Файл: Рабочая программа дисциплина Коммунальная гигиена.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Органолептические свойстваЗапах (баллы) 3Привкус (баллы) 2Цветность (градусы) 10Мутность (ЕФМ) 2.5Задание Оцените качество водопроводной воды населенного пункта и установите возможную причинную связь роста заболеваемости почек и водопользованием. Какие еще возможны эффекты на здоровье при длительном использовании воды такого качества? Что нужно предпринять для улучшения ситуации? Задача №4В степном районе во время уборочной кампании среди местного населения и командировочных на уборку шоферов самосвалов возникла вспышка заболевания с симптомами гриппа: внезапное начало без продромальных симптомов с ознобом, температура тела до 39˚ С, общая слабость, недомогание. Лихорадка имеет устойчивый характер в течение 6-7 дней и сопровождается головной болью (особенно в икроножных мышцах). У тяжело болеющих увеличена печень, отмечается желтушность склер.НА территории совхоза стоят жаркие дни, и население ходит купаться на речку, протекающую в 1 км от поселка. Основные поля злаковых культур, где происходит уборка, вплотную прилегает к речке. В период уборки отмечается рост популяции диких грызунов. Река используется населением только для купания и отдыха.Качество воды в реке по данным УГСЭН следующее:Запах, баллы 2Сухой остаток, мг/л 1000Сульфаты, мг/л 220Хлориды, мг/л 180Жесткость, мг-экв/л 6Содержание токсических веществ, остаточные количества пестицидов и минеральных веществ не превышают ПДКВодоснабжение в поселке осуществляется из артезианской скважины, эксплуатирующей 4-й водоносный горизонт. Дебит источника 15 м3/час. Вокруг головных сооружений скважины имеется зона строгого санитарного режима радиусом 50м. Качество воды артезианская скважины по данным ЦСЭН следующее:Запах, привкус, баллы 1Железо, мг/л 1Цветность, градусы 20Фтор, мг/л 1РН 6.7ОМЧ 60Вода источника обрабатывается на головных сооружениях и в разводящую сеть поступает с качеством, соответствующим требованиям СанПиН -10. Задание Выскажите Ваше предположение о возможной причине возникновения гриппоподобного заболевания среди населения. Какие косвенные данные подтверждают Ваш предварительный диагноз? Какие мероприятия, с Вашей точки зрения, необходимо предпринять в данной ситуации, в том числе для постановки окончательного диагноза? Назовите характерные особенности заболеваний этой группы. Задача №5Жители поселка Н. обратились с исковым заявлениям в муниципальный суд. По мнению жителей поселка, значительный рост заболеваемости флюорозом у детского населения обусловлен существенным загрязнением фторидами реки, используемой для водоснабжения населенного пункта. Фториды присутствуют в сточных водах алюминиевого комбината, работающего на электролизной технологии получения алюминия и в выбросах в атмосферный воздух.Население микрорайона, где проживает значительная часть пораженных детей, живет в собственных домах, имеет приусадебные участки для выращивания овощей, корнеплодов и зелени. Плодовые деревья на участках чахлые. Дома имеют централизованное водоснабжение из водопровода, а также шахтные колодцы на приусадебных участках. Все население имеет гигиенические навыки ухода за полостью рта.Анализ воды двухлетней давности свидетельствует о наличие в воде фторидов в концентрации 2,1 мг/л. Год назад завод произвел реконструкцию очистных сооружений и в настоящее время концентрация фторидов в реке не превышает гигиенические нормативы, однако состояние зубов у детей не улучшается и продолжают появляться случаи заболеваний.Задание Сформулируйте ваше заключение по существу проблемы. Если Вы считаете, что флюороз обусловлен деятельностью предприятия, то объясните механизм его развития на фоне употребления воды, отвечающей требованиям СанПиН. Задача №6Для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения поселка проектируется строительство водопроводной станции. В качестве источника водоснабжения выбрана река. Место забора воды на очистные сооружения водопроводной станции размещается на расстоянии 2 км от поселка, вверх по течению.Река протекает по густонаселенному району с развитой промышленностью. Качество воды в месте предполагаемого водозабора следующее:Мутность, мг/л 300 Хлориды, мг/л 350Цветность, градусы 150 Сульфаты, мг/л 500Окраска обнаруживается 15 см Железо, мг/л 0.8в столбике воды Сухой остаток, мг 1200 Ртуть, мг/л 0.001Запах, баллы 3 Хром, мг/л 0.15Привкус, баллы 3 Цинк, мг/л 5Окисляемость, мг/л 10 Нефтепродукты, мг/л 0.1Водородный показатель, рН 6.3 Задание Решите вопрос о целесообразности использовании реки в качестве источника питьевого водоснабжения. Какими методами водоподготовки следует воспользоваться для кондиционирования воды? Какие последствия для здорового населения может представлять использование воды такого качества после обработки на традиционных очистных сооружениях водонапорной станции? Задача №7Анализ состояния здоровья жителей одного из районов Заполярья показан высокую распространенность кариеса зубов и хронического тонзиллита среди всех возрастных групп населения. По данным статистики также отмечался повышенный уровень ревматических поражений сердца и заболеваний почек (гломерулонефрит).Население представляет в основном группу переселенцев из средней полосы, осваивающей месторождение природного газа, обладает высоким образовательным цензом, хорошо информировано о мероприятиях необходимых для успешной адаптации к экстремальным природно-климатическим условиям, в основной массе соблюдает рекомендации по профилактике простудных заболеваний и гигиены полости рта.Питание осуществляется привозными продуктами из умеренной климатической зоны. В ассортимент пищевых продуктов включены мясо, рыбы, птица, молочные и овощные консервы, свежие овощи и фрукты.Водоснабжение поселка осуществляется из артезианской скважины. Вода имеет следующее качество:Органолептические показатели: Токсикологические показатели:Запах, баллы 2 Молибден, мг/л 0,25Привкус, баллы 2 Нитраты, мг/л 35Цветность, градусы 15 Свинец, мг/л 0,02Сухой остаток, мг/л 400 Стронций, мг/л 5,0Хлориды, мг/л 60 Фтор, мг/л 0,20Сульфаты, мг/л 160Железо, мг/л 0,1 Микробиологические показатели:Медь, мг/л 0,8 Микробное число 30Общая жесткость, ммоль/л 5 Коли-индекс (число колиформныхрН 7,2 бактерий на 100 мл) отс.Задание Оцените качество водоснабжения населенного пункта. Объясните возможные причины нарушений в состоянии здоровья населения Определите профилактические направления снижения заболеваний полости рта сердечно-сосудистой системы и почек. Задача №8В районную поликлинику обратились 5 человек с воспалительными гнойными заболеваниями слизистых оболочек – гайморитами, синуситами, конъюнктивитами, отитами.Все обратившиеся – люди среднего возраста, активно отдыхающие на даче в Подмосковье. Во время жаркой погоды пользуются летним бассейном на дачном участке, в котором установлено устройство для аэрирования воды. Патрон для обеззараживания воды последний раз менялся 2 месяца назад.Задание Поставьте предположительный этиологический диагноз. К какой группе возбудителей относится этот микроорганизм? Какие необходимо соблюдать меры предупреждения возникновения подобных заболеваний? №5.1. Тема: Методы санитарного контроля за технологией обеззараживания воды. Реагентные и безреагентные методы.2. Цель: освоение студентами методики санитарного контроля за технологией обеззараживания воды и оценки эффективности обеззараживания питьевой воды, гигиеническая оценка реагентного и безреагентного методов.3.Задачи обучения:Студент должен знать: - методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды;- оценивать эффективность обеззараживания питьевой воды;- процесс обеззараживания питьевой воды- виды обеззараживания питьевой воды- реагентные методы обеззараживания питьевой воды;- безреагентные методы обеззараживания питьевой воды;- сравнительную характеристику методов обеззараживания питьевой воды;- методику проведения дезинфекции водопровода, его значение.Студент должен уметь:- применить методы санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды;- оценить эффективность обеззараживания питьевой воды;- охарактеризовать процесс обеззараживания питьевой воды;- определить содержание остаточного хлора в воде;4. Основные вопросы темы:1.Гигиеническое значение санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды.2.Методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды.3.Методы обеззараживания питьевой воды. Реагентные методы. 4. Безреагентные методы обеззараживания питьевой воды, их значение.5.Оценка эффективности обеззараживания питьевой воды.6.Особенности методов озонирования и ультрафиолетового облучения.5. Методы обучения и преподавания: решение тестовых заданий6. Литература:На русском языкеосновная:1.Коммунальная гигиена / под редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М., 2006 – Ч.1. -304с, ; Ч.2. – 336с.2.Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.дополнительная: 1.Аксенова О.И., Иванов С.И. Гигиенические аспекты обеспечения населения доброкачественной питьевой водой: проблемы и решения: руководство + СD под ред. Г.Г. Онищенко. – М., 2008.- 250 с.2.Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008. – 250с.3.Больничное дело в Казахстане: состояние, проблемы и подходы к новой модели / А.А. Аканов, В.Н. Девятко, В.И. Ахметов и др. – Астана, Б. – 2006.- 166с.4.Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003 – 464 с.5.Общая гигиена / под.ред. А.М. Большакова , В.Г. Маймулова.- М., 2006.- 736с.6.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с.7.Рустембекова С.А. Микроэлементы и факторы экологического риска.- М: Логос. 2006. – 110с. 7. Контроль-вопросы:1.Охарактеризуйте метод обеззараживание воды ультразвуком.2.Перечислите преимущетсво метода обеззараживания воды иодом.3. Расскажите о значении обеззараживания воды гамма – излучением. 4.Составьте модель бактерицидного влияния химических дезинфекторов.5.Какие особенности имеют обеззараживания воды тяжелыми металлами?6.Каким образом определяется остаточный хлор в воде?7.Что такое преаммонизация и метод хлорирование?Тестовые задания:1. Цель обеззараживания воды … A) полное уничтожение микроорганизмов.B) уничтожение споровых форм микроорганизмов. C) остановка роста микроорганизмов. D) улучшение физических качеств воды.E) осаждение взвешенных веществ. 2. Норма остаточного хлора в воде после завершения ее обработки составляет … мг/л.A) 1,5-1,0B) 0,1-0,2C) 0,6-1,0D) 0,3-0,5E) 1,2-1,53. … наиболее широко применяемый метод на водопроводных станциях Казахстана.A) ХлорированиеB) УФОC) Озонирование D) Гамма облучениеE) Перманганирование 4. К механическому методу очистки воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание5. К физическому методу обеззараживания воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание6. Для фильтрации воды используется ...a) гравийb) стройматериалc) вата и стройматериалd) каменьe) бумага7. Наиболее часто в качестве коагулянта используется ... a) биокарбонат натрияb) крахмалc) сульфат алюминия d) хлорный газe) хлорамин8. При обеззараживании воды используются ... методы.a) химический, физический b) физиологический, химическийc) физиологический, статистическийd) реагентный, реактивныйe) нереактиный, бактериологический9. К физическому методу очистки воды относится:a) ионы тяжелых металловb) хлорированиеc) озонированиеd) УФЛe) фильтрация10. Дезодарация – это удаление от дурнопахнущих ... a) газовb) запаховc) солиd) веществe) микроорганизмов11. К химическому методу обеззараживания воды относится:A) отстаиваниеB) кипичениеC) озонированиеD) использование УФЛE) фильтрирование12. Для эпидемиологической безопасности питьевой воды используются ...A) хлорирование, озонирование.B) дегазация, умягчение.C) обесфторирование, обезжелезивание.D) осветление, дезодорация.E) вымораживание, ионный обмен.13. Обеззараживающее свойство хлора связано с наличием ...А) хлорной кислоты.В)хлороводородной кислоты.С) связанного хлора.D) соединение хлорфторуглерода.E) свободного хлора.14. К физическому методу обеззараживания воды относится ...A) обработка альфа – излучением.B) обработка серебром.C) озонирование.D) обработка гамма – излучением.E) обработка тяжелыми металлами.15. Суперхлорирование это ...A) низкая доза хлора.B) оптимальная доза хлора.C) увеличенная доза хлора.D) свободный хлор.E) остаточный хлор.16.Критерием достаточности дозы хлора при хлорировании воды является…A) снижение общей жесткости воды наполовину.B) физическое свойство воды.C) отсутствие бактерий в воде.D) величина остаточного хлора.E) наличие слабого привкуса и запаха хлора в воде. 17. Хлорпотребность воды – это …A) двойная доза хлора, полученная пробным хлорированием воды.B) количество хлора, необходимое для хлорирование 1л воды.C) необходимое количество хлора для гиперхлорирования 1л воды.D) количество хлора, подлежащее дехлорированию воды.E) сумма хлор поглощаемости и допустимого остаточного хлора в воде.18

79. Какую роль играет УФ-излучения для обеззараживания питьевой воды из поверхностных источников?

80.Расскажите обеззараживания воды электрохимическими методами.

Темы, требования к выполнению и содержанию СРС



Сухой остаток, мг/л 400 Стронций, мг/л 5,0

Хлориды, мг/л 60 Фтор, мг/л 0,20

Сульфаты, мг/л 160

Железо, мг/л 0,1

Микробиологические показатели:

Медь, мг/л 0,8 Микробное число 30

Общая жесткость, ммоль/л 5 Коли-индекс (число колиформных

рН 7,2 бактерий на 100 мл) отс.


Задание

  1. Оцените качество водоснабжения населенного пункта.

  2. Объясните возможные причины нарушений в состоянии здоровья населения

  3. Определите профилактические направления снижения заболеваний полости рта сердечно-сосудистой системы и почек.



Задача №8

В районную поликлинику обратились 5 человек с воспалительными гнойными заболеваниями слизистых оболочек – гайморитами, синуситами, конъюнктивитами, отитами.

Все обратившиеся – люди среднего возраста, активно отдыхающие на даче в Подмосковье. Во время жаркой погоды пользуются летним бассейном на дачном участке, в котором установлено устройство для аэрирования воды. Патрон для обеззараживания воды последний раз менялся 2 месяца назад.

Задание

  1. Поставьте предположительный этиологический диагноз.

  2. К какой группе возбудителей относится этот микроорганизм?

  3. Какие необходимо соблюдать меры предупреждения возникновения подобных заболеваний?



  1. Ситуационные задачи:

Задача №1

Вследствие аварии канализационной сети, содержимое ее попало в систему водоснабжения поселка городского типа.

Вопросы:

1.Роста, какой инфекционной патологии следует ожидать в первую очередь?

2. Какие меры необходимы принять в данной ситуации?

Задача №2

Сточные воды промышленного города поступают в пруды-накопители и реку. В воде реки ниже сброса сточных вод определяются: ртуть – 0,0006 мг/л, (1 класс опасности); свинец – 0,06 мг/л, кадмий – 0,003 мг/л, цианиды – 0,5 мг/л (2 класс); цинк – 2,0 мг/л, медь – 1,5 мг/л (3 класс); общее микробное число - 255, запах – 4 балла, БПК – 10 мг/л, растворенный кислород – 0,5-1,0 мг/л.

Вопросы:

1.Какие санитарно-технические мероприятия необходимы для охраны окружающей среды в данном случае?

2. Какие виды загрязнения воды присутствуют?

3.Какие основные источники загрязнения присутствуют?

4.Определите кратность превышения ПДК химических веществ.

5.Какое влияние может оказать на здоровье населения такого качества вода?
Задача №3

Высокая антропогенная нагрузка (выбросы в атмосферу, сточные воды) в регионе Восточного Казахстана обуславливает потенциальную опасность ухудшая условия водопользования населения. Промышленные и ливневые сточные воды свинцово-цинкового и титаномагниевого комбинатов поступают в реку Иртыш. Население для питьевых целей использует воду из скважин подрусловых (инфильтрационных) вод реки. Концентрации: бериллий – 0,0001 мг/л, мышьяк – 0,04 мг/л, свинец – 0,09 мг/л, кадмий – 0,002 мг/л, цинк – 1,5 мг/л. Классы опасности: Вi – 1; Cd, Pb, As – 2; Zn – 3.


Вопросы:

  1. Какие виды загрязнения воды присутствуют?

  2. Какие основные источники загрязнения присутствуют?

  3. Определите кратность превышения ПДК веществ

  4. Определите интегральный показатель загрязнения воды по классам опасности.

  5. Определите степень опасности загрязнения воды в соответствии с классификацией.

  6. Какое влияние могут оказать на здоровье населения показатели загрязнения воды?

  7. Какие необходимо провести гигиенические мероприятия?


Задача №4.

Сточные воды г. З. (свинцового и мясокомбинатов, хозяйственно-бытовые) поступают в пруды-накопители и реку Б. В воде реки Б. ниже сброса сточных вод определяются: ртуть – 0,0006 мг/л, (1 класс опасности); свинец – 0,06 мг/л, кадмий – 0,003 мг/л, цианиды – 0,5 мг/л (2 класс); цинк – 2,0 мг/л, медь – 1,5 мг/л (3 класс); запах –3 балла, БПК – 10 мг/л, растворенный кислород – 0,5-1,0 мг/л.

Население сельского поселка для питьевых целей использует воду шахтных колодцев, расположенных около домов. Животноводческие отходы складируются вблизи жилых зданий. В воде колодцев определяются аммиак – 3-5 мг/л, фосфаты – 0,06 мг/л, нитраты – 40 мг/л, нитриты – 5 мг/л, хлориды – 450 мг/л.

Вопросы:

  1. Какие виды загрязнения воды присутствуют?

  2. Какие основные источники загрязнения присутствуют?

  3. Определите кратность превышения ПДК веществ

  4. Определите интегральный показатель загрязнения воды по классам опасности.

  5. Определите степень опасности загрязнения воды в соответствии с классификацией.

  6. Какое влияние могут оказать на здоровье населения показатели загрязнения воды?

  7. Какие необходимо провести гигиенические мероприятия?

Задача №5.

Среди жителей поселка, расположенного ниже по течению реки от крупного промышленного города, в течение года существенно увеличилась заболеваемость нефритом. Тенденция к росту заболеваемости нефритами начала отмечаться 2 года назад.

Вопросы:

1.Что явился причиной увеличения заболеваемостью населения нефритом?

2. Какие меры необходимы, принять в данной ситуации?

Задача №6.

Жители, города расположенного ниже спуска сточных вод горно-металлургического комбината используют воду реки для коммунально-питьевых целей. По результатам лабораторного анализа на месте водозабора содержание кадмия – 0,01.


Вопросы:

1.Риск развития какой патологии наиболее значим для жителей данного населенного пункта?

2.Какие меры необходимы, принять в данной ситуации?

Задача №7.

В нефтеперерабатывающим заводе в производственном процессе образуется большое количество сточных вод. В составе сточных вод содержаться нефти - 1500мг/, взвешенных веществ – 1700мг/л, сероводорода – 2000мг/л, аммиака- 480 мг/л, меркаптана – 1000 мг/л, биохимическая потребность кислороде – 500г О2 /л.

Вопросы:

1.Какое мероприятие необходимо использовать для защиты водных объектов от загрязнения в данном случае?

2.Определите ПДК выше указанных химических веществ?

Задача №8.

В доменном цехе после технологического процесса образовались сточные воды, в которых содержаться в большое количество пыли и газообразных веществ с температурой 450С, имеющих темно-серую окраску и 1000-4000 мг/л взвешенных веществ, имеющих щелочность 20*103экв/л.

Вопросы:

1.Какие методы очистки промышленных сточных вод необходимо использовать в данном случае?

2.Какое влияние оказывает такие сточные воды
5.Ситуационные задачи

Задачи №1

В населенном пункте для строительства школы-интерната отводится участок площадью 3 га со спокойным рельефом, являющийся ранее частью сельскохозяйственных угодий, на которых использовались органические и минеральные удобрения, пестициды. На участке и вблизи от него отсутствуют источники сосредоточенного загрязнения. Почва участка суглинистая.

Данные лабораторного анализа почвы:


Показатели

Участок контрольный

Участок опытный

азот аммонийный мг/100 г

3,4

3,8

органический углерод, %

0,3

0,4

нитриты, мг/100 г

0,2

0,3

нитраты, мг/100 г

1,2

1,8

хлориды, мг/ 100 г

38,4

40,7

Общее содержание:

азота, мг/100 г

2,1

2,4

содержание азота гумуса

20

22

микробное число

30000

32000

коли-титр, г

1,0

1,0

титр-анаробов, г

0,1

0,1

число яиц гельминтов

0

0

число личинок и куколок мух на 25 м2




0


Данные сравнивались с показателями контрольного участка, располагающегося на территории лесопосадки.

  1. Правильно ли выбран контрольный участок?

  2. Подходит ли суглинистая почва для строительства. Каковы воздухо- и водопроницаемость, теплоемкость, капиллярность, водоемкость и гигроскопичность этого типа почвы?

  3. Какие загрязнители могут быть обнаружены, учитывая характер использования ранее этих земель?

  4. Содержание каких загрязнителей почвы нужно было бы, по Вашему мнению, определить еще?

  5. Какие из данных лабораторного анализа позволяют судить о санитарно-эпидемической безопасности почвы, органическом загрязнении экзогенными химическими веществами?

  6. О чем говорит санитарное число Хлебникова? Как рассчитать его, исходя из приведенных выше данных?

  7. Дайте оценку степени чистоты и опасности почвы?

  8. Можно ли использовать данный участок под строительство школы-интернат? Если нет, то почему?


Задача № 2

Детский оздоровительный комплекс находится в пригороде, в лесостепной полосе. в низине. В 2 км от комплекса расположена молочно-товарная ферма, сточные воды которой сбрасываются по каналу, проходящему в 30 км от границ комплекса по уклону с наветренной стороны. В близлежащих поселках отмечена повышенная заболеваемость аскаридозом и эхинококкозом.
Данные лабораторного анализа почвы на территории детского оздоровительного комплекса


Показатели

Участок контрольный

Участок опытный

Механический состав:

примеси

3%

4%

глинистые частицы

50%

55%

песчаные частицы

48%

41%

азот аммонийный мг/100 г

4.5

5,0

органический углерод, %

3

6

нитриты, мг/100 г

0,6

3,6

нитраты, мг/100 г

1,2

1,8

Общий азот

39,2

10

содержание азота гумуса

25

30

микробное число

30000

2000

коли-титр, г

0,2

0,01

титр-анаробов, г

0,05

0,0001

число яиц гельминтов

2

40

число кукол и личинок

10

50