Файл: 1 Теоретикометодические аспекты реализации потенциала молодежи как ресурса устойчивого развития.docx
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Молодежь — это своего рода социальный аккумулятор, изменения которого всегда происходят постепенно (день за днем, год за годом) и поэтому невидимы для обычного глаза в глубинах социальной жизни и ускользают от внимания большинства людей.
Это критические взгляды и отношение к существующим реалиям, новые идеи и энергия, которые особенно необходимы во времена радикальных перемен. Как носители огромного интеллектуального потенциала и особых творческих способностей (высокая чувствительность, восприятие, воображение и т. д.), молодые люди являются ускорителями новых идей, новых инициатив и нового образа жизни, поскольку в их природе противостоять консерватизму и застою.
Поэтому современная молодежь — это скорее социально-политическое понятие, чем демографическое. Ценность молодых людей в современном мире также возрастает в связи с увеличением времени на обучение и подготовку, которое требует технологическая революция.
Когда человек молод, ему легко приобрести базовые знания, навыки и компетенции. Необходимость для взрослых постоянно учиться, не только регулярно обновлять свои знания, но и регулярно обновлять важные профессиональные принципы (что проще для молодых людей), приводит к вполне объяснимому нежеланию зрелых и пожилых людей сталкиваться с новыми требованиями.
Молодежь - наиболее физически подготовленная часть населения; она является жизненной силой общества, суммой энергии, требующей выхода, и неиспользованных умственных и физических сил.
Эти силы могут омолодить общество. Необходимо признать, что принципиально новые машины и оборудование, современные технологии и системы управления, которые являются основными движущими силами экономической интенсификации, могут быть созданы только людьми с новым, нетрадиционным мышлением.
Социальный статус молодых людей, по сути, одинаков во всех конкретных обществах и во все времена: молодые люди являются как объектами, так и субъектами социализации. Эта социальная группа перенимает унаследованные социальные отношения, духовные и материальные ценности конкретного общества, чтобы впоследствии воспроизводить себя в соответствии с законом наследования (законом отрицания).
Будет ли это воспроизводство простым или расширенным, зависит от уровня социального развития молодежи, которая является продуктом самого общества. Этот уровень, в свою очередь, во многом зависит от того, насколько общество рассматривает молодых людей только как объекты, сначала как объекты, а
потом как субъекты, сначала как субъекты, а потом как объекты и т. д.
Общество, ориентированное на устойчивое развитие, социализирует (воспитывает и обучает) молодых людей, то есть развивает их так, чтобы они могли развивать общество и развиваться сами. Если общество в первую очередь заботится о сохранении существующей системы, ее идей, ценностей и традиций, то оно формирует молодежь полностью по своему образу и подобию.
В этом случае молодежь лишь в очень ограниченной степени является объектом мер, а зачастую только объектом воздействия. С другой стороны, молодые люди могут и должны стать социальными субъектами, способными проявлять инициативу и влиять на общество. Однако из-за своей отчужденности и двойственности молодые люди часто не обладают личной автономией для принятия решений, которые касаются их лично.
Они обретают субъектность, когда идентифицируют себя, осознают свои интересы и лучше организуют себя.
Отличительной особенностью молодежи как социальной группы является то, что она постоянно находится в состоянии перехода от доминирующей идентичности как объекта социального влияния к доминирующей идентичности как субъекта деятельности по социальным изменениям. В этом заключается социальный смысл "зрелости" молодости.
Когда молодые люди достигают возраста, в котором они начинают обладать всей совокупностью и уровнем социальных связей и отношений, присущих данному обществу, это означает, что они полностью стали субъектами и объектами социальных движений и что они отказались от статуса молодежи.
Так в чем она как фактор устойчивого развития?
1.3 Направления формирования и реализации молодежного потенциала в устойчивом развитии
При определении направлений и приоритетов национальной молодежной политики следует исходить из общей стратегии государственной политики. Рассмотрим стратегические цели государственной политики, отраженные в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
- Обеспечение устойчивого естественного прироста населения Российской Федерации
- Увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 78 лет (и до 80 лет к 2030 году)
- Обеспечить устойчивый рост реальных доходов граждан, а также рост уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции.
- Снизить уровень бедности в Российской Федерации в два раза.
- Ежегодно улучшать условия жизни не менее 5 миллионов семей.
- Ускорить технологическое развитие в Российской Федерации и увеличить число организаций, занимающихся технологическими инновациями, до 50% от их общего числа.
- Обеспечить ускоренное внедрение цифровых технологий в экономическую и социальную сферы.
- Обеспечить вхождение Российской Федерации в пятерку ведущих экономик мира с темпами экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, включая уровень инфляции не более 4 процентов.
- Создание высокопродуктивного экспортно-ориентированного сектора в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.
В соответствии с национальными целями Правительство Российской Федерации разработало национальные проекты (программы) по следующим направлениям
- "Человеческий капитал".
- "Комфортные условия проживания".
- Экономический рост.
24 декабря 2018 года президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвердил паспорта 12 национальных проектов.
Таблица 3 — Национальные проекты, соответствующие им федеральные проекты, бюджет
Для оценки опыта, социального диалога и неформальных обменов между молодыми людьми в России организуются и проводятся молодежные форумы: региональные, межрегиональные, национальные и международные. Эти форумы представляют собой информационные, образовательные и дискуссионные площадки, которые предлагают своим участникам возможность получить необходимые знания, развить навыки, поделиться опытом, представить и оценить собственные специальные проекты и найти единомышленников. Образовательная программа Форума включает живой обмен мнениями с политиками, общественными деятелями, ведущими учеными и успешными бизнесменами. Темы Форума основаны на интересах и потребностях различных групп молодежи и приоритетах государственной политики в этой области. Результатом форума может стать очная презентация молодежных проектов и принятие решения об их финансировании. Самым популярными молодежными форумами были.
- Международный молодежный образовательный форум Eurasia Global.
- Международный молодежный форум "Байкал 2020".
- Всероссийский молодежный образовательный форум "Территория смыслов", Молодежный форум "ТИМ Бирюса", "Итуруп" и "Балтийский Артек".
- Ростовский молодежный образовательный форум в Южном федеральном округе.
- Региональный молодежный форум "Родная гавань".
- Северо-Кавказский молодежный форум "Машук" и др.
Ключевым показателем эффективности молодежной политики является количество молодых людей, которые способны добиться успеха в краткосрочной перспективе и они:
- мотивированы на позитивные действия;
- разделяют общечеловеческие и национальные духовные ценности;
- имеют хорошее физическое здоровье;
- участвуют в занятиях физической культурой и спортом.
- свободны от вредных привычек;
- работают над своим личным и профессиональным развитием;
- которые любят свою страну и готовы защищать ее интересы.
- имеют стремление к динамичному развитию сильной и независимой России.
Молодежная политика каждой страны отражает ее социально-экономическое, демографическое, политическое, духовное и культурное развитие и является вкладом страны в будущее ее молодежи. В этом контексте особенно важно решить существующие проблемы молодежи в стране. В этом контексте текущая национальная молодежная политика должна быть полностью согласована с потребностями и интересами российской молодежи.
Основными методологическими ориентирами всей молодежной политики являются формирование у молодежи стержневой национально-государственной идентичности и развитие патриотически настроенной молодежи, обладающей творческим потенциалом, компетенциями и высокой культурой, включая культуру межнационального обмена, в целях повышения благосостояния страны, ее народа и их семей.
1.4 Лучшие практики развития и реализации потенциала молодежи
Решение проблемы занятости молодежи и создание условий для обеспечения востребованности общего образования и потенциала молодежи на рынке труда связано, прежде всего, с вовлечением молодежи в предпринимательскую деятельность.
Реализация социального потенциала молодежи в предпринимательской деятельности обеспечивает развитие и применение ее навыков и мотивирует к дальнейшей реализации в социальной и экономической практике.
Желание раскрыть свои способности, проверить свои идеи в конкретных проектах и попробовать себя в новом бизнесе является одним из основных мотивов, побуждающих молодых людей заниматься предпринимательством.
В предпринимательстве молодые люди не только реализуют свои интересы, но и участвуют в процессах социализации, приобретают определенные ценности и нормы, находят полезный круг общения.
Мы рассматриваем социальный потенциал молодежи как совокупность взаимозависимых характеристик молодых людей, отражающих их индивидуальные творческие, социальные ресурсы, которые данная социальная группа и каждый человек стараются развивать и применять в социальной практике для отражения гуманистических ценностей и идеалов.
Социальный потенциал молодежи включает: готовность молодежи к выполнению социальных ролей и функций, социокультурный опыт социальных групп и индивидов, их социальные компетенции, потребность и готовность реализовать себя в социальной практике, инициативность, ответственность, гражданственность, нравственные идеалы и ценности, социальную субъектность.
Хотелось бы подчеркнуть, что в структуре атрибутов социального потенциала молодежи наиболее важными являются инициативность, активность и ответственность, которые обеспечивают эффективные социальные формы жизнедеятельности молодых людей. В данном контексте мы рассматриваем инициативность как общую характеристику личности, которая отражает ее способность к самостоятельной инициативе, обеспечивает достижение социального успеха и характеризует активный творческий статус человека по отношению к себе, обществу и природной среде.
Подготовка к предпринимательской деятельности через экономическое образование является показателем уровня образования современной молодежи.
Результатом этой работы является формирование и рост качества трудового потенциала российского общества. Экономическое образование востребовано как неотъемлемая часть любой деятельности, как залог эффективной работы во всех сферах, как обязательная часть личной культуры современного человека.
В настоящее время в нашей стране инфраструктура поддержки молодых предпринимателей во всех регионах включает: государственные органы, отвечающие за развитие малого бизнеса, департаменты и комитеты по молодежной политике, бизнес-инкубаторы, различные фонды финансовой поддержки предпринимателей, общественные организации