежи с учетом ее потребностей.
В этом отношении интересен опыт Российской очно-заочной школы для молодых менеджеров и предпринимателей, которая базируется в Москве и имеет 23 филиала в городах России.
Курсы, семинары, лагеря и специальные лагеря помогают молодым людям найти свой путь в выбранной ими сфере деятельности. Практические занятия проходят в банках, рекламных агентствах и других учреждениях.
Учащиеся принимают участие в реальных бизнес-проектах:
Создание и издание журнала, организация мини-буфетов и магазинов, национальных молодежных бизнес-фестивалей.
На наш взгляд, концепция подготовки молодежи к предпринимательству, разработанная и внедренная в Пензе, является интересной. Автор этой концепции Я. А. Резник убежден, что бизнесмена нельзя научить, а можно только воспитать и сформировать.
Суть концепции заключается в новой методологии обучения молодых менеджеров и предпринимателей, которая заключается в моделировании выпускниками собственного рабочего места или предприятия. Автор считает, что главная цель современного учебного заведения такого рода - научить молодых людей не искать свою будущую работу (даже если они строго следуют рекомендациям экспертов), а "конструировать" ее самостоятельно.
Экономическое воспитание молодежи лучше всего осуществлять в рамках специализированных предприятий - так называемых общественных детских бизнес-организаций. Важно обеспечить их эффективность за счет ряда внутренних и внешних факторов и условий. Эффективность может быть достигнута, когда:
- Поставлена доброта и справедливость, в сочетании с уважением к каждому члену организации, в центр отношений с членами организации;
- Позволено каждому участвовать в делах, которые важны для него и для организации;
- Обеспечено сотрудничество между молодежью и взрослыми и привлечение их к совместному творчеству.
Анализ социальной практики показал, что молодые люди предпочитают работать в крупных компаниях и государственных учреждениях. Изменить эту ситуацию можно с помощью комплексной системы выявления талантливой молодежи с предпринимательским потенциалом в школах, университетах и средних учебных заведениях, организации соответствующего обучения, наставничества, создания платформ для предпринимательских идей и поддержки развития молодежных проектов как части предпринимательской инфраструктуры.
Анализ различного опыта подготовки молодых людей к предпринимательству позволяет выделить следующие основные цели:
- Формирование базового уровня экономического образования, необходимого для того, чтобы молодежь могла справиться с условиями происходящих изменений в российском обществе, а также для профессиональной ориентации выпускников;
- Воспитание инновационного экономического мышления: способность выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам и приобретать опыт анализа конкретных экономических ситуаций;
- Развитие практических навыков ответственного управления экономикой
- Принятие экономических решений в частной и общественной жизни.
- Развитие навыков саморазвития и самообразования, поощрение инициативы и активности молодых людей, развитие их социального потенциала.
Анализ существующей практики также позволяет сформулировать основные принципы системы подготовки и обучения предпринимателей:
- Преемственность,
- Системность,
- Интегрированность,
- Региональный характер, сохранение единого образовательного пространства.
Основные цели системы:
- Выявление и развитие индивидуальных способностей молодых людей и их ориентации;
- Учет новых требований рыночной экономики к качествам личности;
- Активное участие в решении проблем рынка труда.
Единая система предпринимательского образования должна начинаться в общеобразовательных и профессиональных школах и заканчиваться в средних специальных и высших учебных заведениях, а также в системах непрерывного профессионального образования и переподготовки кадров, в бизнес-инкубаторах, через различные формы обучения в негосударственном секторе и через самообразование.
Экономическое и предпринимательское образование для молодежи сегодня без преувеличения можно назвать самой разнообразной и обширной областью экспериментов, в которой испытываются новые программы и формы образования, системы и институты. Мы убеждены, что центральной идеей инновационного процесса экономического образования молодежи является развитие личности как субъекта деятельности, формирование экономического мышления и приобретение социально значимых качеств. Это реализует определение вопроса исследования, разработка которого позволит улучшить подготовку молодежи к успешной жизни в рыночных условиях и, в конечном итоге, к эффективной реализации своего социального потенциала.
По мнению исследователей, основной целью системы дополнительного образования в области молодежного предпринимательства является повышение адаптивности молодых людей и расширение их возможностей для самореализации в переходной среде. Концепция достижения этой цели заключается в реализации двух концептуальных подходов
- Создание условий для того, чтобы молодые люди могли сделать осознанный выбор конкретного карьерного пути и личностно развиваться в этом решении.
- Специализация не только в теории, но и в решении практических задач путем участия в конкретных проектах в рамках выбранной области обучения.
Непрерывность практического образования в области молодежного предпринимательства обеспечивается постоянным и активным погружением студента в реальность будущего. Это означает, в частности, что субъект образования на всех этапах находится в постоянном взаимодействии с объектом образования - человеком, обладающим высокой степенью авторитета, теоретическими знаниями и практическими навыками из реальной жизни. Эти отношения начинаются с участников программы "Лагерь молодых предпринимателей" и заканчиваются выпускниками.
Важным нововведением является привлечение студентов первого курса к дипломным исследованиям, которые входят в круг интересов студентов пятого курса. Такое соединение учебы и деятельности "первокурсник-дипломник" обеспечивает сильное ускорение адаптации новых студентов и сильно погружает их в поле эмоционально. Динамизм этой связи основан на искреннем учете общих интересов студентов первого и последнего курсов.
Студентов первого курса привлекает уважение, внимание, патернализм, чувство принадлежности и возможность проявить себя в самом начале обучения, и они сразу же включаются в изучение и разработку важных вопросов управления. Дипломированные студенты получают серьезного помощника на рабочем месте и продолжение управленческой практики.
Предлагаемая модель непрерывного практического обучения предпринимательству молодежи основана на ряде конкретных положений и состоит из двух ключевых модулей - практического обучения молодежи до поступления в университет и практического обучения во время учебы в университете, - которые обеспечивают базовую основу для воспитания и непрерывного развития трудового потенциала молодежи и выявляют реальные возможности для развития их предпринимательских навыков посредством непрерывного практического обучения предпринимательству.
Структурно-функциональная модель непрерывного практического образования в сфере молодежного предпринимательства позволяет представить образовательный процесс как непрерывный и последовательный.
Предлагаемая модель содержит целевой блок, названы основные этапы обучения, выделены организационные особенности учебной деятельности, проанализированы основные компоненты учебной деятельности и уровень предпринимательской готовности выпускников в рамках каждого этапа, определены критерии оценки предпринимательской готовности.
Мотивационно-деятельностный компонент реализуется с целью формирования предпринимательской мотивации как одного из возможных карьерных путей, а также личностных качеств, этического поведения, присущих данной дисциплине, и современной проектно-практической деятельности в сфере предпринимательства. Когнитивный компонент подразумевает, что молодые люди получают учебный материал, направленный на приобретение базовых знаний о предпринимательстве.
Результаты когнитивного компонента относятся к когнитивным критериям, показателями которых являются объем, глубина и последовательность знаний о предпринимательстве.
Проектно-деятельностный компонент связан с выбором и разработкой практических действий, отвечающих требованиям профессиональной деятельности предпринимателя. Успешная реализация проектно-деятельностного компонента определяется целым рядом практических навыков и компетенций будущего предпринимателя: выбор организационно-правовой формы, определение вида экономической деятельности, выбор правильной системы налогообложения, регистрация предпринимательской деятельности. Проектно-деятельностный компонент позволяет оценить и спрогнозировать поведение молодых людей на рынке труда при осуществлении ими в будущем предпринимательской деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей и уровня полученных знаний и профессиональных навыков.
Таким образом, эта структурно-функциональная модель определяет процесс подготовки молодежи к предпринимательской деятельности целостным образом, в котором все блоки и компоненты взаимосвязаны и ответственно взаимозависимы.
В рамках предложенной модели развитие предпринимательского образования для молодежи в школах может быть основано на двухэтапном проекте.
а) «Молодежный экономический лагерь;
б) «Академия лидерства и деловой карьеры.
Для решения проблемы ранней адаптации молодежи к условиям переходного периода был разработан и реализован проект "Молодежный экономический лагерь".
Проект является частью комплексной системы непрерывного практического обучения молодежи предпринимательской деятельности. Цель системы - развитие социального потенциала молодежи, повышение ее информированности о бизнесе и предпринимательстве и содействие формированию нового поколения молодых людей, которые рассматривают предпринимательство и бизнес не как средство личного обогащения, а как общественно полезный труд, направленный на достижение успеха всего общества, и которые могут взять на себя ответственность за достижение этой цели.
Считается, что в развитии и формировании личности современного молодого человека первостепенное значение должны иметь такие вопросы, как формирование экономической перспективы, соответствующей системы ценностей личности и развитие адекватных поведенческих навыков, которые позволят молодым людям успешно действовать в соответствии со своим мировоззрением.
Целью проекта "Молодежный экономический лагерь" является интенсивная подготовка и адаптация молодых людей к жизни в условиях свободной рыночной экономики. Эта цель может быть достигнута путем выполнения следующих задач.
- Развитие экономической перспективы, включая теоретические знания и понимание основных экономических процессов и систем рыночной экономики.
- Расширение и обогащение возможностей молодых людей сделать осознанный выбор будущей карьеры путем ознакомления их с разнообразием современных профессий в области экономики и менеджмента.
- Включение этических регуляторов в систему ценностей молодых людей, обеспечивающих основу для соотнесения их личных интересов и собственного успеха с интересами и успехом окружающих их людей и общества в целом.
- Развитие поведенческих компетенций, которые помогут молодым людям добиться успеха в современном обществе.
Программа "Молодежный экономический лагерь" основана на следующем подходе.