Файл: Вопрос Менеджмент как наука, как искусство, как вид управленческой деятельности. Менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рассмотрение иерархичной структуры управления приводит представите­лей бихевиористской школы к переоценке делегирования. Делегирование рас­сматривается как двусторонний процесс. Нижние уровни управления организа­ции делегируют вверх функции администрации и координации деятельности, а верхние слои делегируют вниз право выполнять те или иные действия. Пред­ставители бихевиористской школы пытались также дать рекомендации руково­дителям по осуществлению делегирования полномочий и ответственности. От­ветственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения зада­чи перед лицом, которое передает ему полномочия (права), хотя конечную от­ветственность всегда несет его непосредственный руководитель.
Большой вклад в развитие бихевиористского направления менеджмента внес Абрахам Маслоу (1908-1970), разработавший мотивационную теорию потребностей, известная как «пирамида потребностей».

Свое развитие данная школа получила в теориях X и Y, разработанных Дугласом Мак-Грегором (1906-1964). Теория X - основы­вается на теории принуждения к работе и признает авторитарные методы управления. Теория Y - отражает бихевиористские взгляды и требует исполь­зования демократического стиля управления.

Мак-Грегор сделал вывод, что теория Y более эффективна и считал целе­сообразным создание условий, при которых рабочий, прилагая усилия для дос­тижения целей организации, одновременно наилучшим образом достигал своих личных целей. Практические рекомендации бихевиористской школы с успехом использовались на крупных фирмах: «Дженерал Электрик» и «Америкэн Теле­фон энд Телеграф».

Вопрос 6.

Сущность теоретических воззрения Ф.У.Тейлора, Г.Л. Ганнта, Гилбертов, Г. Форда. Отличия концепций научной школы менеджмента от взглядов представителей административной школы.

На рубеже XIX и XX столетий в характере производства произошли крупнейшие сдвиги. Прежде всего, резко возросли его масштабы и концентрация. Появились предприятия-гиганты, на которых были заняты тысячи, а порой и десятки тысяч рабочих и инженеров, применялись дорогостоящее оборудование, сложнейшие технологические процессы, основанные на последних достижениях научно-технической мысли. Для их обслуживания требовались уже образованные и гра­мотные люди, сознательно и заинтересованно относящиеся к своему труду и его ре­зультатам.


В этих условиях стало необходимо коренное изменение модели управления про­изводством, внедрение иных организационных структур, схем подчиненности, строгое соблюдение технологий, точность выполнения заданий, обоснованное стимулирование и т.п. Необходимые предпосылки для преобразований к тому времени уже имелись (опыт индустриального управления, накопленный в XIX в., и достижения в экономике, социологии и психологии). Они и позволили создать концепцию научного менеджмента.

Ее основоположником был Ф.У. Тейлор, книгу которого «Принципы научного менеджмента» (1911) считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования.

Тейлор выделил ряд основополагающих принципов менеджмента: нормирование труда; научный отбор и подбор персонала; необходимость обучения рабочих стандартным процедурам труда; разделение труда и ответственности между работниками и менеджерами.

Тейлор видел в рабочих иррациональные существа, способные целенаправленно действовать лишь на основе элементарных стимулов, в первую очередь денег. Он пришел к выводу, что главная причина невысокой производительности труда заключается в несовершенстве системы оплаты и поощрения. По его мнению, надлежащий эффект вознаграждение приносит в том случае, если будет своевременным, относиться к конкретному человеку, а не месту, которое ют занимает, выплачиваться на основе единообразных расценок, выведенных из точного знания, обоснованных критериев, а не догадок.

Тейлор выдвинул идею функционального руководства, согласно которой рабочие должны находиться под контролем восьми руководителей одновременно, сферы деятельности которых, он разделил на две группы: планирование и исполнение.

Тейлор сформулировал концепцию управленческого контроля, согласно которой контроль над рабочими должен осуществляться не только посредством отдачи распоряжений и укрепления дисциплины, но и за счет создания условий, в которых они были бы лишены малейшей возможности принятия каких бы то ни было решений о том, каким образом должна выполняться их работа.

Тейлор сформулировал важный вывод о том, что работа по управлению - это определенная специальность и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.


Подводя итоги, можно сказать, что Тейлор своими выводами осуществил прорыв в управленческой мысли, показав, что управлять можно научно.

Г. Гантт (1861-1919) родился в семье плантатора. Он был помощником Тейлора, когда тот работал в должности главного инженера, и внес немалый вклад в решение проблем оперативного управления и календарного планирования, но Гантт интересовался не отдельными операциями, движениями работников, а трудовым процессом в целом. Он объяснял низкую эффективность труда применением традиционных методов принуждения к нему, время которых ушло в прошлое. Поэтому им была разработана система сдельной заработной платы с повременными элементами (на случай невыполнения норм), где проявлялась большая, чем у Тейлора, забота о наемных работниках.

Видными последователями Тейлора были его соотечественники супруги Гилбрет. Они изучали трудовые операции, используя кинокамеру и изобретенный ими специальный прибор — микрохронометр, который мог измерять и фиксировать сверхкороткие промежутки времени. С помощью метода стоп-кадров им удалось описать 17 основных движений кисти руки и выявить в условиях стандартных операций излишние. В результате, например, для укладки кирпича было рекомендовано 4 движения вместо прежних 18, что обеспечило рост производительности труда каменщиков на 50 процентов.

Генри Форд внес большой вклад в менеджмент. Он построил систему организации производства, основанную на сверхспециализации рабочих, максимальном дроблении операций технологического процесса и расположении технологического оборудования и рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью выполняемых операций. Им введена невиданная ранее форма организации производственного процесса - поточная линия, что дало возможность перейти к массовому производству автомобилей.

Основные положения его философии таковы: высоко оплачивать труд каждого рабочего и следить за тем, чтобы он работал все 48 часов в неделю, но не больше; обеспечить наилучшее состояние всех машин, настаивать на их абсолютной чистоте, приучать людей уважать окружающих и самих себя. Форд уделял большое внимание охране труда и созданию нормальных условий труда, установил 8-часовой рабочий день и минимальный уровень оплаты труда.

Отличия концепций научной школы менеджмента от взглядов представителей административной школы
.

Школа научного управления занималась, в основном, поиском путей повышения эффективности процесса производства за счет рациональной организации труда отдельного рабочего. Представители классической (административной) школы разрабатывали подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

Файоль неоднократно подчеркивал, что никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни организации производства: Тейлор — цеховое управление, а он — высшее административное. «

Можно сделать вывод, что основная причина различий – это, в первую очередь, разные взгляды на одни и те же проблемы. Тейлор и его сторонники предпочитали рассматривать и решать имеющиеся проблемы в управлении производством «снизу». А вот «классики» решение всех организационных проблем видели в изменении, прежде всего, «верхушки» управления. Возможно, это связано именно с личным опытом как Ф. Тейлора, так и А. Файоля. Ведь первый большую часть своей трудовой жизни провёл на производстве, работая инженером, а второй в течение 30 лет возглавлял крупную горнодобывающую и металлургическую компанию во Франции.

Вопрос 7.

Координация, как функция менеджмента: цели, задачи, виды. 

Цель управленческой деятельности – непрерывное приспособление организации к непрерывно изменяющейся внешней среде и вариациям целей самой системы. Уровень в иерархической структуре управления представляет группу звеньев, у которых одинаковые полномочия по принятию решений. Связи между уровнями имеют как правило вертикальный характер и на их общее функционирование направлена координация.

Сущность координации – обеспечение согласованности действий всех звеньев системы управления и совершенствование установленного режима работы.

Цель координации – установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов; устранение помех и отклонений от заданного режима работы.

Пути осуществления: проведение совещаний, налаживание личных контактов между руководителями, согласование рабочих планов и графиков, внесение в них корректив.

Координация основывается на трех принципах: «групповое усилие», «единство действий» и «общая цель».


Координация помогает обеспечить объединение устремлений отдельных работников в одно групповое усилие. Управленческая координация стремится обеспечить эффективность этого группового усилия путем объединения действий различных групп или отделов внутри организации. И эффективность этих коллективных усилий «координируется» путем поддержания связи между общей целью и всеми индивидуальными или групповыми видами деятельности.

Три основополагающих принципа координации: единство команд, цепь команд (или скалярная цепь) и интервал управления.

В соответствии с принципом единства команд каждый подчиненный должен быть ответствен только перед одним вышестоящим лицом. Идея о том, что работник не может трудиться под руководством нескольких начальников была признана еще в древности. Концепция единства команд в регулировании бизнеса была выдвинута Анри Файолем. Файоль твердо верил в единство команд: «Тело с двумя головами в обществе, также как и в животном мире, является монстром, которому трудно выжить». Единство команд было подвергнуто критике в недавние времена, как слишком жесткое для сложных современных управленческих установок. Современные менеджеры нуждаются в более гибких принципах. В крупнейших организациях горизонтальная связь является существенной, особенно в организациях с высочайшей технологией, где требуется множество типов очень узких специальностей. Корпоративные гиганты породили потребность в новых организационных формах, которые позволяют допустить большую гибкость в отношениях «начальник — подчиненный». Однако дух этого принципа, насколько это возможно, все еще сохраняется, так как конфликты, вызванные его нарушением, хорошо известны.

Координация представляет собой процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Координация обеспечивает целостность, устойчивость организаций.

По своему характеру координационная деятельность бывает:

  • превентивная, т. е. направленная на предвидение проблем и трудностей;

  • устраняющая, т. е. предназначенная для устранения перебоев, возникающих в системе;

  • регулирующая, т. е. направленная на сохранение существующей схемы работы;

  • стимулирующая, т. е. направленная на улучшение деятельности системы или существующей организации даже при отсутствии конкретных проблем.