Файл: 1. 1 Понятие, сущность, виды прибыли предприятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Используя данные таблицы 3.1, рассчитаем изменение прибыли под влиянием следующих факторов:

  1. Изменение прибыли под влиянием выручки - это произведение абсолютного отклонения объема реализованной продукции на уровень маржинального дохода на 1 рубль реализованной продукции базисного периода и получаем тыс. руб.

Мы видим, что из-за увеличения объема реализации, прибыль увеличилась на 291 тысяч рублей.

2. Изменение прибыли за счет повышения удельных переменных затрат

– это произведение абсолютного отклонения переменных издержек на 1 рубль реализации на объем реализованной продукции отчетного периода

тыс. руб.

Следовательно, из-за увеличения удельных переменных затрат прибыль на изучаемом предприятии уменьшилась на 1558 тысяч рублей.

3. Влияние постоянных издержек на прибыль определяется величиной абсолютного отклонения постоянных издержек, но с обратным знаком, то есть -64 тыс. руб.

Общее изменение прибыли под влиянием вышеперечисленных факторов составит: 291 - 1558 + 64 = -1203 тысяч рублей.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что предприятию не удалось снизить переменные издержки из расчета на 1 рубль продукции, что привело к снижению прибыли на 1558 тысяч рублей, однако постоянные затраты уменьшились, что оказало положительное влияние на прибыль, в сумме 64 тысяч рублей. Однако, несмотря на снижение постоянных затрат, себестоимость продукции остается достаточно высокой.

Размер прибыли зависит, в том числе и от степени использования финансовых ресурсов. Использование ресурсов отражается в формировании себестоимости продукции, основными элементами которой являются переменные и постоянные расходы. Соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой предприятия. Изменение величины и структуры себестоимости, а также объема продукции существенно влияет на размер прибыли. Эта взаимосвязь характеризуется категорией производственного левериджа (операционного рычага).

Производственный леверидж – это потенциальная возможность предприятия влиять на прибыль путем изменения размера и структуры затрат, а также объема продукции. Эффект операционного рычага показывает, на сколько процентных пунктов увеличивается прибыль при изменении выручки на 1 процентный пункт. Эффект операционного рычага (ЭОР) равен отношению маржинального дохода к прибыли (МД/П). В нашем случае ЭОР=1,283 (см. Таблицу 3.1)


Полученный результат показывает, что при увеличении выручки на 1 процентный пункт прибыль возрастает на 1,283 процентных пункта.

Темп прироста выручки, (см. Таблицу 3.1), составил 5% следовательно, прибыль под влиянием этого фактора должна возрасти на 6,415% (5*1,283=6,415%).

Изменение прибыли под влиянием выручки составляет 291 тысяч рублей (4538*6,415%=291 тысяч рублей), что тождественно результату предыдущего расчета.

Рассмотренный метод расчета влияния выручки на прибыль позволяет оценить изменение прибыли в результате изменения объема выпуска и реализации продукции на 1% при неизменном соотношении переменных и постоянных издержек, как за отчетный период, так и при составлении бюджета по прибыли на планируемый период. С помощью операционного рычага оценивается «чувствительность» прибыли к изменению выручки. Чем выше значение операционного рычага, тем выше «чувствительность», т. е. тем больший прирост прибыли обеспечивает один процент прироста выручки. В то же время операционный рычаг является одним из показателей предпринимательского риска, так как при высоком значении операционного рычага снижение объема продаж на один процент приводит к многократному понижению прибыли.

Величина операционного рычага зависит от соотношения переменных и постоянных издержек. Чем выше доля постоянных затрат, тем больше разница между маржинальным доходом и прибылью, тем соответственно выше соотношение между этими показателями. Таким образом, предприятие, имеющее в составе своего имущества высокую долю основных фондов, с эксплуатацией и содержанием которых связаны в основном постоянные издержки, подвержено высокому предпринимательскому риску. Причем чем ближе к точке безубыточности работает предприятие, тем значительнее будет влияние изменения продаж на прибыль, что вызывает необходимость постоянного контроля за масштабом производственной деятельности [12, с. 364].

Количественная оценка уровня левериджа, выполняется с помощью специального метода, известного как метод «мертвой точки» - точки безубыточности, порога прибыли.

Порог прибыли – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще и не имеет прибыли. Маржинального дохода хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю. Порог прибыли можно определить двумя способами: графически и с помощью алгебраических решений.


Математически порог прибыли рассчитан в таблице 3.1, из которой следует: что в предыдущем году порог прибыли составил 3571 тысяч рублей, чтобы покрыть все затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Фактически же выручка в прошлом году составила 16210 тысяч рублей, при этом запас финансовой прочности составил 12639 тысяч рублей, или 77,9%, это означает, что предприятие имеет в запасе данное количество средств для безубыточной деятельности.

В отчетном году запас финансовой прочности в абсолютной сумме снизился на 163,8 тысяч рублей, или на 1,3%, что связано с увеличением переменных затрат, которое произошло по причине повышения закупочных цен на сырье. Предприятию необходимо постоянно следить за запасом финансовой прочности и величиной порога прибыли, ниже которого не должна снижаться выручка от реализации продукции.

Графически порог прибыли можно построить способом на основе равенства затрат постоянных и маржинального дохода при достижении порога прибыли





З пост 1218

МД 4553


Рисунок 3.2 - График порога прибыли в 2016 году

Таким образом, можно сделать вывод, что при достижении выручки от реализации в 4544,8 тысяч рублей предприятие достигает окупаемости затрат. В результате расчетов получилось, что маржинальный доход предприятия покрыл все его затраты и дал прибыли в размере 8,2 тысяч рублей (4553-4544,8).

Определим аналитически зону безопасности, которая показывает, на сколько процентов фактически объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю. Для этого воспользуемся формулой 3.5:
. (3.5)
Таким образом, подставив, имеющиеся значения мы получим или 73,3%.

Можно сделать вывод, что аналитический способ расчета порога прибыли и зоны безопасности наиболее удобен и прост по сравнению с графическим.

Так как производственный леверидж тесно связан с объемом реализации, суммой переменных и постоянных затрат, то рассчитаем, как их изменение может повлиять на порог прибыли.

Предположим, что предприятию удастся:

  • увеличить объем реализации на 15%, тогда (расчет производится по формулам, указанным в таблице 3.1):


ВР = 17020+(17020*15%)=19573 тыс. руб.

МД = 19573-14337=5236 тыс. руб.

П = 5236-1218=4018 тыс. руб.

ПП = 1218/(5236/19573)=4544,8 тыс. руб.

Таким образом, мы видим, если объем реализации увеличится на 15%, то предприятие окупит свои издержки, получив те же 4544,8 тысяч рублей что и в отчетном году, а прибыль составит 4018 тысяч рублей против 3335 тысяч рублей в отчетном году, то есть увеличиться на 683 тысяч рублей.

  • затраты постоянные снизить на 5%, тогда:

= 1218-(1218*5%)=1157,1 тыс. руб.

ПП = 1157,1/(4553/17020)=4317,5 тыс. руб.

Если постоянные издержки снизятся на 5%, то прибыль увеличится на 5% и будет равна 166,75 тысяч рублей (3335*5%), а для того, чтобы окупить все издержки предприятию понадобится 4317,5 тысяч рублей, что меньше фактического порога прибыли на 227,3 тысяч рублей.

  • снизить переменные издержки на 20%, тогда:

= 12467-(12467*20%)=9973,6 тыс. руб.

МД = 17020-9973,6=7046,4 тыс. руб.

П = 7046,4-1218=5828,4 тыс. руб.

ПП = 1218/(7046,4/17020)=2942 тыс. руб.

Если предприятие снизит переменные издержки на 20%, то прибыль увеличится на 2493,4 тыс. руб. (5828,4-3335=2493,4 тыс. руб.) и порог прибыли составит 2942 тысяч рублей.

Выше представленные расчеты показывают, что предприятие может получить большую прибыль, и для этого руководству необходимо проанализировать хозяйственную деятельность организации и выбрать один из предложенных путей снижения затрат или увеличения объема реализации, исходя из своих финансовых возможностей.

Управление прибылью предприятия сводится к разработке механизма организационно-экономического воздействия на результат предприятия, поскольку позволяет из стихийного получения доходов перейти к регулируемым доходам.

Управление прибылью должно носить государственный характер. Необходима четко проработанная налоговая политика государства, так как она является необходимым инструментом проводимой реформы. Налоговая система должна быть гибкой, стимулировать развитие передовых, эффективных производств, а налоги должны быть четкими и стабильными. Именно стабильность приведет к увеличению прибыли (дохода) предприятия.

С целью совершенствования экономического механизма управления прибылью по А. И. Бланку необходимо:

1. Строгое соблюдение заключенных договоров по поставкам продукции. Особо важно заинтересовать предприятие в производстве престижных и наиболее нужных для рынка изделий.


2. Проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала.

3. Повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю.

4. Снижение непроизводительных расходов и потерь.

5. Внедрение в практику оперативного учета затрат на производство продукции.

6. Применение самых современных механизированных и автоматизированных средств для решения задач анализа прибыли и рентабельности.

7. Совершить перенос акцентов в управлении прибылью на управление доходом предприятия [7, с. 78].

Выполнение этих предложений значительно повысит эффективность управления прибылью на предприятии.

Заключение
Как было рассмотрено в данной работе, в условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. К факторам, необходимым для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли относятся: природные условия, государственное регулирование цен, тарифов; изменение объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов; повышение производительности оборудования и его качества, ускорение оборачиваемости оборотных средств; снабженческо-сбытовая деятельность, природоохранная деятельность и другие.

Целью работы являлся анализ формирования и использования финансовых результатов предприятия с целью определения основных направлений их оптимизации.