Файл: Рабочая программа дисциплина Коммунальная гигиена.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 286

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Органолептические свойстваЗапах (баллы) 3Привкус (баллы) 2Цветность (градусы) 10Мутность (ЕФМ) 2.5Задание Оцените качество водопроводной воды населенного пункта и установите возможную причинную связь роста заболеваемости почек и водопользованием. Какие еще возможны эффекты на здоровье при длительном использовании воды такого качества? Что нужно предпринять для улучшения ситуации? Задача №4В степном районе во время уборочной кампании среди местного населения и командировочных на уборку шоферов самосвалов возникла вспышка заболевания с симптомами гриппа: внезапное начало без продромальных симптомов с ознобом, температура тела до 39˚ С, общая слабость, недомогание. Лихорадка имеет устойчивый характер в течение 6-7 дней и сопровождается головной болью (особенно в икроножных мышцах). У тяжело болеющих увеличена печень, отмечается желтушность склер.НА территории совхоза стоят жаркие дни, и население ходит купаться на речку, протекающую в 1 км от поселка. Основные поля злаковых культур, где происходит уборка, вплотную прилегает к речке. В период уборки отмечается рост популяции диких грызунов. Река используется населением только для купания и отдыха.Качество воды в реке по данным УГСЭН следующее:Запах, баллы 2Сухой остаток, мг/л 1000Сульфаты, мг/л 220Хлориды, мг/л 180Жесткость, мг-экв/л 6Содержание токсических веществ, остаточные количества пестицидов и минеральных веществ не превышают ПДКВодоснабжение в поселке осуществляется из артезианской скважины, эксплуатирующей 4-й водоносный горизонт. Дебит источника 15 м3/час. Вокруг головных сооружений скважины имеется зона строгого санитарного режима радиусом 50м. Качество воды артезианская скважины по данным ЦСЭН следующее:Запах, привкус, баллы 1Железо, мг/л 1Цветность, градусы 20Фтор, мг/л 1РН 6.7ОМЧ 60Вода источника обрабатывается на головных сооружениях и в разводящую сеть поступает с качеством, соответствующим требованиям СанПиН -10. Задание Выскажите Ваше предположение о возможной причине возникновения гриппоподобного заболевания среди населения. Какие косвенные данные подтверждают Ваш предварительный диагноз? Какие мероприятия, с Вашей точки зрения, необходимо предпринять в данной ситуации, в том числе для постановки окончательного диагноза? Назовите характерные особенности заболеваний этой группы. Задача №5Жители поселка Н. обратились с исковым заявлениям в муниципальный суд. По мнению жителей поселка, значительный рост заболеваемости флюорозом у детского населения обусловлен существенным загрязнением фторидами реки, используемой для водоснабжения населенного пункта. Фториды присутствуют в сточных водах алюминиевого комбината, работающего на электролизной технологии получения алюминия и в выбросах в атмосферный воздух.Население микрорайона, где проживает значительная часть пораженных детей, живет в собственных домах, имеет приусадебные участки для выращивания овощей, корнеплодов и зелени. Плодовые деревья на участках чахлые. Дома имеют централизованное водоснабжение из водопровода, а также шахтные колодцы на приусадебных участках. Все население имеет гигиенические навыки ухода за полостью рта.Анализ воды двухлетней давности свидетельствует о наличие в воде фторидов в концентрации 2,1 мг/л. Год назад завод произвел реконструкцию очистных сооружений и в настоящее время концентрация фторидов в реке не превышает гигиенические нормативы, однако состояние зубов у детей не улучшается и продолжают появляться случаи заболеваний.Задание Сформулируйте ваше заключение по существу проблемы. Если Вы считаете, что флюороз обусловлен деятельностью предприятия, то объясните механизм его развития на фоне употребления воды, отвечающей требованиям СанПиН. Задача №6Для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения поселка проектируется строительство водопроводной станции. В качестве источника водоснабжения выбрана река. Место забора воды на очистные сооружения водопроводной станции размещается на расстоянии 2 км от поселка, вверх по течению.Река протекает по густонаселенному району с развитой промышленностью. Качество воды в месте предполагаемого водозабора следующее:Мутность, мг/л 300 Хлориды, мг/л 350Цветность, градусы 150 Сульфаты, мг/л 500Окраска обнаруживается 15 см Железо, мг/л 0.8в столбике воды Сухой остаток, мг 1200 Ртуть, мг/л 0.001Запах, баллы 3 Хром, мг/л 0.15Привкус, баллы 3 Цинк, мг/л 5Окисляемость, мг/л 10 Нефтепродукты, мг/л 0.1Водородный показатель, рН 6.3 Задание Решите вопрос о целесообразности использовании реки в качестве источника питьевого водоснабжения. Какими методами водоподготовки следует воспользоваться для кондиционирования воды? Какие последствия для здорового населения может представлять использование воды такого качества после обработки на традиционных очистных сооружениях водонапорной станции? Задача №7Анализ состояния здоровья жителей одного из районов Заполярья показан высокую распространенность кариеса зубов и хронического тонзиллита среди всех возрастных групп населения. По данным статистики также отмечался повышенный уровень ревматических поражений сердца и заболеваний почек (гломерулонефрит).Население представляет в основном группу переселенцев из средней полосы, осваивающей месторождение природного газа, обладает высоким образовательным цензом, хорошо информировано о мероприятиях необходимых для успешной адаптации к экстремальным природно-климатическим условиям, в основной массе соблюдает рекомендации по профилактике простудных заболеваний и гигиены полости рта.Питание осуществляется привозными продуктами из умеренной климатической зоны. В ассортимент пищевых продуктов включены мясо, рыбы, птица, молочные и овощные консервы, свежие овощи и фрукты.Водоснабжение поселка осуществляется из артезианской скважины. Вода имеет следующее качество:Органолептические показатели: Токсикологические показатели:Запах, баллы 2 Молибден, мг/л 0,25Привкус, баллы 2 Нитраты, мг/л 35Цветность, градусы 15 Свинец, мг/л 0,02Сухой остаток, мг/л 400 Стронций, мг/л 5,0Хлориды, мг/л 60 Фтор, мг/л 0,20Сульфаты, мг/л 160Железо, мг/л 0,1 Микробиологические показатели:Медь, мг/л 0,8 Микробное число 30Общая жесткость, ммоль/л 5 Коли-индекс (число колиформныхрН 7,2 бактерий на 100 мл) отс.Задание Оцените качество водоснабжения населенного пункта. Объясните возможные причины нарушений в состоянии здоровья населения Определите профилактические направления снижения заболеваний полости рта сердечно-сосудистой системы и почек. Задача №8В районную поликлинику обратились 5 человек с воспалительными гнойными заболеваниями слизистых оболочек – гайморитами, синуситами, конъюнктивитами, отитами.Все обратившиеся – люди среднего возраста, активно отдыхающие на даче в Подмосковье. Во время жаркой погоды пользуются летним бассейном на дачном участке, в котором установлено устройство для аэрирования воды. Патрон для обеззараживания воды последний раз менялся 2 месяца назад.Задание Поставьте предположительный этиологический диагноз. К какой группе возбудителей относится этот микроорганизм? Какие необходимо соблюдать меры предупреждения возникновения подобных заболеваний? №5.1. Тема: Методы санитарного контроля за технологией обеззараживания воды. Реагентные и безреагентные методы.2. Цель: освоение студентами методики санитарного контроля за технологией обеззараживания воды и оценки эффективности обеззараживания питьевой воды, гигиеническая оценка реагентного и безреагентного методов.3.Задачи обучения:Студент должен знать: - методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды;- оценивать эффективность обеззараживания питьевой воды;- процесс обеззараживания питьевой воды- виды обеззараживания питьевой воды- реагентные методы обеззараживания питьевой воды;- безреагентные методы обеззараживания питьевой воды;- сравнительную характеристику методов обеззараживания питьевой воды;- методику проведения дезинфекции водопровода, его значение.Студент должен уметь:- применить методы санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды;- оценить эффективность обеззараживания питьевой воды;- охарактеризовать процесс обеззараживания питьевой воды;- определить содержание остаточного хлора в воде;4. Основные вопросы темы:1.Гигиеническое значение санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды.2.Методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды.3.Методы обеззараживания питьевой воды. Реагентные методы. 4. Безреагентные методы обеззараживания питьевой воды, их значение.5.Оценка эффективности обеззараживания питьевой воды.6.Особенности методов озонирования и ультрафиолетового облучения.5. Методы обучения и преподавания: решение тестовых заданий6. Литература:На русском языкеосновная:1.Коммунальная гигиена / под редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М., 2006 – Ч.1. -304с, ; Ч.2. – 336с.2.Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.дополнительная: 1.Аксенова О.И., Иванов С.И. Гигиенические аспекты обеспечения населения доброкачественной питьевой водой: проблемы и решения: руководство + СD под ред. Г.Г. Онищенко. – М., 2008.- 250 с.2.Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008. – 250с.3.Больничное дело в Казахстане: состояние, проблемы и подходы к новой модели / А.А. Аканов, В.Н. Девятко, В.И. Ахметов и др. – Астана, Б. – 2006.- 166с.4.Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003 – 464 с.5.Общая гигиена / под.ред. А.М. Большакова , В.Г. Маймулова.- М., 2006.- 736с.6.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с.7.Рустембекова С.А. Микроэлементы и факторы экологического риска.- М: Логос. 2006. – 110с. 7. Контроль-вопросы:1.Охарактеризуйте метод обеззараживание воды ультразвуком.2.Перечислите преимущетсво метода обеззараживания воды иодом.3. Расскажите о значении обеззараживания воды гамма – излучением. 4.Составьте модель бактерицидного влияния химических дезинфекторов.5.Какие особенности имеют обеззараживания воды тяжелыми металлами?6.Каким образом определяется остаточный хлор в воде?7.Что такое преаммонизация и метод хлорирование?Тестовые задания:1. Цель обеззараживания воды … A) полное уничтожение микроорганизмов.B) уничтожение споровых форм микроорганизмов. C) остановка роста микроорганизмов. D) улучшение физических качеств воды.E) осаждение взвешенных веществ. 2. Норма остаточного хлора в воде после завершения ее обработки составляет … мг/л.A) 1,5-1,0B) 0,1-0,2C) 0,6-1,0D) 0,3-0,5E) 1,2-1,53. … наиболее широко применяемый метод на водопроводных станциях Казахстана.A) ХлорированиеB) УФОC) Озонирование D) Гамма облучениеE) Перманганирование 4. К механическому методу очистки воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание5. К физическому методу обеззараживания воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание6. Для фильтрации воды используется ...a) гравийb) стройматериалc) вата и стройматериалd) каменьe) бумага7. Наиболее часто в качестве коагулянта используется ... a) биокарбонат натрияb) крахмалc) сульфат алюминия d) хлорный газe) хлорамин8. При обеззараживании воды используются ... методы.a) химический, физический b) физиологический, химическийc) физиологический, статистическийd) реагентный, реактивныйe) нереактиный, бактериологический9. К физическому методу очистки воды относится:a) ионы тяжелых металловb) хлорированиеc) озонированиеd) УФЛe) фильтрация10. Дезодарация – это удаление от дурнопахнущих ... a) газовb) запаховc) солиd) веществe) микроорганизмов11. К химическому методу обеззараживания воды относится:A) отстаиваниеB) кипичениеC) озонированиеD) использование УФЛE) фильтрирование12. Для эпидемиологической безопасности питьевой воды используются ...A) хлорирование, озонирование.B) дегазация, умягчение.C) обесфторирование, обезжелезивание.D) осветление, дезодорация.E) вымораживание, ионный обмен.13. Обеззараживающее свойство хлора связано с наличием ...А) хлорной кислоты.В)хлороводородной кислоты.С) связанного хлора.D) соединение хлорфторуглерода.E) свободного хлора.14. К физическому методу обеззараживания воды относится ...A) обработка альфа – излучением.B) обработка серебром.C) озонирование.D) обработка гамма – излучением.E) обработка тяжелыми металлами.15. Суперхлорирование это ...A) низкая доза хлора.B) оптимальная доза хлора.C) увеличенная доза хлора.D) свободный хлор.E) остаточный хлор.16.Критерием достаточности дозы хлора при хлорировании воды является…A) снижение общей жесткости воды наполовину.B) физическое свойство воды.C) отсутствие бактерий в воде.D) величина остаточного хлора.E) наличие слабого привкуса и запаха хлора в воде. 17. Хлорпотребность воды – это …A) двойная доза хлора, полученная пробным хлорированием воды.B) количество хлора, необходимое для хлорирование 1л воды.C) необходимое количество хлора для гиперхлорирования 1л воды.D) количество хлора, подлежащее дехлорированию воды.E) сумма хлор поглощаемости и допустимого остаточного хлора в воде.18

79. Какую роль играет УФ-излучения для обеззараживания питьевой воды из поверхностных источников?

80.Расскажите обеззараживания воды электрохимическими методами.

Темы, требования к выполнению и содержанию СРС



3. Задачи обучения:

Студент должен знать:

- методику санитарного обследования и выбора водоисточников;

- методику санитарного контроля технологий очистки воды;

- процесс коагуляции, отстаивания и фильтрации, их значение;

- эффективность осветления и обесцвечивания питьевой воды;

- типы отстойников, их принципы работы;

- методику фильтрации воды, виды фильтрации;

- специальные методы улучшения качества воды.

Студент должен уметь:

- проводить санитарное обследование водоисточников;

- выберать водоисточники и давать им гигиеническую оценку;

- применить методы санитарного контроля технологий очистки воды;

- оценивать эффективность осветления и обесцвечивания питьевой воды;

- охарактеризовать процессы коагуляции, отстаивания и фильтрации.

4. Основные вопросы темы:

1.Санитарное обследование и выбор водоисточников, их гигиеническое значение.

2. Методика санитарного контроля технологий очистки воды.

3. Оценка эффективности осветления и обесцвечивания питьевой воды.

4. Особенности процессов коагуляции, отстаивания и фильтрации воды.

  1. Типы отстойников, принцип работы.

  2. Фильтрация воды. Типы фильтров, принцип работы.

7. Специальные методы улучшения качества воды и их гигиеническая характеристика.

5. Методы обучения и преподавания: решение ситуационных задач

6. Литература:

На русском языке

основная:

1.Коммунальная гигиена / по

д редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М., 2006 – Ч.1. -304с, ; Ч.2. – 336с.

2.Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.

дополнительная:

1.Аксенова О.И., Иванов С.И. Гигиенические аспекты обеспечения населения доброкачественной питьевой водой: проблемы и решения: руководство + СD под ред. Г.Г. Онищенко. – М., 2008.- 250 с.

2.Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008. – 250с.

3.Больничное дело в Казахстане: состояние, проблемы и подходы к новой модели / А.А. Аканов, В.Н. Девятко, В.И. Ахметов и др. – Астана, Б. – 2006.- 166с.

4.Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003 – 464 с.


5.Общая гигиена / под.ред. А.М. Большакова , В.Г. Маймулова.- М., 2006.- 736с.

6.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с.

7.Рустембекова С.А. Микроэлементы и факторы экологического риска.- М: Логос. 2006. – 110с.

7. Контроль: решение ситуационных задач

Задача №1

В рабочем поселке в степной зоне предполагается строительство санатория-профилактория для рабочих на 150 мест. Водоснабжение лечебно-профилактическою учреждения предполагается осуществлять из артезианской скважины, эксплуатирующей 4 водоносный горизонт на глубине 60 м. Дебит источника 40 м3/час. Анализ качества воды дал следующие результаты:

запах, баллы 2 железо, мг/л 0,5

сухой остаток, мг/л 1200 фтор, мг/л 1,0

сульфаты, мг/л 500 токсические вещества отс.

хлориды, мг/л 350 микробное число 80

общая жесткость, ммоль/л 9 коли-индекс 2

Имеется зона строгого санитарного режима головных сооружений. Артскважины радиусом 15 м. Поселок снабжается питьевой водой из артезианской скважины, питающейся из 3-го водоносного горизонта. Дебит источника недостаточен для перспективного водоснабжения и не позволяет подключить к водопроводной сети строящийся санаторий. Качество воды в водопроводной сети поселка следующее:

запах, баллы 2 железо, мг/л 0,1

сухой остаток, мг/л 600 фтор, мг/л 0,7

общая жесткость, ммоль/л 320 токсические вещества отс.

сульфаты, мг/л 100 микробное число 50

хлориды, мг/л 5 коли-индекс 2

Задание

  1. Оцените качество воды в водопроводе поселка и артезианской скважине санатория. Какие возможные эффекты будут обнаруживаться при пользовании водой такого качества.

  2. Дайте рекомендации по организации водоснабжения санатория-профилактория.

Задача №2

В зоне интенсивного сельскохозяйственного землепользования для организации питьевого водоснабжения предполагается использовать открытый водоем (пруд), зоной водосбора которого является территория радиусом 60 км, на которой находятся сельскохозяйственные угодья. Обрабатываемые дихлорфеноксиуксусной кислотой (препарат 2,4-Д).

Качество воды в пруду по данным УГСЭН следующее:

Мутность, мг/л 300 Хлориды, мг/л 350

Цветность, градусы 150 Сульфаты, мг/л 500

Общая жесткость, ммоль/л 8 Фтор, мг/л 1

Сухой остаток, мг 1200 ПАВ мг/л 0.3

Запах, баллы 3 2,4-Д, мг/л 0.1


Привкус, баллы 3 Цинк, мг/л 5

Окисляемость, мг/л 10 Нефтепродукты, мг/л 0.1

Водородный показатель, рН 6.3

Задание

  1. Решите вопрос о целесообразности использования открытого водоема в качестве источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения

  2. Определите возможную схему обработки воды на головных сооружениях водопроводной станции

  3. Определите возможные отрицательные эффекты на здоровье населения при использовании воды такого качества после обработки на головных сооружениях водопроводной станции.

  4. Возможны ли эти риски при использовании воды, отвечающей требованиям Санитарные правила №104 17.01.2012. Если возможны, то при каких условиях экспозиции.

Задача № 3

Среди жителей поселка, расположенного ниже по течению от крупного промышленного города, в течение года существенно увеличилась заболеваемость нефритом. Заболевание сопровождается снижением фильтрации в почечных канальцах, протеинурией, снижением фильтрации мочой бета-2-микроглобулина и белковосвязанного ретинола. Тенденция к росту заболеваемости нефритами начала отмечается 2 года назад.

Поселок имеет систему централизованного водоснабжения с полным циклом водоподготовки: отстаивание, коагулирование, фильтрирование и обеззараживание газообразным хлором. На выходе с очистных сооружений водопроводной станции вода имеет следующие качество.

Микробиологические показатели воды

Термотолерантные колиформные бактерии (в 100 мл воды) отс.

Общие колиформные бактерии (в 100 мл воды) отс.

Общее микробное число (в 1 мл воды) 30

Колифаги отс.

Споры сульфитредуцирующих клостридий (в 20 мл воды) отс.

Цисты лямблий (в 50 л воды) отс.

Химические показатели воды

1. Обобщенные показатели

Водородный показатель (ед. pH) 6

Общая минерализованность (сухой остаток), мг/л 900

Общая жесткость (ммоль/л) 7

Окисляемость перманганатная (мгО/л) 3

Фенольный индекс (мг/л) 0.11

2. Концентрации химических веществ, мг/л

Железо 0.2

Мышьяк 0.005

Нитраты 45

Кадмий 0.1

Сульфаты 200

Фториды 1.0

Хлориды 50

Цинк 5.0


Органолептические свойства

Запах (баллы) 3

Привкус (баллы) 2

Цветность (градусы) 10

Мутность (ЕФМ) 2.5

Задание

  1. Оцените качество водопроводной воды населенного пункта и установите возможную причинную связь роста заболеваемости почек и водопользованием.

  2. Какие еще возможны эффекты на здоровье при длительном использовании воды такого качества?

  3. Что нужно предпринять для улучшения ситуации?

Задача №4

В степном районе во время уборочной кампании среди местного населения и командировочных на уборку шоферов самосвалов возникла вспышка заболевания с симптомами гриппа: внезапное начало без продромальных симптомов с ознобом, температура тела до 39˚ С, общая слабость, недомогание. Лихорадка имеет устойчивый характер в течение 6-7 дней и сопровождается головной болью (особенно в икроножных мышцах). У тяжело болеющих увеличена печень, отмечается желтушность склер.

НА территории совхоза стоят жаркие дни, и население ходит купаться на речку, протекающую в 1 км от поселка. Основные поля злаковых культур, где происходит уборка, вплотную прилегает к речке. В период уборки отмечается рост популяции диких грызунов. Река используется населением только для купания и отдыха.

Качество воды в реке по данным УГСЭН следующее:

Запах, баллы 2

Сухой остаток, мг/л 1000

Сульфаты, мг/л 220

Хлориды, мг/л 180

Жесткость, мг-экв/л 6

Содержание токсических веществ, остаточные количества пестицидов и минеральных веществ не превышают ПДК

Водоснабжение в поселке осуществляется из артезианской скважины, эксплуатирующей 4-й водоносный горизонт. Дебит источника 15 м3/час. Вокруг головных сооружений скважины имеется зона строгого санитарного режима радиусом 50м. Качество воды артезианская скважины по данным ЦСЭН следующее:

Запах, привкус, баллы 1

Железо, мг/л 1

Цветность, градусы 20

Фтор, мг/л 1

РН 6.7

ОМЧ 60

Вода источника обрабатывается на головных сооружениях и в разводящую сеть поступает с качеством, соответствующим требованиям СанПиН -10.

Задание

  1. Выскажите Ваше предположение о возможной причине возникновения гриппоподобного заболевания среди населения.

  2. Какие косвенные данные подтверждают Ваш предварительный диагноз?

  3. Какие мероприятия, с Вашей точки зрения, необходимо предпринять в данной ситуации, в том числе для постановки окончательного диагноза?

  4. Назовите характерные особенности заболеваний этой группы.

Задача №5

Жители поселка Н. обратились с исковым заявлениям в муниципальный суд. По мнению жителей поселка, значительный рост заболеваемости флюорозом у детского населения обусловлен существенным загрязнением фторидами реки, используемой для водоснабжения населенного пункта. Фториды присутствуют в сточных водах алюминиевого комбината, работающего на электролизной технологии получения алюминия и в выбросах в атмосферный воздух.

Население микрорайона, где проживает значительная часть пораженных детей, живет в собственных домах, имеет приусадебные участки для выращивания овощей, корнеплодов и зелени. Плодовые деревья на участках чахлые. Дома имеют централизованное водоснабжение из водопровода, а также шахтные колодцы на приусадебных участках. Все население имеет гигиенические навыки ухода за полостью рта.

Анализ воды двухлетней давности свидетельствует о наличие в воде фторидов в концентрации 2,1 мг/л. Год назад завод произвел реконструкцию очистных сооружений и в настоящее время концентрация фторидов в реке не превышает гигиенические нормативы, однако состояние зубов у детей не улучшается и продолжают появляться случаи заболеваний.

Задание

  1. Сформулируйте ваше заключение по существу проблемы.

  2. Если Вы считаете, что флюороз обусловлен деятельностью предприятия, то объясните механизм его развития на фоне употребления воды, отвечающей требованиям СанПиН.

Задача №6

Для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения поселка проектируется строительство водопроводной станции. В качестве источника водоснабжения выбрана река. Место забора воды на очистные сооружения водопроводной станции размещается на расстоянии 2 км от поселка, вверх по течению.

Река протекает по густонаселенному району с развитой промышленностью. Качество воды в месте предполагаемого водозабора следующее:

Мутность, мг/л 300 Хлориды, мг/л 350

Цветность, градусы 150 Сульфаты, мг/л 500

Окраска обнаруживается 15 см Железо, мг/л 0.8

в столбике воды

Сухой остаток, мг 1200 Ртуть, мг/л 0.001

Запах, баллы 3 Хром, мг/л 0.15

Привкус, баллы 3 Цинк, мг/л 5

Окисляемость, мг/л 10 Нефтепродукты, мг/л 0.1

Водородный показатель, рН 6.3

Задание

  1. Решите вопрос о целесообразности использовании реки в качестве источника питьевого водоснабжения.

  2. Какими методами водоподготовки следует воспользоваться для кондиционирования воды?

  3. Какие последствия для здорового населения может представлять использование воды такого качества после обработки на традиционных очистных сооружениях водонапорной станции?

Задача №7

Анализ состояния здоровья жителей одного из районов Заполярья показан высокую распространенность кариеса зубов и хронического тонзиллита среди всех возрастных групп населения. По данным статистики также отмечался повышенный уровень ревматических поражений сердца и заболеваний почек (гломерулонефрит).

Население представляет в основном группу переселенцев из средней полосы, осваивающей месторождение природного газа, обладает высоким образовательным цензом, хорошо информировано о мероприятиях необходимых для успешной адаптации к экстремальным природно-климатическим условиям, в основной массе соблюдает рекомендации по профилактике простудных заболеваний и гигиены полости рта.

Питание осуществляется привозными продуктами из умеренной климатической зоны. В ассортимент пищевых продуктов включены мясо, рыбы, птица, молочные и овощные консервы, свежие овощи и фрукты.

Водоснабжение поселка осуществляется из артезианской скважины. Вода имеет следующее качество:

Органолептические показатели: Токсикологические показатели:

Запах, баллы 2 Молибден, мг/л 0,25

Привкус, баллы 2 Нитраты, мг/л 35

Цветность, градусы 15 Свинец, мг/л 0,02

Сухой остаток, мг/л 400 Стронций, мг/л 5,0

Хлориды, мг/л 60 Фтор, мг/л 0,20

Сульфаты, мг/л 160

Железо, мг/л 0,1

Микробиологические показатели:

Медь, мг/л 0,8 Микробное число 30

Общая жесткость, ммоль/л 5 Коли-индекс (число колиформных

рН 7,2 бактерий на 100 мл) отс.

Задание

  1. Оцените качество водоснабжения населенного пункта.

  2. Объясните возможные причины нарушений в состоянии здоровья населения

  3. Определите профилактические направления снижения заболеваний полости рта сердечно-сосудистой системы и почек.

Задача №8

В районную поликлинику обратились 5 человек с воспалительными гнойными заболеваниями слизистых оболочек – гайморитами, синуситами, конъюнктивитами, отитами.

Все обратившиеся – люди среднего возраста, активно отдыхающие на даче в Подмосковье. Во время жаркой погоды пользуются летним бассейном на дачном участке, в котором установлено устройство для аэрирования воды. Патрон для обеззараживания воды последний раз менялся 2 месяца назад.

Задание

  1. Поставьте предположительный этиологический диагноз.

  2. К какой группе возбудителей относится этот микроорганизм?

  3. Какие необходимо соблюдать меры предупреждения возникновения подобных заболеваний?

5.

1. Тема: Методы санитарного контроля за технологией обеззараживания воды. Реагентные и безреагентные методы.

2. Цель: освоение студентами методики санитарного контроля за технологией обеззараживания воды и оценки эффективности обеззараживания питьевой воды, гигиеническая оценка реагентного и безреагентного методов.

3.Задачи обучения:

Студент должен знать:

- методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды;

- оценивать эффективность обеззараживания питьевой воды;

- процесс обеззараживания питьевой воды

- виды обеззараживания питьевой воды

- реагентные методы обеззараживания питьевой воды;

- безреагентные методы обеззараживания питьевой воды;

- сравнительную характеристику методов обеззараживания питьевой воды;

- методику проведения дезинфекции водопровода, его значение.

Студент должен уметь:

- применить методы санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды;

- оценить эффективность обеззараживания питьевой воды;

- охарактеризовать процесс обеззараживания питьевой воды;

- определить содержание остаточного хлора в воде;

4. Основные вопросы темы:

1.Гигиеническое значение санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды.

2.Методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды.

3.Методы обеззараживания питьевой воды. Реагентные методы.

4. Безреагентные методы обеззараживания питьевой воды, их значение.

5.Оценка эффективности обеззараживания питьевой воды.

6.Особенности методов озонирования и ультрафиолетового облучения.

5. Методы обучения и преподавания: решение тестовых заданий

6. Литература:

На русском языке

основная:

1.Коммунальная гигиена / по

д редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М., 2006 – Ч.1. -304с, ; Ч.2. – 336с.

2.Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.

дополнительная:

1.Аксенова О.И., Иванов С.И. Гигиенические аспекты обеспечения населения доброкачественной питьевой водой: проблемы и решения: руководство + СD под ред. Г.Г. Онищенко. – М., 2008.- 250 с.

2.Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008. – 250с.

3.Больничное дело в Казахстане: состояние, проблемы и подходы к новой модели / А.А. Аканов, В.Н. Девятко, В.И. Ахметов и др. – Астана, Б. – 2006.- 166с.

4.Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003 – 464 с.

5.Общая гигиена / под.ред. А.М. Большакова , В.Г. Маймулова.- М., 2006.- 736с.

6.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с.

7.Рустембекова С.А. Микроэлементы и факторы экологического риска.- М: Логос. 2006. – 110с.

7. Контроль-вопросы:

1.Охарактеризуйте метод обеззараживание воды ультразвуком.

2.Перечислите преимущетсво метода обеззараживания воды иодом.

3. Расскажите о значении обеззараживания воды гамма – излучением.

4.Составьте модель бактерицидного влияния химических дезинфекторов.

5.Какие особенности имеют обеззараживания воды тяжелыми металлами?

6.Каким образом определяется остаточный хлор в воде?

7.Что такое преаммонизация и метод хлорирование?

Тестовые задания:

1. Цель обеззараживания воды …

A) полное уничтожение микроорганизмов.

B) уничтожение споровых форм микроорганизмов.

C) остановка роста микроорганизмов.

D) улучшение физических качеств воды.

E) осаждение взвешенных веществ.

2. Норма остаточного хлора в воде после завершения ее обработки составляет … мг/л.

A) 1,5-1,0

B) 0,1-0,2

C) 0,6-1,0

D) 0,3-0,5

E) 1,2-1,5

3. … наиболее широко применяемый метод на водопроводных станциях Казахстана.

A) Хлорирование

B) УФО

C) Озонирование

D) Гамма облучение

E) Перманганирование

4. К механическому методу очистки воды относится:

A) кипячение

B) фильтрация

C) отстаивание

D) коагуляция

E) обеззараживание

5. К физическому методу обеззараживания воды относится:

A) кипячение

B) фильтрация

C) отстаивание

D) коагуляция

E) обеззараживание

6. Для фильтрации воды используется ...

a) гравий

b) стройматериал

c) вата и стройматериал

d) камень

e) бумага

7. Наиболее часто в качестве коагулянта используется ...

a) биокарбонат натрия

b) крахмал

c) сульфат алюминия

d) хлорный газ

e) хлорамин

8. При обеззараживании воды используются ... методы.

a) химический, физический

b) физиологический, химический

c) физиологический, статистический

d) реагентный, реактивный

e) нереактиный, бактериологический

9. К физическому методу очистки воды относится:

a) ионы тяжелых металлов

b) хлорирование

c) озонирование

d) УФЛ

e) фильтрация

10. Дезодарация – это удаление от дурнопахнущих ...

a) газов

b) запахов

c) соли

d) веществ

e) микроорганизмов

11. К химическому методу обеззараживания воды относится:

A) отстаивание

B) кипичение

C) озонирование

D) использование УФЛ

E) фильтрирование

12. Для эпидемиологической безопасности питьевой воды используются ...

A) хлорирование, озонирование.

B) дегазация, умягчение.

C) обесфторирование, обезжелезивание.

D) осветление, дезодорация.

E) вымораживание, ионный обмен.

13. Обеззараживающее свойство хлора связано с наличием ...

А) хлорной кислоты.

В)хлороводородной кислоты.

С) связанного хлора.

D) соединение хлорфторуглерода.

E) свободного хлора.

14. К физическому методу обеззараживания воды относится ...

A) обработка альфа – излучением.

B) обработка серебром.

C) озонирование.

D) обработка гамма – излучением.

E) обработка тяжелыми металлами.

15. Суперхлорирование это ...

A) низкая доза хлора.

B) оптимальная доза хлора.

C) увеличенная доза хлора.

D) свободный хлор.

E) остаточный хлор.

16.Критерием достаточности дозы хлора при хлорировании воды является…

A) снижение общей жесткости воды наполовину.

B) физическое свойство воды.

C) отсутствие бактерий в воде.

D) величина остаточного хлора.

E) наличие слабого привкуса и запаха хлора в воде.

17. Хлорпотребность воды – это …

A) двойная доза хлора, полученная пробным хлорированием воды.

B) количество хлора, необходимое для хлорирование 1л воды.

C) необходимое количество хлора для гиперхлорирования 1л воды.

D) количество хлора, подлежащее дехлорированию воды.

E) сумма хлор поглощаемости и допустимого остаточного хлора в воде.

18

Допустимое микробное число в 1 мл водопроводной воды:


a) не более 50

b) не более 100

c) не более 150

d) не более 500

e) не более 250

19. Хлорирование воды двойной дозой хлора называется ...

a) суперхлорирование+

b) обевреживание залалсыздандыру

c) обеззараживание

d) хлорирование диоксидом хлора

e) эффективное хлорирование

20. Наиболее широко используемый реагент при обеззараживании воды в водопроводных станциях ...

A) газообразный хлор.

B) пантоцид.

C) серно- кислый алюминий.

D) хлорамин.

E) начальный раствор хлорной извести.

6.

1.Тема: Методика санитарной экспертизы проектов водоснабжения населенных мест. Оценка полноты представленных документов.

2. Цель: ознакомить студентов с методикой санитарной экспертизы проектов водоснабжения населенных мест, также научить давать оценку полноты представленных документов.

3.Задачи обучения:

Студент должен знать:

- виды систем водоснабжения населенных мест;

- гигиенические требования к системам водоснабжения населенных мест;

- схему систем водоснабжения из различных водоисточников.

- методику санитарной экспертизы проектов водоснабжения населенных мест;

- перечень необходимых документов для санитарной экспертизы водоснабжения населенных пунктов;

- оценку полноты представленных документов.

Студент должен уметь:

- проводить методику санитарной экспертизы проектов водоснабжения населенных мест;

- определить перечень необходимых документов для санитарной экспертизы водоснабжения населенных пнктов;

- оценивать полноту представленных документов.

4. Основные вопросы темы:

1. Система водоснабжения населенных мест, виды и их характеристика.

2. Гигиенические требования к системам водоснабжения населенных мест.

3. Методика санитарной экспертизы проектов водоснабжения населенных мест.

4. Перечень необходимых документов для санитарной экспертизы водоснабжения населенных пунктов.

5. Оценка полноты представленных документов.