Файл: 1. Принципы организации работы лечебных учреждений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Принципы организации работы лечебных учреждений
Здравоохранение – совокупность государственных и общественных мер социально- экономического медицинского характера, проводимых с целью организации медицинской помощи, сохранения и повышения уровня здоровья каждого отдельного человека и населения в целом. Меры по охране здоровья строятся на принципах профилактики, общедоступности медицинской помощи, обязательного медицинского страхования, неразрывной связи медицинской науки и практики здравоохранения, активного участия государства и общественности в деле здоровья населения.
Выделяют три основных компонента здравоохранения.
1. Лечебно-профилактическая помощь.
2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия страны: вопросы
предупреждения эпидемий инфекционных болезней, санитарный надзор за качеством питьевой воды, продуктов питания, атмосферного воздуха и др.
3. Укрепление здоровья населения: формирование здорового образа жизни, оздоровление условий труда и быта людей.
ii) Типы лечебных учреждений:
a) Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь осуществляется вне больничных условий.
Цели и задачи:
• Квалифицированная медицинская помощь в поликлинике и на дому
• Диспансеризация
• Профилактические мероприятия
• Экспертиза временной нетрудоспособности
• Санитарно-гигиеническое воспитание населения
• Пропаганда здорового образа жизни
Типы:
• Поликлиника –городское многопрофильное или специализированное лечебно-профилактическое учреждение ,в котором оказывают медицинскую помощь,в том числе специализированную,приходящим больным,больным на дому,осуществляют комплекс лечебно- профилактических мероприятий по лечению и профилактике заболеваний
• Амбулатория- лечебно-профилактическое учреждение,предназначенное для оказания внебольничной медицинской помощи населению небольшого поселка городского типа,небольшого промышленного предприятия или сельского участка
• Медсанчасти оказывают медицинскую помощь на крупных промышленных предприятиях. В них могут входить стационар, поликлиника, здравпункт и профилакторий
• Здравпункт- подразделение медсанчасти или поликлиники,организуемое на промышленных предприятиях, стройках, в высших и средних учебных заведениях,училищах
• Женская консультация- лечебно-профилактическое учреждение, в котором осуществляют лечение и профилактику гинекологических заболеваний,а также наблюдение за беременными
• Станции скорой медицинской помощи обеспечивают население медицинской помощью в неотложных ситуациях,работая круглосуточно
b) Стационарная медицинская помощь
Стационар -структурное подразделение лечебно-профилактического учреждения, предназначенное для обследования и лечения больных в условиях круглосуточного их пребывания в данном учреждении под наблюдением медицинского персоналаЦели и задачи:
• Диагностика и лечение заболеваний
• Неотложная помощь
• Реабилитация больных
• Профилактика заболеваний
• Научно-исследовательская деятельность
• Учебная деятельность
Типы:
• Дневной стационар(промежуточное звено между амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощью) – стационарно замещающая форма организации медицинской помощи населению,структурное подразделение амбулаторно-поликлинического или больничного учреждения,предназначенное для проведения пациентам, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения, лечебных, реабилитационных,диагностических и профилактических мероприятий в дневное время
• Диспансер- особое специализированное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания лечебно-профилактической помощи определенному контингенту больных
Цели диспансера:
❖ Активное раннее выявление больных соответствующего профиля
❖ Наблюдение за выявлением больных(патронаж)
❖ Специализированная врачебная помощь
❖ Реабилитация
❖ Профилактика заболеваний
❖ Изучение заболеваемости и условий развития и распространения заболевания
❖ Санитарно-просветительная работа
• Больница- лечебно-профилактическое учреждение,обеспечивающее высококвалифицированное обслуживание населения на основе достижений медицинской науки и техники в стационарных условиях
• Клиника- больничное учреждение,где не только осуществляется стационарное лечение,но и проводится научно-исследовательская деятельность ,происходит обучение студентов, врачей, среднего медицинского персонала
• Госпиталь- больница для лечения военнослужащих и инвалидов войны
• Санаторий- стационарное учреждение,где проводят долечивание больных
• Специализированные консультативно-диагностические центры
2. Значение общего ухода за больными:
• создание и поддержание санитарно-гигиенической обстановки в палате и дома;
• устройство удобной постели и содержание ее в чистоте;
• гигиеническое содержание больного, оказание ему помощи во время туалета, приема
пищи, физиологических и болезненных отправлений организма;
• выполнение врачебных назначений;
• организацию досуга больного;
• поддержание в больном бодрого настроения ласковым словом и чутким отношением.
ii) Задачи:
• приобретение знаний основ ухода за больными в учреждениях здравоохранения и домашних условиях;
• приобретение знаний нормативной документации по организации и проведению санитарно- противоэпидемических мероприятий в учреждениях здравоохранения и домашних условиях;
• приобретение знаний норм медицинской этики и деонтологии при обращении с больным человеком, их применение на практике;
• формирование чувства сострадания к больному человеку и желание приобрести в последующие годы
3.. Лечебно-охранительный режим. Санитарно-противоэпидемический режим. Осуществление контроля за посещением больного и передачами.
Лечебно-охранительный режим предусматривает создание оптимальных условий для выздоровления пациента. В этот режим входит определенная организация дня пациента – расписание выполнения лечебно-диагностических мероприятий, режим питания, сна, общения с посетителями и др. Кроме того, лечебно-охранительный режим включает создание у пациента определенного психологического настроя на выздоровление, улучшение состояния, преодоление проблем со здоровьем. Поэтому персоналу рекомендуется проявлять доброжелательность к пациентам, разговаривать спокойным негромким голосом, соблюдать по возможности установленный для них режим дня. Пациентов, страдающих тяжелыми заболеваниями или находящихся на строгом постельном или постельном режиме, рекомендуется помещать в отдельные палаты или отгораживать ширмой на время проведения гигиенических мероприятий и физиологических отправлений. Это необходимо для комфортного самочувствия самого пациента и окружающих его людей.
Для соблюдения тишины персоналу медицинского учреждения рекомендуется носить бесшумную обувь. Не следует включать громкую музыку, кричать, выяснять отношения в присутствии пациента.
Комфортные и уютные палаты помогают адаптироваться пациентам к больничным условия, создают благоприятный психологический фон. При отделке помещений в лечебно-профилактических учреждениях следует использовать экологичные материалы теплых цветов. Это также положительно влияет на психологическое состояние пациента.
Санитарно-эпидемиологический режим терапевтического отделения
Строгое выполнение всех требований по поддержанию санитарно-эпидемиологического
режима в терапевтическом отделении выступает обязательным условием профилактики внутрибольничной инфекции, предупреждения размножения патогенных микроорганизмов и распространения насекомых (тараканов, постельных клопов, мух) и грызунов.
Осуществление контроля за посещением больного и передачами.
Для посещений больных родственниками должно быть оборудовано специальное помеще-ние (коридор или отдельная комната). Медицинская сестра обеспечивает организацию посещения пациентов и следит за содержанием передач родственников, имея список больных с назначенным им номером лечебной диеты, а также контролирует количество и качество приносимых продуктов питания. В комнате, где осуществляют приём передач для больных, должны быть вывешены спи-ски разрешённых и запрещённых продуктов. Для хранения пищи, принесённой из дома, пациентам выделяют тумбочку (для сухих продуктов) и место в холодильнике (для скоропортящихся продук-тов). В холодильниках продукты должны храниться в целлофановых пакетах с указанием фамилии пациента и номера его палаты. Ежедневно медицинская сестра проверяет пищевые продукты и в случае обнаружения признаков порчи или просроченной даты использования выбрасывает их в ёмкость для пищевых отходов.
4. Обязанности медицинской сестры и младшего медицинского персонала лечебных учреждений.
Средний медицинский персонал
Медицинская сестра – выступает помощником врача в лечебно-профилактических учреждениях, выполняет врачебные назначения и осуществляет сестринский процесс.
• Главная медицинская сестра -
занимается вопросами рациональной организации труда, повышением квалификации среднего и младшего медицинского персонала больницы и осуществляет контроль за его работой.
• Старшая медицинская сестра оказывает помощь заведующему отделением больницы (поликлиники) в административно-хозяйственных вопросах
• Палатная медицинская сестра выполняет врачебные назначения больным в закреплённых за ней палатах, наблюдает за состоянием пациентов, осуществляет уход за ними и организует их питание.
• Процедурная медицинская сестра выполняет врачебные назначения (внутривенные инъекции и вливания), помогает при проведении манипуляций врача,
проводит взятие крови из вены.
• Операционная медицинская сестра помогает хирургу при хирургических вмешательствах, подготавливает к операции хирургический инструментарий, шовный и перевязочный материал, бельё.
• Участковая медицинская сестра помогает участковому врачу на приёме больных, проживающих на закреплённом за ним участке.
• Медицинские сестры, работающие на приёме больных с врачами узких специальностей (окулистом, оториноларингологом, невропатологом и др.).
• Диетическая медицинская сестра (диетсестра) под руководством врача-диетолога отвечает за организацию и качество лечебного питания, составляет меню, контролирует кулинарную обработку и раздачу пищи, а также санитарное состояние кухни и столовой для больных.
Существует круг обязанностей, принятый для среднего медицинского звена в целом.
1. Выполнение врачебных назначений: инъекции, раздача лекарств, постановка горчичников, клизм и пр.
2. Осуществление сестринского процесса, в том числе:
• сестринский осмотр – первичный осмотр больного, измерение температуры тела, подсчёт частоты дыхательных движений (ЧДЦ) и пульса, измерение АД, контроль суточного диуреза и пр.;
• правильный сбор материала для анализов (крови, мокроты, мочи и кала);
• обеспечение ухода за больными – уход за кожными покровами, глазами, ушами, полостью рта; контроль за сменой постельного и нательного белья; организация правильного и своевременного