Файл: Учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 252

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

88 руководителей. Он представляет собой итог систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществление специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между руководителями и подчиненными. Формирование и совершенствование социально-психологического климата – это постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует, особенно от руководителей и психологов, понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон. Первая
климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи общества, насколько здесь гарантированно соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан. Вторая
климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми. Третья климатическая зона – психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.
Психологический климат – это климат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата.
Благоприятный климат переживается каждым человеком как состояние удовлетворенности отношениями с товарищами по работе, руководителями, своей работой, ее процессом и результатами. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данном коллективе, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям.


89
Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в коллективе, с руководителями, условиями и содержанием труда.
Это сказывается на настроении человека, его работоспособности и активности, на его здоровье.
Характеристики благоприятного социально-психологического климата:
1. В коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между работниками, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; членам коллектива нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
2. В коллективе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
3. В коллективе высоко ценят такие черты личности как принципиальность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
4. Члены коллектива активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в труде и профессиональной деятельности.
5. Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
6. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:
1. В коллективе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии людей друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, люди позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою т.з. главной и нетерпим к мнению остальных.
2. В коллективе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на
«привилегированных» и
«пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
3. Такие черты личности, как принципиальность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.

90 4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, коллектив невозможно поднять на общее дело.
5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
6. В коллективе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
7. В трудных случаях коллектив не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.
С целью оценки успешности усвоения вышеизложенного материала предлагается решить следующие задания:
Задание №26. Юноша К., 16 лет. Окончил школу с оценками «хорошо». Увлекается компьютерами, техникой. Из школьных предметов легко усваивал материал таких предметов как алгебра, геометрия, черчение, физика. Отец молодого человека занимает должность главного врача городской больницы, мать – работник медицинского ВУЗа. К. собирается поступать в медицинский институт. Какими мотивами выбора профессии руководствовался К. при принятии такого решения:
A) положительными
B) отрицательными
C) внешними
D) внутренними
E) родительскими установками
Задание №27. В купейном вагоне скоростного поезда, в числе пассажиров, находился врач-стоматолог, который неоднократно в разговорах подчеркивал свое мастерство специалиста. Во время движения, в соседнем вагоне у женщины начались роды. Врач- стоматолог заперся в своем купе и сообщил, что плохо себя чувствует, поэтому не сможет оказать необходимую помощь. Оцените действия врача:
A) врачебная ошибка
B) профессиональное правонарушение
C) несчастный случай
D) ошибка поведения врача
E) низкий уровень морально-этических качеств


91
Задание №28. На приеме к терапевту обратилась больная Н, 40 лет, данное обращение 5- ое в течение последнего месяца, с жалобами на головные боли, головокружения, перебои в работе сердца, одышку. Пациентка настаивает на госпитализации. Инструментально и объективно патологии не выявлено. Выражаясь нецензурными словами, врач направил больную на консультацию к психиатру. Ранее подобного в поведении врача не наблюдалось. Оцените поведение врача:
A) синдром эмоционального выгорания
B) профессиональная деформация
C) нервное напряжение
D) профессиональный цинизм
E) низкий уровень морально-этических качеств
Задание №29. Врач Р., имеющая двоих детей до 16 лет, требует полный отпуск в разгар отпускной кампании. Главный врач отказывается подписывать заявление, оперируя нехваткой работников в этот период. Какая зона социально-психологического климата коллектива описана:
A) первая
B) вторая
C) третья
D) четвертая
E) первая и четвертая
Если Вы сомневаетесь в правильности решения или Вас что-то беспокоит, ѐще раз прочитайте данный раздел информации и снова попробуйте решить задания. Только правильное их решение говорит о том, что информация Вами усвоена, и Вы можете переходить к изучению следующего материала.

92
ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Актуальность темы: Психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействия приходят в соприкосновение с психологическими особенностями медицинского работника (врача, психолога, медицинской сестры, социального работника). Целью контактов между этими двумя людьми является помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому. Исходя из основной цели лечебного взаимодействия, можно было бы предположить о неоднозначности ценностей контактов в системе «медицинский работник-пациент». Однако, не следует думать о заинтересованности в таком, взаимодействии лишь со стороны пациента.
Медицинский работник в не меньшей степени заинтересован в оказании качественной по- мощи больному, ведь эта деятельность является его профессией, а значит у него есть собственные мотивы и интересы взаимодействовать с пациентом, позволившие выбрать данную профессию.
Для того, чтобы процесс взаимоотношений пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо познать его психологические основы. Мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте, а также ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или медицинской сестры. Особенности взаимодействия между мед.работником и пациентом в значительной степени влияет на качество лечебно-диагностического процесса, течение и исход заболеваний.
Цель обучения (общая): уметь определять и оценивать психологические особенности общения участников лечебно-диагностического процесса для обеспечения терапевтически эффективного и бесконфликтного взаимодействия медицинских работников с пациентом.
Конкретные цели: уметь
Цели исходного уровня: уметь
1. Определять содержание понятия
«коммуникативная компетентность».
1. Собирать анамнестические данные, выявлять жалобы и проводить объективное исследование больного, интерпретировать данные инструмен- тального обследования (каф.пропедевтической и факультетской терапии).


93 2. Определять психологические особенности этапов диагностического процесса.
2. Проводить исследование личности у здорового человека
(каф.психологии).
3. Определять психологические основы и виды общения в лечебном процессе.
4. Выявить и анализировать типы конфликтов в медицинской среде.
5. Освоить способы разрешения и предупреждения конфликтов в медицинской среде.
Для оценки исходного уровня знаний предлагаются следующие задания:
Задание №30. У испытуемого по методике Айзенка по шкале нейротизма показатель – 10 баллов, по шкале экстраверсии – 17 баллов, по шкале коррекции – 6 баллов.
Эти данные свидетельствуют о том, что у испытуемого:
А) Сангвинический темперамент
В) Холерический темперамент
С) Меланхолический темперамент
D) Флегматический темперамент
E) Результаты не подлежат интерпретации
Задание №31. Больная М., 40 лет. Предъявляет жалобы на боли в области сердца, периодически появляющееся ощущение нехватки воздуха, плохой сон.Объективно: кожные покровы чистые, обычной окраски. Над легкими везикулярное дыхание.
Деятельность сердца ритмичная, тоны чистые. АД 90/60 мм.рт.ст. PS 80 уд. в 1 мин., удовл.-х. св-в. Живот мягкий, б/болезненный при пальпации. В программу дальнейшего обследования, помимо общего обязательного комплекса лабораторных исследований, включены: ЭКГ, УЗИ сердца. Предположительный диагноз – вегето-сосудистая дистония.
Достаточно ли обоснован этот диагноз, и достаточен ли объем дополнительных исследований? Варианты ответа:
А) Предположительный диагноз достаточно обоснован, дополнительные исследования не требуются

94
В) Диагноз поставлен без достаточных оснований
C) Предположительный диагноз и план обследования не обоснованы
D) Предположительный диагноз поставлен правильно, но дополнительные исследования намечены в недостаточном объеме
E) Дополнительные исследования намечены неправильно
Если при выполнении приведенных выше заданий возникли затруднения, необходимо обратиться к следующей литературе:
1. Вiтенко Н.В. Загальна та медична психологiя. К., 1996, стор.76-89.
2. Василенко В.Х. Внутренние болезни. М., 1978, стр. 22-31, 46-54, 68-79.
3. Маклаков А.Г. Общая психология . – СПб., 2000, 592с.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Граф логической структуры темы «Психология лечебно-диагностического процесса» представлен на следующей странице.
Важной психологической составляющей лечебно – диагностического процесса является коммуникативная компетентность медицинских работников.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   28

Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, что подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Коммуникативная компетентность рассматривается также как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
В первую очередь, коммуникативная компетентность является профессионально значимой характеристикой врача, медицинской сестры, психолога или социального работника. Однако, несмотря на то, что в условиях клиники пациент вынужден обращаться за помощью к врачу, коммуникативная компетентность важна для обеих сторон. Это связано с тем, что некомпетентность в общении хотя бы с одной стороны способна нарушить диагностический и лечебный процесс и не привести к желаемым результатам. Неумение пациента наладить контакт с врачом столь же опасно, сколь нежелание врача установить эффективный контакт с любым пациентом.

95
Граф 4

96
Коммуникативная компетентность врача — профессионально значимое качество. Профессия врача предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с больными, их родственниками, медицинским персоналом
— от медицинских сестер и санитарок до главных врачей, руководителей медицинских учреждений. От умения общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с людьми во многом зависит профессиональная успешность врача. Хороший психологический контакт с больным помогает точнее собрать анамнез, получить более полное и глубокое представление о больном. Умение общаться, или коммуникативная компетентность, обеспечивает взаимопонимание, доверие в отношениях, эффективность в решении поставленных задач. Если пациент доверяет своему врачу, не сомневаясь в правильности диагностики и адекватности терапии, то он будет выполнять назначения, пройдет все необходимые диагностические и терапевтические процедуры. При отсутствии психологического контакта пациент, возможно, не станет придерживаться врачебных рекомендаций и назначений, проконсультируется у других врачей или просто у своих знакомых, займется самолечением, обратится к представителям альтернативной медицины.
Психологическая сторона отношений «врач-больной» важна и в условиях платной медицины, когда пациент выступает в роли «заказчика» и оплачивает услуги. В этом случае он ориентируется не только на «профессионализм», но и на чисто человеческие, личностные качества врача: насколько он внушает доверие и уважение, внимателен и отзывчив, располагает к себе, вызывает желание общаться. Возможно даже, что в отдельных случаях психологические качества врача длябольного более важны, чем профессиональные знания, умения, навыки.
Коммуникативная компетентность предполагает не только наличие определенных психологических знаний (например, о типах личности, о способах переживания и реагирования на стресс у разных людей в зависимости от типа темперамента, о специфике связи между типами телосложения и особенностями психического склада личности и т. п.), но и сформированность некоторых специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, «читать» невербальный язык коммуникации, строить беседу, формулировать вопросы. Важно также владение врачом собственными эмоциями, способность сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом.
Адекватная коммуникация предполагает правильное понимание больного и соответствующее реагирование на его поведение. Независимо от того, в каком душевном состоянии находится пациент, испытывает ли он гнев или печаль, беспокойство, тревогу