Файл: Рабочая программа дисциплина Коммунальная гигиена.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Органолептические свойстваЗапах (баллы) 3Привкус (баллы) 2Цветность (градусы) 10Мутность (ЕФМ) 2.5Задание Оцените качество водопроводной воды населенного пункта и установите возможную причинную связь роста заболеваемости почек и водопользованием. Какие еще возможны эффекты на здоровье при длительном использовании воды такого качества? Что нужно предпринять для улучшения ситуации? Задача №4В степном районе во время уборочной кампании среди местного населения и командировочных на уборку шоферов самосвалов возникла вспышка заболевания с симптомами гриппа: внезапное начало без продромальных симптомов с ознобом, температура тела до 39˚ С, общая слабость, недомогание. Лихорадка имеет устойчивый характер в течение 6-7 дней и сопровождается головной болью (особенно в икроножных мышцах). У тяжело болеющих увеличена печень, отмечается желтушность склер.НА территории совхоза стоят жаркие дни, и население ходит купаться на речку, протекающую в 1 км от поселка. Основные поля злаковых культур, где происходит уборка, вплотную прилегает к речке. В период уборки отмечается рост популяции диких грызунов. Река используется населением только для купания и отдыха.Качество воды в реке по данным УГСЭН следующее:Запах, баллы 2Сухой остаток, мг/л 1000Сульфаты, мг/л 220Хлориды, мг/л 180Жесткость, мг-экв/л 6Содержание токсических веществ, остаточные количества пестицидов и минеральных веществ не превышают ПДКВодоснабжение в поселке осуществляется из артезианской скважины, эксплуатирующей 4-й водоносный горизонт. Дебит источника 15 м3/час. Вокруг головных сооружений скважины имеется зона строгого санитарного режима радиусом 50м. Качество воды артезианская скважины по данным ЦСЭН следующее:Запах, привкус, баллы 1Железо, мг/л 1Цветность, градусы 20Фтор, мг/л 1РН 6.7ОМЧ 60Вода источника обрабатывается на головных сооружениях и в разводящую сеть поступает с качеством, соответствующим требованиям СанПиН -10. Задание Выскажите Ваше предположение о возможной причине возникновения гриппоподобного заболевания среди населения. Какие косвенные данные подтверждают Ваш предварительный диагноз? Какие мероприятия, с Вашей точки зрения, необходимо предпринять в данной ситуации, в том числе для постановки окончательного диагноза? Назовите характерные особенности заболеваний этой группы. Задача №5Жители поселка Н. обратились с исковым заявлениям в муниципальный суд. По мнению жителей поселка, значительный рост заболеваемости флюорозом у детского населения обусловлен существенным загрязнением фторидами реки, используемой для водоснабжения населенного пункта. Фториды присутствуют в сточных водах алюминиевого комбината, работающего на электролизной технологии получения алюминия и в выбросах в атмосферный воздух.Население микрорайона, где проживает значительная часть пораженных детей, живет в собственных домах, имеет приусадебные участки для выращивания овощей, корнеплодов и зелени. Плодовые деревья на участках чахлые. Дома имеют централизованное водоснабжение из водопровода, а также шахтные колодцы на приусадебных участках. Все население имеет гигиенические навыки ухода за полостью рта.Анализ воды двухлетней давности свидетельствует о наличие в воде фторидов в концентрации 2,1 мг/л. Год назад завод произвел реконструкцию очистных сооружений и в настоящее время концентрация фторидов в реке не превышает гигиенические нормативы, однако состояние зубов у детей не улучшается и продолжают появляться случаи заболеваний.Задание Сформулируйте ваше заключение по существу проблемы. Если Вы считаете, что флюороз обусловлен деятельностью предприятия, то объясните механизм его развития на фоне употребления воды, отвечающей требованиям СанПиН. Задача №6Для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения поселка проектируется строительство водопроводной станции. В качестве источника водоснабжения выбрана река. Место забора воды на очистные сооружения водопроводной станции размещается на расстоянии 2 км от поселка, вверх по течению.Река протекает по густонаселенному району с развитой промышленностью. Качество воды в месте предполагаемого водозабора следующее:Мутность, мг/л 300 Хлориды, мг/л 350Цветность, градусы 150 Сульфаты, мг/л 500Окраска обнаруживается 15 см Железо, мг/л 0.8в столбике воды Сухой остаток, мг 1200 Ртуть, мг/л 0.001Запах, баллы 3 Хром, мг/л 0.15Привкус, баллы 3 Цинк, мг/л 5Окисляемость, мг/л 10 Нефтепродукты, мг/л 0.1Водородный показатель, рН 6.3 Задание Решите вопрос о целесообразности использовании реки в качестве источника питьевого водоснабжения. Какими методами водоподготовки следует воспользоваться для кондиционирования воды? Какие последствия для здорового населения может представлять использование воды такого качества после обработки на традиционных очистных сооружениях водонапорной станции? Задача №7Анализ состояния здоровья жителей одного из районов Заполярья показан высокую распространенность кариеса зубов и хронического тонзиллита среди всех возрастных групп населения. По данным статистики также отмечался повышенный уровень ревматических поражений сердца и заболеваний почек (гломерулонефрит).Население представляет в основном группу переселенцев из средней полосы, осваивающей месторождение природного газа, обладает высоким образовательным цензом, хорошо информировано о мероприятиях необходимых для успешной адаптации к экстремальным природно-климатическим условиям, в основной массе соблюдает рекомендации по профилактике простудных заболеваний и гигиены полости рта.Питание осуществляется привозными продуктами из умеренной климатической зоны. В ассортимент пищевых продуктов включены мясо, рыбы, птица, молочные и овощные консервы, свежие овощи и фрукты.Водоснабжение поселка осуществляется из артезианской скважины. Вода имеет следующее качество:Органолептические показатели: Токсикологические показатели:Запах, баллы 2 Молибден, мг/л 0,25Привкус, баллы 2 Нитраты, мг/л 35Цветность, градусы 15 Свинец, мг/л 0,02Сухой остаток, мг/л 400 Стронций, мг/л 5,0Хлориды, мг/л 60 Фтор, мг/л 0,20Сульфаты, мг/л 160Железо, мг/л 0,1 Микробиологические показатели:Медь, мг/л 0,8 Микробное число 30Общая жесткость, ммоль/л 5 Коли-индекс (число колиформныхрН 7,2 бактерий на 100 мл) отс.Задание Оцените качество водоснабжения населенного пункта. Объясните возможные причины нарушений в состоянии здоровья населения Определите профилактические направления снижения заболеваний полости рта сердечно-сосудистой системы и почек. Задача №8В районную поликлинику обратились 5 человек с воспалительными гнойными заболеваниями слизистых оболочек – гайморитами, синуситами, конъюнктивитами, отитами.Все обратившиеся – люди среднего возраста, активно отдыхающие на даче в Подмосковье. Во время жаркой погоды пользуются летним бассейном на дачном участке, в котором установлено устройство для аэрирования воды. Патрон для обеззараживания воды последний раз менялся 2 месяца назад.Задание Поставьте предположительный этиологический диагноз. К какой группе возбудителей относится этот микроорганизм? Какие необходимо соблюдать меры предупреждения возникновения подобных заболеваний? №5.1. Тема: Методы санитарного контроля за технологией обеззараживания воды. Реагентные и безреагентные методы.2. Цель: освоение студентами методики санитарного контроля за технологией обеззараживания воды и оценки эффективности обеззараживания питьевой воды, гигиеническая оценка реагентного и безреагентного методов.3.Задачи обучения:Студент должен знать: - методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды;- оценивать эффективность обеззараживания питьевой воды;- процесс обеззараживания питьевой воды- виды обеззараживания питьевой воды- реагентные методы обеззараживания питьевой воды;- безреагентные методы обеззараживания питьевой воды;- сравнительную характеристику методов обеззараживания питьевой воды;- методику проведения дезинфекции водопровода, его значение.Студент должен уметь:- применить методы санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды;- оценить эффективность обеззараживания питьевой воды;- охарактеризовать процесс обеззараживания питьевой воды;- определить содержание остаточного хлора в воде;4. Основные вопросы темы:1.Гигиеническое значение санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды.2.Методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды.3.Методы обеззараживания питьевой воды. Реагентные методы. 4. Безреагентные методы обеззараживания питьевой воды, их значение.5.Оценка эффективности обеззараживания питьевой воды.6.Особенности методов озонирования и ультрафиолетового облучения.5. Методы обучения и преподавания: решение тестовых заданий6. Литература:На русском языкеосновная:1.Коммунальная гигиена / под редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М., 2006 – Ч.1. -304с, ; Ч.2. – 336с.2.Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.дополнительная: 1.Аксенова О.И., Иванов С.И. Гигиенические аспекты обеспечения населения доброкачественной питьевой водой: проблемы и решения: руководство + СD под ред. Г.Г. Онищенко. – М., 2008.- 250 с.2.Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008. – 250с.3.Больничное дело в Казахстане: состояние, проблемы и подходы к новой модели / А.А. Аканов, В.Н. Девятко, В.И. Ахметов и др. – Астана, Б. – 2006.- 166с.4.Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003 – 464 с.5.Общая гигиена / под.ред. А.М. Большакова , В.Г. Маймулова.- М., 2006.- 736с.6.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с.7.Рустембекова С.А. Микроэлементы и факторы экологического риска.- М: Логос. 2006. – 110с. 7. Контроль-вопросы:1.Охарактеризуйте метод обеззараживание воды ультразвуком.2.Перечислите преимущетсво метода обеззараживания воды иодом.3. Расскажите о значении обеззараживания воды гамма – излучением. 4.Составьте модель бактерицидного влияния химических дезинфекторов.5.Какие особенности имеют обеззараживания воды тяжелыми металлами?6.Каким образом определяется остаточный хлор в воде?7.Что такое преаммонизация и метод хлорирование?Тестовые задания:1. Цель обеззараживания воды … A) полное уничтожение микроорганизмов.B) уничтожение споровых форм микроорганизмов. C) остановка роста микроорганизмов. D) улучшение физических качеств воды.E) осаждение взвешенных веществ. 2. Норма остаточного хлора в воде после завершения ее обработки составляет … мг/л.A) 1,5-1,0B) 0,1-0,2C) 0,6-1,0D) 0,3-0,5E) 1,2-1,53. … наиболее широко применяемый метод на водопроводных станциях Казахстана.A) ХлорированиеB) УФОC) Озонирование D) Гамма облучениеE) Перманганирование 4. К механическому методу очистки воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание5. К физическому методу обеззараживания воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание6. Для фильтрации воды используется ...a) гравийb) стройматериалc) вата и стройматериалd) каменьe) бумага7. Наиболее часто в качестве коагулянта используется ... a) биокарбонат натрияb) крахмалc) сульфат алюминия d) хлорный газe) хлорамин8. При обеззараживании воды используются ... методы.a) химический, физический b) физиологический, химическийc) физиологический, статистическийd) реагентный, реактивныйe) нереактиный, бактериологический9. К физическому методу очистки воды относится:a) ионы тяжелых металловb) хлорированиеc) озонированиеd) УФЛe) фильтрация10. Дезодарация – это удаление от дурнопахнущих ... a) газовb) запаховc) солиd) веществe) микроорганизмов11. К химическому методу обеззараживания воды относится:A) отстаиваниеB) кипичениеC) озонированиеD) использование УФЛE) фильтрирование12. Для эпидемиологической безопасности питьевой воды используются ...A) хлорирование, озонирование.B) дегазация, умягчение.C) обесфторирование, обезжелезивание.D) осветление, дезодорация.E) вымораживание, ионный обмен.13. Обеззараживающее свойство хлора связано с наличием ...А) хлорной кислоты.В)хлороводородной кислоты.С) связанного хлора.D) соединение хлорфторуглерода.E) свободного хлора.14. К физическому методу обеззараживания воды относится ...A) обработка альфа – излучением.B) обработка серебром.C) озонирование.D) обработка гамма – излучением.E) обработка тяжелыми металлами.15. Суперхлорирование это ...A) низкая доза хлора.B) оптимальная доза хлора.C) увеличенная доза хлора.D) свободный хлор.E) остаточный хлор.16.Критерием достаточности дозы хлора при хлорировании воды является…A) снижение общей жесткости воды наполовину.B) физическое свойство воды.C) отсутствие бактерий в воде.D) величина остаточного хлора.E) наличие слабого привкуса и запаха хлора в воде. 17. Хлорпотребность воды – это …A) двойная доза хлора, полученная пробным хлорированием воды.B) количество хлора, необходимое для хлорирование 1л воды.C) необходимое количество хлора для гиперхлорирования 1л воды.D) количество хлора, подлежащее дехлорированию воды.E) сумма хлор поглощаемости и допустимого остаточного хлора в воде.18

79. Какую роль играет УФ-излучения для обеззараживания питьевой воды из поверхностных источников?

80.Расскажите обеззараживания воды электрохимическими методами.

Темы, требования к выполнению и содержанию СРС



2.7.3 Тематический план самостоятельной работы студентов



Темы

Форма сдачи

Количество часов




7-семестр







1

Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения».

Реферат, презентация, составление тестовых вопросов

2

2

Организация работы в санитарно-гигиенической лаборатории.

Правила заполнения актов, протоколов и заключений обследования объектов коммунальной гигиены и других документов коммунального отдела.

Реферат, презентация, составление тестовых вопросов

1

2

3

Ученые Казахстана: А.Р. Чокин, Р.И.Самарин.

Правила отбора, транспортировки и доставки питьевой воды для лабораторного анализа.

Реферат, презентация, составление тестовых вопросов

1

2

4

Новые методы в санитарно-гигиенических исследованиях.

Показатели, характеризующие органолептические свойства питьевой воды.

Реферат, презентация, составление тестовых вопросов

2

2

5

Значение новых нормативных документов РК по гигиене водоснабжения.

Показатели, характеризующие эпидеми-

ческую безопасность питьевой воды.

Реферат, презентация,

составление тестовых вопросов

2

2

6

Роль статистических учетно-отчетных доку-

ментов при оценке состояния здоровья населе-

ния.

Показатели, характеризующие химичес-

кую безвредность питьевой воды.

Отчет, презентация, составление тестовых вопросов

2

2

7

Законодательные документы в коммунальной гигиене.

Показатели, характеризующие радиационную безопасность питьевой воды.

Реферат, презентация,

составление тестовых вопросов

2

2

8

Техника лабораторных исследований в коммунальной гигиене.

Схема очистных сооружений при заборе воды из подземного и поверхностного источников.

Реферат, презентация, составление тестовых вопросов

2

2

9

Организация труда и техника безопасности при работе в санитарно-гигиенической лаборатории.

Выбор оптимальной дозы коагулянта. Лабораторный контроль за эффективностью коагуляции.

Доклад, презентация,cоставление тестовых вопросов ,

2

2

10

Достижения науки в области обеззараживания питьевой воды.

Выбор оптимальной дозы хлора. Показатели эффективности обеззараживания питьевой воды.

Реферат, презентация,

составление тестовых вопросов

2

2

11

Современные проблемы эксплуатации групповых систем хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Организация зоны санитарной охраны водопроводов из подземных источников. Организация зоны санитарной охраны водопроводов из открытых водоемов.

Реферат, презентация, составление тестовых вопросов

2

2

12

Устройство и эксплуатация инфильтрационных водозаборов.

Изучение влияния водного фактора на состояние здоровья населения.

Реферат, презентация,составление тестовых вопросов

1

2

13

Значение содержания различных микроэлементов в питьевой воде для состояние здоровье человека.

Особенности организации и проведения контроля качества питьевой воды в распределительной сети.

Составление ситуационных задач, реферат презентация

2

2

14

Современные методы очистки питьевой воды с использованием нанотехнологией.


Рубежный контроль по темам лекции, практических занятий и СРС 1-7 недели

Доклад , презентация, составление тестовых вопросов

Тестирование,

решение ситуацион-ных задач, прием практических навыков, собеседование

1

4

15

Крупные гидротехнические сооружения и качество воды в нем.


Реферат, презентация ,составление тестовых вопросов

4


16

Водохранилища. Их значение в водоснабжении населенных мест. Предупредительный санитарный надзор при строительстве водопроводных сооружений.

Реферат, презентация, составление тестовых вопросов

1

1

17

Водные ресурсы Казахстана.

Каптаж родников. Его устройство и значение.


Реферат, презентация, составление тестовых вопросов

1

1

18

Проблемы загрязнения рек Южного региона и пути ее решения.

Гигиеническая характеристика состава промышленных сточных вод черной металлургии Казахстана.

Разработка профилактических мероприятий, реферат, презентация

1

1

19

Современные проблемы озера «Арал». Современные законодательные и нормативно-правовые документы Казахстана в области охраны водных объектов.


Доклад , презентация, составление тестовых вопросов

1

1

20

Состояние водных ресурсов Казахстана.

Методы лабораторного исследования сточных вод.

Реферат, презентация, составление тестовых вопросов

2

2

21

Переброска северных и сибирских рек в Среднюю Азию и Казахстан. История и современное состояние.

Канализация отдельно расположенных объектов.

Реферат, презентация, составление тестовых вопросов

2

2

22

Пестициды и минеральные удобрения в природных водах: контроль и оценка их влияния.

Этапы санитарной экспертизы проектов канализации населенных мест. Определение достаточности представленных документов.

Разработка профилактических мероприятий, реферат, презентация,

2

1

23

Тяжелые металлы в природных водах: контроль и оценка их влияния.

Санитарное обследование по очистке городских сточных вод.

Реферат, презентация, составление ситуационных задач

2

1

24

Ученые Казахстана - основоположники санитарной охраны водных объектов Казахстана.

Оценка устройств канализационной сети городов.

Реферат презентация, составление тестовых вопросов

1

1

25

Современные проблемы загрязнения водоемов Казахстана.

Гигиеническое значение повторного и оборотного использования сточных вод.

Разработка профилактических мероприя-тий, реферат презентация

2

1

26

Санитарная охрана почвы в законодательных документах РК.

Методика санитарного обследования сосредоточенного загрязнения почвы.



Реферат, презентация, составление тестовых вопросов

2

1

27

Современные методы обезвреживания твердых отходов.

Правила отбора проб почвы для химического анализа, бактериологических и гельминтологических исследований.

Проект, презентация, составление тестовых заданий

1

1

28

Влияние радиоактивных отходов на санитарное состояние почвы.

Оценка чистоты почвы по данным лабораторных исследований почвы.

Реферат, презентация,

составление тестовых заданий

1

1

29

Экологические проблемы утилизации отходов.

Гигиеническая оценка сооружений малой канализации.

Реферат,

презентация,

составление тестовых заданий

1

1

30

Тяжелые металлы в системе почва-растение.

Предупредительный санитарный надзор. Методика отвода земельного участка под строительство сооружений по обезврежи-ванию и утилизации отходов.


Реферат,

презентация,

составление ситуационных задач

2

2

31

Загрязнение почвы пестицидами и влияние его на здоровье населения.

Методы выбора и обоснования принципиальных схем санитарной очистки населенных мест.



Реферат,

презентация, составление тестовых заданий

2

2

32

Гигиеническое значение использования почвенной среды для обезвреживания сточных вод.

Санитарная экспертиза проектов генеральной схемы очистки населенных мест. Гигиенические требования к устройству кладбищ и скотомогильников. Обезвреживание и утилизация трупов и других отбросов животного происхождения.

Реферат,

презентация, составление тестовых заданий

1

1

1

1

33

Современные проблемы очистки территории городов Казахстана.

Рубежный контроль по темам лекций, практических занятий и СРС 9-14 недели

Реферат,

презентация, составление тестовых заданий
Тестирование,

решение ситуацион-ных задач, прием практических навыков,

собеседование

4

4




Всего часов:




120




8-семестр







1

Закон РК «Об охране атмосферного воздуха».

Реферат, презентация, составление тестовых заданий

4

2

Проблемы экологии больших промышленных городов Казахстана.

Потепление климата и его влияние на окружающую среду.

Методика оценки степени загрязнения атмосферного воздуха.


Реферат, презентация, составление тестовых заданий

1

1

1

3

Социально-гигиенические аспекты охраны атмосферного воздуха в современных условиях.

Принципы установления точки отбора проб атмосферного воздуха и методика проведения отбора проб.

Реферат, презентация, составление тестовых заданий

1

1

4

Здоровье населения современного промышленного города.

Методы лабораторного исследования атмосферного воздуха.

Реферат, презентация, составление тестовых заданий

2

1

5

Проблемы ухудшения экологической ситуации в Южно-Казахстанском регионе.

Особенности автомобильного транспорта, как источник загрязнения атмосферного воздуха.

Доклад, презентация, составление тестовых заданий

2

2

6

Оценка взаимосвязи показателей здоровья населения и качества атмосферного воздуха.

Устройство и принцип работы электричес-кого аспиратора, газоанализатора АНКАТ.


Отчет, презентация, составление ситуационных задач

2

1

7

Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды.

Гигиеническое значение высоких труб, условия их применение.

Реферат, презентация, составление тестовых заданий

2

2

8

Динамическое наблюдение за уровнем загрязнения атмосферного воздуха городов Казахстана.

Санитарно-технические мероприятия по охране атмосферного воздуха.


Доклад, презентация, составление тестовых заданий

2

2

9

Современные тенденции в области жилищного строительства.

Гигиеническая оценка типовых проектов жилых зданий и рассмотрение проектов привязки.

Реферат, презентация, составление тестовых заданий

1

1

10

Использование усовершенствованных систем отопления жилых и общественных зданий. Гигиеническая оценка микроклимата помещений.

Методика санитарной оценки проектных материалов систем отопления жилых и общественных зданий.


Реферат, презентация, составление ситуационных задач

1

1

11

Достоинства и недостатки современных приборов искусственного освещения, используемых в жилых и общественных зданиях.

Гигиеническая оценка естественной и искусственной освещенности помещений на стадии предупредительного санитарного надзора.

Реферат, презентация, составление тестовых заданий

1

2

12

Особенности современных вентиляционных систем общественных зданий. Гигиенические требования, оценка эффективности работы.

Санитарная экспертиза проектных материалов систем вентиляции помещений жилых и общественных зданий.

Реферат, презентация, составление ситуационных задач

2

1

13

Кондиционирование воздуха в жилых и общественных зданиях. Влияние на здоровье.

Санитарное обследование жилых и общественных зданий. Методика исследования микроклимата закрытых помещений.

Доклад, презентация, составление ситуационных задач

2

1

14

Новые направления развития банного дела.

Углубленное санитарное обследование коммунального объекта с проведением инструментальных замеров.

Реферат, презентация, составление ситуационных задач

2

1

15

Устройство и принцип работы приборов: метеометра МЭС-200А, термоанемометра: TESTO 425, TESТO 435, газоанализатор АНКАТ, люксметр-яркомер, шумомер интегрирующий – виброметр ШИ- 01В, дозиметр-радиометр.

Санитарная экспертиза проектов бань.

Реферат, презентация, составление тестовых заданий

2

1

16

Влияние микроклиматических условий внутренней среды на здоровье человека.

Санитарная экспертиза проектов прачечных.

Реферат, презентация, составление тестовых заданий

2

2

17

Использование в современном строительстве полимерных материалов. Гигиеническая контроль и оценка полимеров.

Санитарная экспертиза проектов планировки и застройки больницы. Особенности отопления, вентиляци, микроклимата и воздушной среды в помещениях ЛПУ. Естественное и искусственное освещение.

Реферат, презентация, составление тестовых заданий

2

1

18

Устройство стоматологических кабинетов. Гигиенические требования к оборудованию и планировке.


Рубежный контроль по темам лекций, практических занятий и СРС 1-7 недели.

Реферат, презентация, составление тестовых заданий

Тестирование,

решение ситуационных задач, прием практических навыков,

собеседование

1

4

19

Парикмахерские. Гигиенические требования к планировке. Правила эксплуатации.

Санитарные правила устройства и содержания амбулаторно-поликлинических учреждений, аптек.

Реферат, презентация, составление тестовых заданий

2

2

1

20

Влияние объектов малого бизнеса, расположенных на первых этажах жилых домов, на условия проживания жильцов.

Санитарное обследование аптеки с написанием акта обследования.

Реферат, презентация, составление тестовых заданий

2

1

21

Гигиенические требования к устойству и эксплуатации косметических кабинетов.

Структура и функции органов государ

ственного санитарно-эпидемиологиче-

ского надзора в области жилищного строительства.

Реферат, презентация,

составление тестовых заданий

2

1

22

Временные жилища (гостиницы, казармы). Гигиенические требования к планированию, оборудованию.

Углубленное обследование спортивного сооружения с написанием акта обследования.


Реферат, презентация, составление тестовых заданий

2

1

23

Санатории. Гигиенические требования к размещению, оборудованию и правилам эксплуатации.

Обследование общежитий с написанием акта обследования.

Пре

Реферат, презентация, составление тестовых заданий

Обследование объекта

2

1

24

Гигиенические требования к устройству и эксплуатации плавательных бассейнов.

Правила приемки жилых и общественных зданий в эксплуатацию.

Реферат, презентация, составление тестовых заданий

2

2

25

Учет технико-экономических факторов в схеме расселения на территории Казахстана.

Высоковольтные электролиний и влияние их на здоровье населения.

Реферат, презентация, составление тестовых заданий

2

2

26

Современные проблемы охраны окружающей среды населенных мест.

Комплекс мероприятий по защите населения от воздействия электромагнитных полей.

Реферат, презентация, составление ситуационных задач

2

2

27

Гигиенические значения современных нормативов уровней инфразвука в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой засторойки.

Основные принципы размещения сети культурно-бытовых учреждений в плане города.

Реферат, презентация, составление тестовых заданий

2

2

28

Воздействие электромагнитных полей на организм человека.

Мероприятия по снижению негативного воздействия шумового фактора на здоровье населения.

Реферат, презентация, составление тестовых заданий

2

2

29

Значение улиц в архитектурном облике города.

Методика определения продолжительности инсоляции жилых и общественных зданий территории застройки. Техника использования контрольно-инсоляционной линейки.

Реферат, презентация, составление тестовых заданий

1

2

30

Роль зеленых насаждений в благоустройстве населенных пунктов.
Санитарная экспертиза проектных материалов по планировке. Определение плотности жилой застройки, плотности жилого фонда и плотности населения микрорайона.значение при планировке городов.

Реферат, презентация, составление тестовых заданий

1

2

31

Физические факторы окружающей среды в условиях населенных мест (вибрация, ЭМП).

Классификация площадей и их значение.

Планировка и классификация уличной сети.

Реферат, презентация, составление тестовых заданий

1

1

1

32

Особенности размещения объектов общегородского назначения в крупных городах.


Реферат, презентация, составление тестовых заданий

1


33

Рубежный контроль по темам лекций, практических занятий и СРС 9-14 недели.

Тестирование,

решение ситуационных задач, прием практических навыков,

собеседование

4




Всего часов:




120




Итого




240



2.8 Методы обучения и преподавания:

Лекции: обзорные, проблемные.

  • Практические занятия: работа с контрольными вопросами, решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах, работа в парах, моделирование ситуации, составление алгоритма проведения гигиенического обследования зданий коммунального назначения, ознакомление с документами и работа с приборами, методы лото, ромашка, мозговая атака.

  • Самостоятельная работа студентов под руководством преподавате­ля (СРСП): СРСП является внеаудиторным видом работы студента, ко­торая выполняется им в контакте с преподавателем, по отдельному гра­фику, который не входит в общее расписание учебных занятий. В ходе СРСП проводятся консультации по наиболее сложным вопросам учебной программы, выполнению домашних заданий, проектов, задач, практиче­ских заданий, контроль семестровых работ, отчетов и других видов за­даний СРС по возникающим вопросам, проведение рубежного контроля.

  • Самостоятельная работа студентов: написание рефератов, подготовка докладов, проектов и отчетов, презентации, составление тестовых заданий и ситуационных задач, разработка санитарно-гигиенических мероприятий, санитарное обследование объектов и написание актов.


2.9 Методы оценки знаний и навыков обучающихся:

Используются следующие виды контроля: текущий, рубежный и итоговый.

Текущий контроль: тестирование, устный опрос, решение ситуационных задач, проверка оформления результатов выполнения заданий и т.д., самооценка и групповая оценка при работе в малых группах.

Рубежный контроль: коллоквиум. Рубежный контроль сдают в 8 и 15 неделе в виде тестирование, собеседование и решение ситуационных задач, оценка практических навыков.

Итоговый контроль: экзамен, включающий тестирование и демонстрацию практических навыков (ОСПЭ).

2.10 Рекомендуемая литература: основная и дополнительная
На русском языке

основная:

  1. Коммунальная гигиена / под редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М., 2006 – Ч.1. -304с, ; Ч.2. – 336с.

  2. Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.


Дополнительная:

1.Севастьянов В.Н. Проблема радонобезопастности в Казахстане: монография. – Алматы: КазгосИНТИ, 2004

2.Мазаев В.Т. Коммуналды гигиена. В 2 ч. Ч. 1 [Электронды ресурс]: учебник для вузов – 2-е изд., испр. И. Доп. – электрон. Текстовые дан. (35,7 МБ). –М.: Издательская группа «ГЭОТАР – Медиа», 2009-304 с.эл.опт. диск (СD ROM). 3.Мазаев В.Т. Коммуналды гигиена. В 2 ч. Ч. 2 [Электронды ресурс]: учебник для вузов. – электрон. Текстовые данные (36,6 МБ). – М.: Издательская группа «ГЭОТАР – Медиа», 2009-336 с.эл.опт. диск (СD ROM).

4. Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым»,2003–464 с.

2.11 Приложения:

Форма №1

«Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами

на 2013-2018 годы»

Дисциплины согласования

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Номера протоколов и даты заседаний согласующихся кафедр

1

2

3

Пререквизиты:







1. Физиология

Физиологическое значение питьевой воды. Нормы водопотребления. Патологическое изменение организма связанное с водопотреблением и влиянием температуры, влажности воздуха, атмосферного давление, подвижности воздуха, освещенности, общего уровня шума, электромагнитных полей.

Протокол №_________
2013г

Зав. кафедрой:

2.Общая гигиена

Понятие о коммунальной гигиене. Цель и задачи, объекты исследования коммунальной гигиены. История развитие. Гигиенические значения атмосферного воздуха, питьевой воды, почвы, их физические свойства и химический состав. Влияние химического состава воды, атмосферного воздуха и микроклиматических параметров помещений жилых и общественных зданий на организм человека.

Протокол №_________
2013г

Зав. кафедрой:

3.Экология и устойчивое развитие

Химическое, физическое и биологическое загрязнение природной среды, классификация и источники загрязнений. Глобальные экологичес-кие проблемы атмосферного воздуха, водных ресурсов и почвы. Загрязнение объектов окружающей среды тяжелыми металлами, пестицидами и нефтьепродуктами.Охрана природной среды.

Протокол №_________
2013г

Зав. кафедрой:


4.Инфекционные болезни

Инфекционные болезни, передаваемые через водный, воздушный и почвенный фактор. Пути передачи, инкубационные периоды и основные признаки инфекционных болезней.

Протокол №_________
2013г

Зав. кафедрой:

5.Окружающая среда и здоровье

Источники шума, вибрации, ЭМП и инфракрасного излучения. Загрязнение атмосферного воздуха, воды водоемов, почвы и пищевых продуктов и их
влияние на организм человека. Жидкие и твердые отходы. Охрана окружающей среды от физического загрязнение.

Протокол №_________

_____________

2013г
Зав. кафедрой:

6.Микробиология

Виды патогенных и не патогенных микроорганизмов, их среды обитания.

Протокол №_________

_____________

2013г

Зав. кафедрой

Постреквизиты:







1.Гигиена труда

Влияние параметров микроклимата производственных помещений на организм работающих. Рациональная планировка производственных и селетибных зон. Влияние шума, вибрации, электромагнитых полей и различных волн на здоровье населения. Профилактика их неблагоприятного влияния.

Протокол №_________
2013г
Зав. кафедрой:

2.Эпидемиология с основами дезинфекци-онного дела

Эпидемиологическое значение воды, воздуха и почвы. Виды заболеваний, передаваемые через воздух, питьевую воду и почву и их профилактика. Связь между состоянием здоровья человека и факторами окружающей среды.

Обезвреживание опасных твердых и жидких отбросов, сточных вод.

Протокол №_________
2013г

Зав. кафедрой:




Зав. кафедрой гигиены-2: Ескерова С.У.

Форма №2
«Дополнения и изменения к рабочей программе»

на 2013-2014 учебный год
В рабочую программу по дисциплине (в раздел) Коммунальная гигиена вносятся следующие изменения:

На лекции по дисциплине отведено всего 30 часов, из них 16 часов на 7 – семестр, 14 часов на 8-семестр. По кредитной системе обучения продолжительность академического периода составляет всего 15 недель, в связи с этим 30 часов распределено по семестрам равномерно по 15 часов. Темы лекции: в 7-семестре – «Основы организации и проведения санитарной очистки населенных мест. Основные методы обезвреживания твердых и жидких отбросов» –и темы объеденены, в 8-семестре – отдельно выделена тема: «Гигиеническое значение инсоляции».
в кредит №1,СРС – тема №1 - «Основные положения Закона Республики Казахстан «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РК» изменена на тему: «Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» в связи с тем, что закон утратил силу.

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

«____» _________ 201__год. Протокол № _____

ЮЖНО – КАЗАХСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра гигиены-2

СИЛЛАБУС

Дисциплина: «Коммунальная гигиена»


Код дисциплины - KG 4211


Специальность: 051102- «Общественное здравоохранение»


Обьём учебных часов (кредитов) : 360 часов/ 8 кредитов

Курс и семестр изучения: ІV- курс 7- 8 - семестр

2013-2014 учебный год

Силлабус составлен кафедрой гигиены-2 на основании рабочей программы по дисциплине «Коммунальная гигиена» для специальности 5В110400 - «Медико-профилактическое дело» утвержденной «____» ___________ 2013г.

Силлабус утвержден на заседании кафедры гигиены-2

Протокол № _________ «__________» _______________ 2013г.

Зав. кафедрой к.м.н. ______________ Ескерова С.У.

1.7. Сведения о преподавателях:



Ф.И.О. тьюторов

Учёная степень, звание

Должность

Приоритетные научные

интересы

Достижения

E-mail

1

Ескерова Сара Устемировна

К.м.н.


Заведующая

кафедрой

Коммунальная гигиена

Автор научных работ -30 статьи, учебного пособия, методических рекомендаций

sarahesu@mail.

ru

2

Толтаев Бакытжан Санакулович

К.м.н.


Ст. преп-ль

Коммунальная гигиена

Автор научных работ -20 статьи, методических рекомендаций

toltaev

73@mail.

ru

3

Бекжанова Меруерт Усеновна




Ст. преп-ль

Коммунальная гигиена

-

meri@mail.

ru

4

Толеуова Акгулим Ерболатовна




Преп-ль

Коммунальная гигиена

-

ai_ol_ak.83@mail.

ru