Файл: 1. Понятие финансов как правовой и экономической категории. Значение и функции финансов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральная налоговая службаРФ, как орган государственного управления, осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Центральный банк РФ (Банк России). действует в соответствии с
Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)". Центральный банк РФ (Банк России) - юридическое лицо, одновременно осуществляя функции органа государственного управления, наделено властными полномочиями. Банк
России по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Уставный капитал и иное имущество Банка России - федеральная собственность. Банк России подотчетен Государственной Думе
Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Президент не относится ни к одной из ветвей власти, и как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет направления внутренней и внешней политики государства, на которой и строится финансовая политика. Кроме того Президент издает указы и распоряжения по вопросам формирование и исполнения бюджетов.
С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).
4. Судебные органы участвуют в финансовой деятельности как в процессе создания фондов денежных средств, так и в процессе использования централизованного фонда денежных средств.
Кроме того финансирование Судов производится из федерального бюджета.
6.Система и правовое положение органов власти специальной компетенции, осуществляющих финансовую деятельность
Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность - основная, определяющая содержание их компетенции.
Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы - бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в
РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов
РФ и соответствующих нижестоящих органов.
Министерство финансов РФ в соответствии с Положением о
Министерстве финансов Российской Федерации (утв. Постановлением
Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении
Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора,
Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
В системе Министерства финансов РФ создана Федеральная служба
финансово-бюджетного надзора,утвержденная Постановлением
Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Федеральная служба финансово- бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов
Российской Федерации.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное казначейство Российской Федерации создано в структуре Министерства финансов РФ Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556. Федеральное казначейство руководствуется
Положением о Федеральном казначействе (утв. Постановлением
Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703).
Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Центральный банк РФ (Банк России). Особое положение среди федеральных органов, осуществляющих финансовую деятельность, занимает Центральный банк РФ (Банк России), который действует в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О
Центральном банке РФ (Банке России)». Центральный банк РФ (Банк
России) осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
7. Понятие, предмет и метод финансового права как отрасли права.
Финансовое право находится в ведении РФ.
В состав финансового права входят такие отрасли права, как: бюджетное, налоговое, фондовое, валютное, коммерческое, корпоративное, предпринимательское, банковское и др.
Финансовое право как отрасль российского права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций.
Задачи государства: внешние – обеспечение безопасности и сотрудничество с другими государствами мира, внутренние.
Предмет финансового права – это общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фонда денежных средств.
К предмету финансового права относятся:
1. отношения между РФ, субъектами РФ и закрытыми административно-территориальными образованиями, в лице соответствующих государственных органов в связи с распределением средств РФ (осуществляет Минфин РФ);
2. между финансовыми органами как представителями интересов государства в целом и отдельными предприятиями и организациями;
3. между финансово-кредитными органами (Минфин РФ, ЦБ РФ, коммерческие банки) в связи с образованием и распределением соответствующих фондов (бюджетных, страховых и кредитных).
По состоянию на 2008 г. в РФ существует 80 субъектов РФ, при Путине их было 82, а до него – 89.
Закрытые административно-территориальные образования – это структуры, где полностью управляет Правительство РФ. На сегодняшний день их 47.
Предметом регулирования финансового права являются финансы.
1 2 3 4 5 6 7
Отношения сферы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, составляющие предмет финансового права, подразделяются:
1. в зависимости от функций финансовой деятельности:
мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды,
распределения финансовых ресурсов государства,
использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований,
контроля за движением финансовых ресурсов государства и муниципальных образований,
эмиссии денежных знаков;
2. в зависимости от субъектов, между которыми они возникают:
с одной стороны, между органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований, с другой
– между организациями и физическими лицами,
между самими органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований;
3. по экономическому критерию:
финансовые относятся – отношения, опосредующие движение денежных средств, имеющие распределительный характер и др. признаки, характерные для финансов. Среди них: отношения по взиманию налогов и сборов неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, отношения по бюджетному финансированию и т.д.,
нефинансовые – это отношения, при которых не осуществляется движение денежных средств, что является главным признаком финансов;
4. критерий финансово-правового регулирования по финансово-
правовым институтам:
бюджетные,
возникающие при формировании и исполнении бюджетов государственных и муниципальных внебюджетных фондов,
налоговые,
неналоговые,
отношения по государственному внутреннему долгу,
по сметно-бюджетному финансированию,
по государственному внебюджетному финансированию,
по бюджетным кредитам,
по государственному страхованию,
по денежному обращению и расчётам,
по валютному регулированию.
Метод финансового права – это способ воздействия на общественные отношения, а также система специфических средств, приемов, с помощью которых права регулирует общественные отношения, устанавливая правила поведения участников данных отношений, наделяя их правами и возлагая на них обязанности.
Существует 2 метода финансового права:
1. административно-правовой метод, т.е. «власть и подчинение». Отношение власти и подчинения при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношении «субординации» (подчинения по вертикали). Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых, кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости;
2. гражданско-правовой метод основан на равенстве сторон и регулируется экономическими методами (штрафы, пени, неустойки).
Существует другая классификация методов финансового права. Их также два:
1. императивный метод – метод властных, обязывающих предписаний (между налоговыми органами и гражданами, организациями);
2. диспозитивный метод – метод, предоставляющий возможность выбора (между банками и гражданами).
8. Принципы финансового права: понятие, классификация.
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на
основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. В силу своего содержания и закрепления в нормах финансового права они являются принципами финансового права.
Финансовая деятельность в РФ осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности РФ, закрепленными в
Конституции РФ от 12.12.1993 года.
Основные их них:
1) принцип законности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к нарушителям мер государственного принуждения (например, статья 176 УК РФ – незаконное получение кредита). Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность финансовых отношений, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государством программ, в различных сферах общественной жизни, и другие отрицательные последствия.
2) принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до граждан (в т.ч. с помощью СМИ) содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проектов и ревизии финансовой деятельности. Согласно статье 15 ч. 3 Конституции РФ «Законы подлежат официальном опубликованию».
Источники опубликования ФКЗ и ФЗ РФ – «Российская газета» и журнал
«Собрание законодательства». В Москве официальным источником опубликования является газета «Тверская-13».
3) принцип федерализма в финансовом праве проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенций РФ и субъектов РФ в области финансов. Согласно статье 71 Конституции РФ «в ведении РФ находятся: финансовые, валютные, кредитные регулирования, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет и федеральные налоги и сборы. К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения в РФ».
Финансовая деятельность в РФ осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности РФ, закрепленными в
Конституции РФ от 12.12.1993 года.
Основные их них:
1) принцип законности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к нарушителям мер государственного принуждения (например, статья 176 УК РФ – незаконное получение кредита). Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность финансовых отношений, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государством программ, в различных сферах общественной жизни, и другие отрицательные последствия.
2) принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до граждан (в т.ч. с помощью СМИ) содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проектов и ревизии финансовой деятельности. Согласно статье 15 ч. 3 Конституции РФ «Законы подлежат официальном опубликованию».
Источники опубликования ФКЗ и ФЗ РФ – «Российская газета» и журнал
«Собрание законодательства». В Москве официальным источником опубликования является газета «Тверская-13».
3) принцип федерализма в финансовом праве проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенций РФ и субъектов РФ в области финансов. Согласно статье 71 Конституции РФ «в ведении РФ находятся: финансовые, валютные, кредитные регулирования, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет и федеральные налоги и сборы. К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения в РФ».
4) принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельности РФ базируется на основе системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих правовых актах.
Основными финансово-плановыми актами являются:
федеральный бюджет;
внебюджетные фонды;
система расходов – для конкретных организаций (бюджетных организаций).
9. Место финасового права в система права России.
Понимание места финансового права в правовой системе долгие годы было дискуссионным. По этому вопросу возможно выделить, по меньшей мере, три позиции.
Первая группа ученых рассматривает финансовое право в качестве самостоятельной отрасли права. В настоящее время такая точка зрения наиболее распространена в науке и учебной литературе.
Внутри такой позиции существует спор о моменте выделения
(возникновения) финансового права. Поэтому в зависимости от взгляда на этот вопрос сторонники отраслевой самостоятельности финансового права условно подразделяются на две подгруппы.
Согласно воззрениям первых из них финансовое право сформировалось как самостоятельная отрасль права путем выделения из государственного и (или) административного права. Согласно второй точке зрения, финансовое право не выделялось из какой либо другой отрасли, а изначально возникло как самостоятельная отрасль права одновременно с административным и государственным правом.
Вторая группа ученых считает что финансовое право не является самостоятельной отраслью права, выступая лишь частью государственного или административного права.
Наконец, третья группа ученых рассматривает финансовое право в качестве комплексной отрасли права, состоящей из нескольких отраслей: 1) бюджетное право; 2) налоговое право; 3) банковское право;
4) страховое право и т.д.