Файл: Учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 248

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

72 совершенствованию определенных профессиональных навыков, но и к ряду неблагоприятных изменений, как для самой личности медицинского работника, так и успешности его деятельности. Например, проблемы профессиональной деформации и эмоционального выгорания, возникающие у работников «помогающих» профессий.
Знание этих психологических явлений, умение проводить их своевременную диагностику и коррекцию позволяет повысить не только эффективность труда медицинских работников, но и их удовлетворенность своей деятельностью, таким образом, изучение этих состояний представляется актуальной проблемой.
Цель обучения
(общая): уметь интерпретировать и анализировать психологические особенности личности медицинского работника, а также оценить их влияние профессиональную социализацию.
Конкретные цели: уметь
Цели исходного уровня: уметь
1. Определять мотивы выбора профессии медицинского работника. Уметь составлять професиограмму врача.
1. Применять на практике навыки общения с коллегами и пациентами, пользуясь правилами этики и деонтологии
(кафедра психологии и педагогики).
2. Различать понятия: врачебный долг, врачебная тайна; врачебная ошибка, несчастный случай, профессиональные правонарушения.
2. Выделять основные требования к личности врача (кафедра истории медицины).
3. Научиться выявлять профессиональные деформации, «синдром эмоционального выгорания».
3. Иметь навыки работы с правовыми документами и Конституцией Украины
(кафедра политологии).
4. Определять особенности межличностного общения и уметь применять их на практике.
4. Применять навыки психологического обследования человека (кафедра психологии и педагогики).
Для оценки исходного уровня знаний предлагается выполнить следующие задания:
Задание №21. Руководить людьми легче всего человеку, имеющему темперамент:
A) сангвиник
B) холерик
C) флегматик
D) меланхолик
E) –

73
Задание №22. Ятрогении обусловлены:
A) трудностями врачебной профессии
B) недостаточной профессиональной квалификацией врача
C) недостаточными моральными качествами врача
D) дефектами организационного характера
E) –
Задание №23. Соблюдение врачебной тайны – это:
A) инициатива врача
B) рекомендация Всемирной медицинской ассоциации
C) этическая необходимость
D) требование статей закона Украины
E) –
Задание №24. Адаптация включает в себя:
A) адаптацию психофизиологическую
B) адаптацию социально-психологическую
C) адаптацию профессиональную
D) адаптацию познавательную
E) все перечисленное
Задание №25. Исходя из теории жидкостей организма (Гиппократ), какой из методов лечения душевных расстройств представляется наиболее обоснованным:
A) гипноз
B) очищение
C) трепанация
D) электросудорожная терапия
E) ничего из перечисленного
Если при выполнении приведенных выше заданий возникли затруднения, необходимо обратиться к следующей литературе:
1. Вiтенко Н.В. Загальна та медична психологiя. К., 1996, стор.76-89.
2. Василенко В.Х. Внутренние болезни. М., 1978, стр. 22-31, 46-54, 68-79.
3. Маклаков А.Г. Общая психология . – СПб., 2000, 592с.


74
Граф 3

75
При выборе профессии человек может руководствоваться следующими мотивами: материальный, родительские установки, интерес к профессии, общественный престиж, полоролевые факторы, возможность продвижения по службе.
Все мотивы можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние мотивы
выбора профессии врача — индивидуально-психологические особенности личности, ее социально-психологические установки, система ее ценностных ориентаций, общественная и личная значимость профессии, удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру, возможность общения, оказания помощи людям и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека,
поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.
Внешняя мотивация — престиж профессии, ее востребованность и оплачиваемость, предмет труда, объективная возможность поступления в конкретный вуз, влияние семьи (выражающееся в преемственности труда от родителей и их влиянии на процесс принятия решения об окончательном выборе профессии)
Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.
В реальной жизни выбор профессии обусловлен действием многих разнонаправленных факторов. Преобладание внутренних мотивов и положительной внешней мотивации наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. Например, довольно распространенное мнение о престижности профессии врача нашло подтверждение лишь у 2,9 % респондентов. Решающим мотивом выбора профессии врача у 50 % опрошенных стал интерес к выбранной специальности, у 8 % — возможность заботиться о здоровье своих близких, выбор 1,5
% обусловила семейная традиция, а 8 % мечтали совершенно о другой карьере, но вынуждены были уступить воле родителей.
Успешность и профессионализм врача зависят в первую очередь от уровня знаний и навыков, которыми он обладает, но столь же важно наличие определенных личностных характеристик. Основные требования, предъявляемые к личности медицинских работников следующие: 1) терпимость и выдержанность; 2) доброжелательность и приветливость; 3) ответственность; 4) аккуратность; 5) тактичность; 6) оптимистичность; 7) внимательность; 8) готовность в любое время


76 оказать нужную медицинскую помощь; 9) бескорыстность, 10) коммуникативность и чувство юмора.
Необходимые профессиональные качества врача:
1) Коммуникативная компетентность:
- знания в области общей психологии (типы темперамента и личности, особенности поведенческих реакций, понимание психологической ситуации, в которой находится больной и его родственники);
- наличие коммуникативных навыков (умение устанавливать контакт, читать невербальные знаки, правильно подать себя – уверенная манера поведения);
- эмпатийность.
2) Эмоциональный самоконтроль и толерантность (умение оставаться в своей профессиональной роли, переносить неприятные для него особенности личности и поведения пациента).
3) Аффилиативная потребность (способность переносить значительные психоэмоциональные перегрузки, связанные не только с типом нервной системы, но и со степенью выраженности стремления взаимодействовать с другими людьми).
4) Способность к рефлексии.
5) Стремление к профессиональному росту.
6) Высокий уровень общей культуры.
Выбор профессии – одна из самых сложных жизненных задач. Активизацией человека в формировании психических, интеллектуальных и физических качеств, необходимых для той или иной профессии, занимается профессиональная ориентация.
Профессиональная ориентация - комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей, интересов и возможностей, в соответствии с социально-экономической ситуацией на рынке труда. В работе по профориентации важное значение имеет: профессиональное просвещение, профессиональная информация, профессиональная пропаганда. Полнота и объективность материала способствуют формированию у будущего специалиста сведений о привлекательных сторонах профессии, трудностях ее освоения, о творчестве и радости трудовых достижений, почему важны не только профессиональные качества, но и личностные, интеллектуальные. Профессиография -
описание профессии с точки зрения требований, предъявляемых к человеку. Охватывает различные стороны конкретной профессиональной деятельности: социально- экономические, технические, правовые, медико-гигиенические, психологические и др.
Результаты изучения профессии оформляются в профессиограмме, важной составной

77 частью которой является психограмма. Психограмма - краткая сводка требований, предъявляемых к психике человека как перечень необходимых профессиональных способностей.
Профессиограмма должна содержать все сведения о профессии:
- название и подразделение на специальности;
- операции, приемы и действия, выполняемые специалистом;
- необходимые общие и специальные знания;
- знание психофизиологических процессов применительно к данной профессии
(памяти, внимания, мышления, речи, эмоциональных восприятий, воли, выносливости, индивидуальных особенностей);
- профессиональные вредности и опасные моменты;
- материальные и моральные стимулы, возможности повышения квалификации и продолжения образования;
- психологические, анатомо-физиологические и санитарно-гигиенические противопоказания;
- указания о том, где и как можно получить данную профессию.
Этика - это наука о нравственности, учение о нормах поведения людей в том, или ином обществе. Врачебная этика воспитывает в каждом враче, в каждой медицинской сестре личное сознание профессионального долга и профессиональной моральной ответственности. Чувства, сознание долга - первые нравственные акции личности. Категория долг отражает единство общественного и личного в понятиях морали. Когда человек подчиняется императивному повелению чувство долга, мотив его поступка свободен от соображений выгоды. Где человек действует в согласии с сознанием долга, он действует бескорыстно. Долг означает определенный круг профессиональных и общественных обязательств и исполнение своих обязанностей, сложившихся на основе профессиональных или общественных отношений. Понятие долг довольно емкое. Чтобы правильно выполнить долг, его необходимо до конца осознать, у человека появляется потребность обоснованно выполнять свои обязанности. Выполнение долга неразрывно связанно с моральными качествами личности, уровнем общественного сознания. Медицинский работник, обладающий высокими моральными качествами и хорошо знаюший свой долг, выполняет его четко и качественно. Долг может пониматься формально из-за боязни нарушить законность, опасения понести общественное или административное прорицание.
Выполнение морального долга перед обществом зависит от социально -политической сущности господствующего класса его идеологии. Моральный долг каждого медика


78 сочетает в себе патриотизм и принципы интернационализма. Так, медики оказывают бескорыстную медицинскую помощь, народам многих развивающихся стран. Долг
медицинского работника - никогда и не под каким предлогам не участвовать в действиях, направленных против физического и психического здоровья людей либо угрожающих их жизни. Медицинский работник, никогда не под каким предлогом не имеет права ускорить наступление смерти даже безнадежного больного, он должен всеми возможными способами уменьшить страдания больного и бороться за каждый час его жизни. Назначение медика - продлевать, а не укорачивать жизнь человека.
Исполняя профессиональный долг, возлагая на себя ответственность, врач переводит социальные требования в мотивы своего поведения.
Приход больного человека к врачу - событие само по себе священное, которое можно сравнить с тайной исповеди. Собирая от больного сведения для сугубо медицинских целей, врач вольно или невольно сталкивается с глубоко личной или даже сокровенной информацией. Врач становится свидетелем того, что пациенты скрывают даже от близких им людей. Взамен пациенты ожидают от врачей не только профессиональной помощи и сострадания, но и, как само собой разумеющееся, конфиденциальности. Так, ежедневной реальностью медицинского работника становится врачебная тайна.
Врачебная тайна - информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его болезни и иные данные, полученные при его обследовании и лечении. Не допускается разглашение сведений, в т.ч., лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, когда в соответствии с законодательством и с согласия гражданина допускается передача таких сведений в определенных целях, а также случаев, когда они предоставляются в соответствии с законодательством без согласия гражданина.
Из выше сказанного следует:
1. Каждый пациент имеет право на сохранение личной тайны, и врач, равно как и другие лица, участвующие в оказании медицинской помощи, обязан сохранять врачебную тайну даже после смерти пациента, как и сам факт обращения за медицинской помощью, если больной не распорядился иначе.
2. Тайна распространяется на все сведения, полученные в процессе обращения и лечения больного (диагноз, методы лечения, прогноз и др.).
3. Медицинская информация о пациенте может быть раскрыта:
- по ясно выраженному письменному согласию самого пациента;


79
- по мотивированному требованию органов дознания, следствия, прокуратуры и суда;
- если сохранение тайны существенным образом угрожает здоровью и жизни пациента и (или) других лиц (опасные инфекционные заболевания);
- в случае привлечения к лечению других специалистов, для которых эта информация является профессионально необходимой.
4. Врач должен следить за тем, чтобы лица, принимающие участие в лечении больного, также соблюдали профессиональную тайну.
5. Лица, пользующиеся правом доступа к медицинской информации, обязаны сохранять в тайне все полученные о пациенте сведения.
6. В процессе научных исследований, обучения студентов и усовершенствования врачей должна соблюдаться врачебная тайна. Демонстрация больного возможна только с его согласия.
На протяжении веков к представителям медицинской профессии предъявлялись требования о недопущении ошибок. Врач ошибается т.к. имеет дело с очень сложным человеческим организмом, работая в условиях недостатка времени и объективной информации. Кроме этого, сама медицинская наука несовершенна.
Юридически, принято делить неблагоприятные последствия лечения на: врачебные ошибки, несчастные случаи и профессиональные правонарушения (наказуемые упущения) основной критерий их разделения -правильность и ошибочность действий с одной стороны, и, с другой стороны, -вызвавшие эти ошибки причины.
Врачебная ошибка - это неправильные действия или бездействие при выполнении своей работы. Виды врачебных ошибок: диагностические - связанные с постановкой диагноза, лечебно-тактические - ошибка в выборе методов исследования и оценке их результатов, лечебно-технические – неполное обследование больного и ошибки диагностических или лечебных манипуляций, организационные
(неправильная организация рабочего места и лечебного процесса), ошибки ведения
медицинской документации, ошибки поведения медицинского персонала. По данным
Classen лидирующими являются ошибки при выборе лекарственного препарата и его дозы - 56%. Второе место занимают ошибки, связанные с некорректным изменением дозы и длительностью применения медикаментов - 34%. Врачебные ошибки были, есть и будут существовать всегда, они неизбежны. Важно понять их причины и сущность, чтобы свести их долю к минимуму. Причины врачебных ошибок можно разделить на две большие группы: это объективные (непостоянство медицинских концепций, проблемы с техническим обеспечением, организационные трудности) и субъективные (низкий